Злонамеренная архитектура

Материал из Posmotreli
Версия от 19:19, 3 июня 2022; DieselM (обсуждение | вклад) (Немного написал про Minecraft)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Архитектура, мешающая герою.
« Кто так строит!? Кто так строит!? »
— Гость с юга из фильма «Чародеи»
Джованни Батиста Пиранези, гравюра из серии «Воображаемые темницы» (1748)

Представьте себе: чтобы попасть в дом, вам надо пройти сетку лазерных лучей и найти ключ. Это надо делать каждый раз: как только вы используете ключ, он исчезает. Затем, уже внутри здания, проскакать по плитам. Что ни коридор — лабиринт, что ни комната — головоломка, любая ошибка — начинай сначала. Такая планировка была бы неудобна не только посторонним героям, но и жителям — в самом деле, рискованно каждый раз ползти в уборную по узкому карнизу над озером лавы. Ну и по пути попадаются агрессивные местные жители. В общем, всё запутанно, трудно и совсем не по СНиПам.

Такова жизнь среднестатистического героя компьютерной игры. Все здания отошли от того назначения, для которого они были построены. Зáмок — это не сооружение, в котором люди налаживают жизнь и защищаются от врагов, это ямы с кольями, скелеты в шкафу и зловеще раскачивающиеся на цепи ядра. В храмах не молятся местным богам, а изобретают стреляющие ловушки и полосы препятствий. И добились в этом изрядных успехов: даже спустя тысячу лет ловушки всё ещё работают. И даже такие прагматичные и априори опасные места, как канализация и склады, настолько опасны, что даже приключенец ногу сломит, что уж говорить о работающих там.

Противоположный штамп — благосклонная архитектура, которая, наоборот, помогает игроку проявлять свои суперспособности. В играх благосклонная и злонамеренная архитектура идут рука об руку, и это считается допустимым.

Игры со штампом

Возможные обоснуи:

  • Здание специально сделано, чтобы защищать макгаффин.
  • От ветхости или из-за катастрофы многое что разрушилось, и остатки действительно опасны.

