Классификация фракций: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|FactionCalculus|Faction Calculus}}
{{TVTropes|FactionCalculus|Faction Calculus}}


Строка 15: Строка 14:
Смотри также: [[Быстрый, сильный и хитрый]], [[Три сверхдержавы]].
Смотри также: [[Быстрый, сильный и хитрый]], [[Три сверхдержавы]].


Модель, изобретенная геймдизайнерами [[Blizzard]], впервые реализованная в [[Starcraft]] и с тех пор признанная наиболее удачной для баланса в стратегиях. Именно трехфракционная модель позволяет совместить честный баланс и кардинально различный геймплей всех трех фракций наилучшим образом. При увеличении числа фракций балансирование и поддержание разнообразия затрудняется (хотя все еще можно сделать хорошо). В трехфракционной модели присутствуют следующие профили:
Модель, изобретенная геймдизайнерами [[Blizzard]], впервые реализованная в [[Starcraft]] и с тех пор признанная наиболее удачной для баланса в стратегиях. Именно трехфракционная модель позволяет совместить честный баланс и кардинально различный геймплей всех трех фракций наилучшим образом. При увеличении числа фракций балансирование и поддержание разнообразия затрудняется (хотя все еще можно сделать хорошо). В трехфракционной модели присутствуют следующие профили:


* '''Силовой:''' в этой модели фракция силового профиля лишается универсальности юнитов, в целом сохраняя подход «малое число, высокая цена, высокие характеристики». В трехфракционной модели каждый мощный юнит силовиков имеет серьезную уязвимость, дающую возможности для [[Контра|контры]].
* '''Силовой:''' в этой модели фракция силового профиля лишается универсальности юнитов, в целом сохраняя подход «малое число, высокая цена, высокие характеристики». В трехфракционной модели каждый мощный юнит силовиков имеет серьезную уязвимость, дающую возможности для [[Контра|контры]].
Строка 30: Строка 29:


