Твист Амброза Бирса: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Осовец, смерть, трупы, яд, в атаку встал мёртвый отряд, они шли, чтоб победить, что мертво, то уже не убить...)
 
(Новая страница: «{{Вкратце|А герой-то мёртвый!}} {{TVTropes|DeadAllAlong|Dead All Along}} {{spoilers ahoy}} Герой благополучно пережил опасную передрягу, но в его жизни начинает происходить какая-то чертовщина. Необъяснимые явления копятся, нарастают, как снежный ком; сама реальность Не совсем н...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Происходящее оказывается [[Предсмертные видения|предсмертными видениями]] героя.}}
{{Вкратце|А герой-то мёртвый!}}
{{TVTropes|DeadAllAlong|Dead All Along}}
{{spoilers ahoy}}
{{spoilers ahoy}}
[[Файл:Совиный ручей.jpg|thumb|right|Кадр из фильма «Случай на мосту через Совиный ручей»]]
 
Герой благополучно пережил опасную передрягу, но в его жизни начинает происходить какая-то чертовщина. Необъяснимые явления копятся, нарастают, как снежный ком; сама реальность [[Не совсем нормальный мир|выглядит какой-то «не такой»]] ([[Жуткая альтернативная реальность|и порой довольно жуткой]]).
Герой благополучно пережил опасную передрягу, но в его жизни начинает происходить какая-то чертовщина. Необъяснимые явления копятся, нарастают, как снежный ком; сама реальность [[Не совсем нормальный мир|выглядит какой-то «не такой»]] ([[Жуткая альтернативная реальность|и порой довольно жуткой]]).


Разгадка: герой не пережил благополучно опасную передрягу. Прямо сейчас он умирает от полученных в передряге ранений, а все происходящее — его предсмертные видения. По идее, у читателя/зрителя должна отпасть челюсть, как и было, когда великий американский писатель Амброз Бирс в своём рассказе «Случай на мосту через Совиный ручей» впервые проделал этот трюк, повергнув в шок своих читателей; но ныне твист настолько навяз в зубах, что надёжно её фиксирует.
Разгадка: герой НЕ пережил благополучно опасную передрягу. Либо он прямо сейчас умирает от полученных в передряге ранений, а все происходящее — его предсмертные видения, либо уже умер и стал призраком, но не знает об этом. По идее, у читателя/зрителя должна отпасть челюсть, но твист в последнее время навяз в зубах, и тем надежно ее фиксирует.


От [[Твист Найта Шьямалана|твиста Найта Шьямалана]] троп отличается тем, что персонаж на данный момент ещё '''физически жив''', и происходящие события, скорее всего, являются [[История без мистики|лишь видениями умирающего мозга]] ([[Может, магия, а может, реальность|а может быть, и нет]] — но, во всяком случае, это остаётся под вопросом, прямо как в реальных историях про клиническую смерть). В то время как в твисте Шьямалана это уже посмертие без дураков: мозг и физическое тело давно гниют в земле, не оставляя материалистам никаких «соломинок». Бирс, кстати, отметился и тут со своим рассказом «Живший в Каркозе», однако эта история намного менее популярна, чем «Совиный ручей», а посему твист с загробной жизнью к его имени обычно не привязывают.
Если умер не сам ГГ, а кто-то ещё из героев — это троп [[А ведь он умер десять дней тому назад...]]


Родственный троп — [[Предсмертные видения]]. См. также [[Приключения в Комаляндии]] — если возможен combo breaker, ведущий к пробуждению на больничной койке. А если финал произведения оставляет под вопросом, сабж перед нами или нет — это троп [[Бабочка и император]].
Впервые такой финт выкинул великий американский писатель Амброз Бирс, повергнув своих читателей в шок.


== Где встречается ==
== Где встречается ==
=== [[Фольклор]] ===
* Один из самых давних примеров — народная байка про некоего англичанина, который вдруг проснулся у себя во дворе. Решив, что ходил во сне, как с ним частенько бывало, он решил постучать в окошко спальни, чтобы жена впустила его в дом. Когда жена подошла к окну, англичанин с удивлением отметил, что она вроде бы постарела лет на десять… а потом жена отчаянно завизжала. Только тут он увидел свое отражение в стекле — ухмыляющийся скелет. Больше он ничего не видел и не чувствовал. На самом деле герой умер много лет назад, и по какой-то причине именно в ту ночь восстал из могилы.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====
* [[Николай Гумилёв]], «Золотой рыцарь» — семеро английских крестоносцев заблудились где-то в горах Ливана под палящим солнцем и уже приготовились умереть, как их спас загадочный рыцарь в золотых доспехах… да, спас, но в религиозном смысле, а не в обычном: он оказался Иисусом Христом и привёл их на небо. Автор явно за мистическую трактовку, хотя арабский медик, который в финале осматривал тела рыцарей, отметил, что «перед смертью они должны были видеть чудные сны, каких не дано увидеть нам, живым».
* «Последняя пастораль» Алеся Адамовича (1987). Намёки на то, что события в постапокалиптическом антураже в действительности являются посмертной иллюзией персонажей, нарастают на протяжении всей повести, хотя даже в финале остаётся некоторая недосказанность.
* Никос Казандзакис, «Последнее искушение Христа» — в момент распятия на кресте Христос видит ангела, который помогает Ему сойти с креста. Христос женится на Марии Магдалине (а после её смерти начинает жить с сёстрами воскрешённого им Лазаря — Марией и Марфой) и проживает долгую и вроде бы счастливую жизнь — но ученики недовольны Им и считают Его предателем, не сумевшим исполнить свою миссию… Нет, на самом деле Иисус умирает на кресте и видит всё это в предсмертных видениях.
* «Машинист» — рассказ Евгения Виноградова. Машинист кремационной печи наблюдает очередную кремацию, предаваясь размышлениям о жизни и смерти, не зная, что накануне тихо скончался в своей постели и что кремация — его собственная.