Примеры

Литература

  • Гастон Леру, «Призрак Оперы» — здание «Гранд-Опера» было построено при деятельном участии Эрика (Призрака), профессионально строившего ловушки еще в Индии. Путь к месту его обитания лежит через множество придуманных им ловушек, одна только зеркальная комната чего стоит. Да и основные помещения театра небезопасны, построены специально так, чтобы было легко устроить диверсию: падают декорации, люстры, слышатся необычные звуки, пропадают вещи, происходят несчастные случаи… В фильме с прикрученным фитильком.
  • «Светлая личность» Ильфа и Петрова — здание пищеславского рабочего клуба. 99 % его площади занимают колоннады, оно негодно ни для каких мероприятий, и даже туалета там нет.
  • Н. Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — «перекошенные» дома из «Архитектурного заповедника».
  • Братья Стругацкие
    • «Трудно быть богом» — в королевском дворце легко заблудиться. Один камер-юнкер так бы и сгинул, не найди его случайно патруль. А потом еще десять дней там проторчал, пока решали, выламывать ту решетку или нет.
    • «Хромая судьба». Здание, в котором располагался Институт лингвистических исследований. «Этот коридор был узкий, без окон, с таинственными зарешеченными отдушинами под потолком, с глухими железными дверями, возникающими то справа, то слева, выстланный скрипучими неровными досками, опасно подающимися под ногой. И не прямым был этот коридор, он шел классическим фортификационным зигзагом, причем каждый отрезок зигзага не превышал двадцати метров. Здесь все было рассчитано на тот случай, когда панцирной пехоте противника удалось сломить наше сопротивление на винтовой лестнице, и она, пехота, опрокинув старушку с ее столиком, ворвалась сюда, еще не зная, какая страшная ловушка ей здесь уготована: из отдушин под потолком на нее изливаются потоки кипящего масла; распахнувшиеся железные двери ощетиниваются копьями с иззубренными наконечниками шириной в ладонь; доски под ногами рушатся; и из-за каждого угла зигзага поражают ее в упор беспощадные стрелы… Я весь испариной покрылся, пока дошел до конца этого коридора.» А в конце дороги той этого коридора находился конференц-зал, через который надо было пройти, чтобы попасть к цели. Протагонист в тот день не смог: зал был набит до отказа.
  • «Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте» Хорхе Луиса Борхеса. Огромный, красный дом-лабиринт, который выстроил упомянутый Абенхакан эль Бохари специально, чтобы скрыться в нем от врагов. На самом деле дом предназначен для того, чтобы заманить в него врагов и погубить — как замечает один из героев, скрываться проще в Лондоне, чем в бросающемся в глаза красном доме на холме.
  • У того же автора — прекрасный Город Бессмертных из новеллы «Бессмертный»:
« Я только что выбрался из темного лабиринта, но светлый Город Бессмертных внушил мне ужас и отвращение. Лабиринт делается для того, чтобы запутать человека; его архитектура, перенасыщенная симметрией, подчинена этой цели. А в архитектуре дворца, который я осмотрел, как мог, цели не было. Куда ни глянь, коридоры, тупики, окна, до которых не дотянуться, роскошные двери, ведущие в крошечную каморку или в глухой подземный лаз, невероятные лестницы с вывернутыми наружу ступенями и перилами. А были и такие, что лепились в воздухе к монументальной стене и умирали через несколько витков, никуда не приведя в навалившемся на купола мраке. Не знаю, точно ли все было так, как я описал; помню только, что много лет потом эти видения отравляли мои сны, и теперь не дознаться, что из того было в действительности, а что родило безумие ночных кошмаров. Этот город, подумал я, ужасен; одно то, что он есть и продолжает быть, даже затерянный в потаенном сердце пустыни, заражает и губит прошлое и будущее и бросает тень на звезды. Пока он есть, никто в мире не познает счастья и смысла существования. Я не хочу открывать этот город; хаос разноязыких слов, тигриная или воловья туша, кишащая чудовищным образом сплетающимися и ненавидящими друг друга клыками, головами и кишками, – вот что такое этот город. »
— .
  • «Новейший Плутарх», статья «Умберти Бенито» — дом-лабиринт в стиле «Гимнастико» должен тренировать физическую (и, вероятно, психическую) устойчивость жителей.
