Соларпанк: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
(перенос с неолурка с дополнениями) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|SolarPunk|Solar Punk}} | {{TVTropes|SolarPunk|Solar Punk}} | ||
[[Файл:Соларпанк.jpg|thumb|right|Зелёные города и прекрасный дизайн? Да. Будущее будет замечательным. [https://www.deviantart.com/owen-c/art/The-River-ver-2-153944794 (оригинал)]]] | [[Файл:Соларпанк.jpg|thumb|right|Зелёные города и прекрасный дизайн? Да. Будущее будет замечательным. [https://www.deviantart.com/owen-c/art/The-River-ver-2-153944794 (оригинал)]]] | ||
'''Соларпанк''' | '''Соларпанк''' — молодой, пока ещё слабо определённый жанр [[научная фантастика|научной фантастики]], концентрирующийся на идеях тонкого, искусного мастерства, общности и единства, а также технологий, работающих от возобновляемых источников энергии, и унаследовавший свой стиль от модерна с элементами эстетики азиатской и африканской культур. Соларпанк рисует мир свободы и эгалитаризма с лёгким уклоном в социальный анархизм, а в работах этого жанра одновременно присутствуют стремление к светлому будущему («солар») и намерение разрушить те системы, которые мешают этому будущему сбыться («панк»). Таким образом, соларпанк является противоположностью [[киберпанк]]а с его нигилизмом и «high tech, low life», и одновременно показывает возможное решение проблем современного мира. | ||
Соларпанк, как уже было | Соларпанк, как уже было сказано — один из самых молодых жанров, даже само название появилось только в 2014, в соцсети Tumblr, когда всего лишь один пост вдохновил на творчество десятки тысяч блогеров. Несмотря на это, элементы жанра появлялись и в более ранних работах, вроде Диснеевской «Планеты сокровищ» или мультфильмов Хаяо Миядзаки. | ||
Другие аспекты соларпанка включают квази-[[утопия|утопический]] сеттинг, обычно в стиле [[ | Другие аспекты соларпанка включают квази-[[утопия|утопический]] сеттинг, обычно в стиле [[Наше время + 20]] или [[Блестящие башни и тоги|блестящих башен и тог]], и иногда даже [[Звероподобные гуманоиды|людей-зверей]]. К научно-фантастическому посылу часто добавляется и социальный — как и на сделавшим его популярным Tumblr-е, в работах соларпанка встречаются темы уважения к другим культурам, гендерного равенства, и самовыражения. Также, жанр легко сочетается с темами из [[светлее и мягче|более светлых и утопичных]] вариантов [[ветропанк]]а и [[биопанк]]а. И, естественно, ко всему этому разнообразию добавляется [[наука — это круто|положительное отношение к науке]]. | ||
Если произведение содержит не только выше описанную эстетику жанра, но также причины и следствия [[конфликт]]ов явно посерьёзнее [[все оттенки белого|бело-белых]], где действуют прежде всего [[все оттенки серого|неоднозначные]], а то и [[все цвета спектра|всеморальные]] персонажи, получаем почти чистую [[практопия|практопию]]. | Если произведение содержит не только выше описанную эстетику жанра, но также причины и следствия [[конфликт]]ов явно посерьёзнее [[все оттенки белого|бело-белых]], где действуют прежде всего [[все оттенки серого|неоднозначные]], а то и [[все цвета спектра|всеморальные]] персонажи, получаем почти чистую [[практопия|практопию]]. | ||
Строка 12: | Строка 11: | ||
Впрочем, важно помнить, у соларпанка пока ещё нет ни чётких критериев, ни своего стиля, а многие работы, подходящие под жанр, были созданы ещё до его фактического появления. Несмотря на это, существуют работы, идеально подходящие под какие-никакие критерии соларпанка, а также те, где появляются отдельные его аспекты. | Впрочем, важно помнить, у соларпанка пока ещё нет ни чётких критериев, ни своего стиля, а многие работы, подходящие под жанр, были созданы ещё до его фактического появления. Несмотря на это, существуют работы, идеально подходящие под какие-никакие критерии соларпанка, а также те, где появляются отдельные его аспекты. | ||
