Моя судьба в моих руках!: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Доперенос с сохранением и викификацией)
м (→‎Литература: Гутман)
 
Строка 34: Строка 34:
* «[[Хроники странного королевства]]» — тема судьбы и возможности её изменить встречается неоднократно, вплоть до того, что один из томов так и называется: «Поспорить с судьбой».
* «[[Хроники странного королевства]]» — тема судьбы и возможности её изменить встречается неоднократно, вплоть до того, что один из томов так и называется: «Поспорить с судьбой».
* Джош Рейнольдс, «Фабий Байл: Прародитель» — собственно, сюжет всех книг цикла крутиться вокруг попыток подчинить себе Байла от лица разнообразных сил — и того, как тот раз за разом отстаивает право творить свою судьбу самостоятельно.
* Джош Рейнольдс, «Фабий Байл: Прародитель» — собственно, сюжет всех книг цикла крутиться вокруг попыток подчинить себе Байла от лица разнообразных сил — и того, как тот раз за разом отстаивает право творить свою судьбу самостоятельно.
==== [[Сетевая литература]] ====
* «[[Сталь и Пламя]]»: свобода выбора — одна из главных идей ордена паладинов. Один из их лозунгов: нет судьбы, есть выбор. Что значит, мы вольны становиться тем, кем мы хотим быть, а не тем, кем нас хотят видеть окружающие. Так же и истинные пророчества показывают не будущее как таковое, а наиболее вероятный его вариант, и от нас зависит, станет он реальным или нет.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===

Текущая версия на 14:43, 27 апреля 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Screw Destiny. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Нет судьбы, кроме той, которую мы творим сами. »
— Terminator
«

It matters not how strait the gate, How charged with punishments the scroll, I am the master of my fate, I am the captain of my soul.

»
— Уильям Эрнест Хенли, Invictus
« 命运只是弱者的借口 »
— китайская поговорка

Иногда персонажи произведения являются лишь маленькими шестеренками в могучем механизме судьбы, повлиять на работу которого заведомо не выйдет. Но нередко бывает и так, что герой произведения не понимает, почему он сам не может выбирать путь, по которому идти. К черту пророчества и всех, кто в них верит, никакое Провидение или Страшное Колдунство не может запретить личности выбирать собственное будущее! Моя судьба в моих руках!

Троп появляется при любой попытке отвергнуть волю рока, но играется в чистом виде только тогда, когда от судьбы уйти все же удалось. То есть, либо персонаж достигает целей, противоположных предначертанным, либо все же достигает «правильных», но своим путем, не связанным с пророчеством. Если успеха в этом может достигнуть только один персонаж произведения, то речь идет о Внепричинности. Если предсказанные последствия появляются из-за попыток персонажа их избежать, то это Самосбывающееся пророчество, если вопреки им, то может иметь место Ирония судьбы.

Противостоять судьбе можно в любой момент времени, Избранному не обязательно делать это только во время Зова. Попытаться отвергнуть судьбу могут как герои, так и злодеи. Герои делают это реже, зато у злодеев почти никогда не получается.

Противотроп — Судьба-индейка.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • В. Крапивин, «В ночь большого прилива» — в Книгах Белого Кристалла расписана вся жизнь людей на много лет вперёд, и все слепо верят предсказаниям, и только протагонист разрушил пророчество, чтобы спасти раненого друга, который должен был умереть. Получилось.
  • Олди, «Я возьму сам» — целиком об этом. В попытках избавиться от дарованного ему фарра герой сломал об колено не только свою судьбу, но и капитально потоптался по всем управляющим механизмам тамошнего мироздания.
  • Ольга Онойко, «Дети немилости» — тоже целиком об этом. Героям не нравится быть игрушками в руках божественных сил, и они елико возможно пытаются обломать богине её игру.
  • А. Жвалевский, Е. Пастернак «Сиамцы» — игра с тропом. Герои постоянно вместе снимали популярные ролики в роли сиамских близнецов, но у каждого была своя жизнь, свой любимый\любимая. Потом они разошлись, но постоянно начали сталкиваться в самых разных местах, пока не решили показать фигу городу, что сводит их вместе. И тот повиновался их воле — только в конце чуток задержал электричку, чтобы они все-таки встретились, уже будучи готовые. И проблемы все решились в итоге не мановением руки, а за счет работы героев и их близких.
  • Юрий Никитин, «Мрак». Одна из линий лора в том, что всё предначертанное записано в книгу судеб, главный герой умудряется добраться до книги и стереть свою судьбу подчистую. Его лучший друг волхв так прямо и говорит: «Мол, нормальные люди долголетие бы поправили, богатство, любовь или ещё чего, а ты всё стёр, абсолютно, теперь всё, что с тобой произойдет далее — сугубо твоя вина и твой выбор».
  • Т. Айтбаев, цикл «Вы призвали не того…» — дар Буревестника. Над Буревестником не властны пророчества и предсказания, а ещё этот эффект распространяется на его окружение. Одну из спутниц, молодую чёрную дракону, Буревестнику «сосватал» её отец, так как другого способа снять проклятие с дочери не нашёл. Только не стоит забывать, что дар Буревестника не содержит никаких гарантий его выживания.
  • В. Зыков, цикл «Дорога домой» — инверсия. К’ирсан, ознакомившись с достаточным количеством фрагментов Фиорского пророчества, приходит к выводу, что оно уже исполняется, и осознанно принимает на себя одну из ролей.

