Раса из одного: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 56: Строка 56:
** «В кукольной стране» (СССР, 1940) — страной правят 7 Дедов Морозов (самый большой — как бы председатель). Шесть из них совсем одинаковые. Своеобразный хороший вариант расы господ, которые являются слугами народа.
** «В кукольной стране» (СССР, 1940) — страной правят 7 Дедов Морозов (самый большой — как бы председатель). Шесть из них совсем одинаковые. Своеобразный хороший вариант расы господ, которые являются слугами народа.
* '''Талос''' — бронзовый великан из греческой мифологии, созданный для обороны острова Крит Гефестом. В мифах Талос был единственным в своём роде, в серии игр [[God of War]] из него сделали расу (подразумевается, что в серийное производство Талосов пустили жители Атлантиды). Также наименование Талос в этой серии игр почему-то носят [[Ожившая статуя|живые статуи]], вооружённые молотами.
* '''Талос''' — бронзовый великан из греческой мифологии, созданный для обороны острова Крит Гефестом. В мифах Талос был единственным в своём роде, в серии игр [[God of War]] из него сделали расу (подразумевается, что в серийное производство Талосов пустили жители Атлантиды). Также наименование Талос в этой серии игр почему-то носят [[Ожившая статуя|живые статуи]], вооружённые молотами.
* '''Дэвкаци''' — второстепенный антагонист богатыря Иванэ из [[генацвали и цинандали|грузинской]] сказки, чьё прозвище буквально означает «человек-дэв». [[метавселенная Рудазова|Александр Рудазов]] назвал этим именем целый народ подобных [[силач]]ей, действительно произошедших от устойчивой гибридизации дэвов и людей.
* '''Дэвкаци''' — второстепенный антагонист богатыря Иванэ из [[генацвале и цинандали|грузинской]] сказки, чьё прозвище буквально означает «человек-дэв». [[метавселенная Рудазова|Александр Рудазов]] назвал этим именем целый народ подобных [[силач]]ей, действительно произошедших от устойчивой гибридизации дэвов и людей.


== См. также ==
== См. также ==

Версия 11:57, 28 апреля 2023

Нередко в современных произведениях по мифам, сказкам и легендам из существа, которое в этих мифах, сказках и легендах было всего одно, делают целую расу. Или не расу, а хотя бы род деятельности. Часто источником этого тропа являются видеоигры.

Встречается также инверсия тропа: когда в произведении принимает участие только один представитель бесспорно существующей и многочисленной расы.

Перспективы этого тропа, которые, на ваш взгляд, вероятны, добавляйте в подстатью «Раса из одного/НД» и ни в коем случае не сюда! Отсюда их уже сколько раз удаляли!

