Гад-франшизик: различия между версиями
(→Кино) |
|||
(не показано 9 промежуточных версий 7 участников) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Вкратце|Главный и неизменный злодей во франшизе.}} | {{Вкратце|Главный и неизменный злодей во франшизе.}} | ||
[[Файл:Fantomas.jpg|thumb|right|Фантомас. Просто Фантомас]] | [[Файл:Fantomas.jpg|thumb|right|Фантомас. Просто Фантомас]] | ||
'''Гад-франшизик''' обитает преимущественно в [[хоррор]]ах и, как правило, является сердцем (а также мозгом, лёгкими, печенью, почками и селезёнкой) [[Франшиза|франшизы]]. Само существование хоррор-франшизы без гада- | '''Гад-франшизик''' обитает преимущественно в [[хоррор]]ах и, как правило, является сердцем (а также мозгом, лёгкими, печенью, почками и селезёнкой) [[Франшиза|франшизы]]. Само существование хоррор-франшизы без гада-франшизика — нонсенс. В очень редких исключениях могут использоваться родственники франшизика, либо продолжатели и подражатели, но это почти всегда вызывает гнев аудитории. Равно как и смена актёра, играющего роль франшизика, если только он не молчаливый амбал в маске, сыграть которого может любой качок. | ||
При этом, само название чаще всего не подразумевает наличие гада-франшизика. Конечно, было бы неожиданно встретить кобольда в качестве главгада в серии «Лепрекон», но названия вроде «Пятница, 13-е», «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов» подразумевают лишь то, что кошмары творятся на улице Вязов и в означенные дни. И тем не менее… | При этом, само название чаще всего не подразумевает наличие гада-франшизика. Конечно, было бы неожиданно встретить кобольда в качестве главгада в серии «Лепрекон», но названия вроде «Пятница, 13-е», «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов» подразумевают лишь то, что кошмары творятся на улице Вязов и в означенные дни. И тем не менее… | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
: Представьте любую часть «Детской игры», в которой вместо куклы Чаки, в которую вселился дух маньяка Чарльза Ли Рэя, с ножом балуется Чебурашка, в которого вселился дух Андрей Романыча Чикатило… | : Представьте любую часть «Детской игры», в которой вместо куклы Чаки, в которую вселился дух маньяка Чарльза Ли Рэя, с ножом балуется Чебурашка, в которого вселился дух Андрей Романыча Чикатило… | ||
Объясняется сей прискорбный факт особенностями жанра: основная цель | Объясняется сей прискорбный факт особенностями жанра: основная цель хоррора — пугать (или хотя бы развлекать), и ответственность за это ложится именно на плечи [[антагонист]]а. Следовательно, он и становится самым ярким впечатлением от серии, тогда как герои выполняют лишь прикладную функцию: должен же гад кого-то убивать и с кем-то сражаться. Таким образом, практически любая популярная франшиза держится на одном и том же злодее, которому в разных её частях могут противостоять разные герои. Чаще всего в конце очередной серии героям удается-таки отправить франшизика на вечный покой, но тот всякий раз оказывается всего лишь кратковременным отпуском. Христос воскрес один раз, каноничный же гад-франшизик [[Ад его не удержит|воскресает]] столько, сколько требуют зрители, а следовательно — и продюсеры. | ||
Гады-франшизики в последнее время стали встречаться далеко не только в хоррорах и даже далеко не только в кино. Довольно сложно представить себе, например, «Соника» без доктора Эггмана-Роботника, Crash Bandicoot без Нео Кортекса или «Зельду» без Ганондорфа. Ни один фильм, сериал и мало какое литературное произведение о «[[Star Wars|Звёздных войнах]]», кроме далёких приквелов, не обходилось без Палпатина. Но во всех этих случаях константой является не только франшизик, но и [[протагонист]]. Переходящий главгад, победить которого навсегда не удаётся ни одной команде | Гады-франшизики в последнее время стали встречаться далеко не только в хоррорах и даже далеко не только в кино. Довольно сложно представить себе, например, «Соника» без доктора Эггмана-Роботника, Crash Bandicoot без Нео Кортекса или «Зельду» без Ганондорфа. Ни один фильм, сериал и мало какое литературное произведение о «[[Star Wars|Звёздных войнах]]», кроме далёких приквелов, не обходилось без Палпатина. Но во всех этих случаях константой является не только франшизик, но и [[протагонист]]. Переходящий главгад, победить которого навсегда не удаётся ни одной команде героев — все-таки больше хоррорное явление. | ||
Частичный | Частичный антитроп — [[символ из второй части]] — демонстрирует, что бывают и исключения. Возможно, если бы в «Челюстях» была бы акула, потом крокодил, потом косатка, потом ещё какая-нибудь латимерия-переросток, дело не дошло бы до [[Акула вуду|акулы вуду]]. Но обычно франшиза или иссякает намного раньше, или точно так же защёлкивается на… правильно, символе из второй части. То есть на гаде-франшизике держится практически всегда намного надёжнее. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