А ещё всем, кто мечтает соларпанк воплотить в реальности, стоит знать и помнить, что для получения энергии требуется потратить ресурсы, в том числе энергию же, не только на добычу либо производство топлива (или нет, при использовании «даровой» энергии Солнца, ветра и воды), но и на ''изготовление генератора''… и для конкретно фотоэлектрических солнечных панелей на их производство тратится '''буквально на порядок больше энергии, чем панель способна произвести на поверхности планеты в идеальных условиях за весь срок службы''', то есть они заведомо убыточны. А столь любимые «зелёными» [[Ветропанк|ветряки]] для промышленных масштабов электрогенерации производятся из стекловолокна, которое не получается переработать, не потратив на переплавку больше электричества, чем ветряк произвёл, и приходится портить экологию и захоранивать их похлеще ядерных отходов.<ref>Проблему можно было бы взаиморешить, используя для переплавки солнечные концентраторы, но увы.</ref> А ещё они, несмотря на все увещевания материально вовлечённых граждан, очень заметно влияют на розу ветров (в Канаде уже наклёвываются проблемы с погодой) и рубят птиц пачками. Солнечные панели (уже любые) тоже скорее всего влияют на климат зело сильнее всех увещеваний про озоны-фреоны-заводы-углероды, но надёжной статистики про «пустыня из-за солярок остыла на столько-то градусов и это произвело такие-то эффекты на атмосферу», к сожалению, нет | |||
* Кстати, именно в этом она может и быть «панк». Здесь — зелёная утопия с уважением и равенством и экологически чистыми источниками энергии. [[Деконструкция|Там, за кадром]] — дико грязные угольные и нефтяные электростанции, заводы, и люмпены, которые критически необходимы, чтобы иллюзия утопии сохранялась. Ну или даже просто рабские галеры, производящие электричество вместо давно сломавшихся и стоящих для видимости солнечных панелей. | |||
Жанр относится к «[[светлее и мягче|светлой]]» половине [[НФ]]-«панков» и тщательно избегает [[мир-помойка|элементов «помоечности»]], однако и [[утопии нет нигде|до абсолютной безмятежности не доходит]]. | |||
== Предтечи и последователи == | == Предтечи и последователи == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «Крылья обновления» («Wings of Renewal»). Антология коротких историй про | * «Аниара» Харри Мартинсона — эпическая поэма о буднях выживальщиков на борту междупланетного парома с явно избыточным запасом автономности, вынужденно пытающихся аварийно переквалифицировать ({{spoiler|героически, но всё-таки в итоге неудачно}}) оный паром в [[корабль поколений]]. Сабжевый троп играется инверсией в глубокий постсоларпанк с элементами [[Развитой постапокалипсис|развитого постапокалипсиса]]. Судя по краткому экскурсу в историю мира (≈ с XXII по XXXX века), похоже что именно соларпанковое общество застиг<ref>{{Q|pre=1|…Спасая нас от перенапряженья, спокойно излагает астроном историю доголдонских времён и наступления оледененья. | ||
— Расчёты на космическую кару вредны и алогичны чересчур: ведь алгоритмы космоса отличны от алгоритмов временных культур. Те поколенья, что достойны кары, в земле тысячелетия гниют, а космос только-только над землею заносит свой обледенелый кнут. | |||
Спокойно он показывает виды и чертит расползанье гляционов. | |||
— Шел двадцать третий век, и прагондиды уже сползли с обледенелых тронов. Блистательное царство человека в дыму войны блистало все тусклее, проекты гуманистов провалились и снова приходилось рыть траншеи. Холодный Гольмос — сгусток звёздной пыли — ночною мглой сиянье солнца скрыл и злобный ветер песнь оледененья над миром остывающим завыл…}}</ref> на Земле экзомольтный катаклизм. | |||
* «Крылья обновления» («Wings of Renewal»). Антология коротких историй про соларпанк… и [[дракон]]ов. | |||
* Урсула Ле Гуин, «Всегда возвращаясь домой». В сеттинге далёкого и, судя по всему, постапокалиптического будущего описывается аграрная культура Кеш (ну как аграрная, Интернет у них вроде есть), чьё бесклассовое общество противопоставляется народу Дайао с их милитаризмом, стремлением к экспансии, и социальным расслоением. | * Урсула Ле Гуин, «Всегда возвращаясь домой». В сеттинге далёкого и, судя по всему, постапокалиптического будущего описывается аграрная культура Кеш (ну как аграрная, Интернет у них вроде есть), чьё бесклассовое общество противопоставляется народу Дайао с их милитаризмом, стремлением к экспансии, и социальным расслоением. | ||
* Мардж Пирси, «Женщина на грани времени» («Woman on the Edge of Time»). Консуэло, главная героиня книги, имеет наибольшую связь с тем вариантом будущего, где в городе Мэттапойзет, штат Массачусетс, существует почти утопичная община, где малых масштабов аграризм сочетается с продвинутыми зелёными технологиями. Впрочем, утопичность всего этого портит тот факт, что в этом мире всё ещё есть смертная казнь и война, которая как раз ведётся с местной [[антиутопия|антиутопией]]. | * Мардж Пирси, «Женщина на грани времени» («Woman on the Edge of Time»). Консуэло, главная героиня книги, имеет наибольшую связь с тем вариантом будущего, где в городе Мэттапойзет, штат Массачусетс, существует почти утопичная община, где малых масштабов аграризм сочетается с продвинутыми зелёными технологиями. Впрочем, утопичность всего этого портит тот факт, что в этом мире всё ещё есть смертная казнь и война, которая как раз ведётся с местной [[антиутопия|антиутопией]]. | ||