Примеры

  • Минотавр. Был всего один, сын жены царя Миноса и быка, посланного Посейдоном. В современном же фэнтези минотавры стали одной из основных монстр-рас, представители которой встречаются не реже, чем тролли с ограми. По-видимому, в добавление к сатирам, гарпиям и кентаврам очень уж хотелось сделать из Минотавра ещё одну расу зверолюдей. Да и кому нужны нимфы с менадами, если уже есть такие же прекрасные и волшебные эльфы?
    • В этом смысле умно поступили Blizzard, у которых они таурены. «Бык» — есть, «Миноса» — нет.
  • Медуза Горгона. Нужно оговориться, что в мифологии Горгон было три, и они были сёстрами: Эвриала, Сфено и самая известная, она же единственная смертная — Медуза. В фэнтези Горгон часто смешивают с Ламией, и помимо волос-змей им также изображают змеиный хвост вместо ног.
    • И называют их при этом именно медузами, а в горгон (с подачи D&D и третьих «Героев») перекрестили существо, в мифологии называвшееся катоблепас — болотное копытное, не то буйвол, не то бородавочник, общего с изначальной горгоной у которого только смертоубийственный взгляд.
  • Ламия. В мифологии — дочь Посейдона, получеловек-полузмея (верхняя половина тела — человеческая, нижняя половина — сверкающий золотом хвост змеи), ставшая каковой из-за ревности Геры, которая ещё и убила её детей от Зевса. В некоторых мифах ещё являлась правительницей Ливии. В современных произведениях, особенно в манге и аниме — целое семейство класса рептилий. Данная разновидность ламий является основной, остальные считаются подвидами: Апофис; Ехидна; Медуза; Широхеби; Василиск.
  • Пегас. В мифологии — сын Медузы от Посейдона (по другой версии — родился из капель крови Медузы после её убийства Персеем). В современных произведениях — целые табуны крылатых лошадей, разумных или не очень, называемых пегасами. Правда, в мифологии, в том числе греческой, было много других крылатых коней, но Пегас — имя собственное только одного.
  • Гидра. Изначально — ровно одно многоголовое чудовище, лернейская гидра (потому что жила в Лерне), дитя Тифона и Ехидны. В современном фэнтези и особенно в играх, как правило, если гидры есть — то их много. Иной раз бывает, что если у дракона больше одной головы, то его уже готовы обозвать Гидрой. А в настольной игровой системе Dungeons and Dragons даже лернейская гидра стала названием разновидности гидр.
    • Как минимум пара бестиариев могла бы поспорить с автором правки — гидрами называли водных змей вообще, а Лернейская гидра была единственным выдающимся представителем. Хотя в них и в различных трактатах часто происходит смешение Гидры и Энхидруса — мангуста-врага крокодилов. Штука в том, что многоглавость и регенерация как раз таки были отличительной чертой Лернейской особи.
      • Ещё могу Змея Горыныча вспомнить — хотя он летает, а значит, он дракон (др.-русс. змiй)
  • Химера. В Древней Греции — чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. Зелгадис Грейвордс удавился бы от стыда, если б узнал, в честь кого назван. Да и оборотни из «Волчонка» тоже были бы не в восторге.
    • С другой стороны, слово зажило собственной жизнью и стало обозначать существо, являющееся (возможно искусственным) сочетанием частей тел других животных или живого и неживого. С этой точки зрения Зелгадис именно химера: человек с частями тела низшего демона и голема.
    • На данный момент это также научный термин, существа, состоящих с мозаичным клеточным составом — состоящие из клеток с разным генетическим набором. Скорее всего, большинство химер в современном фентези — химеры именно в этом значении.
  • Цербер, гигантский трёхголовый пёс, изначально тоже был один, теперь в армии демонов их может быть много тысяч.
    • Орф, гигантский двуглавый пёс, брат Цербера. В Might and Magic: Heroes 6 их также много (пусть и не под своим именем).
  • Феникс. До двадцатого века был один на свете, размножился после…
  • Циклоп. У эллинов их было три с половиной анонимуса — хтонические порождения первобогов Урана и Геи, ковавшие артефакты за неимением на Пелопонессе гномов да гомеровский Полифем, бастард Посейдона, которого трое старших приютили чисто потому, что вышел похожим на них. В современном же фэнтези эти товарищи ходят батальонами.
    • Не совсем. Ещё в мифах Древней Греции циклопы упоминались и как отдельный народ, потомство Посейдона, представителем которых и был Полифем. Этих, младших циклопов, в отличии от троих сыновей Урана (упомтнаемых поимённо Арг, Бронт, Стероп, служившие Зевсу в кузнице), было, по разным источникам, либо 7, либо целая раса).
  • Кощей Бессмертный. Чаще всего Кощей всё-таки один на историю, Тёмный Властелин всё-таки. Личи, на образ которых Кощей явно повлиял, и вовсе заняли целую нишу в фэнтези. Кстати, в польском переводе Морровинда Кощеями названы скелеты с особыми способностями. А еще в задачах Г. Остера могут фигурировать несколько Кощеев, семья так сказать. В небезызвестном творение Анджея Сапковского «кощеями» называются исскуственно созданные пауки-гиганты. В сериале «Гримм» кощеи — одна из разновидностей Существ.