* Романы Сакса Ромера о Фу Манчу, как и экранизации. Кто бы там ни противостоял харизматичному главгаду, без него самого произведения не будет. | * Романы Сакса Ромера о Фу Манчу, как и экранизации. Кто бы там ни противостоял харизматичному главгаду, без него самого произведения не будет. | ||
* Рассказы [[Gustav Meyrink|Густава Майринка]] — в некотором смысле Мохаммед Дараш-Ког, чёрный маг из Персии. Он творит свои ужасные злодейства в рассказах «Препарат», «Кабинет восковых фигур» и «Человек на бутылке» — и каждый раз остаётся безнаказанным. Также [https://belash-family.livejournal.com/219065.html он должен был появиться в] [[Третий том «Мёртвых душ»|незаконченном романе Майринка «Дом алхимика»]]. | * Рассказы [[Gustav Meyrink|Густава Майринка]] — в некотором смысле Мохаммед Дараш-Ког, чёрный маг из Персии. Он творит свои ужасные злодейства в рассказах «Препарат», «Кабинет восковых фигур» и «Человек на бутылке» — и каждый раз остаётся безнаказанным. Также [https://belash-family.livejournal.com/219065.html он должен был появиться в] [[Третий том «Мёртвых душ»|незаконченном романе Майринка «Дом алхимика»]]. | ||
* [[Александр Рудазов]], парифатский надцикл вообще и «[[Властелин (А. Рудазов)|Властелин]]» в частности — пародия на троп. Лорд Бельзедор целенаправленно выстроил себе имидж клюквенного [[Тёмный Властелин|Тёмного Властелина]] и старательно отыгрывает его уже несколько тысяч лет, периодически вдавливая [[педаль в асфальт]] со всей титановой силушкой. В частности, берёт на себя ответственность даже за те жертвы и разрушения, [[на этот раз не я|которые причинил не он]], да при этом [[истинное бессмертие|всё никак не сдохнет окончательно]] — то есть изображает гада-франшизика для всех соседей по планете. | |||
** Внутримировой пример — цикл романов «Рыцарь Парифат», низкопробное фэнтези в мире фэнтези. Изначально — беллетризованная биография самого этого Рыцаря Парифата, исторической личности, некогда на протяжении двухсот лет воевавшей Бельзедора, но давным-давно скатилось в [[опухание сиквелов]]. Бельзедор там, разумеется, главный злодей, и, разумеется, его всё никак окончательно не победят, не то на том серии и конец — подсвечивает управляющий Цитадели Зла, застав Властелина с этой книжкой. | |||
** Ещё один внутримировой пример — постановка детской пьесы, которую инкогнито посещает Бельзедор в компании [[рудазовский дедуля|Мерзопака]]. Сказка, на сюжет которой идёт представление — парифатский аналог то ли Царевны-лягушки, то ли [[про Федота-стрельца, удалого молодца|Федота-стрельца]], и в ней Бельзедор тоже главный злодей. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
[[Файл:Собрание Джокеров.jpeg|300px|thumb|right|Вам какого [[Batman/Joker|Джокера]]?]] | |||
Да практически во всех кинофраншизах, популярных или нет. И практически во всех самых популярных франшизах встречаются попытки «нарушить канон». | Да практически во всех кинофраншизах, популярных или нет. И практически во всех самых популярных франшизах встречаются попытки «нарушить канон». | ||
* | * «Фантомас» — [[кодификатор]]. Изначально был гадом-франшизиком десятков романов П. Сувестра и М. Аллена. Позднее обзавёлся десятком фильмов (на пост-советском пространстве известна только [[Fantômas|трилогия 1960-х с комическо-пародийным уклоном]]) и даже тремя сериалами. | ||
* «Хэллоуин». Изначально Карпентер планировал развивать цикл как серию фильмов о всевозможной чертовщине, происходящей в упомянутый праздник. Именно поэтому третий «Хэллоуин» был посвящен сумасшедшему полковнику, убивающему людей с помощью роботов и заколдованных масок. Итог: провал в прокате, разнос в прессе, вопли фэнов «Где Майкл Майерс?!» и дальнейший курс на похождения оного. При этом Лори Строуд, главная героиня первых двух частей, в четвёртом, пятом и шестом фильмах не появляется, а в восьмом погибает в самом | * «Хэллоуин». Изначально Карпентер планировал развивать цикл как серию фильмов о всевозможной чертовщине, происходящей в упомянутый праздник. Именно поэтому третий «Хэллоуин» был посвящен сумасшедшему полковнику, убивающему людей с помощью роботов и заколдованных масок. Итог: провал в прокате, разнос в прессе, вопли фэнов «Где Майкл Майерс?!» и дальнейший курс на похождения оного. При этом Лори Строуд, главная героиня первых двух частей, в четвёртом, пятом и шестом фильмах не появляется, а в восьмом погибает в самом начале — и хоть бы кто слово сказал. Кто играет франшизика — значения в данном случае не имеет. | ||
* «Пятница, 13-е». С одной стороны, рвёт все шаблоны, так как франшизик Джейсон начал действовать [[Символ из второй части|только со второй части]] | * «Пятница, 13-е». С одной стороны, рвёт все шаблоны, так как франшизик Джейсон начал действовать [[Символ из второй части|только со второй части]] — в первой орудовала его полоумная мамаша. С другой — Джейсон настолько сделался символом серии, что даже поклонники хоррора, смотревшие первую часть довольно давно, об этом забывают. Попытка сценаристов пятой части заменить Джейсона свихнувшимися подражателями была холодно принята фэнами, и серия быстренько вернулась к прежнему концепту. Опять же, сыграть Джейсона может кто угодно, но фэны всё-таки предпочитают видеть в этой роли громилу Кейна Ходдера. Выжившую героиню первой части добили уже в начале второй. | ||