Зарубежная[править]

  • «Хроники странного королевства» — тема судьбы и возможности её изменить встречается неоднократно, вплоть до того, что один из томов так и называется: «Поспорить с судьбой».
  • Джош Рейнольдс, «Фабий Байл: Прародитель» — собственно, сюжет всех книг цикла крутиться вокруг попыток подчинить себе Байла от лица разнообразных сил — и того, как тот раз за разом отстаивает право творить свою судьбу самостоятельно.

Кино[править]

  • Terminator — первые три фильма о том, как путешественники во времени пытаются изменить будущее. В третьем фильме выясняется, что неудачно, вопреки вынесенной в эпиграф к статье цитате. И третий фильм после выхода шестого фильма будет официально исключён из канона.
    • Многие фанаты всю эту похоронную оргию над франшизой просто игнорируют. Была хорошая дилогия «на взросление», с вжж-пиу-бабах в первой части и некоторым углублением/деконструкцией во второй, а всего остального можно считать, что и не было. Так что всё-таки No Fate.
  • 300 спартанцев — оракул, подкупленный персами, предсказывает поражение спартанской армии, что не останавливает царя Леонида.
  • Звездные Войны — «Ты был избранником! Предрекали, что ты уничтожишь ситхов, а не примкнёшь к ним! Восстановишь равновесие Силы, а не ввергнешь её во мрак!». Редкий пример, когда злодей добился успеха. Хотя Энакин перед смертью и раскаялся, но, как мы видим по Первому Ордену, ситхов он не уничтожил, хоть тайный учитель Кайло и не ситх.
    • Заметим в скобках, что очень странно со стороны Оби-Вана считать, что «восстановить равновесие» — это уничтожить одну из сторон. Когда на одной стороне целый орден, а на другой два человека, равновесие можно восстановить, только поддержав вторую. В результате к началу оригинальной трилогии как раз и оказалось, что на одной стороне два джедая (Оби-Ван и Йода), а на другой — два ситха (Сидиус и Вейдер).
      • Кто эту чушь выдумывает? Не было два-на-два ни в Расширенной Вселенной, ни в Диснеевском каноне, и там, и в другом переживших Приказ 66 джедаев всегда было больше, чем прочих адептов Тёмной Стороны.
      • Это если дело не обстоит так, что «равновесием» там принято называть некое состояние, при котором зло не бесчинствует и не творит особо страшных злодейств, а проявляется лишь в более обыденных формах. Для ТАКОГО «равновесия» действительно нужно уничтожить ситхов — ну, или привести их к раскаянию (или одного так, а другого этак).
      • Надо также отметить, что само деление на джедаев и ситхов в расширенной вселенной возникло из-за древнего раскола в ордене. Отколовшаяся секта и породила ситхов, а оставшиеся джедаи отказались от использования методик и техник, отныне ставших уделом «тёмной стороны». Причем изначальный орден был скорей серо-серым, в духе ехидного дедушки Джоли Биндо из Star Wars: Knights of the Old Republic, а не рядящихся в сияющие доспехи рыцарей, то и дело от этичности и светлости своей вытворяющих незнамо что. Так что напророчествованное «восстановление равновесия» можно было понимать и как излечение ордена от излишнего паладинства с прекращением этого древнего раскола. То есть, да-да, объединение злобных ситхов с светломудрыми джедаями.
  • «Лоуренс Аравийский»: «Ничто не предначертано». Субверсия, поскольку араб, которого Лоуренс спас от гибели в пустыне, потом решил совершить кровную месть, и тогда Лоуренс же и был вынужден его казнить во избежание конфликта между двумя племенами.
  • «Царь скорпионов» — Метаес постоянно говорит что-нибудь подобное, и обычно доказывает это, а ведь у главгада есть своя предсказательница. Именно этот взгляд на жизнь и приводит к тому, что она влюбляется в героя.
  • «Король−олень» − злодейская попытка. Тарталья не хочет быть злодеем и готов отказаться от своей роли: неужели для хорошего человека не найдётся какой-нибудь другой сказки? Неудачно, как объясняет песня Волшебника «Куда нам деться от своих ролей?»