  • Баба-Яга — зигзаг или аверсия. Начнём с того, что уже в некоторых народных сказках могло быть три Бабы-Яги (сёстры), но народная сказка склонна утраивать вообще всё. Во-вторых, прообраз Яги — шаманы времён охотничьего строя, потому изначально она и не мыслилась, как единственная в своём роде. Однако далеко не все (в том числе авторы современных сказок) знают о корнях сказок, поэтому наличие в современной сказке многих бабок-ёжек может восприниматься как сабж (мультфильм «Летучий корабль» например).
    • А в играх по «Ведьмаку» яги — и вовсе довольно рядовая нечисть.
      • И не только в играх — и в книге они упоминаются примерно в том же качестве.
    • Собственно, никакого тропа не было изначально. Яга (еги) означало у славян буквально злого духа, а баба-яга — злого духа в образе возрастной женщины. Злых духов может быть много, обращаться именно старухой тоже может достаточное число. Это уже позже Бабку-Ёжку стали воспринимать как отдельного персонажа.
      • А ещё слово Яга со временем стало обозначением просто сварливой женщины. Кто запрещает жителям соответствующего сеттинга прозвать так зловредных лесных ворожей? Ведь назвали же IRL учёных медуз в честь Медузы и гидр в честь Лернейской гидры водной среды (ну так совпало).
        • Также автор этой правки видел утверждение, что гидру-кишечнополостное назвали как раз в честь Лернейской гидры — из-за похожих свойств (удивительная способность к регенерации, разумеется).
  • С очень прикрученным фитильком — орки из «Властелина Колец» отчасти основаны на Гренделе и его мамаше из поэмы «Беовульф», но у орков было и много других прототипов, вполне многочисленных, да и в «Беовульфе» говорилось, что мать Гренделя — один из многих чудовищных потомков Каина. Также можно отметить, что у римлян владыка подземного царства звался Орком, а карикатурные лесные дикари — хуорками.
    • Не говоря уж о том, что Грендель с мамашей — громадные чудища, которые были по зубам одному лишь Беовульфу, а толкиеновских орков любой эльф[1] может косить целыми ротами.
  • Горбун Игорь — из него сделали целую расу в Плоском Мире, Кастлвании и одноимённом мультфильме «Игорь». Да, это русское имя в некоторых мирах стало названием расы.
    • Да, именно как русское/руританское. Культурно-эстетическая опора — на руританского/трансильванского горбуна, состоящего при вампире или безумном учёном, а не на нордов из края фьордов. Давние скандинавские корни этого имени тут ни при чём — ведь получилась раса не ингваров, а игорей.
      • Может, не расу, а клан? Всё-же сутулость и шепелявость — это не наследуемые признаки, а следование семейным традициям. Пересадка органов — тоже клановая фишка, а не расовая.
  • Страшила, ожившее соломенное пугало из сказки о стране Оз: в некоторых играх делать подобных ему «соломенных големов» — обычная практика (в World of Warcraft, например), а в планировавшейся, но не набравшей средств игре OZombie двойники Страшилы, судя по всему, должны были стать рядовыми головорезами.
  • Слейпнир, восьминогий конь Одина: в некоторых играх из серии Final Fantasy это рядовой монстр, даже не босс. Так что отряду игроков может попасться сразу несколько слейпниров.
  • Тиамат, сверхгигантское хтоническое чудовище из мифов Вавилонии, в серии Disciples превратилось в высокоуровневого, но не уникального демона.
    • По описанию таки уникальное, другое дело, что игромеханически любой демон может до него дорасти.
  • Колобок. Обычно на произведение не больше одного. Много делают чаще в юмористических целях в роде пародийной конспирологической теории о вымерших сферических друзьях древних славян, либо обыгровка сюжета сказки на карикатуре или в эстрадном номере, где у того Колобка есть еще как минимум один соплеменник. Или на примере фэнтезийной генетики в задачах по биологии про «аутосомный ген лысости». Или сферические монстры с кучей пастей и щупалец и главный из них Колобух из «Сказкок старой Руси» Романа Папсуева.
    • А что касается «колобков» Э. Успенского, то это не сюда, поскольку у него это не раса (Колобок — один), а полуофициальное название частной детективной конторы, пародирующее «ЗнаТоКов» из соответствующего сериала. И вообще, в книге они не братья: там есть только один детектив по фамилии Колобок и его помощник Булочкин.
    • Всё-таки, был ли Колобок один? Если что, речь идёт о старорусском блюде, колобе. Мало ли кто его ещё готовил. Может, и говорящие тоже получались.
  • Чебурашка, напоминающий вариант Р. Качанова (то есть из мультика, ранее были и другие представления данного персонажа иллюстраторами). В произведениях Успенского и их адаптациях (в том числе и всевозможных альтернативных продолжениях) — один. Хотя, по идее, у него должны быть соплеменники, но они вроде как за кадром. В задачах по биологии (см.https://vita-colorata.livejournal.com/55412.html) из одного ушастого уже сделали целую расу со своей генетикой. Ранее несколько чебурашек-болельщиков (в том числе и разного цвета) встречались в спортивных заставках, поскольку чебурашка был талисманом Олимпийской сборной России.