* [[белая эмиграция|Владимир Набоков]], «Катастрофа» — ГГ «чуть не попадает под омнибус», а потом встречается и гуляет со своей невестой. В действительности невеста его бросила, а он умирает в больнице.
* «Из глубин» Руслана Мельникова — все действующие лица погибли в самом начале книги, но не осознали этого. Все их приключения происходят в загробном мире.
* Алесь Адамович, «Последняя пастораль» (1987). Намёки на то, что события в постапокалиптическом антураже в действительности являются предсмертной иллюзией персонажей, нарастают на протяжении всей повести, хотя даже в финале остаётся некоторая недосказанность.
* «Вся его жизнь» Юрия Нестеренко. Подсвечивается не только нереалистично триумфальной писательской карьерой героя после «несостоявшегося» самоубийства, но и синопсисами его произведений.
* Юрий Поляков, «ЧП районного масштаба». Здесь скорее [[субверсия]], ибо троп используется в качестве метафоры крайней растерянности Шумилина после того, как его принципиальность на фоне всеобщей беспринципности и формализма сломала жизнь старшекласснику Семёнову.
** Его же «Резервная копия» — субверсия. События реальны, вот только герой таки умер.
* [[Виктор Пелевин]], «Generation „П“» — ближе к концу ГГ размышляет, а не в твисте ли Амброза Бирса он.
** Его же «Нижний город»/«Downtown». Герой просто сел не на тот поезд метро и оказался в очень странной и жуткой версии Нью-Йорка…
* Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — [[деконструкция]]: главный герой попадает из нашего обычного мира в очень [[Странная альтернативная реальность|странную]] и [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]], основанную на «[[Alice in Wonderland|Алисе в Стране Чудес]]», но также с отсылками на триллеры вроде «Se7en» и «Молчание ягнят», где он должен изловить маньяка по кличке Плотник, который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей. Герой сам точно не помнит, как он попал в этот мир, и память подкидывает ему самые разные версии: от классического «купил антикварное зеркало и провалился в него» до, собственно, нашего тропа: они с девушкой попали в автокатастрофу, и теперь он умирает на операционном столе, а странный мир составлен из обрывков его воспоминаний о последних минутах перед аварией. Однако герой также предполагает, что память ему изменяет, и, наоборот, подгоняет версию прошлых событий под тот мир, который он видит сейчас. {{spoiler|В конце это так и остаётся под вопросом, но, судя по намёкам, герой вернулся в наш мир — то есть, если он и умирал, то в итоге не умер.}}
* Виктор Пелевин
* [[Юрий Нестеренко]], «Вся его жизнь». Писатель-неудачник решил застрелиться, но пистолет дал осечку, сразу после чего ему позвонили из издательства и сообщили, что его роман принят к публикации… Подсвечивается не только нереалистично триумфальной писательской карьерой героя после «несостоявшегося» самоубийства, но и синопсисами его произведений.
** «Вести из Непала».
* Ilze Falb, «Un rêve heureux» — герой живет нормальной жизнью. Ну как нормальной? Слишком хорошей: все-то у него получается, все-то проблемы решаются. Да еще и подсвечено откровенным богом из машины в некоторых моментах. Словом, читателя прямо носом тыкают в мысль, что это наш троп. [[Субверсия|А на самом деле все еще грустнее]].
** «Кормление крокодила Хуфу» (из «П5»).
* Бушков, «Возвращение пираньи» — с прикрученным фитильком, но жутковатый заскок на некоторое время ГГ словил:
** «Иван Кублаханов» — на уровне инверсии.
{{Q|pre=1|
** «Generation ,П`» — ближе к концу ГГ размышляет, а не в твисте ли Амброза Бирса он.
Виноват был земляк, чёрт его подери, питерский поэт Шефнер. Мазуру как-то попалось на глаза его стихотворение, короткое, быть может, не являвшее собою творческую вершину, но по сути своей жуткое. Шефнер однажды задался вопросом: а не причудились ли ему последние десятилетия жизни, не есть ли это на самом деле молниеносный предсмертный бред умирающего на Второй мировой солдата?
* «Скорбный перегон» — рассказ российского писателя Олега Кожина.
 
* Марина и Сергей Дяченко, «Крыло» — в рассказе два варианта концовки, и в одном из них протагонист и его мать мертвы (он этого так и не осознаёт).
Словом, иногда, крайне редко, в минуту особенной тоски и усталости, прошивал этот пронзительный, щемящий страх. Конечно, всерьёз он во всё это не верил и, безусловно, далёк был от любых проявлений сумасшествия, но как быть, если однажды тебя бросает в пот от мысли: а что, если погоня все-таки догнала, и на самом деле ты валяешься сейчас где-нибудь в саванне, глаза тускнеют, холодеет тело, поисковая группа еще осторожничает, приближаются не спеша, держа наготове автоматы, удерживая рвущихся с поводков овчарок, но передний видит, что с тобой все кончено, и подает остальным ободряющий знак? Только угасающий мозг еще работает с невероятной быстротой, и в доли секунды тебе снятся д е с я т к и лет жизни, со всеми деталями и подробностями, с запахами, звуками и ощущениями, с новыми встречами и расставаниями, достижениями и провалами…|}}
* «Катастрофа» Владимира Набокова — ГГ «чуть не попадает под омнибус», а потом встречается и гуляет со своей невестой. В действительности невеста его бросила, а он умирает в больнице.
* Рассказ «Ничего не говори» Макса Фрая. Главный герой всё понимает быстро, его подруга — тоже, а вот читателя до самого конца кормят намёками.
* «Un rêve heureux» — Герой живет нормальной жизнью. Ну как нормальной? Слишком хорошей: все-то у него получается, все-то проблемы решаются. Да еще и подсвечено откровенным богом из машины в некоторых моментах. Словом, читателя прямо носом тыкают в мысль, что это наш троп. [[Субверсия|А на самом деле все еще грустнее]].
* Рассказ [https://mrakopedia.org/wiki/Подольский «Подольский»] и многие другие крипипасты.