Телесериалы[править]

  • «Флэш» — Эдди Тоун в конце первого сезона сериала 2014 года.
  • «Андромеда» — в серии, когда корабль ненароком возвращается назад в прошлое (спустя год после исчезновения), Харпер пытается изменить ход финальной битвы Ницшеанского восстания, уничтожившей остатки Звёздной гвардии. Дилан его останавливает и даже пытается спасти знакомую. Однако ницшеанский флот прибывает раньше, чем ожидалось, уничтожает корабль знакомой и оказывается втрое больше, чем значится в учебниках истории. Приходится восстановить историю с помощью установки Харпера, уничтожающей две-трети ницшеанского флота накануне сражения. Даже Харпер в конце концов осознаёт, что легче от этого ему не стало, ведь будущее так и осталось неизменным.
    • С другой стороны, более поздние серии показывают, что прошлое таки можно изменить с учётом того, что нынешняя хронология событий — отнюдь не первая. Первой было успешное убийство Ханта его старпомом Раде и отправлением уже Раде в будущее. Однако у Раде всё идёт не так, и он в конце концов осознаёт, что лишь Дилан способен всё исправить. Так что он возвращается в прошлое, убивает более молодую версию себя, и намеренно поддаётся Дилану, позволяя себя убить.

Мультсериалы[править]

  • Аватар: Легенда об Аанге — все вокруг твердят Аангу, что он должен убить Лорда Огня. Но главный герой не желает отказываться от своих принципов, поэтому лишь лишает Озая магии огня.
    • Впрочем, как Лорд Огня Озай после этого действительно умер.
  • Пинки и Брейн — Брейн заглянул в будущее и узнал что мир он так и не захватил, после чего все бросил и ушел в загул. Потом в будущее посмотрел Пинки и увидел что Брейн погибнет под лавиной (тот, узнав про это, сам же лавину и вызвал, типа чего рыпаться), но Пинки спас друга и Брейн решил пробовать осуществить осуществить свою мечту дальше.
  • «Путешествия Жюля Верна» − Жюль всё же не стал таким как Немо…

Аниме и манга[править]

  • Goblin Slayer — Тэглайн ранобэ, манги и аниме: «Он никому не позволит бросить кости».
  • Навсикая из долины ветров (манга) — финал. В склепе оказываются довоенные люди, которые и создали мир Навсикаи, модифицировав Лес для очистки Земли и людей для выживания в период очищения. Согласно плану, они хотят поделиться своими технологиями с выжившими и по окончании очистки выстроить новый мир. Более того, искусственный интеллект ученых доказывает, что у нынешних людей нет никаких возможностей бороться с каменной болезнью и Лесом и в итоге их ждет вымирание без помощи технологий. Вот только Навсикая считает их замысел бессмысленным и вредным — невозможно и бессмысленно добиваться некоего идеального мира без страданий и загрязнений, ибо они часть жизни вместе с радостью и светом, а уж вымрут люди или нет, решать планете — и уничтожает склеп, окончательно отрезав человечество от своего прошлого.
  • GoShogun: Toki no Étranger — сюжет в странном городе весь об этом. Да, в сущности, и вообще весь фильм.
  • X тоже любит эту тему. Главная музыкальная тема так и называется — «Садамэ», «Судьба».
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — главные герои предпочли бы не просто взять судьбу в руки, а проложить самый крутой и невероятный путь сквозь любые преграды судьбы при помощи ГИГА ДРЕЛЬ УДАРА!!!
    • Особенно учитывая, что во второй части Симон сталкивается с чем-то максимально близким к судьбе, но не намерен сдаваться, а наоборот — выбить из неё всё дерьмо, пока та не вернёт его невесту. Так что ничего удивительного, что он игнорирует слова в духе «вы не можете бороться с судьбой».
    • Симон, толкающий речь во время финальной битвы:
« Не стоит недооценивать нас! Время ли, пространство ли или что угодно — для нас всё это не имеет значение! Это наш путь, и мы идём по нему так как можем и хотим! Потому что мы Мега-Гуррен-Дан! »
— Симон
  • Ну или:
« Вы серьёзно думаете, что можете меня победить?