* «[[Кошмар на улице Вязов]]». Девочка уходит, Фредди остаётся. И это обязательно должен быть Роберт Инглунд, а никак не Джеки Эрл Хэйли. Однако не стоит забывать, что в США выходил сериал «Кошмары Фредди» об ужасах городка Спрингвуда и его окрестностей; сюжеты вертелись вокруг психопатов, монстров, каннибалов, а роль самого Фредди в | * «[[Кошмар на улице Вязов]]». Девочка уходит, Фредди остаётся. И это обязательно должен быть Роберт Инглунд, а никак не Джеки Эрл Хэйли. Однако не стоит забывать, что в США выходил сериал «Кошмары Фредди» об ужасах городка Спрингвуда и его окрестностей; сюжеты вертелись вокруг психопатов, монстров, каннибалов, а роль самого Фредди в 90 % случаев сводилась к циничным комментариям а-ля Хозяин Склепа. Итог: пару сезонов (благодаря Инглунду) сериал проковылял, но продажи на DVD совсем уж удручают. | ||
* «Восставший из Ада». Пинхэд, только Пинхэд и никого, кроме Пинхэда, и никого, кроме Дага Брэдли. Тот факт, что «восставшими из Ада» являются, собственно, отнюдь не сами сенобиты, а их беглые жертвы, никого не волнует, и уже в третьей части был послан к Левиафану. Тот факт, что Доктор Чаннард во второй части гораздо могущественнее Пинхэда, благополучно отправлен туда же. Тот факт, что, начиная с пятой части франшиза резко поменяла концепт и пошла прямиком на носители, поклонников раздражает, но пока там присутствует Пинхэд- | * «Восставший из Ада». Пинхэд, только Пинхэд и никого, кроме Пинхэда, и никого, кроме Дага Брэдли. Тот факт, что «восставшими из Ада» являются, собственно, отнюдь не сами сенобиты, а их беглые жертвы, никого не волнует, и уже в третьей части был послан к Левиафану. Тот факт, что Доктор Чаннард во второй части гораздо могущественнее Пинхэда, благополучно отправлен туда же. Тот факт, что, начиная с пятой части франшиза резко поменяла концепт и пошла прямиком на носители, поклонников раздражает, но пока там присутствует Пинхэд-Брэдли — носители будут покупать. | ||
* «Детская | * «Детская игра» — только Чаки, и только голос Брэда Дурифа (для русскоязычных зрителей, впрочем, голос имеет куда меньшее значение). | ||
* «Техасская резня | * «Техасская резня бензопилой» — самый что ни на есть каноничный пример: состав каннибальской семейки меняется от серии к серии, но Кожаное лицо вечен. Играть его, впрочем, может кто угодно. | ||
** Да что там семейка, сам Кожемордый может быть как Джедом Сойером, так и Томасом Хьюиттом, [[Аргумент мультиверса|в зависимости от вселенной]]. Важен сам образ: [[Тупой злой|слабоумный]] [[Шкаф|здоровенный]] [[Упитанный силач|увалень]], [[Злодей с комплексами|прячущий]] [[Какая отвратительная рожа!|изуродованное лицо]] [[Страшная маска|под маской]], [[Топливо ночного кошмара|сшитой из лиц своих жертв]], [[Дровосексуализм|не расстающийся]] [[Верная бензопила|с бензопилой]]<ref>Невероятно, но в фильме | ** Да что там семейка, сам Кожемордый может быть как Джедом Сойером, так и Томасом Хьюиттом, [[Аргумент мультиверса|в зависимости от вселенной]]. Важен сам образ: [[Тупой злой|слабоумный]] [[Шкаф|здоровенный]] [[Упитанный силач|увалень]], [[Злодей с комплексами|прячущий]] [[Какая отвратительная рожа!|изуродованное лицо]] [[Страшная маска|под маской]], [[Топливо ночного кошмара|сшитой из лиц своих жертв]], [[Дровосексуализм|не расстающийся]] [[Верная бензопила|с бензопилой]]<ref>Невероятно, но в последнем (пока) фильме франшизы {{spoiler|эти критерии [[Разум не вынес|выполнены]] [[Поворот налево|только к финалу]]. И то, до [[Отвратительный толстяк|«увальня»]] местному Джеду еще [[Любитель каламбуров|пилить и пилить]].}}</ref>. | ||
* «Трилогия о Зеке из | * «Трилогия о Зеке из гроба» — культовое творение бразильца Жозе Можики Маринша, который этого Зеку (не зекА!) и сыграл. Бородатый мужик в плаще, цилиндре и с длинными когтями так полюбился бразильцам и самому Мариншу, что помимо трилогии, засветился ещё во множестве фильмов того же режиссёра, включая порнушку. | ||
* «Пила» особо отличается тем, что Конструктор Джон Крамер уже в первой части смертельно болен и таки отдаёт богу душу в третьей, | * «Пила» особо отличается тем, что Конструктор Джон Крамер уже в первой части смертельно болен и таки отдаёт богу душу в третьей, но — оставив за собой последователей, составив для них массу инструкций на все случаи и даже собственную смерть сделав элементом своей игры. | ||
* | * «Крик» — [[субверсия]]: в каждом фильме действует маньяк в одной и той же страшной маске, но каждый раз под этой маской скрывается новое лицо, и интрига «Кто же под маской?» переходит из фильма в фильм. А главная героиня остаётся. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Crash Bandicoot]]. Злой учёный с говорящим именем Нео Кортекс — главный гад всей серии, за исключением Twinsanity (но и там выступает скорее в роли [[Зло против небытия|зла против небытия]]). | * [[Crash Bandicoot]]. Злой учёный с говорящим именем Нео Кортекс — главный гад всей серии, за исключением Twinsanity (но и там выступает скорее в роли [[Зло против небытия|зла против небытия]]). | ||