* Юрий Поляков, «ЧП районного масштаба». Здесь скорее [[субверсия]], ибо троп используется в качестве метафоры {{spoiler|крайней растерянности Шумилина после того, как его принципиальность на фоне всеобщей беспринципности и формализма сломала жизнь старшекласснику Семёнову}}.


==== На других языках ====
==== На других языках ====
* «Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса — [[Кодификатор|тот самый рассказ]]. Героя-южанина должны повесить на мосту через Совиный ручей солдаты-северяне. Однако веревка внезапно обрывается, наш герой падает в ручей и спасается от них вплавь. Он добирается до дома, встречает жену… и тут — ХРЯСЬ! Его тело со сломанной шеей повисает над ручьем. Чудесное спасение оказалось предсмертной галлюцинацией.
* «Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса — тот самый рассказ. Героя-южанина должны повесить на мосту через Совиный ручей солдаты-северяне. Однако веревка внезапно обрывается, наш герой падает в ручей и спасается от них вплавь. Он добирается до дома, встречает жену… и тут — ХРЯСЬ! Его тело со сломанной шеей повисает над ручьем. Чудесное спасение оказалось предсмертной галлюцинацией.
* «Хапуга Мартин» Уильяма Голдинга. Главный герой, моряк по имени Мартин, терпит кораблекрушение. Он чудом выживает — во многом потому, что успел скинуть тяжелые, мешавшие плыть, сапоги, выбирается на какой-то островок, долго, тяжело и упрямо борется за выживание. В финале находят труп Мартина, который плавает, удерживаемый спасательным жилетом. Умер он мгновенно, не успев даже скинуть сапоги. Возможно, впрочем, что [[Твист Найта Шьямалана|все события, начиная с попадания героя на остров, разворачивались уже в загробном мире, и остров выступал своего рода чистилищем]].
* «Хапуга Мартин» Уильяма Голдинга. Главный герой, моряк по имени Мартин, терпит кораблекрушение. Он чудом выживает — во многом потому, что успел скинуть тяжелые, мешавшие плыть, сапоги, выбирается на какой-то островок, долго, тяжело и упрямо борется за выживание. В финале находят {{spoiler|труп Мартина, который плавает, удерживаемый спасательным жилетом. Умер он мгновенно, не успев даже скинуть сапоги. }}
* «Где-то там» — небольшая повесть Уильяма Питера Блетти. Герои собираются на острове посреди моря, и лишь в конце понимают, что на самом деле они — призраки. До острова они не доплыли — катер потерпел крушение, и все утонули.
* «Призрак по соседству» [[Р. Л. Стайн]]а. Начинается с того, что девочке Ханне приснился кошмар, будто ее дом горит. Она проснулась в своей постели, но… нужно ли продолжать?
** «Безбашенный Хэллоуин» его же. Герой был уверен, что успешно перепрыгнул через овраг. Но потом заглянул в него, а там…
* Существует пессимистичное мнение, что именно это происходит в повести Астрид Линдгрен «Братья Львиное Сердце» — сами события повести являют собой предсмертные видения героя, а финал — «Я ВИЖУ СВЕТ!» — окончательную смерть. Плохие новости: [[Слово Божие|сама Линдгрен это подтверждала]]. Хорошие новости: еще она подтвердила, что жизнь после смерти в мире повести все-таки существует и братья встретятся.
* Существует пессимистичное мнение, что именно это происходит в повести Астрид Линдгрен «Братья Львиное Сердце» — сами события повести являют собой предсмертные видения героя, а финал — «Я ВИЖУ СВЕТ!» — окончательную смерть. Плохие новости: [[Слово Божие|сама Линдгрен это подтверждала]]. Хорошие новости: еще она подтвердила, что жизнь после смерти в мире повести все-таки существует и братья встретятся.
** Возможно, что она так сказала лишь для того, чтобы избежать обвинений в [[Романтизация самоубийства|пропаганде суицида]]: в конце оба брата, находясь уже в загробном мире, совершают самоубийственный прыжок со скалы, чтобы попасть в СЛЕДУЮЩИЙ загробный мир.
** Возможно, что она так сказала лишь для того, чтобы избежать обвинений в [[Романтизация самоубийства|пропаганде суицида]]: {{spoiler|в конце оба брата, находясь уже в загробном мире, совершают самоубийственный прыжок со скалы, чтобы попасть в СЛЕДУЮЩИЙ загробный мир.}}
* Грэм Джойс «Безмолвная земля» — с прикрученным фитильком. Главная героиня не погибла под лавиной, но и не выкопалась, как ей казалось, а осталась под снегом без сознания. {{spoiler|А вот ее муж — увы.}}
* «Уилла» — рассказ Стивена Кинга. Впрочем, здесь правда открывается в середине рассказа, а не в конце.
* «Снега Килиманджаро» Эрнеста Хеммингуэя — писатель Гарри Смит умирает от развившейся гангрены посреди африканской пустыни и вспоминает свою жизнь. Оказывается, его жизнь прошла впустую, а из-за собственной лени и сомнений карьера писателя пошла псу под хвост. Но вот чудо — за ним прилетает самолёт, чтобы отвезти в больницу. Гарри радуется внезапному спасению, как вдруг самолёт поворачивает и летит прямо в вулкан… В конце выясняется, что чудесное спасение оказалось предсмертным видением.
** «Чувство, которое словами можно выразить только по-французски» его же.
* Дюма, «Граф Монте-Кристо» — по мнению Даниэля Клугера, фантастичность и постоянные мотивы воды во второй части романа намекают, что и здесь троп, Эдмон Дантес не сумел выбраться из мешка, в котором его скинули в море со стены замка Иф.
* «Убик» Филиппа Дика. Педаль в пол — [[Все вокруг на самом деле мертвы...|мертвы ВСЕ]], кроме того персонажа, которого изначально и считали мёртвым. Да и с ним не всё так однозначно…
* «Ад — это вечность» Альфреда Бестера. Бомбоубежище, в котором сидят герои, оказывается, было уничтожено прямым попаданием бомбы в самом начале повести, и все они давно в аду.