Само собой! Будущее, к которому мы стремимся - это не то будущее, которое вы для нас приготовили! Мы и только мы сами выберем свой путь среди бесконечных Вселенных! Мы пробьёмся, и защитим ту Вселенную, что принадлежит нам! И Спиральную Немезиду мы тоже остановим!

»
— Антисприральщик и Симон
  • Звуки Небес — Рио и Каната беседуют на эту тему.
  • Nickelodeon [Aka] — глава «Лицехват». Девушка гадала по руке на красную нить судьбы. Когда оказалось, что по гаданию она не связывает её с любимым… взяла и отрубила руку. Потому что не хочет мириться с судьбой.
  • «Ублюдок FFF ранга» — мельком оказывается, что протагонист именно таков. С одной стороны — он на самом деле избранный, призванный в другой мир для его спасения (а на самом деле — для обучения во время спасения). Однако «учебный центр» должен был избавляться от морально неподходящих героев — а протагонист совершенно не подходил. Поворот не туда, безалаберность компаньона, случайно сработавшая ловушка, ошибка с выбором уровня врага — что-нибудь должно было выкинуть излишне приземлённого героя из мира. Однако протагонист благодаря упорству и здравомыслию всё это преодолел — и сам себя в пожаловал в герои.

Видеоигры[править]