« Первый шаг посетителя, едва переступившего порог виллы, предупреждает его, что здесь следует быть настороже; панели, составляющие пол, начинают вдруг выскальзывать из-под его ног, двигаясь взад и вперёд, подобно тому, как это практикуется в низкопробных аттракционах Луна-парков. Ступени лестницы приходят в движение, едва нога человека опускается на первую из них. Они ёрзают справа налево и слева направо, в то время как перила предательски ныряют вниз, как только вы пытаетесь сохранить равновесие при их помощи. Понимание пола как ровной поверхности для спокойной ходьбы объявляется устаревшим: взамен него создаётся бесформенное нагромождение глыб разной величины, преодоление которых должно повседневно укреплять мускулатуру икр, бёдер и поясницы. Дверь, которую вы слегка толкаете вперёд, с неестественной быстротой устремляется в противоположном направлении, грозя расшибить вам лицо: это должно способствовать развитию вашего самообладания и находчивости. »
  • Дом-тессеракт из рассказа Р. Хайнлайна, «Дом, который построил Тиль». Хотя задумывался, как дом нового поколения… Взрыв мозга обеспечен.
  • Discworld же! Чёртов Тупица Джонсон же! Наихудший архитектор и ландшафный дизайнер, автор взрывающихся пагод, опасных для жизни садовых украшений, соединённой с органом ванной комнаты Незримого Университета и жилого комплекса «Эмпирический полумесяц»(Анк-Морпорк, на выезде с Парковой улицы)
  • Да даже Хогвартс из этого нашевсего Роулинг. Лестницы без перил, обрывающиеся в многоэтажные колодцы? Динамическая архитектура, в которой «можно плутать неделями»? Охрана василисками? И это в детской школе-интернате, oh, rly?
    • Василиск там один, и тот без малого тысячу лет спал спокойно в тайной комнате под замком, да и не для защиты он туда был посажен. Охрану школы дементорами в третьей книге директор воспринимает в штыки. Замок, конечно, огромный, но о несчастных случаях или потерявшихся учениках мы не слышим, за исключением Монтагью, которого близнецы Уизли засунули головой вперёд в Исчезающий Шкаф в пятой книге. Поскольку шкаф был одним из двух а второй был сломан, тут действительно всё могло кончиться плохо.
    • Но, правда, стоит учесть, что во времена основания Хогвартса одиннадцатилетний подросток считался уже почти взрослым, а через пару-тройку лет мог уже пойти под венец. Да и вообще времена были суровые.
    • «Таня Гроттер» даёт обоснуй, хоть и спорный — школа Тибидохс на острове Буян некогда служила крепостью Древнира против Чумы-дель-Торт и посейчас является темницей для сил хаоса и множества артефактов, спрятанных Древниром. Маги не в восторге, но плюсы в виде удаления от людей, чистой природы, мягкого климата, открытого неба и полной свободы действий перевешивают — характерно, что, когда школу хотели закрыть, в качестве альтернативы предложили только Заполярье.
  • Элеонора Раткевич, «Таэ эккейр!». Эльф Лоайре, по прозвищу Веселый Отшельник, так любил гномские шкатулки-головоломки, что и дом построил на манер такой шкатулки. Получилась дикая «смесь шкатулки с секретом, лабиринта и картинки-перевертыша из тех, на которых вроде бы нарисовано что-то одно — а если приглядеться как следует, то совсем даже другое. Одних бы ложных дверей и мнимых стен с лихвой достало, чтобы несведущий гость лишился рассудка, пытаясь войти в дом или выбраться из него без помощи хлебосольного хозяина. Мало того, этот взбесившийся ларчик постоянно менялся. Едва только Лоайре наскучивал прежним его видом, как вчерашняя стена отправлялась на место потолка, пол заменял двери… откровенно говоря, Эннеари не раз казалось, что Лоайре для того и пускается во всевозможные эскапады, чтобы сбежать из собственного дома, поскольку просто-напросто разобрать его по досточкам дурацкая гордость мешает, а постоянно жить в этом доме и не рехнуться даже гному не под силу»
  • Евгений Лукин, «Ты, и никто другой». «Здание театра было выстроено в доисторические, чуть ли не дореволюционные времена по проекту местного архитектора-любителя и планировку имело нестандартную. Неизвестно, на какой репертуар рассчитывал доисторический архитектор, но только сразу же за сценической коробкой начинался несуразно огромный и запутанный лабиринт переходов и „карманов“. В наиболее отдаленных его тупиках десятилетиями пылились обломки старых спектаклей. Пьющий Вася-Миша божился, что там можно неделями скрываться от начальства. Насчет недели он, положим, преувеличивал, но были случаи, когда администратор Банзай, имевший заветную мечту поймать Васю-Мишу с поличным, в течение дня нигде не мог его обнаружить».
  • «Белгариада» Эддингса, дворец алорнских королей в Череке: чудовищных масштабов громада связанных зданий построенных разными королями в разные времена на протяжении более 3-х тысяч лет. Частично употребляется, частично лежит в развалинах. Всех его потайных ходов не знает никто, включая короля.