* Серия платформеров [[Mega Man]] X — военачальник [[Бунт машин|Мэвриков]] и по совместительству самый первый ставший Мэвриком киборг-реплоид (не путать с реп'''ти'''лоидами!) по имени Сигма. Причём в первых частях ничто, казалось бы, не предвещало становление Сигмы представителем такого типа злодеев — {{spoiler|во второй части герой сражается уже не с ним самим, а со своевременно снятым незадолго до его гибели в первой части бэкапом его цифровой личности (который до вторжения Икса в их штаб-квартиру вот-вот собирались загрузить в заново воссозданное роботехническое тело Сигмы трое мэвриканских учёных, изначально позиционировавшихся как главзлодеи), погрузившим главгероя на виртуальную арену при его контакте с компьютером (где этот бэкап хранился, и с которого X, как можно догадаться, собирался этот бэкап удалить). В итоге бэкап стёрт, [[Рушится царство кощеево|компьютер уничтожен]] вместе со всей [[Ставка верховного гадокомандования|штаб-квартирой главзлодеев]], а в начале уже 3-й части нам радостно сообщают, что благодаря усилиям некоего человеческого [[Гений|чудо-учёного]] эпидемия мэврикизма постепенно сошла на нет. Казалось бы, повод жаждущим чего-нибудь свеженького игрокам порадоваться | * Серия платформеров [[Mega Man]] X — военачальник [[Бунт машин|Мэвриков]] и по совместительству самый первый ставший Мэвриком киборг-реплоид (не путать с реп'''ти'''лоидами!) по имени Сигма. Причём в первых частях ничто, казалось бы, не предвещало становление Сигмы представителем такого типа злодеев — {{spoiler|во второй части герой сражается уже не с ним самим, а со своевременно снятым незадолго до его гибели в первой части бэкапом его цифровой личности (который до вторжения Икса в их штаб-квартиру вот-вот собирались загрузить в заново воссозданное роботехническое тело Сигмы трое мэвриканских учёных, изначально позиционировавшихся как главзлодеи), погрузившим главгероя на виртуальную арену при его контакте с компьютером (где этот бэкап хранился, и с которого X, как можно догадаться, собирался этот бэкап удалить). В итоге бэкап стёрт, [[Рушится царство кощеево|компьютер уничтожен]] вместе со всей [[Ставка верховного гадокомандования|штаб-квартирой главзлодеев]], а в начале уже 3-й части нам радостно сообщают, что благодаря усилиям некоего человеческого [[Гений|чудо-учёного]] эпидемия мэврикизма постепенно сошла на нет. Казалось бы, повод жаждущим чего-нибудь свеженького игрокам порадоваться — новые враги, новая тема, новые сюжеты... А хрен там — этот учёный, оказывается, вовсе не "вылечил" Мэвриков, а [[Безумный учёный|взял их под свой контроль, превратив их в свою личную армию]], а руководил и направлял его втихушку... кто бы вы думали? Да всё тот же хрен знает каким образом воскресший Сигма — видимо, у него после вроде как полного уничтожения остался какой-то... дух или призрак, что ли, вступивший каким-то образом в контакт с мозгом доктора Допплера (так звали мнимого "усмирителя" Мэвриков) и таким вот способом убедивший его воссоздать тело и личность Сигмы с нуля, причём ещё более мощные и совершенные. И вот так вот всю последующую серию Сигма в конце каждой части возвращается то в одной, то в другой инкарнации, даже после того, как с ним вроде как уже должно быть навсегда покончено<ref>Изначально полностью поставить в серии окончательную точку планировалось в пятой части, однако после грозного рявка жадного продюсера, недовольного тем, что столь мощный поток прибыли грозится иссякнуть, Инафунэ и компании пришлось, поднатужившись из последних сил, родить [[Опухание сиквелов|ещё три сиквела с высосанными из пальца и местами весьма бредовыми сюжетами, не-понятно-на-фига-нужными персонажами и сомнительными нововведениями]], после которых серию всё равно пришлось срыть. Пожалуй, лучший пример того, что вовремя уйти — это тоже искусство.</ref> — даже в 6 и 7 части этого четырежды уже всех задолбавшего Сигму умудрились впихнуть<ref>Даже так называемый феномен Кошмара из 6 части, несмотря на громко продекларированные разрабами изменения в новом сиквеле по сравнению с предыдущими частями — по сути, всё тот же старый "добрый" с легкостью узнаваемый знатоками серии мэврикизм, только названный по-другому и с небольшими отличиями.</ref>! А в 8 части так вообще появился особый класс реплоидов, способных принимать облик Сигмы, не заражаясь при этом мэврикизмом.}} Для истинных фанатов серии этот фейспалмогенератор стал последней каплей… как и для всей серии, спешно похороненной после оглуштельного провала 8-й части. | ||
* [[Five Nights at Freddy's]] — Уильям Афтон, он же Спрингтрап. Сперва был главгадом и виновником событий всей оригинальной четвёрки. Но даже не смотря на то, что его сперва убило костюмом Спринг Бонни, а потом сожгло вместе с аттракционом ужасов, он выжил, но уже как Скрэптрап. Его вновь сожгло (в шестой части, в пятой-типа-вбоквеле он упоминался) — перенёсся магией бредового сценария в цифровое пространство под именем Глитчтрапа. В девятой части вновь материале и носит имя Бёрнтрап… Кажется, подохнуть окончательно этому персонажу не дадут ни оригинальный разработчик, ни его преемники. | |||