  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — есть возможность бросить затею с пророчеством о реинкарнации Назрудина и заняться претворением в жизнь конкурирующего предсказания о возвращении Арронакса.
  • God of War 2 — Кратос заявляет подобное Мойрам, ведающим судьбой, а после убивает их.
  • Сюжет игр серии The Elder Scrolls с третьей по пятую завязан вокруг Избранного, и иногда игрокам дается свобода творчества:
    • Morrowind — во время разговора с Дагот Уром можно представиться агентом Империи или приключенцем-самоучкой, а не новым воплощением Неревара. Впрочем, это ничего не изменит. Куда больше под троп попадает прохождение игры путем убийства Вивека или путем уничтожения Сердца Лорхана вовсе без Призрачного Стража, ведь тогда не нужно будет заручаться поддержкой эшлендеров и Великих Домов.
    • Skyrim — суждено ли Довакину остановить Алдуина или он таким образом мешает свершиться предначертанному концу света? Ответа не последовало.
  • Dark Messiah of Might and Magic — главный герой, согласно пророчеству, должен освободить Кха-Белеха, уничтожив мир тем самым. Но этого можно и не делать.
  • World of Warcraft — тропнеймер. Зе’ра предсказывала для Иллидана судьбу воина света, который спасет Азерот, и попыталась наделить Ярость Бури своей силой против его воли. В ответ первый охотник на демонов рявкнул данную фразу в ее сторону и убил ее. В результате Пылающий Легион повержен, а Иллидан Ярости Бури исполнил мечту своей жизни: предстать перед Саргерасом в качестве его победителя и спасителя Азерота.
    • А незадолго до этого Иллидан пытался вбить в голову то же самое пророк Велену. Пророк сначала ворчал, но в финале кампании понимает, что Ярость Бури был прав.
    • А во вступительном ролике Warlords of Draenor когда Гул’Дан заявляет, что отказ от крови Маннорота «не наша судьба», его жёстко осаживает Гаррош: «времена меняются — орки не будут рабами демонов, но будут завоевателями». Сыграно зигзагом, ведь потом Гул’дан все равно взял верх и все равно напоил тамошнюю Орду кровью Маннорота, пусть и не всю.
  • Starcraft 2: Wings of Liberty — вопрос нерушимости судьбы не раз поднимается после того, как Рейнору достаётся пророчество будущего от Зератула. Сам Рейнор имеет на этот счёт коронную фразу «Мы сами выбираем свою судьбу»[1]. И выбор он свой таки сделал в самом конце, чем успешно избежал напророченного конца света.
  • Mass Effect 3 — именно это говорит Шепард Катализатору в концовке Отказ, когда отказывается использовать Горн против Жнецов.
  • Первая трилогия Thief — изначально Гаррету была уготована судьба стать одним из хранителей города, но он послал все к лешему и пошел своим путем, правда в итоге это оказалось самосбывающееся пророчество, но он честно пытался.
  • «Prince of Persia», трилогия о Песках Времени — сюжеты всех игр основаны на попытках Принца изменить то, что он наворотил в начале первой игры, The Sands of Time. Не совсем, но получается. Особенно показательна вторая часть Warrior Within, которую на русский так и перевели: Схватка с Судьбой.
  • Life is Strange — схватка Макс с судьбой может закончиться ничьей, но не победой героини.
  • Серия Legacy of Kain: в первой игре Каин может выбрать свою судьбу, но все остальные игры посвящены предопределению, а главные герои Каин и Разиэль болтаются во множестве устойчивых временных петель. Плюс к тому, снаружи механизма судьбы сидит и кормится чудовищный Древний Бог. Однако и Каин, и Разиэль всячески стараются победить предопределение — как они выражаются, «поставить монетку на ребро». В итоге у Каина это получается.
  • Chrono Trigger весь про этот троп — главные герои всячески пытаются найти способ убить Лавоса, чтобы предотвратить катастрофу в будущем, которая превратила их мир в эталонную помойку.
  • Clive Barker's Jericho — Дельгадо посылает к черту миссию, для которой и был предназначен «Иерихон»: в очередной раз запечатать Перворожденного. И сам же подбивает остальных отправиться бить морду этому слишком много возомнившему о себе малолетнему ублюдку. Сработало.
  • Kingdoms of Amalur: Reckoning — собственно основа игры в том, что ГГ плевал на все эти предназначения с высокой колокольни и местным ткачам судьбы остается лишь офигивать.
  • Gothic: Протагонист — Избранный. В первой части — священный враг орков. Во второй он Избранный Инноса. Но он также вступает в Кольцо Воды, организацию служителей Аданоса. На вопрос Ворона, действительно ли тот Избранный Инноса, герой может ответить, что он может быть Избранным и у Аданоса. Или у Белиара. Или быть сам по себе. А в третьей части он — Вершитель, от решения которого зависит, какой из богов победит в Войне Богов. Или же все они будут изгнаны из мира.

Визуальные романы[править]

  • Бесконечное лето, мод «Саманта» — в ночь перед 3 днем Семен во сне вспоминает, что в реальности Саманта Смит погибла совсем молодой, и решает предотвратить это. В худшем случае он перекладывает ответственность на других, отправляя Лену с Самантой в Америку, а сам сбегая — в лучшем спустя долгие годы добивается всего сам.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — именно такое кредо у Аббадона Разорителя. Сначала он послал подальше Повелителя Человечества вместе с Хорусом, позднее — похоронил всё наследие самого примарха. Именно по этой причине, Аббадон отказывается от демоничества и предпочитает лишь сотрудничать с Тёмными Богами.
« Лишь глупец доверится демону. Они созданы из самой сущности изменений, в них воплотилось безумие варпа. Однако демонами, как и людьми, движет алчность, гордыня и высокомерие, и этим вещам я полностью доверяю… »
— Аббадон

Музыка[править]

«

Куда подует ветер, туда и облака, По руслу протекает послушная река.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой.

Где рельсы проложили, там ходят поезда, Куда пастух погонит, туда бредут стада.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой.

Теперь не доверяют, как прежде чудесам, На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой.

»
— «Ты - человек».

Реальная жизнь[править]

  • В японских храмах на ящичках с бумажными предсказаниями-омикудзи часто пишут, что если вы вытянули хорошее предсказание, это не повод расслабляться. Равно как и плохое не повод впадать в уныние, так как реализация предсказаний зависит от человека.

Примечания[править]

  1. Впрочем, более правильно было бы перевести её как «Мы сами выбираем, кем нам быть».