* Мириам Симос, известная под псевдонимом Starhawk, «Пятая священная вещь» («The Fifth Sacred Thing»). В книге описывается футуристичное Сан-Франциско с элементами [[магический реализм|магического реализма]], чьи обитатели перестраивают город в оазис зелёных технологий и самодостаточности. | * Мириам Симос, известная под псевдонимом Starhawk, «Пятая священная вещь» («The Fifth Sacred Thing»). В книге описывается футуристичное Сан-Франциско с элементами [[магический реализм|магического реализма]], чьи обитатели перестраивают город в оазис зелёных технологий и самодостаточности. | ||
* Джо Кимбэлл, «Заклинатель времени» («Timecaster»). Местное полу-утопическое будущее, которое тянет, скорее, на [[практопия|практопию]], имеет множество элементов прото-соларпанка: в обществе играет огромную роль биотопливо, сады разводят везде, где только возможно, а свободная любовь считается нормой. Одновременно с этим, большой спрос на биотопливо влияет на всё: изготовление прочных вещей или предметов роскоши из натуральных материалов считается | * Джо Кимбэлл, «Заклинатель времени» («Timecaster»). Местное полу-утопическое будущее, которое тянет, скорее, на [[практопия|практопию]], имеет множество элементов прото-соларпанка: в обществе играет огромную роль биотопливо, сады разводят везде, где только возможно, а свободная любовь считается нормой. Одновременно с этим, большой спрос на биотопливо влияет на всё: изготовление прочных вещей или предметов роскоши из натуральных материалов считается расточительным — деревянная мебель редка, бумага запрещена законом, и даже исторические произведения искусства предполагается превращать в биотопливо. | ||
** [[приглаженная помойка|Да и даже полу-утопия здесь специфическая]] | ** [[приглаженная помойка|Да и даже полу-утопия здесь специфическая]] — установлен еженедельный налог на биотопливо, который платится либо деньгами, либо выращенными растениями, да и его использование строго ограничено; из-за законов, защищающих уязвимые виды, нельзя даже убить енота на своей же земле; пиво бывает только искуственным и принимается в виде таблеток; люди, пользующиеся электричеством, и желающие иметь право голоса, отслеживаются по GPS, поэтому в каждом городе есть те, кто этого права лишён. | ||
* Уильям Моррис, «Новости из ниоткуда» («News from Nowhere»). Роман-утопия, написанный в конце 19 века, описывает то, как рассказчик (судя по всему, представляющий автора) попадает в | * Уильям Моррис, «Новости из ниоткуда» («News from Nowhere»). Роман-утопия, написанный в конце 19 века, описывает то, как рассказчик (судя по всему, представляющий автора) попадает в 2002 год, где Британия стала децентрализованным, эгалитарным, и экологичным раем. В этом обществе нет денег, а война и бедность стали далёкими воспоминаниями о прошлом. | ||
* Артур Кларк, «Солнечный ветер». Описывается гонка между космическими кораблями на солнечных парусах. | * Артур Кларк, «Солнечный ветер». Описывается гонка между космическими кораблями на солнечных парусах. | ||
** Впрочем, соларпанк тут чисто декоративный, если есть вообще: ни слова об эгалитаризме и борьбе с институтами, мешающими строить общество, да и вообще об обществе в целом. От жанра здесь только использование Солнца. | ** Впрочем, соларпанк тут чисто декоративный, если есть вообще: ни слова об эгалитаризме и борьбе с институтами, мешающими строить общество, да и вообще об обществе в целом. От жанра здесь только использование Солнца. | ||
* Ннеди Окорафор, «Захра, ищущая ветер» («Zahrah the Windseeker»). Действие романа происходит на [[экуменополис|городе-планете]] Гимен, где всё создаётся растениями, включая дома и технологии, да ещё и планета населена [[люди с другой планеты|биологическим видом, очень похожим на земных темнокожих людей]]. | * Ннеди Окорафор, «Захра, ищущая ветер» («Zahrah the Windseeker»). Действие романа происходит на [[экуменополис|городе-планете]] Гимен, где всё создаётся растениями, включая дома и технологии, да ещё и планета населена [[люди с другой планеты|биологическим видом, очень похожим на земных темнокожих людей]]. | ||
* Эрнест Калленбах, «Экотопия». Практически идеал утопического соларпанка, хоть и роман был написал аж в | * Эрнест Калленбах, «Экотопия». Практически идеал утопического соларпанка, хоть и роман был написал аж в 1975 — в наличии чистые источники энергии, жизнь в гармонии с природой, и креативность каждого человека. | ||