Кино

  • «Куб». Куб специально был сделан неизвестным маньяком как эксперимент.
  • Фильмы про Индиану Джонса.
  • «Чародеи» — здание института НУИНУ, по которому блуждает товарищ с солнечного Юга в течение чуть менее чем с начала фильма. Между прочим, снято по мотивам реальных похождений режиссера в реальных помещениях телецентра «Останкино».
  • Экранизация «Хоббита» — что у гномов, что у эльфов, куча дорожек без перил на большой высоте к тому же не сильно освещенных. А если учесть что и те и другие любят поддать…
  • У гномов и эльфов постройки, по крайней мере, сделаны на совесть - не каждый дракон осилит. Педаль в недра Унголиант продавливает подземное королевство гоблинов из говна и палок.
  • Winchester (фильм 2018) в прокате «Винчестер. Дом, который построили призраки» — см. ниже про реальную жизнь

Мультфильмы

  • В мультиках Текса Эвери такие ради прикола локации часто встречаются. Дом бабушки из «Горячая Красная Шапочка», особняк из «Кто кого убил» и проч. При этом еще присутствует и закадровая телепортация.

Видеоигры

Штамп вездесущ, пишите самые интересные случаи.
  • Trap Adventure особенно вторая — педаль в земное ядро!
  • Heroes and Generals — с точки зрения солдата местные здания очень даже удобные, но с точки зрения предполагаемого жильца их планировка идиотская: комнатушки размером 2 на 2 метра с двумя окнами, железная дорога, напоминающая американские горки, сюрреалистичные дымовые трубы, пристани на явно не судноплавной речке или деревушка, расположеная на 10-ти метровом бетонном возвышении.
  • Dwarf Fortress — такой архитектурой можно заняться самому. Проваливающиеся полы, затопляемые камеры, самострелы, выдвигающиеся шипы, падающие клетки…
  • Portal — nuff said, причём многие некогда рабочие помещения, не связанные с тестовыми камерами напрямую, имеют схожий вид.
  • Resident Evil — в первой части под это дело подводился слабенький, но обоснуй в виде злонамеренного архитектора особняка Спенсера, впоследствии там же и похороненного. Однако уже во второй части головоломки утратили связь с реальностью — как вам поиски ключа для соседней двери по всему полицейскому участку, включая морг и гараж?
  • Тетралогия Prince Of Persia: The Sands Of Time. В Warrior Within и The Two Thrones подсвечивается самим принцем с разной степенью сарказма.
    • И вообще, все игры серии Prince Of Persia. Хотя в первой части это обосновано — темница, как-никак.
    • Да и в тетралогии тоже обосновано — высвобождение Песков приводит к локальному Армагеддону с жертвами и разрушениями, вот и приходится пробираться по обломкам. Вдобавок в первой игре тетралогии Принц собственными руками активирует охранную систему дворца, как раз с кучей ловушек, а во второй Остров Времени и нужные по сюжету Башни на нем вообще не предназначены для постоянного обитания каких-то жалких смертных, а вот в защите очень даже нуждаются.
  • Oblivion. Старые альдмерийские городища просто кишат хитроумными ловушками (по меркам Oblivion’а, естесственно). В игре упоминается что это были города древних хартлендских эльфов. Странные же у них получаются «города» если там повсюду проваливается пол в яму с кольями, или наоборот этот же пол чуть дальше резко взлетает и врезается в потолок размазав свою жертву. А ещё выдвижные стены, падающие ядра, выскакивающие огромные топоры, сигнализация с оживающими статуями или нежитью за фальшивой стенкой… Даже если герой переживёт всё это, то вполне может не попасть в какую-нибудь отдалённую часть подземелья, просто потому что кнопка, открывающая туда проход находится совсем в другом месте локации. Всё это великолепие работает непонятно от какого привода, но за тысячи лет вполне себе исправно, также время от времени видны следы крови, что как бы намекает. И где же всё это действо находится? В имперской провинции Сиродиил, самой населённой, где немало местных становятся бандитами, избирают в качестве укрытия эти подземелья, не додумались сломать или деактивировать ловушки (обычно ставя собственные: например, растяжки встречаются только в подземельях, населённых бандитами, гоблинами, вампирами или некромантами… Что логично, поскольку вряд ли веревка продержалась бы сотни лет), а потом сами же в них и попадают. И вообще, странные это какие-то эльфы были, раз жили под землёй.