== Примеры ==
== Примеры ==
=== Игровые ===
{{Примеры}}
* [[Command & Conquer]]:
* [[Command & Conquer]]:
** Tiberian Dawn и Tiberian Sun — классический пример. ГСБ — силовой профиль, Братство Нод — хитрый.
** Tiberian Dawn и Tiberian Sun — классический пример. ГСБ — силовой профиль, Братство Нод — хитрый.
** Red Alert и [[Red Alert 2]] — Советы с силовым профилем, Союзники с хитрым. Во второй части происходит эволюция классической двухфракционной модели — Советы, кроме традиционных юнитов силовой фракции, получают также дешевую и массовую пехоту, а Союзники — технику в формате [[Стеклянная пушка|стеклянных пушек]].
** Red Alert и [[Red Alert 2]] — Советы с силовым профилем, Союзники с хитрым. Во второй части происходит эволюция классической двухфракционной модели — Советы, кроме традиционных юнитов силовой фракции, получают также дешевую и массовую пехоту, а Союзники — технику в формате [[Стеклянная пушка|стеклянных пушек]].
*** В аддоне Yuri's Revenge Союзники стали сбалансированными, а хитрый профиль перешел к Юрию.
*** В аддоне Yuri’s Revenge Союзники стали сбалансированными, а хитрый профиль перешел к Юрию.
**** Мод [[Mental Omega]] — всё было также, но добавление фракции Фоэн сделало союзников пушечными в силу быстрой, крутой, но уязвимой техники, а сбалансированными стали Фёны: хорошо скомбинированное сочетание силы и хитрости.
** [[Command and Conquer: Generals|Generals]]: начиная с этой части франшиза заимствует трехфракционную модель. Здесь США имеют сбалансированный профиль, Китай — силовой, ГОА — хитрый.
** [[Command and Conquer: Generals|Generals]]: начиная с этой части франшиза заимствует трехфракционную модель. Здесь США имеют сбалансированный профиль, Китай — силовой, ГОА — хитрый.
*** Мод [[Rise of the Reds]] — Россия с силовым профилем, США со сбалансированным, ЕКА с пушечным, Китай с массовым, ГОА с хитрым.
*** Мод [[Rise of the Reds]] — Россия с силовым профилем, США со сбалансированным, ЕКА с пушечным, Китай с массовым, ГОА с хитрым.
** Command and Conquer 3: Tiberium Wars - силовики ГСБ, хитрое братство Нод и сбалансированные Скринны.
** Command and Conquer 3: Tiberium Wars — силовики ГСБ, хитрое братство Нод и сбалансированные Скринны.
** [[Red Alert 3]] - хитрый СССР, сильные Союзники и быстрая Империя. Впрочем, начинающему игроку может показаться, что Советский Союз награжден силовым профилем, Союзники быстрым, а Империя хитрым - но только до первого поражения в мультиплеере, расставляющего все по своим местам.
** [[Red Alert 3]] — хитрый СССР, сильные Союзники и быстрая Империя. Впрочем, начинающему игроку может показаться, что Советский Союз награжден силовым профилем, Союзники быстрым, а Империя хитрым — но только до первого поражения в мультиплеере, расставляющего все по своим местам.
* [[Supreme Commander]] — силовые федералы, хитрые кибраны, пушечные эоны и (в аддоне) сбалансированные серафимы.
* [[Starcraft]] — классическая трехфракционная модель. Терраны — сбалансированные, зерги — хитрые, протоссы — силовики.
* Emperor: Battle for Dune — силовой профиль у Харконеннов, сбалансированный — у Атрейдесов, хитрый — у Ордосов.
* [[Star Wars]]:
** Настолка X-Wing — скиллованные пилоты с высокой инициативой и маневренностью на хилых ТАЙках у Империи, массовые буквенные толстячки с зелёными новичками за штурвалом у Ребелов, разношёрстное стадо с хитрющими апгрейдами и абилками у Скама.
* Stronghold: Crusaders — силовой стиль у крестоносного воинства, хитрый — у сарацин
* [[Lord of the Rings]]: Battle for the Middle-Earth — массово-силовой стиль у, естественно, орков, хитро-скилловый у имбалансных сил Бобра.
* [[Dawn of War]] — сбалансированный хаос, хитрые эльдары, силовики космопехи и массовые орки.
* [[Dawn of War]] — сбалансированный хаос, хитрые эльдары, силовики космопехи и массовые орки.
** В Winter Assault добавляется Имперская Гвардия с пушечным профилем. В Dark Crusade — хитро-пушечные Тау и массово-силовые Некроны. В Soulstorm — хитро-массовые Темные Эльдары и сбалансированно-силовые Сестры Битвы.
** В Winter Assault добавляется Имперская Гвардия с пушечным профилем. В Dark Crusade — хитро-пушечные Тау и массово-силовые Некроны. В Soulstorm — хитро-массовые Темные Эльдары и сбалансированно-силовые Сестры Битвы.
** В настольном [[Warhammer 40000]] армий ''столько'', что их и не классифицируешь даже...
** В настольном [[Warhammer 40000]] армий ''столько'', что их и не классифицируешь даже…
* Emperor: Battle for Dune (вместе с Dune 2 и Dune 2000) — силовой профиль у Харконеннов, сбалансированный — у Атрейдесов, хитрый — у Ордосов.