* «Убить мертвых» Танит Ли — охотник за привидениями сам оказывается призраком.
* [[Хроники Нарнии]], «Последняя Битва»: неожиданный светлый вариант тропа. Главные герои выясняют в финале, что не только все окружающие, но и они сами мертвы (погибли в железнодорожной катастрофе) — и это означает, что им не надо возвращаться на Землю, и они могут навсегда остаться в стране Аслана. Единственный персонаж, парадоксальным образом вызывающий сочувствие — это оставшаяся на Земле (т. е. выжившая) Сьюзен.
* «Театр доктора Страха» Джона Берка. Пятеро героев выходят из поезда, чудом избежав крушения и ищут шестого, который нагадал им на картах всевозможных ужасов. Ой, что такое? Где вообще все остальные люди? И почему тут лежит газета за завтрашнее число, в которой сообщается о пятерых погибших? Ой, а вот и шестой, но что-то на себя не похож. Да, учёный с картами оказался самим [[Смерть с косой|Безжалостным Жнецом]]. А смерть — единственное, что может их избавить от будущих проблем.


==== Сетевая ====
* «[https://mrakopedia.net/wiki/%D0%9D%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5 На рассвете]» — [[Жуткая альтернативная реальность|жуткая альтернативная версия]] [[Первая мировая война|Первой Мировой]], где в войне участвуют хтонические монстры (Одиннадцатый Лифляндский чудовищный полк) и используется боевая магия… А на самом деле герой-солдат погиб в сражении под знаменитой крепостью Осовец в ходе реальной Первой Мировой, все фантастические события — это его предсмертные видения, а в конце его увозят с Земли в Рай, где он воссоединяется с умершими родителями.
=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Карнавал душ]]» 1962 года — машина с тремя молодыми девушками сорвалась в реку. Выбралась лишь одна… хотя нет, не выбралась. Все события фильма — предсмертные видения утопающей.
* «Бразилия» Терри Гиллиама: в финале всё спасение главного героя оказывается его бредом. С фитильком: герой вроде как не умер, а просто окончательно ушёл в себя.
** Хотя нельзя исключать и [[Твист Найта Шьямалана|другой вариант]].
* «Карнавал душ» 1962 года — машина с молодежью сорвалась в реку. Выбралась лишь одна девушка… нет, не выбралась. Все события фильма — предсмертные видения утопающей.
* «Лестница Иакова» Эдриана Лайна — практически повторяет идею «Карнавала душ»: все события — видения умирающего солдата.
* «Карнавал душ» 1998 года — как бы ремейк первого «Карнавала», но на деле беззастенчиво эксплуатирует «Лестницу Иакова».
* «Шестое чувство» Найта Шьямалана. Герой-психиатр на самом деле призрак: его застрелил собственный пациент. Все охали и ахали по поводу «неожиданной концовки», а между тем Стайн и Блетти написали о подобном намного раньше. Подсвечено тем, что по ходу фильма с героем разговаривает только мальчик-пациент, который «видит мертвецов», но при первом просмотре мало кто обращает на это внимание.
* Многие известные кинокритики именно так трактуют сюжет «Мертвеца» Джима Джармуша: на самом деле несостоявшегося бухгалтера убили в самом начале, и весь его путь — дорога по загробному миру.
** Иными словами, метафорой путешествия по загробному миру служит настоящее путешествие по загробному миру? Молодцы кинокритики, ничего не скажешь…
* «Потрошители». Автор этих строк обратил внимание, что после пробуждения героя после [[Сотряс – не простатит, за часок пролетит|сотрясения]] картинка дёрнулась, словно Матрица или иной виртуальный мир, да и действие потом становилось всё менее и менее логичным. Оказалось, с момента получения травмы герой лежит в состоянии овоща, и все дальнейшие события — пихаемые ему программами глюки.
* «Папаша-привидение». Главный герой на машине упал в реку. Еле выбрался, а потом заметил, что не все его замечают, и он проходит сквозь стены. Как очевидно по названию, он стал призраком. Но его тело выжило, находится в коме, и в хэппи-энде герой воскресает.
* «Невидимый» Дэвида Гойера. Аналогичная история. Подростка избивают его ровесники и прячут тело, подумав, что убили его. Когда дух парня обнаруживает, что его никто не видит, он считает себя мёртвым, однако позже обнаруживает, что это не так.
* Российский фильм «Живой». Все, происходящее после того, как возвращающийся с войны герой попадает под машину — на самом деле посмертные мытарства его души.
* Советский фильм «Сошедшие с небес» (1986). После войны жизнь возвращается в нормальное русло. Сергей (Александр Абдулов) и Маша (Вера Глаголева), пытаются найти себя в ней. Решают бытовые проблемы, растят сына. Всё как у всех, радости и огорчения. Только с воспоминаниями что-то не так… В конце фильма действие переносится назад, в военные годы, и выясняется главное… — ведь в те трагические дни 1942-го в Аджимушкайских катакомбах не выжил почти никто.
** Возможно, они, как следует из названия, действительно вернулись в наш бренный мир. Кто-то придумал их, а они придумали Вовку, как сами размышляют. Особенно это подчёркивается на аэродроме, когда товарищ говорит главному герою, что слышал, что именно они двое погибли.
* «Американское преступление» — фильм о жестоком убийстве семьей Банишевски [https://ru.wikipedia.org/wiki/Убийство_Сильвии_Лайкенс Сильвии Лайкенс.] Сильвии удается сбежать от своих мучителей и добраться до карнавала, где работают ее родители… но все это — лишь видения умирающего мозга. Почти по Бирсу.
* «Байки у костра» 1997 года. Три истории объединены сквозным сюжетом о группе ребят, которые, попав в аварию посреди лесной дороги, решили скоротать время до прибытия помощи за травлей этих самых баек. Когда помощь, наконец, приехала, ребята с ужасом увидели, как полицейские достают из покореженной машины… их собственные трупы и грузят в мешки. Отныне они привидения, и будут сидеть у костра в лесу вечно.
