Серьёзный сюжет из прибаутки: различия между версиями
Fox (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
В поисках вдохновения авторы часто обращаются к фольклору и [[Антисказка|обыгрывают сюжеты сказок в постмодернистском ключе]], [[Сказка для взрослых|делая из них детектив или ужастик]]… А что, если пойти ещё дальше и взять за основу сюжета какую-нибудь прибаутку, частушку, детскую считалку или [[Пионерский фольклор|стишки-«садюшки»]]? Вот, например, «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана» — чем не сюжет для хоррора? Или «Шла машина тёмным лесом за каким-то интересом» — вполне угадывается детективный триллер? | В поисках вдохновения авторы часто обращаются к фольклору и [[Антисказка|обыгрывают сюжеты сказок в постмодернистском ключе]], [[Сказка для взрослых|делая из них детектив или ужастик]]… А что, если пойти ещё дальше и взять за основу сюжета какую-нибудь прибаутку, частушку, детскую считалку или [[Пионерский фольклор|стишки-«садюшки»]]? Вот, например, «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана» — чем не сюжет для хоррора? Или «Шла машина тёмным лесом за каким-то интересом» — вполне угадывается детективный триллер? | ||
Очень часто сочетается с тропами [[Код конфетного фантика]] (поиск конспирологического подтекста в поп-культуре), [[Убийства в театральном стиле]] (маньяки очень любят так обставлять свои «художества») и [[Эротический хоррор от Диснея]]. | Очень часто сочетается с тропами [[Код конфетного фантика]] (поиск конспирологического подтекста в поп-культуре), [[Убийства в театральном стиле]] (маньяки очень любят так обставлять свои «художества») и [[Эротический хоррор от Диснея]]. И фоном [[Зловеще-загадочная детская песенка|зловеще-загадочная детская песенка]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
** «[[Десять негритят]]» — сойдёт за [[кодификатор]]. | ** «[[Десять негритят]]» — сойдёт за [[кодификатор]]. | ||
** «Мышеловка»: маньяк руководствуется считалкой про трёх слепых мышек. | ** «Мышеловка»: маньяк руководствуется считалкой про трёх слепых мышек. | ||
** «Карман, полный ржи»: убийца намеренно косит под маньяка, опять-таки убивая в соответствии с детской считалкой «Спой песню за шесть пенсов». В советской экранизации «Тайна „Чёрных дроздов“» этот момент опущен. | ** «Карман, полный ржи»: убийца намеренно косит под маньяка, опять-таки убивая в соответствии с детской считалкой «Спой песню за шесть пенсов». В советской экранизации «Тайна „Чёрных дроздов“» этот момент опущен. А опущен в немалой степени потому, что в наиболее известном переводе этой самой считалки первая строчка звучит как «Много-много птичек запекли в пирог», а вместо дроздов там «семьдесят синичек, сорок семь сорок». | ||
** «Раз, два, три, пряжку застегни» — оторванная пряжка на туфельке мимолётно увиденной женщины напомнила Эркюлю Пуаро заглавное начало детской считалочки и в итоге стала ключом к разгадке преступления. | |||
** | |||
** И «Пять поросят» туда же: Пуаро проводит параллели между судьбами пяти свидетелей давнего убийства (один из которых — настоящий убийца) и пяти поросят из детского стишка. | ** И «Пять поросят» туда же: Пуаро проводит параллели между судьбами пяти свидетелей давнего убийства (один из которых — настоящий убийца) и пяти поросят из детского стишка. | ||
** «Миссис Макгинти с жизнью рассталась» — и снова детская считалка: жертва тоже носила фамилию Макгинти, и персонажи не раз обращают на это внимание. | |||
* Александр Хорт, «Срочно требуется котохранитель!» — юные детективы разоблачают банду аферистов, которые эксплуатируют пациентов психбольницы и под видом «трудотерапии» заставляют их вязать веники на продажу. Очевидная отсылка к строчке из песни Александра Галича «Шизофреники вяжут веники», а заодно к выражению «Фирма веников не вяжет». | * Александр Хорт, «Срочно требуется котохранитель!» — юные детективы разоблачают банду аферистов, которые эксплуатируют пациентов психбольницы и под видом «трудотерапии» заставляют их вязать веники на продажу. Очевидная отсылка к строчке из песни Александра Галича «Шизофреники вяжут веники», а заодно к выражению «Фирма веников не вяжет». | ||