    • Внутриигровой обоснуй: города-государства айлейдов постоянно воевали, сначала друг с другом, а потом и с людьми. После падения Башни Белого Золота уничтожение малых эльфийских городов, вроде Линдаи и Неналаты, оставалось вопросом времени. К тому же, в позднюю айлейдскую эпоху к прочим напастям добавилось и изменение климата. Ничего удивительного, что эльфы ставили различные ловушки в своих подземных городах: иначе было не выжить. К тому же, наверняка имелся и зловредный умысел а-ля «Так не доставайся же ты никому!». Не зря ведь один из побочных квестов допускает возможность подсунуть квестодателю корону Линдаи вместо короны Неналаты и активировать тем самым древнюю магическую ловушку, установленную на короля Линдаи.
  • Morrowind. Не совсем то, но всё же есть. В руинах гномов вполне может оказаться источник лавы и чаще всего они заделаны решётками. И всё же герою может попасться открытый источник лавы, куда можно ненароком свалиться. Также внимания заслуживают башни телваннийских волшебников в огромных грибах. Под это есть обоснуй, что Телванни маги по определению и даже шнурки завязывают магией, что уж там сотворить простенькое заклятье левитации чтоб не тревожили всякие «варвары и крестьяне». Другое дело если герой с помощью зелья левитации поднялся на нужный «этаж», но уходить пока не собирается, не увидел ямы под ногами и слетел вниз.
  • Daggerfall же! Огромнейшие рандомные машинно-генерируемые трёхмерные лабиринты, которые надо пройти чтоб в каком-то закоулке наконец поднять рандомный квестовый предмет.
  • Dark Souls. Бороться приходится не только против врагов, но и против окружения. Даже в безопасном «хабе» Храма Огня можно неловко упасть с утеса, если ослабить бдительность. Многие рукотворные локации (Руины Нового Лондо, Блайттаун, Поселок Олачиль) состоят из узких мостиков и лестниц, на которых крайне неудобно маневрировать при сражении; а Крепость Сена едва ли объективно пригодна для жилья (а она и непригодна, её выстроили, чтобы ловить особо умных героев, стремящихся в Анор Лондо), зато сполна оправдывает свое неофициальное имя «крепости тысячи ловушек». Плюс полтора уровня, заполненных лавой, секвенция с рискованным спуском вниз по веткам и корням, а также кристальная пещера с невидимыми дорожками. И как же можно забыть узкий мостик, ведущий на карниз к двум рыцарям-лучникам! Этих двоих кто-то (почти) в шутку назвал самым сложным боссом игры, настолько легко там погибнуть.
    • К слову об архитектуре, во второй части игроки до сих пор пытаются понять, как поднявшись на лифте на вершине Земляного Пика наверх, можно попасть в крепость, которая провалилась под землю.
      • Если смотреть внимательно, то точка перехода не в лифте, а перед входом в лифт. Лифт целиком — часть крепости. Не спрашивайте, это Dark Souls.
  • Thief: Dark Project. Встречается всюду в серии, но особняк Константина давит педаль в пол. Сначала он кажется обычным поместьем, но уже попадая на второй этаж, мы сталкиваемся с расставленными повсюду ловушками. Простреливаемый сгустками магии коридор? Дверь в полу? Дверь в потолке? Перевёрнутая комната, закрученный коридор, лабиринты, дверь, ведущая в космос. Сад, ведущий в большой мир. Просто бездна безумия. Впрочем, чего ещё следует ожидать от языческого бога под прикрытием.
  • Dishonored 2 — особняк изобретателя Кирина Джиндоша. Благодаря хитрой механике стены и полы могут изменять свою геометрию, запутывая непрошеных гостей, а порой грозя их расплющить.
  • Strider — архитектура в серии именно такая, больше всего отличилась столица республики Казахстан (там на стенах и лазерные турели, и круговые пилы, и чего только нет…)
  • Minecraft — просто кладезь примеров. Один из наиболее ярких - цитадель. Мало того, что она имеет огромные размеры и "лабиринтную" планировку, так ещё и в стенах "замурованы" чешуйницы, которые могут доставить массу проблем. Чуть менее жёсткий пример - храмы, в которых есть ловушки, хоть и не особо опасные, но всё же способные доставить проблем, особенно новичку. Заброшенные шахты - с прикрученным фитильком, поскольку из злонамеренного здесь только запутанная планировка.