* «Быстрее, чем кролики» — игра со всеми штампами жанра. До самого финала неясно, кто из героев, попавших в дом-мавзолей, действительно мертв, а кто — просто галлюцинация.
* «Быстрее, чем кролики» — игра со всеми штампами жанра. До самого финала неясно, кто из героев, попавших в дом-мавзолей, действительно мертв, а кто — просто галлюцинация.
** Еще больший зигзаг в альтернативной концовке, которая судьбу ГГ оставляет неопределенной, не исключая, впрочем, канонической концовки.
** Еще больший зигзаг в альтернативной концовке, которая судьбу ГГ оставляет неопределенной, не исключая, впрочем, канонической концовки.
* «Лестница Иакова» Эдриана Лайна — практически повторяет идею «Карнавала душ»: все события — видения умирающего солдата.
* Фильм «Зеркала» — главгерой попадает в параллельный мир, где живут души умерших, но понимает это, только когда видит вывески, написанные наоборот.
* «[[Карнавал душ]]» 1998 года — как бы ремейк первого «Карнавала», но на деле беззастенчиво эксплуатирует «Лестницу Иакова».
* «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «[[Alice in Wonderland|Алисы в Стране Чудес]]»: главная героиня попадает в аварию и оказывается в особняке, населённом очень странными персонажами и окружённом лесным лабиринтом, из которого невозможно выбраться… Надо ли продолжать?
* «Американское преступление» — фильм о жестоком убийстве семьей Банишевски [https://ru.wikipedia.org/wiki/Убийство_Сильвии_Лайкенс Сильвии Лайкенс.] Сильвии удается сбежать от своих мучителей и добраться до карнавала, где работают ее родители… но все это — лишь видения умирающего мозга. Почти по Бирсу.
* А ещё был рассказ пана Сапковского "Золотой полдень", очень близок тропу.
* «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе — аналогично первоисточнику.
* «Таксист» Мартина Скорцезе — одна из трактовок финала фильма (правда, [[Слово Божие|опровергаемая самим Скорцезе]]) заключается в том, что откровенно неправдоподобный хэппи-энд происходит в воображении умирающего от ран главного героя.
* Его же «Таксист» — одна из трактовок финала фильма (правда, [[Слово Божие|опровергаемая самим режиссёром]]) заключается в том, что откровенно неправдоподобный хэппи-энд происходит в воображении умирающего от ран главного героя.
* «Битлджюс» — в этом случае, правда, герои сообразили, что мертвы, достаточно быстро.
* «[[Малхолланд Драйв]]» — по одной из версий, весь фильм является предсмертными видениями Дианы Сэлвин, пустившей себе пулю в лоб.
** Главные герои. А вот до футбольной команды дошло далеко не сразу. Несмотря на тонкий намёк Юноны: «Да не тренер я вам! Он выжил!»
* «Сошедшие с небес» (СССР, 1986 год), по повести Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов». Лейтенант Сергей и санитарка Маша из отряда, обороняющего Аджимушкайские каменоломни, совершают вылазку за водой — к единственному колодцу у входа в катакомбы, все подходы к которому простреливаются немцами. Им удаётся набрать ведро воды, и они возвращаются в катакомбы… Далее действие переносится в послевоенное время. Герои женаты, у них есть сын, показываются сцены их счастливой жизни. В финале Сергея и Машу расстреливают из пулемётов: им так и не удалось вернуться, а их благополучная послевоенная жизнь — не то предсмертные видения, [[Не пиф! Не паф!|не то просто фантазия «как могла бы сложиться их жизнь»]] (а может быть, [[Твист Найта Шьямалана|они и вправду вернулись с небес]]: когда герою в конце говорят «я слышал, что ты погиб», то его удивлённая реакция как бы намекает).
* «Малхолланд Драйв» — по одной из версий, весь фильм является предсмертными видениями Дианы Сэлвин, пустившей себе пулю в лоб.
* «Живой» (Россия, 2006) — то ли это, то ли [[Твист Найта Шьямалана|Шьямалан]].
* «Другие» — на протяжении фильма главная героиня и её дети полагают, что окружены привидениями в своём доме, но оказывается, что они сами привидения, из-за которых из дома уезжают новые хозяева.
* «Внутри моей памяти»: «Вы умерли, мистер Кейбл!» — впрочем, и здесь можно рассматривать [[Твист Найта Шьямалана|другой вариант]].
* «Лимб» 2013 года. Троп перемежается с [[День сурка|Днем сурка]]. Сюжетно — те же «Другие», но подинамичнее, и «главная героиня мертва» становится известно достаточно быстро, а не в финале.
* «Мёртвый мозг» — название говорит само за себя. Запутанный фильм о нейрохирурге-пациенте нейрохирурга.
* «Треугольник» — фильм, поначалу похожий на молодёжный ужастик о мистических приключениях на заброшенном корабле, превращается в притчу о сущности ада и бесполезности сделок со смертью.
* «[[Inception|Внедрение]]» (Начало) — в финале, главный герой Кобб, после успешно выполненного задания возвращается к своей семье. Однако волчок на столе не прекращает вертеться, что означает, что он находится во сне…
** Воу воу, полегче. Это всего лишь одна из теорий, причем менее вероятная, чем хэппи-энд.
* «Замёрзшая (The Frozen)» — после аварии на снегоходе главные герои не могут уйти от своей палатки, кружа на месте, а вокруг очень лениво развивается что-то мистическое, чтобы вдруг, вроде бы, оказаться всего лишь сном, а в самом конце оставшаяся одна-одинёшенька главная героиня узнаёт от лениво преследовавшего её весь фильм охотника, что они с парнем не пережили аварию на снегоходе, вот только её душа всё никак не желала этого принять.
* «Пассажиры» 2008 года — главные герои, выжившие в авиакатастрофе, на деле погибли и осознавали это на протяжении всего фильма, в чём им помогали ранее умершие близкие (которых те, правда, забыли).