* [[Sonic the Hedgehog]] — Эггман же! | * [[Sonic the Hedgehog]] — Эггман же! | ||
** Примечательно, что в спин-оффах он главгадом может и не являться (как пример — Shadow the Hedgehog, где он наравне с G.U.N. и компанией антропоморфов сражается с инопланетянами Блэк Армс) | ** Примечательно, что в спин-оффах он главгадом может и не являться (как пример — Shadow the Hedgehog, где он наравне с G.U.N. и компанией антропоморфов сражается с инопланетянами Блэк Армс) | ||
* | * [[ObsCure]] — Леонард Фридман, финальный босс первой игры. Во второй же является предпоследним, а по сюжету — одной из причин творившегося в Фоллкрике звездеца. | ||
* | * [[The Elder Scrolls]] — Мерунес Дагон, даэдрический принц изменения и разрушения. Вторгался в Нирн по меньшей мере четыре раза, три из них попали в игры серии (Battlespire, Oblivion, TESO) | ||
* [[Age of Wonders]] — бывший король Эльфийского двора Иниох, убитый людьми и поднятый в виде лича спустя века. Мечтает уничтожить всё живое в Атле, так или иначе появляется или упоминается абсолютно во всех играх серии, и в трёх — в качестве финального босса (один раз даже вселяется в тело дочери, чтобы устроить апокалипсис её руками). | |||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* [[Transformers]] | * [[Transformers]] — Мегатрон. Все попытки «заменить» его на посту предводителя десептиконов другим персонажем были восприняты фанатами в штыки — только Мегатрон, только хардкор! | ||
** А где | ** А где Мегатрон — там и его [[Стремящийся в ГлавГады|вечно стремящийся в ГлавГады]] [[Дракон (персонаж)| дракон]] Старскрим. | ||
** Постоянным [[Самый Главный Гад|главбоссом]] в финалах является [[великий пожиратель]] [[Transformers/Unicron|Юникрон]]. | ** Постоянным [[Самый Главный Гад|главбоссом]] в финалах является [[великий пожиратель]] [[Transformers/Unicron|Юникрон]]. | ||
* [[BIONICLE]] — Макута Теридакс. Периодически доходит до [[И часовню тоже он!|часовни]]. | * [[BIONICLE]] — Макута Теридакс. Периодически доходит до [[И часовню тоже он!|часовни]]. | ||
Строка 59: | Строка 62: | ||
== Примечательные исключения == | == Примечательные исключения == | ||
Бывает и так, что герой получается не менее ярким и харизматичным, чем гад-франшизик. | Бывает и так, что герой получается не менее ярким и харизматичным, чем гад-франшизик. | ||
* «Зловещие мертвецы». Мертвяки-дедайты, демоны или ожившие | * «Зловещие мертвецы». Мертвяки-дедайты, демоны или ожившие деревья — какая, нафиг, разница? Главное — у кого ружьё. Если у Эша — значит, всё в порядке. И бензопила впридачу. | ||
* «[[Фантазм]]». В правом красном | * «[[Фантазм]]». В правом красном углу — седовласый Верзила с армией жутких карликов и летающих сфер-мозгососов. В левом синем углу — экс-продавец мороженого Реджи, упитанный лысик с четырёхстволкой. Все лишние последовательно удаляются с ринга на протяжении пяти серий. | ||
* [[Castlevania]] | * [[Castlevania]] — аналогично. В правом красном углу — древний вампирский господарь Дракула и его армия мертвецов, демонов и черных магов. В левом синем углу — бесстрашные охотники на вампиров Бельмонты, а с 1476 года — и сын Дракулы Алукард. Воюют с самого Средневековья и до сих пор не могут остановиться. | ||
* «[[Alien|Чужой]]»: даже приняв горячую ванну из расплавленного металла в конце «Чужого-3», офицер Рипли, бодрая и посвежевшая, возвращается в строй в «Чужом: | * «[[Alien|Чужой]]»: даже приняв горячую ванну из расплавленного металла в конце «Чужого-3», офицер Рипли, бодрая и посвежевшая, возвращается в строй в «Чужом: Воскрешении» — смерти вопреки. Потому как клонировали нашу непотопляемую леди. | ||
* «[[Terminator|Терминатор]] | * «[[Terminator|Терминатор]]» — правило и исключение в одном флаконе. С одной стороны, гад всегда терминатор. С другой, лицом серии стал Т-800, совершивший [[Поворот кругом|поворот направо]]. | ||
* [[Transformers]] | * [[Transformers]] — Оптимус Прайм. Лидером автоботов может и не быть, но присутствует он в КАЖДОМ фильме, мультсериале или мультфильме. | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Текущая версия на 22:56, 14 апреля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Overarching Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Главный и неизменный злодей во франшизе. |
Гад-франшизик обитает преимущественно в хоррорах и, как правило, является сердцем (а также мозгом, лёгкими, печенью, почками и селезёнкой) франшизы. Само существование хоррор-франшизы без гада-франшизика — нонсенс. В очень редких исключениях могут использоваться родственники франшизика, либо продолжатели и подражатели, но это почти всегда вызывает гнев аудитории. Равно как и смена актёра, играющего роль франшизика, если только он не молчаливый амбал в маске, сыграть которого может любой качок.