    • Стоит также отметить общее для многих натуральных структур свойство - отсутствие освещение. К чему его отсутствие приводит - пояснять не буду.
    • Педаль в пол, если из-за кривой генерации различные натуральные структуры пересекаются или искажаются.
    • На серверах многие игроки специально строят дома и базы со злонамеренной архитектурой, чтобы другие не упёрли у них все ценные ресурсы.
    • Немало примеров тропа можно найти и в многочисленных модах. Например, структуры из мода The Twilight Forest - педаль в пол. Один только замок Лича чего стоит!
  • Path of Exile: релиз Labyrinth. Посреди локаций честной hack’n’slash RPG находятся отнорки, наполненные ловушками и паззлами с рычагами. Если пройти все эти отнорки, в городе откроется вход в тот самый лабиринт, выполняющий данный троп педалью в пол. Локация — лабиринт с изменяющейся архитектурой. Погиб / поймал вылет игры / поймал вылет интернета — начинай сначала. Вокруг колья, раскалённые плиты и пилорамы из пола, подвижные брёвна и решётки с шипами, самоходные диски-пилы и самострелы с бесконечным боезапасом отравленных дротиков. Особенно радует босс локации, который в завершающем бою умеет принудительно телепортировать игрока в кучу ловушек погуще. Ну и по пути попадаются агрессивные местные жители. И большая часть этого хозяйства в идеальном рабочем состоянии, хотя сам лабиринт изрядно пострадал от времени. Само собой разумеется, что, во-первых, персонаж, способный закидать колдунствами ГлавГада, не может разрушить ни одной ловушки и во-вторых, немалую часть ловушек обойти нельзя.
  • The Lost Vikings: тут такая архитектура составляет как минимум 90 % проблем всей игры, особенно на старших уровнях. Торчащие повсюду шипы, неизолированная электропроводка, лава, падающие камни, работающие прессы — таков типичный уровень игры.
    • Обоснуй: локации созданы местным маньяком-коллекционером.
  • Серия «Deception» от Tecmo раскрывает тему тропа полностью. Каждая комната каждой локации укомплектована хотя бы парой ловушек. Есть всё — от кольев из пола и маятников до огромных печей, электрических стульев и железных дев. Субверсия — эти милые игрушки маньяка могут покалечить протагониста, но их главное предназначение — убивать противников. А чтоб никто не ускользнул, протагонист с помощью магии сам расставляет ловушки, создавая убийственные комбинации.
  • Дилогия Dungeon Keeper и их идейный продолжатель Evil Genius — тут сабжем надо озаботиться самим, дабы непрошенные гости не портили злодейское логово!
  • Warframe примечателен зигзагом: с одной стороны, всякие мостики практически везде заботливо окружены заборчиками, так что просто выбежать в пропасть не получится (хотя мобы иногда выпрыгивают). С другой — в помещениях многие стены имеют наверху выступ, из-за которого залезть по ним на верхний уровень нельзя. Как будто их специально делали такими для защиты от Тенно аналогично защите от пауков в упомянутом уже майнкрафте, которые тоже умеют лазать по стенам, но не по потолкам.
  • Over horizon (старая леталка с Dendy) — 3-й уровень. Пройти, в общем-то, не так и сложно, но жару может дать.
  • Dragon spirit с этой же приставки. Замечательная игрушка, но сложная же! Причём процентов на 60 — именно из-за конструктивных особенностей уровней.
  • Серия Castlevania — собственно замок Дракулы. Впрочем так и задумано: это не жилье, это магическое место которое служит графу чтобы защищаться от очередного Бельмонта или еще какого-нибудь героя, пока Дракула осуществляет очередной план (а в поздних частях дается понять, что замок и ему не сильно подчиняется). Хотя в метроидваниях замок может выглядеть вполне прилично, по крайней мере большинство помещений.
  • DOOM. Первоначальный дизайн марсианской базы, созданный по мотивам типовых складских и производственных впечатлений, никого не впечатлил, и Кармак всё переделал как раз в стиле тропа. Ну, а с уровней в Аду и взятки гладки - неземная же архитектура, не для людей делалось.
    • Где подлость этой архитектуры для игрока? Кроме того, что DOOM был первым шутером с лужами кислоты?
  • Америкен Мак Ги Элис. Уровни "Заблуждения". Автор правки проклял всё на свете, пытаясь их пройти.