* Пол Андерсон, «Маурай» («Maurai»). Описанная цивилазация, вынесенная в название цикла, использует энергию ветра, волн, и Солнца, а в последней книге появляется столица государства, расположенная в управляемом аэростате на солнечной энергии. | * Пол Андерсон, «Маурай» («Maurai»). Описанная цивилазация, вынесенная в название цикла, использует энергию ветра, волн, и Солнца, а в последней книге появляется столица государства, расположенная в управляемом аэростате на солнечной энергии. | ||
* Норман Спинрад, «Песня со звёзд» («Songs from the Stars»). Описана Аквария, общество, где доминирует Белая Наука, в чью основу лёг «закон мышц, Солнца, ветра, и воды», а всё общество использует только возобновляемую энергию. И да, у них есть летающие велосипеды. В антагонистах, ожидаемо, Чёрная Наука, чьи адепты хотят вернуть запретные источники энергии и возобновить космическую программу. | * Норман Спинрад, «Песня со звёзд» («Songs from the Stars»). Описана Аквария, общество, где доминирует Белая Наука, в чью основу лёг «закон мышц, Солнца, ветра, и воды», а всё общество использует только возобновляемую энергию. И да, у них есть летающие велосипеды. В антагонистах, ожидаемо, Чёрная Наука, чьи адепты хотят вернуть запретные источники энергии и возобновить космическую программу. | ||
* Джерард | * Джерард О’Нил, «2081: Оптимистический взгляд на будущее человечества» («2081: A Hopeful View of the Human Future»), редкий пример не-фантастики среди произведений жанра. Предполагается, что мир будущего будет частично [[ретрофутуризм|ретрофутуричным]] «Миром Завтра», частично — чем-нибудь в духе соларпанка. | ||
* Ким Стенли Робертсон, «У кромки океана» («Pacific Edge»). В одном из вариантов будушего, развитие Южной Калифорнии проходит именно в духе соларпанка. | * Ким Стенли Робертсон, «У кромки океана» («Pacific Edge»). В одном из вариантов будушего, развитие Южной Калифорнии проходит именно в духе соларпанка. | ||
* Макс Брукс, «Деволюция» («Devolution»). Действие происходит в месте под названием Greenloop где-то в Каскадных горах, где зелёная коммуна пытается сделать соларпанк реальностью. Книга заодно и [[деконструкция|деконструирует]] | * Макс Брукс, «Деволюция» («Devolution»). Действие происходит в месте под названием Greenloop где-то в Каскадных горах, где зелёная коммуна пытается сделать соларпанк реальностью. Книга заодно и [[деконструкция|деконструирует]] жанр — коммуна слишком зависит от передовых технологий и промышленных цепочек поставок, несмотря на то, что её члены заявляют, что они их ненавидят. Коммуна населена наивными богачами и обеспеченными политическими активистами, у которых, ожидаемо, нет почти никакого опыта жизни в дикой природе, необходимого для жизни в гармонии с природой и поэтому они не готовы к [[безразличие природы|её опасностям]] вроде катаклизмов и агрессивных зверей. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Black Panther]]». | * «[[Black Panther]]». Ваканда — афрофутуричный рай с крайне высоким уровнем технологического развития, достигнутым благодаря запасам [[хренполучий|чудо-материала вибраниума]], и основной конфликт фильма строится вокруг того, нужно ли делиться технологиями и ресурсами с <s>остальным миром</s> США. {{Spoiler|В конце-концов, решают что да, нужно.}} Всё это хорошо сочетается с эстетикой соларпанка — в наличии чистая энергетика, основанная на вибраниуме, и сочетание природы и технологий в виде, например, вертикальных садов. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Treasure Island/Адаптации|Планета сокровищ]]». В дополнение ко всей местной эклектике, проглядывают и отдельные аспекты соларпанка, вроде кораблей, летающих на буквально солнечных парусах. Впрочем, точно определить жанр крайне | * «[[Treasure Island/Адаптации|Планета сокровищ]]». В дополнение ко всей местной эклектике, проглядывают и отдельные аспекты соларпанка, вроде кораблей, летающих на буквально солнечных парусах. Впрочем, точно определить жанр крайне сложно — в нём находят и черты [[киберпанк]]а, и [[манапанк]]а, и ещё много чего. | ||
* «[[Zootopia|Зверополис]]». Эстетика вынесенного в название мегаполис вполне подходит под дух жанра: особенно выделяются разделение на районы, подчёркивающие синтез природы и технологий. С другой стороны, с утопией получилась [[субверсия]] | * «[[Zootopia|Зверополис]]». Эстетика вынесенного в название мегаполис вполне подходит под дух жанра: особенно выделяются разделение на районы, подчёркивающие синтез природы и технологий. С другой стороны, с утопией получилась [[субверсия]] — в городе хватает проблем вроде предубеждения, мышления стереотипами, и политической коррупции, [[получилась реальность|в общем, всё как у людей]]. | ||