При этом, само название чаще всего не подразумевает наличие гада-франшизика. Конечно, было бы неожиданно встретить кобольда в качестве главгада в серии «Лепрекон», но названия вроде «Пятница, 13-е», «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов» подразумевают лишь то, что кошмары творятся на улице Вязов и в означенные дни. И тем не менее…
- Представьте себе «Кошмар на улице Вязов-2», в котором Нэнси Томпсон вместо Фредди Крюгера противостоит секте, приносящей человеческие жертвы демонам снов…
- Представьте «Восставшего из Ада-3», в котором вместо Пинхэда свирепствует доктор Чаннард…
- Представьте «Челюсти-2», в котором шериф Броди вместо акулы ловит гигантского крокодила…
- Представьте любую часть «Детской игры», в которой вместо куклы Чаки, в которую вселился дух маньяка Чарльза Ли Рэя, с ножом балуется Чебурашка, в которого вселился дух Андрей Романыча Чикатило…
Объясняется сей прискорбный факт особенностями жанра: основная цель хоррора — пугать (или хотя бы развлекать), и ответственность за это ложится именно на плечи антагониста. Следовательно, он и становится самым ярким впечатлением от серии, тогда как герои выполняют лишь прикладную функцию: должен же гад кого-то убивать и с кем-то сражаться. Таким образом, практически любая популярная франшиза держится на одном и том же злодее, которому в разных её частях могут противостоять разные герои. Чаще всего в конце очередной серии героям удается-таки отправить франшизика на вечный покой, но тот всякий раз оказывается всего лишь кратковременным отпуском. Христос воскрес один раз, каноничный же гад-франшизик воскресает столько, сколько требуют зрители, а следовательно — и продюсеры.
Гады-франшизики в последнее время стали встречаться далеко не только в хоррорах и даже далеко не только в кино. Довольно сложно представить себе, например, «Соника» без доктора Эггмана-Роботника, Crash Bandicoot без Нео Кортекса или «Зельду» без Ганондорфа. Ни один фильм, сериал и мало какое литературное произведение о «Звёздных войнах», кроме далёких приквелов, не обходилось без Палпатина. Но во всех этих случаях константой является не только франшизик, но и протагонист. Переходящий главгад, победить которого навсегда не удаётся ни одной команде героев — все-таки больше хоррорное явление.
Частичный антитроп — символ из второй части — демонстрирует, что бывают и исключения. Возможно, если бы в «Челюстях» была бы акула, потом крокодил, потом косатка, потом ещё какая-нибудь латимерия-переросток, дело не дошло бы до акулы вуду. Но обычно франшиза или иссякает намного раньше, или точно так же защёлкивается на… правильно, символе из второй части. То есть на гаде-франшизике держится практически всегда намного надёжнее.
Примеры[править]
Литература[править]
- Романы Сакса Ромера о Фу Манчу, как и экранизации. Кто бы там ни противостоял харизматичному главгаду, без него самого произведения не будет.
- Рассказы Густава Майринка — в некотором смысле Мохаммед Дараш-Ког, чёрный маг из Персии. Он творит свои ужасные злодейства в рассказах «Препарат», «Кабинет восковых фигур» и «Человек на бутылке» — и каждый раз остаётся безнаказанным. Также он должен был появиться в незаконченном романе Майринка «Дом алхимика».
- Александр Рудазов, парифатский надцикл вообще и «Властелин» в частности — пародия на троп. Лорд Бельзедор целенаправленно выстроил себе имидж клюквенного Тёмного Властелина и старательно отыгрывает его уже несколько тысяч лет, периодически вдавливая педаль в асфальт со всей титановой силушкой. В частности, берёт на себя ответственность даже за те жертвы и разрушения, которые причинил не он, да при этом всё никак не сдохнет окончательно — то есть изображает гада-франшизика для всех соседей по планете.
- Внутримировой пример — цикл романов «Рыцарь Парифат», низкопробное фэнтези в мире фэнтези. Изначально — беллетризованная биография самого этого Рыцаря Парифата, исторической личности, некогда на протяжении двухсот лет воевавшей Бельзедора, но давным-давно скатилось в опухание сиквелов. Бельзедор там, разумеется, главный злодей, и, разумеется, его всё никак окончательно не победят, не то на том серии и конец — подсвечивает управляющий Цитадели Зла, застав Властелина с этой книжкой.
- Ещё один внутримировой пример — постановка детской пьесы, которую инкогнито посещает Бельзедор в компании Мерзопака. Сказка, на сюжет которой идёт представление — парифатский аналог то ли Царевны-лягушки, то ли Федота-стрельца, и в ней Бельзедор тоже главный злодей.
Кино[править]

Да практически во всех кинофраншизах, популярных или нет. И практически во всех самых популярных франшизах встречаются попытки «нарушить канон».
- «Фантомас» — кодификатор. Изначально был гадом-франшизиком десятков романов П. Сувестра и М. Аллена. Позднее обзавёлся десятком фильмов (на пост-советском пространстве известна только трилогия 1960-х с комическо-пародийным уклоном) и даже тремя сериалами.
- «Хэллоуин». Изначально Карпентер планировал развивать цикл как серию фильмов о всевозможной чертовщине, происходящей в упомянутый праздник. Именно поэтому третий «Хэллоуин» был посвящен сумасшедшему полковнику, убивающему людей с помощью роботов и заколдованных масок. Итог: провал в прокате, разнос в прессе, вопли фэнов «Где Майкл Майерс?!» и дальнейший курс на похождения оного. При этом Лори Строуд, главная героиня первых двух частей, в четвёртом, пятом и шестом фильмах не появляется, а в восьмом погибает в самом начале — и хоть бы кто слово сказал. Кто играет франшизика — значения в данном случае не имеет.