* Эдуард Успенский, «[[Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы]]» — повесть основана на пионерских страшилках, по которым автор писал исследование. | * Эдуард Успенский, «[[Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы]]» — повесть основана на пионерских страшилках, по которым автор писал исследование. | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
* [[Макс Фрай]], «Ворона на мосту» — магический [[Апокалиптический маньяк|Орден Водяной Вороны]] берёт своё начало из бесконечного детского стишка: «Взял ворону я за хвост, положил её на мост…». | * [[Макс Фрай]], «Ворона на мосту» — магический [[Апокалиптический маньяк|Орден Водяной Вороны]] берёт своё начало из бесконечного детского стишка: «Взял ворону я за хвост, положил её на мост…». | ||
* Подсвечено в рассказе Ильи Варшавского «Красный скафандр» | * Подсвечено в рассказе Ильи Варшавского «Красный скафандр» | ||
* «Пирожки со сладким мясом» Дмитрия Лопухова — всё | * «Пирожки со сладким мясом» Дмитрия Лопухова — всё крутится вокруг особой партии книг Успенского. Сюжеты там, похоже, взяты из примера выше, но сами книги считаются последним томом собрания сочинений. | ||
* Дмитрий Колодан, «[[Время Бармаглота]]» — действие происходит в [[Странная альтернативная реальность|странном]] и [[Жуткая альтернативная реальность|жутковатом мире]], основанном на «[[Alice in Wonderland|Алисе в Стране Чудес]]», но обыгрывание стихов и песен тоже в наличии: Бармаглот из известного стиха здесь инфернальное [[Чу-Чу]], которое некогда победил главный герой, а Плотник — [[Серийный убийца|маньяк-убийца]], который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей (в числе его жертв были и девушки-устрицы). А Буджум, упоминающийся в поэме «Охота на Снарка» («Но, мой светлый, беда, если встретишь хоть раз вместо Снарка — Буджума! Тогда ты внезапно и плавно исчезнешь из глаз и для нас пропадёшь навсегда!») — это вообще {{spoiler|огромная чёрная дыра, появление которой знаменует конец света}}. | |||
* Гэхан Уилсон, «Вода была мокра насквозь» — здесь сюжет тоже строится на стихотворении про Моржа и Плотника. И Морж и Плотник здесь — пара монстров-людоедов в человеческом обличье, которые охотятся на пляже на случайных путников и забалтывают своих жертв разговорами про капусту, королей и тому подобное. | |||
* «Лекция для колхозников» Романа Башаева — вся идея строится вокруг заглавного анекдота. И да, черепа одного и того же исторического деятеля в разных возрастах присутствуют. | * «Лекция для колхозников» Романа Башаева — вся идея строится вокруг заглавного анекдота. И да, черепа одного и того же исторического деятеля в разных возрастах присутствуют. | ||
* «Злой гений Нью-Йорка» С. С. Ван Дайна: полубезумный убийца маскирует убийства под детские стихотворения и создаёт аллюзии на шахматы, чтобы свалить преступление на молодого соперника, ведущего себя «странно». Что и губит весь план — соперник абсолютно психически нормален, просто обладает своеобразным чувством юмора. | * «Злой гений Нью-Йорка» С. С. Ван Дайна: полубезумный убийца маскирует убийства под детские стихотворения и создаёт аллюзии на шахматы, чтобы свалить преступление на молодого соперника, ведущего себя «странно». Что и губит весь план — соперник абсолютно психически нормален, просто обладает своеобразным чувством юмора. | ||