* [[Operation Flashpoint-ArmA]]: В ArmA 2 — США с силовым профилем, Российская Армия и Чернорусские Силы Обороны со сбалансированным, ЧДКЗ с хитрым. В Operation Arrowhead — США снова с силовым профилем, такистанская армия со сбалансированным, повстанцы с хитрым.
* [[Lord of the Rings]]: Battle for the Middle-Earth - массово-силовой стиль у, естественно, орков, хитро-скилловый у имбалансных сил Бобра.
* [[Operation Flashpoint-ArmA]]: В ArmA 2 — США с силовым профилем, Российская Армия и Чернорусские Силы Обороны со сбалансированным, ЧДКЗ с хитрым. В Operation Arrowhead — США снова с силовым профилем, такистанская армия со сбалансированным, повстанцы с хитрым.
* [[Starcraft]] — классическая трехфракционная модель. Терраны — сбалансированные, зерги — хитрые, протоссы — силовики.
* [[Star Wars]]:
** Настолка X-Wing - скиллованные пилоты с высокой инициативой и маневренностью на хилых ТАЙках у Империи, массовые буквенные толстячки с зелёными новичками за штурвалом у Ребелов, разношёрстное стадо с хитрющими апгрейдами и абилками у Скама.
* Stronghold: Crusaders - силовой стиль у крестоносного воинства, хитрый - у сарацин
* [[Supreme Commander]] - силовые федералы, хитрые кибраны, пушечные эоны и (в аддоне) сбалансированные серафимы.
** В мультиплеерном моде FAF на момент правки всё не так однозначно. У сильных и жирных ОФЗ самый картонный и быстрый Т1 бот, куда более слабый Т2 танк в сравнении с "хитрым" кибранским Т2 танком, а Обсидиан "пушечных" эон так вообще по жиру как иной Т3 танк, и самый картонный Т4 наземный юнит, хоть и самый дальнобойный... Чёткого деления на "силу" и "хитрость" и прочие характеристики уже очень давно нет.
* [[Warcraft]] — в первых частях Орда — силовики, Альянс — хитрецы.
** В третьей части Орда — снова силовики (войска мощные, но дорогие; тонких хитростей почти нету), Альянс стал сбалансированным (войска средние по себестоимости и параметрам; хорошие осадные возможности; есть хитрости и сила, но в целом - ни то - ни сё), [[Нежить]] заняла их место на посту + имеет массовый профиль (дёшевые, но хлипкие войска, массово поднимаемые некромантами; много хитростей), Ночные [[Эльф]]ы — пушечники (много войск дальнего боя; урон и атака с помощью заклинаний могут стать очень высокими; но в целом имеют хилые войска).
*** На небе наоборот: Альянс и Эльфы остаются такими же (у первых есть сильные грифоны и ловкие ястребы; у вторых - дорогие и сильные химеры, однако обладающие не таким уж высоким здоровьем и дракончики с друидами-воронами), Орда — хитрая (только одни виверны, не подготовленные для долгих прямых стычек, да нетопыри-камикадзе; а волчьи всадники могут ловить авиацию сетями, чтобы добивать на земле), а Нежить — силовая (чего стоят одни [[Драколич|Ледяные змеи]]!).
* War on the Sea: американцы — сильные, японцы — хитрые. У американцев на всех кораблях есть надводные радары, дающие приятную прибавку к точности стрельбы. И в целом, американские корабли обладают большим количеством стволов (особенно явно это проявляется с лёгкими крейсерами: если «Бруклин» показывает 15 шестидюймовых стволов в бортовом залпе, у японцев самое большое — 7 140-мм пушек всего, из которых по курсу может стрелять только одна). С тяжёлыми примерно та же фигня. И даже «Ямато» — конечно, страшный противник, но не ужас-ужас-ужас. А ещё количество доступных кораблей — американцы могут себе позволить размен 2 к 1 почти во всех классах, кроме авианосцев и линкоров (особенно в эсминцах: одних «Флетчеров» больше, чем японских эсминцев всех типов). Зато за японцев играет спам подводными лодками (сами лодки двигаются по глобальной карте быстрее, торпеды у них одновременно быстрее, дальше идут и значительно реже дают отказы, а наличие на подлодках разведывательных гидросамолётов сильно повышает их эффективность), ночные атаки эсминцев и пикировщики на наземных аэродромах (у Америки — только торпедоносцы и высотники).
* Какая-то флэш-игра про [[вампир]]ов, [[Оборотень|оборотней]], людей и [[зомби]]: вампиры — хитрецы/сбалансированные (имеют сильную магию и вампиризм), оборотни - силовики (сильные войска ближнего боя, конечно не без [[Ахиллесова пята|уязвимостей]]), люди — пушечники/сбалансированные (вооружены пушками и стреляют далеко и больно, но уязвимы в ближнем бою), зомби — массовые (быстро создаваемые толпы слабеньких юнитов).
 