* «[[Big Hero 6|Город героев]]». Место действия происходит в Сан-Франсокио, японо-американской версии Сан-Франциско [[наше время + 20|завтрашнего дня]], где большая часть технологий балансирует между этим тропом и ветропанком: широко используется чистая энергия, в небесах парят ветрогенераторы, а дружелюбные медицинские роботы мало кого удивляют. | * «[[Big Hero 6|Город героев]]». Место действия происходит в Сан-Франсокио, японо-американской версии Сан-Франциско [[наше время + 20|завтрашнего дня]], где большая часть технологий балансирует между этим тропом и ветропанком: широко используется чистая энергия, в небесах парят ветрогенераторы, а дружелюбные медицинские роботы мало кого удивляют. | ||
* «The Droners». Солнечные панели, голографические экраны, и, естественно, дроны сочетаются со зданиями из дерева, лодками, сделанными из огромных ракушек, и ветрогенераторами. | * «The Droners». Солнечные панели, голографические экраны, и, естественно, дроны сочетаются со зданиями из дерева, лодками, сделанными из огромных ракушек, и ветрогенераторами. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* «The Dreaming», спин-офф [[The Sandman]]. В первой сюжетной линии, Каин и Авель посещают несколько миров-утопий, среди которых есть | * «The Dreaming», спин-офф [[The Sandman]]. В первой сюжетной линии, Каин и Авель посещают несколько миров-утопий, среди которых есть «Экотопия» — высокотехнологичный мир ветряных мельниц и «солнечных башен». | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[Overwatch]]». Расположенный в Западной Африке Нумбани, «Город Гармонии», где небоскрёбы цвета бронзы соседствуют с зарослями зелени, а люди мирно сосуществуют с разумными | * «[[Overwatch]]». Расположенный в Западной Африке Нумбани, «Город Гармонии», где небоскрёбы цвета бронзы соседствуют с зарослями зелени, а люди мирно сосуществуют с разумными роботами — омниками. | ||
* «[[Anno|Anno 2070]]». Фракция «Эдем Инишиэйтив», противостоящая «Глобал Траст» с их киберпанком, стремится поддерживать экологический баланс и полагается на возобновляемые источники энергии, и даже их здания включают элементы стекла и древесины. | * «[[Anno|Anno 2070]]». Фракция «Эдем Инишиэйтив», противостоящая «Глобал Траст» с их киберпанком, стремится поддерживать экологический баланс и полагается на возобновляемые источники энергии, и даже их здания включают элементы стекла и древесины. | ||
* [[Surviving Mars]] — невозможно эффективные солнечные панели и ветряки (на ''Марсе''), зелёные купола, направление на терраформирование планеты, и отсутствие не-«зелёных» генераторов однозначно определяют эстетику как соларпанк. | |||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
Строка 54: | Строка 62: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* «[[Magic: The Gathering]]». Две гильдии из десяти на [[экуменополис|Равнике]] подходят под этот жанр: бело-зелёный Конклав Селезнии и сине-зелёное Объединение Симиков, хотя в последнем случае, гильдия ближе к [[биопанк | * «[[Magic: The Gathering]]». Две гильдии из десяти на [[экуменополис|Равнике]] подходят под этот жанр: бело-зелёный Конклав Селезнии и сине-зелёное Объединение Симиков, хотя в последнем случае, гильдия ближе к [[биопанк]]у. | ||
=== Прочее === | |||
* Эстетика [[iВсё]] и начавшее активно проталкиваться в конце 2024 года направление Frutiger Aero в визуальном дизайне как явление. | |||
== Примечания == | |||
{{Примечания}} | |||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Science fiction}} | {{Nav/Science fiction}} | ||
{{Nav/Место действия}} | {{Nav/Место действия}} |
Текущая версия на 22:35, 8 декабря 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Solar Punk. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |

Соларпанк — молодой, пока ещё слабо определённый жанр научной фантастики, концентрирующийся на идеях тонкого, искусного мастерства, общности и единства, а также технологий, работающих от возобновляемых источников энергии, и унаследовавший свой стиль от модерна с элементами эстетики азиатской и африканской культур. Соларпанк рисует мир свободы и эгалитаризма с лёгким уклоном в социальный анархизм, а в работах этого жанра одновременно присутствуют стремление к светлому будущему («солар») и намерение разрушить те системы, которые мешают этому будущему сбыться («панк»). Таким образом, соларпанк является противоположностью киберпанка с его нигилизмом и «high tech, low life», и одновременно показывает возможное решение проблем современного мира.