Сетевой фольклор

  • Крипипаста «Недострой».

Реальная жизнь

  • Не в такой, конечно, мере — но попытка архитектора выпендриться или просто жизнь, внёсшая свои коррективы, приводит к непрактичным зданиям. Я думаю, вы найдёте в ближайшем окружении парочку таких — и даже предложите версию, почему оно таким стало.
  • В университетах, особенно старых, студенты, как правило, новички или занимающиеся обычно в другом здании, имеют все шансы заблудиться. Как вам например такое архитектурное излишество: в другую часть здания можно попасть только через проход на третьем этаже, аналогичные проходы на других этажах ведут в тупик (комплекс зданий ДИИТ-а). Или коридор, на середине которого нумерация дверей теряет не только последовательность, но и этажность (бывший ДИСИ, теперь ПГАСА)
    • По сравнению с Doom-подобной архитектурой новых корпусов МГУ это кажется детскими шалостями.
    • В некоторых университетах (в частности, во многих корпусах КПИ), да и вообще во многих старых общественных зданиях, злонамеренность несколько иного рода: здание построено так, что некоторые помещения в принципе невозможно адекватно отапливать, и находиться в них в зимнее время года может быть почти невозможно.
      • В особо тяжёлых случаях летом университет превращается в сауну. Автор правки лично в таком отработал семь лет (топографическая шизофрения прилагалась к идиотским решениям по теплоизоляции) и свидетельствует — уж лучше зима, от холода хоть курткой спастись можно, а вот от влажной удушливой жары…
      • В случае МГУ таким «славится» здание экономического корпуса — заниматься в проходных рекреациях и передней части с поточными аудиториями с мая месяца просто невозможно из-за чрезмерно обильного остекления и отсутствия системы кондиционирования (в самих аудиториях кондиционеры есть).
    • Во 2 гуманитарном корпусе МГУ ситуация еще интереснее — несмотря на наличие массивного остекления в пол в стиле зимнего сада, в такой рекреации может быть градусов на 10 теплее, чем в вроде как не обладающей таким обилием окон аудитории. В итоге зимой в рекреации тепло до вонючести, в аудиториях кутаются в куртки.
    • Есть множество анекдотов вроде «послали за мелом — вернулся через другую дверь и спросил мел, ответили что мела нет — сами за ним студента послали».
    • Не только в старых. Новый корпус ВШЭ на Покровском бульваре, составленный из нескольких зданий, объединённых переходами — настоящий лабиринт.
    • МНТК им. Фёдорова (более известный как просто «институт Фёдорова») — под всем комплексом сеть подземелий, где запросто можно заблудиться, если не знать дороги. Если знать — очень удобный способ перемещаться между корпусами прямо в тапочках.
    • Минский БГУИР (бывший МРТИ), корпуса 4 и 5. Наличествуют и вышеописанные хитрости с проходом между корпусами (присутствует подземный переход и надземный начиная с 4 этажа, но со сбитой нумерацией из-за того, что 5-ый корпус стоит на «полочке»), и серьезные проблемы с теплоизоляцией — на 1-ом этаже поточные аудитории вынесены в «карманы», обдуваемые ветрами с 4 из шести возможных граней кубика.
    • Педаль в пол от предыдущего примера — 25-ый «архитектурный» корпус минского БНТУ, бывшего БПИ, среди минчан известный как «кораблик». Мало того, что напоминает космический линкор из неизвестного произведения, плюхнувшийся на лужайку, имеет серьезные проблемы с отоплением, ориентацией внутри и конструктивной прочностью, так как построен в бесславные 90-ые.
    • Старый корпус МГТУ "СТАНКИН". Здесь есть всё необходимое: и полы, находящиеся на разных уровнях; и извилистые коридоры; и переход между корпусами на втором этаже (причём, для перехода нужно сначала спуститься на первый); и вечно закрытая дверь в правом крыле, которую нужно обходить через второй этаж.
  • Да, в принципе, не только университеты. Некоторые старые здания изначально имели довольно сложную планировку. А уж спустя время, когда здания обросли пристройками, когда сносились и перемещались стены и перегородки (а иногда и лестницы), когда закладывались и прорубались дверные и оконные проёмы... здания становились похожими на довольно неплохие лабиринты (только Минотавра не хватает).
  • Классический пятиэтажный фасад здания Главного Штаба на петербургской Дворцовой Площади таит за собой безумное количество внутренних двориков, входов и выходов со всех сторон и целых семь этажей.
  • С прикрученным фитильком — университет, располагающийся в нескольких зданиях. Мать автора правки по сей день вспоминает, как училась в один день сперва на Ярославском шоссе, потом на Павелецкой, а физкультура проходила на стадионе «Искра» в районе ВДНХ. Но и по сей день каждый, кто учился в сколь-нибудь крупном вузе, может вспомнить переходы (переезды) между зданиями в течение учебного дня.
  • Торговые центры — для покупателя (для владельцев очень даже полезно). Намеренно строятся запутанными, с расчётом на то, чтобы клиент прошёл мимо как можно большего количества магазинов. Так, обжорный ряд почти всегда на последнем этаже, а клозет — не на первом, и где-нибудь в конце.
  • Многие гробницы Долины царей (например, KV17) имели волчьи ямы или ложные погребальные камеры.
  • Маньяк Генри Холмс для своих чёрных дел построил отель «Замок». Строили его четыре разных бригады, ни один работник не продержался там больше недели. Там были комнаты без окон, лабиринты, скрытые проходы, комнаты с самыми настоящими смертельными ловушками и даже яма с известью для уничтожения трупов.
  • Кносский дворец на Крите. Такое ощущение, что его строили мазохисты, отсюда и легенда о лабиринте минотавра, которую сочинили греки, когда всё это увидели.
    • Впрочем, на Крите все дворцы минойской цивилизации строились по одному типовому проекту: здоровенный открытый центральный двор, а вокруг него лабиринт коридоров, где пройти по прямой пять метров, нигде не уперевшись в стену, еще надо уметь.
  • Пресловутая Ховринская больница. Классический второй обоснуй.