=== Прочее ===
* Гладиаторы в реальной истории: секуторы (меч и щит) сильные, ретиарии (трезубец и сеть) хитрые.
* Гладиаторы в реальной истории: секуторы (меч и щит) сильные, ретиарии (трезубец и сеть) хитрые.
* Дробовики — силовой, автоматы/пулемёты — сбалансированный, снайперки — хитрый.
* [[Warcraft]] — в первых частях Орда — силовики, Альянс — хитрецы.
 
** В третьей части Орда — снова силовики (войска мощные, но дорогие; тонких хитростей практически нету), Альянс стал сбалансированным (войска средние по себестоимости и параметрам; хорошие осадные возможности; есть хитрости и сила, но в целом — ни то — ни сё), [[Нежить]] заняла их место на посту + имеет массовый профиль (дёшевые, но хлипкие войска, массово поднимаемые некромантами; много хитростей), Ночные [[Эльф]]ы — пушечники (много войск дальнего боя; урон и атака с помощью заклинаний могут стать очень высокими; но в целом имеют хилые войска).
== Не совсем вписываемое ==
*** На небе наоборот: Альянс и Эльфы остаются такими же (у первых есть сильные грифоны и ловкие ястребы; у вторых — дорогие и сильные химеры, однако обладающие не таким уж высоким здоровьем и дракончики с друидами-воронами), Орда — хитрая (только одни виверны, не подготовленные для долгих прямых стычек; а волчьи всадники могут ловить авиацию сетями, чтобы добивать на земле), а Нежить — силовая (чего стоят одни [[Драколич|Ледяные змеи]]!).
* [[Файтинг]]и:
** Грапплеры — силовые. [[Мамонт-танк|Могучи и живучи, но замедленны/неповоротливы]].
** Сбалансированные тоже есть, только не так интересны.
** Рашдаунеры — хитровые. [[Хрупкий шустрик|Высокая скорость, средняя сила, пониженное здоровье]].
** Зонеры — пушечники. [[Стеклянная пушка|Стреляя, держат врагов на расстоянии, но не настолько живучи]].
** Групповые персонажи — [[С прикрученным фитильком|немного]] массовые. Могут брать тем, что их несколько. Жаль, что сложно управлять.
* [[RPG]]:
** [[Варвар]]ы, [[Рыцарь|рыцари]], воины или бойцы — [[Капитан очевидность|силовой]].
** [[Маг]]и — пушечники. Урон высокий, но им здоровье кот наплакал. Иногда бывают хитрыми с более разнообразными заклинаниями, а не только боевыми.
** [[Вор]]ы — хитро- (могут взламывать сейфы, находить/сооружать ловушки и адаптироваться к игре) -пушечные (частые критичные удары, ядовитые лезвия и глубокие раны).
** [[Клирик]]и и [[паладин]]ы — сбалансированные. Дерутся не так хорошо, но компенсируют живучестью из-за исцелений. Если ходят с толпой, то приобретают некоторые черты массовиков.


{{Nav/Шкалы}}
{{Nav/Games}}
{{Nav/Games}}

Текущая версия на 13:47, 24 февраля 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Faction Calculus. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В стратегических и тактических играх с асимметричным балансом за время их развития сложилась традиционная модель балансирования фракций по стилям игры и тактике. Чем меньше фракций в игре, тем более диаметрально противоположными они будут, а с ростом числа фракций различия постепенно будут стираться, низводясь от кардинально различающихся тактик к отдельным фичам.

Родственный троп — Тактические роли, только он описывает персонажей, а данный троп — целые фракции.