Соларпанк, как уже было сказано — один из самых молодых жанров, даже само название появилось только в 2014, в соцсети Tumblr, когда всего лишь один пост вдохновил на творчество десятки тысяч блогеров. Несмотря на это, элементы жанра появлялись и в более ранних работах, вроде Диснеевской «Планеты сокровищ» или мультфильмов Хаяо Миядзаки.
Другие аспекты соларпанка включают квази-утопический сеттинг, обычно в стиле Наше время + 20 или блестящих башен и тог, и иногда даже людей-зверей. К научно-фантастическому посылу часто добавляется и социальный — как и на сделавшим его популярным Tumblr-е, в работах соларпанка встречаются темы уважения к другим культурам, гендерного равенства, и самовыражения. Также, жанр легко сочетается с темами из более светлых и утопичных вариантов ветропанка и биопанка. И, естественно, ко всему этому разнообразию добавляется положительное отношение к науке.
Если произведение содержит не только выше описанную эстетику жанра, но также причины и следствия конфликтов явно посерьёзнее бело-белых, где действуют прежде всего неоднозначные, а то и всеморальные персонажи, получаем почти чистую практопию.
Впрочем, важно помнить, у соларпанка пока ещё нет ни чётких критериев, ни своего стиля, а многие работы, подходящие под жанр, были созданы ещё до его фактического появления. Несмотря на это, существуют работы, идеально подходящие под какие-никакие критерии соларпанка, а также те, где появляются отдельные его аспекты.
А ещё всем, кто мечтает соларпанк воплотить в реальности, стоит знать и помнить, что для получения энергии требуется потратить ресурсы, в том числе энергию же, не только на добычу либо производство топлива (или нет, при использовании «даровой» энергии Солнца, ветра и воды), но и на изготовление генератора… и для конкретно фотоэлектрических солнечных панелей на их производство тратится буквально на порядок больше энергии, чем панель способна произвести на поверхности планеты в идеальных условиях за весь срок службы, то есть они заведомо убыточны. А столь любимые «зелёными» ветряки для промышленных масштабов электрогенерации производятся из стекловолокна, которое не получается переработать, не потратив на переплавку больше электричества, чем ветряк произвёл, и приходится портить экологию и захоранивать их похлеще ядерных отходов.[1] А ещё они, несмотря на все увещевания материально вовлечённых граждан, очень заметно влияют на розу ветров (в Канаде уже наклёвываются проблемы с погодой) и рубят птиц пачками. Солнечные панели (уже любые) тоже скорее всего влияют на климат зело сильнее всех увещеваний про озоны-фреоны-заводы-углероды, но надёжной статистики про «пустыня из-за солярок остыла на столько-то градусов и это произвело такие-то эффекты на атмосферу», к сожалению, нет
- Кстати, именно в этом она может и быть «панк». Здесь — зелёная утопия с уважением и равенством и экологически чистыми источниками энергии. Там, за кадром — дико грязные угольные и нефтяные электростанции, заводы, и люмпены, которые критически необходимы, чтобы иллюзия утопии сохранялась. Ну или даже просто рабские галеры, производящие электричество вместо давно сломавшихся и стоящих для видимости солнечных панелей.
Жанр относится к «светлой» половине НФ-«панков» и тщательно избегает элементов «помоечности», однако и до абсолютной безмятежности не доходит.
Предтечи и последователи[править]
Литература[править]
- «Аниара» Харри Мартинсона — эпическая поэма о буднях выживальщиков на борту междупланетного парома с явно избыточным запасом автономности, вынужденно пытающихся аварийно переквалифицировать (героически, но всё-таки в итоге неудачно) оный паром в корабль поколений. Сабжевый троп играется инверсией в глубокий постсоларпанк с элементами развитого постапокалипсиса. Судя по краткому экскурсу в историю мира (≈ с XXII по XXXX века), похоже что именно соларпанковое общество застиг[2] на Земле экзомольтный катаклизм.
- «Крылья обновления» («Wings of Renewal»). Антология коротких историй про соларпанк… и драконов.