  • Само название тропа в английском варианте «hostile architecture» обрело второе значение. В рамках борьбы с (на взгляд архитекторов или хозяев) нецелевым использованием объектов эти самые объекты дополняются злонамеренными элементами.
    • Раз уж агрессивное катание на скейтбордах и роликах придумано, чтобы развлечься на имеющихся парапетах и скамейках — изобрели устройство «скейтстоп». Скейтстопы прикручиваются к поверхностям, на которых скейтеры обычно скользят.
    • «Драконьи зубы» устанавливаются на ровных поверхностях, не позволяя там сесть или лечь.
    • Подлокотники или поперечные рёбра монтируются с той же целью на скамейках. Вариативно: вместо скамеек устанавливаются отдельные стулья или их аналоги; иногда скамейки имеют такой наклон, при котором лежащий человек скатывается. Отдельно выделяется оснащение сидений стальными шипами, убирающимися при оплате или наступлении светлого времени суток.
    • «Camden bench»: угловатая массивная бетонная скамейка, изначально спроектированная не для людей, а против возможностей: на ней неудобно / невозможно лежать или спать, под ней нельзя спрятаться и нельзя ничего спрятать; на ней не держатся граффити.
    • На зданиях / фонарях часто устанавливают конструкции из игл с целью отогнать голубей.
  • Автор правки считает примером тропа не очень давно построенную поликлинику, к которой она ныне приписана. Сей шедевр злонамеренной архитектуры отличается крайней ветвистостью коридоров на нижних этажах — нечто вроде несколько раз разветвляющейся меандроподобной свастики со световым колодцем посередине — при полном отсутствии планов с обозначением номеров кабинетов. Практически при каждом визите приходится отлавливать персонал для выяснения маршрута…
  • Недра сталинских высоток в Москве — вполне оно. Двери и шкафы ничем друг от друга не отличаются, переходы между корпусами неочевидны, этажи при этом произвольно скачут — типа, шел по переходу с третьего этажа, СПУСТИЛСЯ на один, попал на четвертый. Еще стоит добавить дикую высоту потолков, которая при поломке лифта добавит экстрима.
    • Когда автор был на экскурсии в Госдуме, всех в т. ч. предупреждали не доверяться большим лестницам — можно запросто забрести в подвалы и выбраться оттуда вроде как непросто. Но существуют и вполне реальные странности вроде скачущей нумерации кабинетов, где условные 1001—1006 переходят сразу в 1031—1036, антресольного мини-этажа, куда можно попасть только по единственной крутой лесенке (и там тоже работают!) и реальной кучи лестниц, далеко не все из которых ведут на 1 этаж.
  • Про один вариант московских/сибирских автобусных остановок даже рассказывали на правах анекдота: на случай яркого солнца — прозрачные стенки, на случай ветра — в них же отверстия, на случай мороза — железные скамейки. Всё продумано до мелочей.
  • Дом Винчестеров, конечно. Насчёт ловушек — не было такого, но лабиринтов и всяких разных лишних стен и дверей — сколько угодно.
  • Ещё очень весело становится, когда здание строилось в несколько приёмов. Подъезд, где нумерация квартир, условно, 20-50, 80-110 — называется, сведи с ума шпиона. Или гостя.
  • С прикрученным фитильком — типовая застройка. Сами по себе здания могут быть безобидны, но обилие абсолютно одинаковых коробок, причем с зачастую неочевидными номерами типа «д. 1 стр. 6» и расположением соседних домов на разных улицах с абсолютно разной нумерацией способно вогнать в цикл даже бывалых курьеров.
  • Подавляющее большинство станций метро — для людей с ограниченными возможностями передвижения. Банально нет возможности подняться\спуститься из-за отсутствия лифтов (в лучшем случае — пандусы).
  • Железнодорожные двухплатформенные станции с турникетами — чтобы пересесть с одного направления на другое, нужно успеть выйти с одной платформы, найти кассу, купить билет и пройти на другую.
  • Легендарная станция Парижского метрополитена Châtelet — Les Halles. Служит пересечением 6 (!) линий метро + линии скоростной электрички RER. 4 платформы и 7 путей для RER + 5 залов для метро = встречаться на станции может предложить только коренной парижанин или тролль.
    • Вызвать путаницу могут даже небольшие пересадочные узлы. Например, станция Китай-город московского метрополитена. На первый взгляд, вроде обычная пересадка из двух станций, однако сочетание таких факторов, как кросс-платформенная пересадка, одинаковые названия и внешнее архитектурное сходство могут создать проблемы людям, назначившим встречу на станции.
  • Одинаковые или схожие наименования улиц — тот еще квест сходу найти нужную. Так, в Москве 2-ая и 4-ая улицы 8 марта пересекаются длинной улицей просто 8 марта. В Киеве, в районе станции «Славутич», находится огромный район из…193 (!) Садовых улиц. Причем расположение их далеко не очевидно — рядом спокойно соседствуют 191—193-ая Садовая улица, тут же 136—138-ая Садовая улица, а за ними уже 49-53-ая Садовая улица!
  • Автомобильные развязки порою бывают настолько сложными, что вызывают недоумение даже у водителей, не говоря уже про пешеходов. Неудобство заключается прежде всего в том, что на развязках нет пешеходных переходов, поэтому приходиться постоянно изобретать "альтернативные способы перехода"(например, торжественным маршем по водопропускной трубе под магистралью).
  • С фитильком — психиатрические больницы, где с самим расположением корпусов и прочего все нормально, но благодаря архитектурному стилю они выглядят настолько депрессивно, что предложение лечить там ту же депрессию выглядит как издевательство. Например, Львовская областная психбольница на улице Кульпарковской, которая была, если автор правки правильно помнит, гарнизонной тюрьмой, и выглядит, изнутри по крайней мере, соответственно.
  • По историческим данным, русская императрица Елизавета Петровна очень боялась дворцовых переворотов. Поэтому в её дворце никогда не заканчивался ремонт и постоянно велась перепланировка. Кроме того, императрица всегда ложилась спать в разных комнатах. Это делалось с расчётом на то, что предполагаемые заговорщики запутаются и не найдут спальню императрицы.