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Случай на мосту через Совиный ручей» — экранизация одноимённого рассказа Бирса, впоследствии включенная в сериал «Сумеречная Зона» в качестве одного из эпизодов.
* «Американская история ужасов» — сезон первый. Напрасно девочка считала свою попытку самоубийства неудачной.
* [[Boardwalk Empire]] — Ричард Харроу вроде бы выживает и приезжает домой к семье, но на самом деле это ему кажется, когда он в одиночестве умирает под мостом от смертельной раны.
* «Случай на мосту через Совиный ручей» — эпизод сериала «Сумеречная Зона», экранизация Бирса.
* «[[Кухня (Сериал)|Кухня]]» — в такую ситуацию попал шеф-повар Баринов. [[С прикрученным фитильком|К счастью, успели откачать]].
* Эпизод сериала «Боишься ли ты темноты?» под названием «The Tale of the Dream Girl» («История мёртвой девочки»). Именно этот эпизод вдохновил Шьямалана на «Шестое чувство», но сам он, вероятно, был вдохновлён «Призраком по соседству» Стайна.
* [[Inside No. 9 |В девятом номере]] — в одной из серий главная героиня попадает в аварию {{spoiler|и проживает потом в видениях 12 лет своей жизни, которые нам показывают урывками}}.
* «[[Boardwalk Empire]]» — Ричард Харроу вроде бы выживает и приезжает домой к семье, но на самом деле это ему кажется, когда он в одиночестве умирает под мостом от смертельной раны.
 
* «[[Battlestar Galactica]]» — Старбак вместе со своим «Вайпером» взрывается в буре газового гиганта, но появляется целой и невредимой в Ионической Туманности. Её видят и чувствуют все, но некоторое время спустя, после прибытия на первобытную Землю, она исчезает. Вокруг её твиста крутилось множество споров и фанатских теорий. {{spoiler|Она оказалась её призраком, присутствие которой объяснялось страхом быть забытой после смерти.}}
=== [[Мультсериалы]] ===
* Любители поискать пессимистичный глубокий смысл видят такую трактовку в «Острове Гиллигана». Достаточно почитать [http://ttlf.tripod.com/gilligan.html статьи] и посмотреть YouTube по запросу [https://www.youtube.com/watch?v=haGuAmFn1wQ The Seven Deadly Sins of Gilligan’s Island]. Реакцию слова божьего на эту теорию автор правки не знает.
* [[BoJack Horseman|Конь Бо Джек]], предпоследняя серия 6 сезона — [[с прикрученным фитильком|с сильно прикрученным фитильком]]. Бо Джек уже не в первый раз видит своих погибших друзей во сне, и ожидает, что сейчас, когда закончится застолье, он проснётся и будет весь день ходить в дурном настроении. И не замечает жирных намёков на его нынешнее положение, пока ему об этом не сообщают прямым текстом. В конце концов он пытается схватиться за единственную соломинку — позвонить Диане, но та в Чикаго и не смогла бы его спасти, даже если бы он позвонил наяву. Только твист это только для самого Бо Джека — зритель наверняка помнит, чем закончилась предыдущая серия. {{spoiler|И да, [[ирония судьбы|ему стоит поблагодарить компанию Xerox]] за то, что она отсудила у него сто тысяч долларов}}.
** Частично подтверждено: на TVTropes есть ссылка, что по крайней мере про [http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Series/GilligansIsland воплощение смертных грехов] — правда.
* «Кухня» — в такую ситуацию попал шеф-повар Баринов. [[С прикрученным фитильком|К счастью, успели откачать]].
* «[[Lost]]» — все флэшфорварды последнего сезона, оказывается, происходят в мире умерших.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Another|Иная]] — собственно, проклятье, витающее над классом 3-3, построено как раз на этом тропе: каждый год кто-то из учеников (реже — один из учителей) погибает ещё до вступления в силу основного проклятья. После чего он вдруг возвращается к жизни и, благополучно «забыв» о своей первой смерти, продолжает как ни в чём ни бывало общаться с живыми, тем самым подвергая их смертельной опасности.
* Tokyo Magnitude 8.0 — Юки, брат главной героини, погиб ещё в 8 серии и всё оставшееся время существует лишь в видении сестры.
* Tokyo Magnitude 8.0 — Юки, брат главной героини, погиб ещё в 8 серии и всё оставшееся время существует лишь в видении сестры.
* Манга «[[Gunnm]]: Kasei Senki» — подруга Алиты выходит, чтобы остановить отряд мародеров своей пламенной речью. И останавливает. Затем, к ней выходят её мертвые друзья. Которые превращаются в птиц…{{spoiler|кружащих над её застреленным телом}}.
* [[Paranoia Agent]] — как ни странно, играется шутки ради: в серии про самоубийц три героя совершали попытки суицида разными способами. К несчастью для них, все попытки проваливались. Но почему тогда другие люди их не могут увидеть, они не отображаются на фотографиях, а сверхъестественный убийца с битой бежит от них, сверкая пятками? Похоже, их попытки не прошли даром, и эти ребята таки-умерли по настоящему.
* Хентайная [[Henshin Emergence]] на последних страницах манги показано, что Саки образумилась, счастливо живёт с дочкой и воспринимает пережитые несчастья как дурной сон. И лишь финальный кадр (с разбитыми очками) спускает нас с небес на землю. Хэппи энда нет, Саки умерла от передоза и мы только что видели её предсмертные грёзы.
* [[Junji Ito:Collection]] — 6-ая серия, новелла «Затянувшееся прощание» (экранизация одноимённой главы из манги «Осколок зла»). Семья мужа главной героини создаёт «образы» — ментальные проекции умерших родственников сроком на 20 лет, чтобы за это время окончательно смириться с их смертью. Девушка хочет сделать такой же образ своего отца, когда он умрёт, но свёкор со свекровью почему-то категорически против. И только после измены мужа героиня узнает, что {{spoiler| погибла незадолго до свадьбы и теперь сама всего лишь проекция}}.