- Урсула Ле Гуин, «Всегда возвращаясь домой». В сеттинге далёкого и, судя по всему, постапокалиптического будущего описывается аграрная культура Кеш (ну как аграрная, Интернет у них вроде есть), чьё бесклассовое общество противопоставляется народу Дайао с их милитаризмом, стремлением к экспансии, и социальным расслоением.
- Мардж Пирси, «Женщина на грани времени» («Woman on the Edge of Time»). Консуэло, главная героиня книги, имеет наибольшую связь с тем вариантом будущего, где в городе Мэттапойзет, штат Массачусетс, существует почти утопичная община, где малых масштабов аграризм сочетается с продвинутыми зелёными технологиями. Впрочем, утопичность всего этого портит тот факт, что в этом мире всё ещё есть смертная казнь и война, которая как раз ведётся с местной антиутопией.
- Мириам Симос, известная под псевдонимом Starhawk, «Пятая священная вещь» («The Fifth Sacred Thing»). В книге описывается футуристичное Сан-Франциско с элементами магического реализма, чьи обитатели перестраивают город в оазис зелёных технологий и самодостаточности.
- Джо Кимбэлл, «Заклинатель времени» («Timecaster»). Местное полу-утопическое будущее, которое тянет, скорее, на практопию, имеет множество элементов прото-соларпанка: в обществе играет огромную роль биотопливо, сады разводят везде, где только возможно, а свободная любовь считается нормой. Одновременно с этим, большой спрос на биотопливо влияет на всё: изготовление прочных вещей или предметов роскоши из натуральных материалов считается расточительным — деревянная мебель редка, бумага запрещена законом, и даже исторические произведения искусства предполагается превращать в биотопливо.
- Да и даже полу-утопия здесь специфическая — установлен еженедельный налог на биотопливо, который платится либо деньгами, либо выращенными растениями, да и его использование строго ограничено; из-за законов, защищающих уязвимые виды, нельзя даже убить енота на своей же земле; пиво бывает только искуственным и принимается в виде таблеток; люди, пользующиеся электричеством, и желающие иметь право голоса, отслеживаются по GPS, поэтому в каждом городе есть те, кто этого права лишён.
- Уильям Моррис, «Новости из ниоткуда» («News from Nowhere»). Роман-утопия, написанный в конце 19 века, описывает то, как рассказчик (судя по всему, представляющий автора) попадает в 2002 год, где Британия стала децентрализованным, эгалитарным, и экологичным раем. В этом обществе нет денег, а война и бедность стали далёкими воспоминаниями о прошлом.
- Артур Кларк, «Солнечный ветер». Описывается гонка между космическими кораблями на солнечных парусах.
- Впрочем, соларпанк тут чисто декоративный, если есть вообще: ни слова об эгалитаризме и борьбе с институтами, мешающими строить общество, да и вообще об обществе в целом. От жанра здесь только использование Солнца.
- Ннеди Окорафор, «Захра, ищущая ветер» («Zahrah the Windseeker»). Действие романа происходит на городе-планете Гимен, где всё создаётся растениями, включая дома и технологии, да ещё и планета населена биологическим видом, очень похожим на земных темнокожих людей.
- Эрнест Калленбах, «Экотопия». Практически идеал утопического соларпанка, хоть и роман был написал аж в 1975 — в наличии чистые источники энергии, жизнь в гармонии с природой, и креативность каждого человека.
- Пол Андерсон, «Маурай» («Maurai»). Описанная цивилазация, вынесенная в название цикла, использует энергию ветра, волн, и Солнца, а в последней книге появляется столица государства, расположенная в управляемом аэростате на солнечной энергии.
- Норман Спинрад, «Песня со звёзд» («Songs from the Stars»). Описана Аквария, общество, где доминирует Белая Наука, в чью основу лёг «закон мышц, Солнца, ветра, и воды», а всё общество использует только возобновляемую энергию. И да, у них есть летающие велосипеды. В антагонистах, ожидаемо, Чёрная Наука, чьи адепты хотят вернуть запретные источники энергии и возобновить космическую программу.
- Джерард О’Нил, «2081: Оптимистический взгляд на будущее человечества» («2081: A Hopeful View of the Human Future»), редкий пример не-фантастики среди произведений жанра. Предполагается, что мир будущего будет частично ретрофутуричным «Миром Завтра», частично — чем-нибудь в духе соларпанка.
- Ким Стенли Робертсон, «У кромки океана» («Pacific Edge»). В одном из вариантов будушего, развитие Южной Калифорнии проходит именно в духе соларпанка.