- «Пятница, 13-е». С одной стороны, рвёт все шаблоны, так как франшизик Джейсон начал действовать только со второй части — в первой орудовала его полоумная мамаша. С другой — Джейсон настолько сделался символом серии, что даже поклонники хоррора, смотревшие первую часть довольно давно, об этом забывают. Попытка сценаристов пятой части заменить Джейсона свихнувшимися подражателями была холодно принята фэнами, и серия быстренько вернулась к прежнему концепту. Опять же, сыграть Джейсона может кто угодно, но фэны всё-таки предпочитают видеть в этой роли громилу Кейна Ходдера. Выжившую героиню первой части добили уже в начале второй.
- «Кошмар на улице Вязов». Девочка уходит, Фредди остаётся. И это обязательно должен быть Роберт Инглунд, а никак не Джеки Эрл Хэйли. Однако не стоит забывать, что в США выходил сериал «Кошмары Фредди» об ужасах городка Спрингвуда и его окрестностей; сюжеты вертелись вокруг психопатов, монстров, каннибалов, а роль самого Фредди в 90 % случаев сводилась к циничным комментариям а-ля Хозяин Склепа. Итог: пару сезонов (благодаря Инглунду) сериал проковылял, но продажи на DVD совсем уж удручают.
- «Восставший из Ада». Пинхэд, только Пинхэд и никого, кроме Пинхэда, и никого, кроме Дага Брэдли. Тот факт, что «восставшими из Ада» являются, собственно, отнюдь не сами сенобиты, а их беглые жертвы, никого не волнует, и уже в третьей части был послан к Левиафану. Тот факт, что Доктор Чаннард во второй части гораздо могущественнее Пинхэда, благополучно отправлен туда же. Тот факт, что, начиная с пятой части франшиза резко поменяла концепт и пошла прямиком на носители, поклонников раздражает, но пока там присутствует Пинхэд-Брэдли — носители будут покупать.
- «Детская игра» — только Чаки, и только голос Брэда Дурифа (для русскоязычных зрителей, впрочем, голос имеет куда меньшее значение).
- «Техасская резня бензопилой» — самый что ни на есть каноничный пример: состав каннибальской семейки меняется от серии к серии, но Кожаное лицо вечен. Играть его, впрочем, может кто угодно.
- Да что там семейка, сам Кожемордый может быть как Джедом Сойером, так и Томасом Хьюиттом, в зависимости от вселенной. Важен сам образ: слабоумный здоровенный увалень, прячущий изуродованное лицо под маской, сшитой из лиц своих жертв, не расстающийся с бензопилой[1].
- «Трилогия о Зеке из гроба» — культовое творение бразильца Жозе Можики Маринша, который этого Зеку (не зекА!) и сыграл. Бородатый мужик в плаще, цилиндре и с длинными когтями так полюбился бразильцам и самому Мариншу, что помимо трилогии, засветился ещё во множестве фильмов того же режиссёра, включая порнушку.
- «Пила» особо отличается тем, что Конструктор Джон Крамер уже в первой части смертельно болен и таки отдаёт богу душу в третьей, но — оставив за собой последователей, составив для них массу инструкций на все случаи и даже собственную смерть сделав элементом своей игры.
- «Крик» — субверсия: в каждом фильме действует маньяк в одной и той же страшной маске, но каждый раз под этой маской скрывается новое лицо, и интрига «Кто же под маской?» переходит из фильма в фильм. А главная героиня остаётся.
Видеоигры[править]
- Crash Bandicoot. Злой учёный с говорящим именем Нео Кортекс — главный гад всей серии, за исключением Twinsanity (но и там выступает скорее в роли зла против небытия).
- Серия платформеров Mega Man X — военачальник Мэвриков и по совместительству самый первый ставший Мэвриком киборг-реплоид (не путать с рептилоидами!) по имени Сигма. Причём в первых частях ничто, казалось бы, не предвещало становление Сигмы представителем такого типа злодеев — во второй части герой сражается уже не с ним самим, а со своевременно снятым незадолго до его гибели в первой части бэкапом его цифровой личности (который до вторжения Икса в их штаб-квартиру вот-вот собирались загрузить в заново воссозданное роботехническое тело Сигмы трое мэвриканских учёных, изначально позиционировавшихся как главзлодеи), погрузившим главгероя на виртуальную арену при его контакте с компьютером (где этот бэкап хранился, и с которого X, как можно догадаться, собирался этот бэкап удалить). В итоге бэкап стёрт, компьютер уничтожен вместе со всей штаб-квартирой главзлодеев, а в начале уже 3-й части нам радостно сообщают, что благодаря усилиям некоего человеческого чудо-учёного эпидемия мэврикизма постепенно сошла на нет. Казалось бы, повод жаждущим чего-нибудь свеженького игрокам порадоваться — новые враги, новая тема, новые сюжеты... А хрен там — этот учёный, оказывается, вовсе не "вылечил" Мэвриков, а взял их под свой контроль, превратив их в свою личную армию, а руководил и направлял его втихушку... кто бы вы думали? Да всё тот же хрен знает каким образом воскресший Сигма — видимо, у него после вроде как полного уничтожения остался какой-то... дух или призрак, что ли, вступивший каким-то образом в контакт с мозгом доктора Допплера (так звали мнимого "усмирителя" Мэвриков) и таким вот способом убедивший его воссоздать тело и личность Сигмы с нуля, причём ещё более мощные и совершенные. И вот так вот всю последующую серию Сигма в конце каждой части возвращается то в одной, то в другой инкарнации, даже после того, как с ним вроде как уже должно быть навсегда покончено[2] — даже в 6 и 7 части этого четырежды уже всех задолбавшего Сигму умудрились впихнуть[3]! А в 8 части так вообще появился особый класс реплоидов, способных принимать облик Сигмы, не заражаясь при этом мэврикизмом. Для истинных фанатов серии этот фейспалмогенератор стал последней каплей… как и для всей серии, спешно похороненной после оглуштельного провала 8-й части.