* [[Gegege no Kitarou]], сериал 2018 года, 7-я серия: Китаро сопровождает на поезд крепкого злобного мужичка. Вот только чем дальше поезд идет, тем больше чертовщины на нем происходит. Потому что мужичок-то сам попал под колеса поезда, и просто не хотел себе в этом признаться, продолжая привычно шататься по барам и измываться над подчиненными. Китаро же организовал для него [[Поезд-призрак|литерный поезд]] прямиком в ад.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Существует [[фанон|фанатская]] теория, что именно этим заканчивается [[Final Fantasy VIII]]. Дескать, всё происходящее от второго диска и далее — бред Скволла, умирающего с сосулькой в груди. Приют Эдеи? Преемственность ведьм? Ультимеция? Сжатие времени? До чего же богатое воображение у этого коматозника!
* Существует [[фанон|фанатская]] теория, что именно этим заканчивается [[Final Fantasy VIII]]. Дескать, Скволл погиб в безвременье, а его появление на балконе — галлюцинация подвинувшейся рассудком от горя Риноа (и поэтому кроме нее, его никто не видит).
* Аналогичная теория есть и про GTA III. Все события игры — это предсмертные видения Клода, после выстрела Каталины в него. В принципе это объясняет многие нелогичности, например — фургоны с бесконечным запасом зомби внутри в миссии «Kingdom Come».
** Есть ещё более двинутая антифанатская теория, согласно которой всё, происходящее от второго диска и далее — бред Скволла, умирающего от ранения сосулькой в грудь. Приют Эдеи? Преемственность ведьм? Ультимеция? Сжатие времени? До чего же богатое воображение у этого коматозника!
* К слову о фанатских теориях: «Теория Одурманивания» популярна среди фанатов [[Mass Effect]] и полагает концовку, а то и события второй и третьей игр предсмертной галлюцинацией главного героя(героини).
* К слову о фанатских теориях: «Теория Одурманивания» популярна среди фанатов [[Mass Effect]] и полагает концовку, а то и события второй и третьей игр предсмертной галлюцинацией главного героя(героини).
* Согласно одной из концовок [[Silent Hill/Silent Hill 1|первого Silent Hill]], похождения Гарри Мейсона в городе-призраке были лишь предсмертными галлюцинациями после дорожной аварии.
* Согласно одной из концовок [[Silent Hill/Silent Hill 1|первого Silent Hill]], похождения Гарри Мейсона в городе-призраке были лишь предсмертными галлюцинациями после дорожной аварии.
* «Пенумбра 3. Реквием» — в «плохой» концовке выясняется, что вся игра была приключениями в Комаляндии и умирающий ГГ лежит на полу перед компьютером. Впрочем, и «хорошая» концовка намекает, что он мёртв.
* [[Silent Hill/Silent Hill Shattered Memories|Silent Hill: Shattered Memories]] — оказывается, что Гарри существует лишь в подсознании дочери, которая не хочет признать, что её отец умер много лет назад.
** Но с выходом модификации «Penumbra: Некролог» (или Penumbra 4), которая одобрена самими Frictional Games, становится ясно, что это было приключение в Комаляндии, а герой пришел в себя со своим «старым другом» в башке и покинул станцию прочь, в отличие от своей спутницы в дополнении «Twilight of the Archaic» (Сумерки древних), которая, как оказалась, умерла вовсе не от рук Филиппа.
* [[Dragon Age|Dragon Age: Inquisition]] — таков один из эпилогов DLC Trespasser для Лелианы, если в первой части игрок убил её в Храме Священного Праха. Всё это время с нами была не Лелиана, а нечто вроде духа с её обликом и памятью, который в один прекрасный день бесследно исчез.
* [[Call of Duty]]: Black Ops 3. Есть теория, что вся игра, начиная с третьей миссии — предсмертный бред протагониста, не пережившего операцию, подключенного к прямому нейроинтерфейсу своего офицера и просматривающего его воспоминания. Это объясняет, почему в игре творятся такие необъяснимые вещи.
* «Пенумбра 3. Реквием» — в «плохой» концовке, выясняется что вся игра была приключениями в Комаляндии, и умирающий ГГ лежит на полу перед компьютером. Впрочем и «хорошая» концовка намекает, что он мёртв.
* «[[Call of Duty]]: Black Ops . Есть теория, что вся игра, начиная с третьей миссии — предсмертный бред протагониста, не пережившего операцию, подключенного к прямому нейроинтерфейсу своего офицера и просматривающего его воспоминания. Это объясняет, почему в игре творится такие необъяснимые вещи.
** Есть такая же теория, касаемо The Evil Within.
** Есть такая же теория, касаемо The Evil Within.
* The Vanishing of Ethan Carter — вся игра оказывается предсмертным видением Итана Картера и заканчивается, когда Итан умирает. Уникальность в том, что играем мы при этом не за Итана, а за персонажа, которого Итан придумал.}}
* RPG-детектив «Happy Birthday» — в финале выясняется, что безымянная протагонистка-детектив является призраком. И не каким-либо, а призраком убитой в самом начале игры девочки; даже после смерти она как-то повзрослела и однажды, потеряв память, вернулась назад во времени, чтобы расследовать, как оказалось, собственное убийство.
* «The Vanishing of Ethan Carter» — {{spoiler|Вся игра оказывается предсмертным видением Итана Картера и заканчивается, когда Итан умирает. Уникальность в том, что играем мы при этом не за Итана, а за персонажа, которого Итан придумал.}}
** Этим объясняется и легкая нереальность и степень шизанутости происходящего вокруг: бесконечный день, железнодорожная ветка (со станцией и вокзалом!) из ниоткуда в никуда, севший посреди леса космический корабль, Ктулху в катакомбах — и прочая и прочая. Поиграйте, вам понравится!