- Макс Брукс, «Деволюция» («Devolution»). Действие происходит в месте под названием Greenloop где-то в Каскадных горах, где зелёная коммуна пытается сделать соларпанк реальностью. Книга заодно и деконструирует жанр — коммуна слишком зависит от передовых технологий и промышленных цепочек поставок, несмотря на то, что её члены заявляют, что они их ненавидят. Коммуна населена наивными богачами и обеспеченными политическими активистами, у которых, ожидаемо, нет почти никакого опыта жизни в дикой природе, необходимого для жизни в гармонии с природой и поэтому они не готовы к её опасностям вроде катаклизмов и агрессивных зверей.
Кино[править]
- «Black Panther». Ваканда — афрофутуричный рай с крайне высоким уровнем технологического развития, достигнутым благодаря запасам чудо-материала вибраниума, и основной конфликт фильма строится вокруг того, нужно ли делиться технологиями и ресурсами с
остальным миромСША. В конце-концов, решают что да, нужно. Всё это хорошо сочетается с эстетикой соларпанка — в наличии чистая энергетика, основанная на вибраниуме, и сочетание природы и технологий в виде, например, вертикальных садов.
Мультфильмы[править]
- «Планета сокровищ». В дополнение ко всей местной эклектике, проглядывают и отдельные аспекты соларпанка, вроде кораблей, летающих на буквально солнечных парусах. Впрочем, точно определить жанр крайне сложно — в нём находят и черты киберпанка, и манапанка, и ещё много чего.
- «Зверополис». Эстетика вынесенного в название мегаполис вполне подходит под дух жанра: особенно выделяются разделение на районы, подчёркивающие синтез природы и технологий. С другой стороны, с утопией получилась субверсия — в городе хватает проблем вроде предубеждения, мышления стереотипами, и политической коррупции, в общем, всё как у людей.
- «Город героев». Место действия происходит в Сан-Франсокио, японо-американской версии Сан-Франциско завтрашнего дня, где большая часть технологий балансирует между этим тропом и ветропанком: широко используется чистая энергия, в небесах парят ветрогенераторы, а дружелюбные медицинские роботы мало кого удивляют.
- «The Droners». Солнечные панели, голографические экраны, и, естественно, дроны сочетаются со зданиями из дерева, лодками, сделанными из огромных ракушек, и ветрогенераторами.
Комиксы[править]
- «The Dreaming», спин-офф The Sandman. В первой сюжетной линии, Каин и Авель посещают несколько миров-утопий, среди которых есть «Экотопия» — высокотехнологичный мир ветряных мельниц и «солнечных башен».
Видеоигры[править]
- «Overwatch». Расположенный в Западной Африке Нумбани, «Город Гармонии», где небоскрёбы цвета бронзы соседствуют с зарослями зелени, а люди мирно сосуществуют с разумными роботами — омниками.
- «Anno 2070». Фракция «Эдем Инишиэйтив», противостоящая «Глобал Траст» с их киберпанком, стремится поддерживать экологический баланс и полагается на возобновляемые источники энергии, и даже их здания включают элементы стекла и древесины.
- Surviving Mars — невозможно эффективные солнечные панели и ветряки (на Марсе), зелёные купола, направление на терраформирование планеты, и отсутствие не-«зелёных» генераторов однозначно определяют эстетику как соларпанк.
Визуальные романы[править]
- Большинство работ от Pulltop в целом и «На крыльях мечты» в частности.
Настольные игры[править]
- «Magic: The Gathering». Две гильдии из десяти на Равнике подходят под этот жанр: бело-зелёный Конклав Селезнии и сине-зелёное Объединение Симиков, хотя в последнем случае, гильдия ближе к биопанку.
Прочее[править]
- Эстетика iВсё и начавшее активно проталкиваться в конце 2024 года направление Frutiger Aero в визуальном дизайне как явление.
Примечания[править]
- ↑ Проблему можно было бы взаиморешить, используя для переплавки солнечные концентраторы, но увы.
- ↑
« …Спасая нас от перенапряженья, спокойно излагает астроном историю доголдонских времён и наступления оледененья.
— Расчёты на космическую кару вредны и алогичны чересчур: ведь алгоритмы космоса отличны от алгоритмов временных культур. Те поколенья, что достойны кары, в земле тысячелетия гниют, а космос только-только над землею заносит свой обледенелый кнут.
Спокойно он показывает виды и чертит расползанье гляционов.
— Шел двадцать третий век, и прагондиды уже сползли с обледенелых тронов. Блистательное царство человека в дыму войны блистало все тусклее, проекты гуманистов провалились и снова приходилось рыть траншеи. Холодный Гольмос — сгусток звёздной пыли — ночною мглой сиянье солнца скрыл и злобный ветер песнь оледененья над миром остывающим завыл…»