    • Соплеменники (и весьма многочисленные) появились в книжке «Деревня чебурашей», которую Успенский написал не так давно. По мнению многих читателей — лучше бы не писал.
  • Атлант, в древнегреческой мифологии могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В архитектуре скульптуры в виде мужчин, выполняющие декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
    • С прикрученным фитильком, поскольку Платон назначил Атланта перым царем атлантов, живущих в Атлантиде, где-то в Атлантическом океане. Правда до Платона атлантами называли племена живущие в Атласских горах в Африке, в которые по одной из легенд и был превращен Атлант, когда Персей показал ему голову Медузы Гаргоны.
  • Купидон или Эрот, древнегреческое божество любви, сын Афродиты и Ареса. По непонятным причинам изображается в массовой культуре в виде пухленького ребёнка с ангельскими крылышками, хотя изначально был натуральным бисёнэном. В живописи и в свадебных или посвящённых Дню святого Валентина украшениях таких крылатых младенцев может быть несколько.
  • Горгулья. Горгульей или Гаргульцем звали гигантскую змею, которая, по средневековой легенде, обитала в Сене. Она извергала воду, переворачивала рыбацкие лодки, пока её не усмирил архиепископ Руана. А её головой украсил стену собора, в назидание другим чудовищам. В след за этим на стенах готических храмов «горгульями» называли водостоки в виде драконов. А гротескные каменные фигуры, выполняющие декоративную функцию, назывались «химерами». Но, по каким-то причинам, именно к ним прижилось название «горгульи». Отныне это одна из фентезийных рас, крылатые демоны, способные превращаться в камень и оживать по собственному желанию. Либо изначально живые истуканы. Чаще всего служат охранной системой у тёмных магов.
  • Бармаглот (или джаббервок) — был чудовищем из баллады в «Алисе в Зазеркалье», сейчас по сути выполняет функцию прежних драконов, но вроде как страшнее и опаснее.
    • В цикле про «Бета-тестеров» («Охота на Снарка») их уже много, и героям нужно выяснить, кто или что их убивает, когда они монстры в видеоигре, в которую ещё нет доступа у игроков. Выяснили. Программист поставил точку генерации монстров так, что она оказалась в сотнях метров от земли, и все появляющиеся бармаглоты просто разбивались при падении.
      • Это было рабочее, а не окончательное название НПС. Фишкой игры было то, что игроки сами придумывали и выбирали названия для монстров (на самом деле разряды банально не успели сделать это к релизу).
    • В некоторых видеоиграх их тоже много, например в старом рогалике «The Pits of Angband». По Средиземью, да. :)
  • Гаруда — божественный птицечеловек из древнеиндийской мифологии. В романе Чайны Мьевиля «Вокзал потерянных снов», из «нью-кробюзонскго» цикла, появилась целая раса гаруд. Один из её представителей, по имени Ягарек, входит в число основных персонажей. Другая, Каръучай Сухтухк Вайдж-хин-хи-хи, Конкретная Индивидуальность Каръучай Очень-Очень Уважаемая, появляется в финале.
  • А если действие произведения происходит в некоей «стране игрушек» и массово выпускаются игрушки в виде известных персонажей, то расу можно создать из любого персонажа. Тут могут быть коты-в-сапогах, и красные-шапочки, и Дулитлы-Айболиты, и Буратино-Пиноккио и проч. И даже несколько подрас в рамках одной — фабрика выпускала разные варианты одного персонажа.
    • «В кукольной стране» (СССР, 1940) — страной правят 7 Дедов Морозов (самый большой — как бы председатель). Шесть из них совсем одинаковые. Своеобразный хороший вариант расы господ, которые являются слугами народа.
  • Талос — бронзовый великан из греческой мифологии, созданный для обороны острова Крит Гефестом. В мифах Талос был единственным в своём роде, в серии игр God of War из него сделали расу (подразумевается, что в серийное производство Талосов пустили жители Атлантиды). Также наименование Талос в этой серии игр почему-то носят живые статуи, вооружённые молотами.
  • Дэвкаци — второстепенный антагонист богатыря Иванэ из грузинской сказки, чьё прозвище буквально означает «человек-дэв». Александр Рудазов назвал этим именем целый народ подобных силачей, действительно произошедших от устойчивой гибридизации дэвов и людей.

См. также

  • А он там был один такой — когда фантастической расе приписываются свойства одного её представителя, который где-то был ключевым персонажем.
  • Теперь они там все такие — когда внутри одной и той же вселенной из одного персонажа раздувают целый народ или расу.
  • Раса из одного/НД — о том, что могут напридумать в будущем. Третья по временной линии статья о необузданных догадках, сделанные не по конкретному произведению или франшизе, а о неком явлении или другой статье с посмотрельника.
  • короче, последней правкой был удалён плохой пример, оставшийся со старой посмотрелки, кто хочет, может переписать нейтрально, выпилив из примера нахер упоминание одного «проекта» на букву M, который там упоминался. Тк это мега кринж был.

Примечания

  1. Хотя он на то и эльф. Человек окажется, конечно, не в положении геата перед Гренделем, но обычному человеческому бойцу хорошо бы одного орка одолеть.