* | * «Играй, Илия, играй» Сергея Седова — опять же по мотивам пионерских страшилок, правда, используются не реальные сюжеты, а придуманный автором Красный Барабан, который исполняет желания. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Экранизации «Десяти негритят». | * Экранизации «Десяти негритят». | ||
* Отечественный ужастик «С.С.Д.» — маньяк руководствуется сюжетами детских страшилок. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 39: | Строка 42: | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[DC Comics]] — восставший из мёртвых суперзлодей Сайрус Голд основан на детском стишке про Соломона Гранди: «Соломон Гранди, в Понедельник родился, во Вторник крестился, в Среду женился, в Четверг занемог, в Пятницу слег, в Субботу скончался, в Воскресенье отпели, так и жизнь пролетела, считай, за неделю». | * [[DC Comics]] — восставший из мёртвых суперзлодей Сайрус Голд основан на детском стишке про Соломона Гранди: «Соломон Гранди, в Понедельник родился, во Вторник крестился, в Среду женился, в Четверг занемог, в Пятницу слег, в Субботу скончался, в Воскресенье отпели, так и жизнь пролетела, считай, за неделю». | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | |||
* [https://www.kp.ru/daily/26023/2943104/ Есть мнение], что [[:w:Убийство семьи Ахимблит|жестокое убийство еврейской семьи Ахимблит]] в 1964 было вдохновлено юмористической песней [[Владимир Высоцкий|Владимира Высоцкого]] «Антисемиты». | |||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Сюжет}} | {{Nav/Сюжет}} | ||
{{Nav/Производное творчество}} | {{Nav/Производное творчество}} |
Версия 10:09, 21 мая 2022
В поисках вдохновения авторы часто обращаются к фольклору и обыгрывают сюжеты сказок в постмодернистском ключе, делая из них детектив или ужастик… А что, если пойти ещё дальше и взять за основу сюжета какую-нибудь прибаутку, частушку, детскую считалку или стишки-«садюшки»? Вот, например, «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана» — чем не сюжет для хоррора? Или «Шла машина тёмным лесом за каким-то интересом» — вполне угадывается детективный триллер?
Очень часто сочетается с тропами Код конфетного фантика (поиск конспирологического подтекста в поп-культуре), Убийства в театральном стиле (маньяки очень любят так обставлять свои «художества») и Эротический хоррор от Диснея. И фоном зловеще-загадочная детская песенка.
Примеры
Литература
- Агата Кристи — неоднократно.
- «Десять негритят» — сойдёт за кодификатор.
- «Мышеловка»: маньяк руководствуется считалкой про трёх слепых мышек.
- «Карман, полный ржи»: убийца намеренно косит под маньяка, опять-таки убивая в соответствии с детской считалкой «Спой песню за шесть пенсов». В советской экранизации «Тайна „Чёрных дроздов“» этот момент опущен. А опущен в немалой степени потому, что в наиболее известном переводе этой самой считалки первая строчка звучит как «Много-много птичек запекли в пирог», а вместо дроздов там «семьдесят синичек, сорок семь сорок».
- «Раз, два, три, пряжку застегни» — оторванная пряжка на туфельке мимолётно увиденной женщины напомнила Эркюлю Пуаро заглавное начало детской считалочки и в итоге стала ключом к разгадке преступления.
- И «Пять поросят» туда же: Пуаро проводит параллели между судьбами пяти свидетелей давнего убийства (один из которых — настоящий убийца) и пяти поросят из детского стишка.
- «Миссис Макгинти с жизнью рассталась» — и снова детская считалка: жертва тоже носила фамилию Макгинти, и персонажи не раз обращают на это внимание.
- Александр Хорт, «Срочно требуется котохранитель!» — юные детективы разоблачают банду аферистов, которые эксплуатируют пациентов психбольницы и под видом «трудотерапии» заставляют их вязать веники на продажу. Очевидная отсылка к строчке из песни Александра Галича «Шизофреники вяжут веники», а заодно к выражению «Фирма веников не вяжет».