Классическая двухфракционная модель[править]

В случае с двумя сторонами конфликта, они, как правило, будут иметь два диаметрально противоположных профиля:

  • Силовой: эта фракция полагается на дорогих и мощных юнитов, как правило, с некоторой степенью универсальности. Юниты этой фракции, как правило, будут живучими и больно бьющими, но относительно малочисленными из-за цены. Способности этой фракции обычно направлены на усиление своих юнитов и нанесение урона врагу. Как правило, фракция с силовым профилем является наиболее удобной для освоения игры новичками.
  • Хитрый: юниты этой фракции намного слабее и дешевле, чем у силовой фракции, но при этом предназначены отнюдь не для зерг-раша. Юниты фракции с хитрым профилем значительно более специализированы, чем у силовой, и обладают специализированными способностями, как правило, ориентированными на стелс, маневр и сковывание действий вражеских юнитов. Как правило, хитрая фракция относится к категории Круто, но трудно, по крайней мере, относительно силовой: в открытом бесхитростном бою ее юниты проигрывают силовикам, но дают возможности для гораздо более сложных и гибких тактик.

Оптимальная трехфракционная модель[править]

Смотри также: Быстрый, сильный и хитрый, Три сверхдержавы.

Модель, изобретенная геймдизайнерами Blizzard, впервые реализованная в Starcraft и с тех пор признанная наиболее удачной для баланса в стратегиях. Именно трехфракционная модель позволяет совместить честный баланс и кардинально различный геймплей всех трех фракций наилучшим образом. При увеличении числа фракций балансирование и поддержание разнообразия затрудняется (хотя все еще можно сделать хорошо). В трехфракционной модели присутствуют следующие профили:

  • Силовой: в этой модели фракция силового профиля лишается универсальности юнитов, в целом сохраняя подход «малое число, высокая цена, высокие характеристики». В трехфракционной модели каждый мощный юнит силовиков имеет серьезную уязвимость, дающую возможности для контры.
  • Хитрый: в трехфракционной модели лишаются части спецспособностей, как правило, тех, что связаны с тактической гибкостью, превращаясь из адаптирующейся фракции в фракцию с упором на скрытность и маневр.
  • Сбалансированный: нечто среднее между предыдущими двумя фракциями, крепкий середнячок. Имеет, как правило, либо очень универсальные юниты, либо большое количество узкоспециализированных. Игра фракцией сбалансированного профиля подразумевает возможность выбора из нескольких основных тактик и юнитов для широкого спектра ситуаций, в противовес игре за силовой и хитрый профили, когда игроку нужно искать способ наилучшим образом реализовать сильные стороны своей фракции. Сбалансированная фракция часто бывает наиболее простой для освоения новичком, но может и наоборот, требовать большого опыта для успешной игры.

Более трех фракций[править]

При наличии в игре более, чем трех фракций, создание баланса с кардинально различающимся геймплеем изрядно затрудняется, и профили фракций зачастую определяют уже не весь геймплей, а отдельную характерную фичу, вокруг которой строится тактика.

Новые профили, которые часто добавляются при вводе в игру четвертой и пятой фракций, следующие:

  • Пушечный: эта фракция подпадает под троп Стеклянная пушка, сочетая наступательную мощь, превосходящую таковую у силового профиля, и совершенную беспомощность в обороне. Юниты пушечной фракции как правило крайне хрупки, а тактика тяготеет либо к Hit and run, либо к А у меня длиннее!.
  • Массовый: фракция с этим профилем использует дешевые и слабые юниты, но, в отличие от хитрого профиля, ее сила не в спецспособностях и гибкости тактики, а в огромной численности войск и возможности выдерживать потери. Спецспособностей массовая фракция обычно почти не имеет, а тактика при игре за нее заключается в подборе подходящих к ситуации юнитов для последующего зерг-раша.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • Command & Conquer:
    • Tiberian Dawn и Tiberian Sun — классический пример. ГСБ — силовой профиль, Братство Нод — хитрый.
    • Red Alert и Red Alert 2 — Советы с силовым профилем, Союзники с хитрым. Во второй части происходит эволюция классической двухфракционной модели — Советы, кроме традиционных юнитов силовой фракции, получают также дешевую и массовую пехоту, а Союзники — технику в формате стеклянных пушек.
      • В аддоне Yuri’s Revenge Союзники стали сбалансированными, а хитрый профиль перешел к Юрию.
    • Generals: начиная с этой части франшиза заимствует трехфракционную модель. Здесь США имеют сбалансированный профиль, Китай — силовой, ГОА — хитрый.
      • Мод Rise of the Reds — Россия с силовым профилем, США со сбалансированным, ЕКА с пушечным, Китай с массовым, ГОА с хитрым.
    • Command and Conquer 3: Tiberium Wars — силовики ГСБ, хитрое братство Нод и сбалансированные Скринны.
    • Red Alert 3 — хитрый СССР, сильные Союзники и быстрая Империя. Впрочем, начинающему игроку может показаться, что Советский Союз награжден силовым профилем, Союзники быстрым, а Империя хитрым — но только до первого поражения в мультиплеере, расставляющего все по своим местам.
  • Supreme Commander — силовые федералы, хитрые кибраны, пушечные эоны и (в аддоне) сбалансированные серафимы.
  • Starcraft — классическая трехфракционная модель. Терраны — сбалансированные, зерги — хитрые, протоссы — силовики.
  • Emperor: Battle for Dune — силовой профиль у Харконеннов, сбалансированный — у Атрейдесов, хитрый — у Ордосов.
  • Звёздные войны:
    • Настолка X-Wing — скиллованные пилоты с высокой инициативой и маневренностью на хилых ТАЙках у Империи, массовые буквенные толстячки с зелёными новичками за штурвалом у Ребелов, разношёрстное стадо с хитрющими апгрейдами и абилками у Скама.
  • Stronghold: Crusaders — силовой стиль у крестоносного воинства, хитрый — у сарацин
  • Lord of the Rings: Battle for the Middle-Earth — массово-силовой стиль у, естественно, орков, хитро-скилловый у имбалансных сил Бобра.
  • Dawn of War — сбалансированный хаос, хитрые эльдары, силовики космопехи и массовые орки.
    • В Winter Assault добавляется Имперская Гвардия с пушечным профилем. В Dark Crusade — хитро-пушечные Тау и массово-силовые Некроны. В Soulstorm — хитро-массовые Темные Эльдары и сбалансированно-силовые Сестры Битвы.
    • В настольном Warhammer 40000 армий столько, что их и не классифицируешь даже…
  • Operation Flashpoint-ArmA: В ArmA 2 — США с силовым профилем, Российская Армия и Чернорусские Силы Обороны со сбалансированным, ЧДКЗ с хитрым. В Operation Arrowhead — США снова с силовым профилем, такистанская армия со сбалансированным, повстанцы с хитрым.
  • Гладиаторы в реальной истории: секуторы (меч и щит) сильные, ретиарии (трезубец и сеть) хитрые.
  • Warcraft — в первых частях Орда — силовики, Альянс — хитрецы.
    • В третьей части Орда — снова силовики (войска мощные, но дорогие; тонких хитростей практически нету), Альянс стал сбалансированным (войска средние по себестоимости и параметрам; хорошие осадные возможности; есть хитрости и сила, но в целом — ни то — ни сё), Нежить заняла их место на посту + имеет массовый профиль (дёшевые, но хлипкие войска, массово поднимаемые некромантами; много хитростей), Ночные Эльфы — пушечники (много войск дальнего боя; урон и атака с помощью заклинаний могут стать очень высокими; но в целом имеют хилые войска).
      • На небе наоборот: Альянс и Эльфы остаются такими же (у первых есть сильные грифоны и ловкие ястребы; у вторых — дорогие и сильные химеры, однако обладающие не таким уж высоким здоровьем и дракончики с друидами-воронами), Орда — хитрая (только одни виверны, не подготовленные для долгих прямых стычек; а волчьи всадники могут ловить авиацию сетями, чтобы добивать на земле), а Нежить — силовая (чего стоят одни Ледяные змеи!).