- Five Nights at Freddy's — Уильям Афтон, он же Спрингтрап. Сперва был главгадом и виновником событий всей оригинальной четвёрки. Но даже не смотря на то, что его сперва убило костюмом Спринг Бонни, а потом сожгло вместе с аттракционом ужасов, он выжил, но уже как Скрэптрап. Его вновь сожгло (в шестой части, в пятой-типа-вбоквеле он упоминался) — перенёсся магией бредового сценария в цифровое пространство под именем Глитчтрапа. В девятой части вновь материале и носит имя Бёрнтрап… Кажется, подохнуть окончательно этому персонажу не дадут ни оригинальный разработчик, ни его преемники.
- Sonic the Hedgehog — Эггман же!
- Примечательно, что в спин-оффах он главгадом может и не являться (как пример — Shadow the Hedgehog, где он наравне с G.U.N. и компанией антропоморфов сражается с инопланетянами Блэк Армс)
- ObsCure — Леонард Фридман, финальный босс первой игры. Во второй же является предпоследним, а по сюжету — одной из причин творившегося в Фоллкрике звездеца.
- The Elder Scrolls — Мерунес Дагон, даэдрический принц изменения и разрушения. Вторгался в Нирн по меньшей мере четыре раза, три из них попали в игры серии (Battlespire, Oblivion, TESO)
- Age of Wonders — бывший король Эльфийского двора Иниох, убитый людьми и поднятый в виде лича спустя века. Мечтает уничтожить всё живое в Атле, так или иначе появляется или упоминается абсолютно во всех играх серии, и в трёх — в качестве финального босса (один раз даже вселяется в тело дочери, чтобы устроить апокалипсис её руками).
Прочее[править]
- Transformers — Мегатрон. Все попытки «заменить» его на посту предводителя десептиконов другим персонажем были восприняты фанатами в штыки — только Мегатрон, только хардкор!
- А где Мегатрон — там и его вечно стремящийся в ГлавГады дракон Старскрим.
- Постоянным главбоссом в финалах является великий пожиратель Юникрон.
- BIONICLE — Макута Теридакс. Периодически доходит до часовни.
Примечательные исключения[править]
Бывает и так, что герой получается не менее ярким и харизматичным, чем гад-франшизик.
- «Зловещие мертвецы». Мертвяки-дедайты, демоны или ожившие деревья — какая, нафиг, разница? Главное — у кого ружьё. Если у Эша — значит, всё в порядке. И бензопила впридачу.
- «Фантазм». В правом красном углу — седовласый Верзила с армией жутких карликов и летающих сфер-мозгососов. В левом синем углу — экс-продавец мороженого Реджи, упитанный лысик с четырёхстволкой. Все лишние последовательно удаляются с ринга на протяжении пяти серий.
- Castlevania — аналогично. В правом красном углу — древний вампирский господарь Дракула и его армия мертвецов, демонов и черных магов. В левом синем углу — бесстрашные охотники на вампиров Бельмонты, а с 1476 года — и сын Дракулы Алукард. Воюют с самого Средневековья и до сих пор не могут остановиться.
- «Чужой»: даже приняв горячую ванну из расплавленного металла в конце «Чужого-3», офицер Рипли, бодрая и посвежевшая, возвращается в строй в «Чужом: Воскрешении» — смерти вопреки. Потому как клонировали нашу непотопляемую леди.
- «Терминатор» — правило и исключение в одном флаконе. С одной стороны, гад всегда терминатор. С другой, лицом серии стал Т-800, совершивший поворот направо.
- Transformers — Оптимус Прайм. Лидером автоботов может и не быть, но присутствует он в КАЖДОМ фильме, мультсериале или мультфильме.
Примечания[править]
- ↑ Невероятно, но в последнем (пока) фильме франшизы эти критерии выполнены только к финалу. И то, до «увальня» местному Джеду еще пилить и пилить.
- ↑ Изначально полностью поставить в серии окончательную точку планировалось в пятой части, однако после грозного рявка жадного продюсера, недовольного тем, что столь мощный поток прибыли грозится иссякнуть, Инафунэ и компании пришлось, поднатужившись из последних сил, родить ещё три сиквела с высосанными из пальца и местами весьма бредовыми сюжетами, не-понятно-на-фига-нужными персонажами и сомнительными нововведениями, после которых серию всё равно пришлось срыть. Пожалуй, лучший пример того, что вовремя уйти — это тоже искусство.
- ↑ Даже так называемый феномен Кошмара из 6 части, несмотря на громко продекларированные разрабами изменения в новом сиквеле по сравнению с предыдущими частями — по сути, всё тот же старый "добрый" с легкостью узнаваемый знатоками серии мэврикизм, только названный по-другому и с небольшими отличиями.