- Эдуард Успенский, «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» — повесть основана на пионерских страшилках, по которым автор писал исследование.
- Михаил Успенский — аналогично и постоянно, хотя называть этого писателя серьёзным язык поворачивается с трудом. Фамилия влияет, что ли?
- «Дорогой товарищ король» — алкоголики Рыло и Гидролизный становятся известны в мире, куда попали (а вслед за ними попали герои), как эпические персонажи Шишел и Мышел.
- «Приключения Жихаря» — один из основных тропов всего повествования. Как вам Мост Двух Товарищей, который охраняют два монстра понятных видов?
- Макс Фрай, «Ворона на мосту» — магический Орден Водяной Вороны берёт своё начало из бесконечного детского стишка: «Взял ворону я за хвост, положил её на мост…».
- Подсвечено в рассказе Ильи Варшавского «Красный скафандр»
- «Пирожки со сладким мясом» Дмитрия Лопухова — всё крутится вокруг особой партии книг Успенского. Сюжеты там, похоже, взяты из примера выше, но сами книги считаются последним томом собрания сочинений.
- Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — действие происходит в странном и жутковатом мире, основанном на «Алисе в Стране Чудес», но обыгрывание стихов и песен тоже в наличии: Бармаглот из известного стиха здесь инфернальное Чу-Чу, которое некогда победил главный герой, а Плотник — маньяк-убийца, который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей (в числе его жертв были и девушки-устрицы). А Буджум, упоминающийся в поэме «Охота на Снарка» («Но, мой светлый, беда, если встретишь хоть раз вместо Снарка — Буджума! Тогда ты внезапно и плавно исчезнешь из глаз и для нас пропадёшь навсегда!») — это вообще огромная чёрная дыра, появление которой знаменует конец света.
- Гэхан Уилсон, «Вода была мокра насквозь» — здесь сюжет тоже строится на стихотворении про Моржа и Плотника. И Морж и Плотник здесь — пара монстров-людоедов в человеческом обличье, которые охотятся на пляже на случайных путников и забалтывают своих жертв разговорами про капусту, королей и тому подобное.
- «Лекция для колхозников» Романа Башаева — вся идея строится вокруг заглавного анекдота. И да, черепа одного и того же исторического деятеля в разных возрастах присутствуют.
- «Злой гений Нью-Йорка» С. С. Ван Дайна: полубезумный убийца маскирует убийства под детские стихотворения и создаёт аллюзии на шахматы, чтобы свалить преступление на молодого соперника, ведущего себя «странно». Что и губит весь план — соперник абсолютно психически нормален, просто обладает своеобразным чувством юмора.
- «Играй, Илия, играй» Сергея Седова — опять же по мотивам пионерских страшилок, правда, используются не реальные сюжеты, а придуманный автором Красный Барабан, который исполняет желания.
Кино
- Экранизации «Десяти негритят».
- Отечественный ужастик «С.С.Д.» — маньяк руководствуется сюжетами детских страшилок.
Видеоигры
- «Страшилки: Шестое чувство» — про маленькую девочку с сапёрной лопаткой, которая противостоит призракам, мафии, шпионам и агентам спецслужб, маньякам-психопатам и зловещей псевдомасонской организации «Весёлые Мебельщики», стремящейся к мировому господству (почти всем вышеперечисленным от неё достаётся этой самой лопаткой). Сюжет игры берёт начало из четверостишия:
« | Девочка шла домой через парк. |
» |
Комиксы
- DC Comics — восставший из мёртвых суперзлодей Сайрус Голд основан на детском стишке про Соломона Гранди: «Соломон Гранди, в Понедельник родился, во Вторник крестился, в Среду женился, в Четверг занемог, в Пятницу слег, в Субботу скончался, в Воскресенье отпели, так и жизнь пролетела, считай, за неделю».
Реальная жизнь
- Есть мнение, что жестокое убийство еврейской семьи Ахимблит в 1964 было вдохновлено юмористической песней Владимира Высоцкого «Антисемиты».