** Этим объясняется и легкая нереальность и степень шизанутости происходящего вокруг: бесконечный день, железнодорожная ветка (со станцией и вокзалом!) из ниоткуда в никуда, севший посреди леса космический корабль, Ктулху в катакомбах — и прочая и прочая. Поиграйте, вам понравится!
* [[Мор (Утопия)]]: У Мраморного Гнезда — вся игра — предсмертный бред Даниила, который заразился чумой и в бреду [[День сурка|раз за разом]] проживает последний день, пытаясь спасти от чумы последние районы города. Впрочем, об этом в течение игры намекают (или даже говорят прямым текстом) большинство персонажей.
* По одной из версий, третье прохождение первых двух частей [[Max Payne]]. В [[Max_Payne/Max_Payne|первой части]] этот уровень сложности так и называется «Мёртв по прибытии» (в пиратском переводе (известном по бутскрину «Заружаю» (без «г»)), название переведено «Мертвец прибывает», что уничтожает игру слов, но не меняет сути), во [[Max_Payne_2:_The_Fall_of_Max_Payne|второй]] — в третьем прохождении {{spoiler|Мона Сакс «оживает» (или это Макс соединяется с ней на том свете?)}}. Подливает масла в огонь ещё и судно «Харон», встреченное в середине первой части, а мы знаем, чем занимался персонаж греческой мифологии с этим именем.
* [[Spec Ops: The Line]]. Есть теория, что после того, как вертолёт с главными героями разбился в песчаной буре (что, к слову, показано ещё в самом начале игры, но тогда ещё не ясно, что это всё значит), Уокер не начал сходить с ума, а просто уже лежал где-то в обломках и еле-еле доживал последние секунды жизни, а все остальные события с этого момента были лишь его предсмертными видениями. Да и какой-то адЪ, происходящий в последних главах, только подкрепляет эту теорию. К тому же, чем объяснить ещё и то, что в конце {{spoiler|ГГ пришёл наконец навалять своему полковнику Конраду в его же пентхаусе, и уже даже побеседовал с ним, но тут оказалось, что Конрад-то помер ещё до начала игры, и перед Уокером в кресле сидел уже подгнивший труп полковника, а все его реплики в игре были не более, чем голосами в голове Уокера.}}
* [[Мор (Утопия)]]: У Мраморного Гнезда — {{spoiler|Вся игра — предсмертный бред Даниила, который заразился чумой и, в бреду, [[День сурка|раз за разом]] проживает последний день, пытаясь спасти от чумы последние районы города.}} Впрочем, об этом, в течении игры, намекают (или даже говорят прямым текстом) большинство персонажей.
** Именно такой точки зрения, к слову, придерживается главный сценарист игры.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* «[[Бесконечное лето/7 дней лета|7 дней лета]]» — три протагониста (Локи, Герк и Сэм) именно таким образом попадают в «Совёнок». Соответственно, если не выйти на определенный рут (в том числе рут одиночки после сбора сердечка) и попасть на катапульту, то возвращение в родную реальность почти равносилен Game Over. В нескольких концовках, правда, героев успевают откачать, но их всего 1-2 (пример: плохая концовка Алисы за Локи «[[Тульпа]]»)
* «[[Бесконечное лето/7 дней лета|7 дней лета]]» — {{spoiler|все три протагониста именно таким образом попадают в «Совёнок». Соответственно, возврат в родную реальность для них почти при любых раскладах равносилен Game Over. В нескольких концовках, правда, героев успевают откачать, но их всего 1-2.}}
* [[Uro no Shoujo]] — многие фанаты трактуют таким образом концовку «Паранойя»: у Рэйдзи видения о счастливой жизни с не искалеченной Токо возникают после падения с большой высоты, которое он мог и не пережить.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* Кукрыниксы — «Дорогая» (на стихи Есенина). Клип являет собою перенос сюжета Бирса в реалии [[Гражданская война в России|нашей гражданской]].
* Кукрыниксы — «Дорогая» (на стихи Есенина). Клип являет собою перенос сюжета Бирса в реалии [[Гражданская война в России|нашей гражданской]].
* Отель «Калифорния» — или этот троп, или соседний.
* Breaking Benjamin — клип на песню «The Diary of Jane». Девушка Джейн просыпается в ванне. Она одевается и смотрит в зеркало — там нет её отражения. Она начинает бегать по всему дому в поисках зеркал и в конечном итоге попадает в комнату, полностью заставленную ими — но и здесь не находит своего отражения. Заканчивается действие тем, что солист группы Бен Бернли стоит у могилы Джейн и кладет в дневник розу. Подразумевается, что героиня заснула в ванне и утонула.
** Внимательно прочитав текст в печатном виде, т. к. на слух из-за слабого знания языка воспринимаются не все слова — да уж, местечко что надо… Во время движения по темной и пустынной дороге героя внезапно «My head grew heavy and my sight grew dim» — и из отеля ему уже не уйти. Заснул за рулем, а всё остальное — глюки коматозника или вообще загробная жизнь.
* Бумбокс — «Та, что»; заодно и [[воссоединиться в смерти]].
* [[Наутилус Помпилиус]] — «Умершие во сне», которые сами не поняли, что умерли.
** Сюда же Nickelback — «Someday».
* Arash — Pure Love.
* «О смерти помни» — не новая, но изящная субверсия: {{Spoiler|с первых строк можно подумать, что живой человек отмахивается от навязчивого кошмара, в котором приходит мертвец, а на деле — мертвеца достали живые суетные люди, приходящие на могилу «для галочки» и очистки совести}}.
* Отель «Калифорния» — не факт, но возможно. Живым ли герой доехал до странного отеля?
** Если учесть, что [[Ад|собой представляет этот отель]], то это уже не имеет значения.
* [[Даниэль Клугер]] «Картуш», наверное, немного с фитильком: вора Картуша должны казнить, внезапно выясняется, что палач валяется в стельку пьяный, а самого казнимого нигде не могут отыскать, ещё через некоторое время выясняется, что он уже успел обчистить всех вокруг и даже наставить рога самому королю… Внезапно Картуш просыпается, и его ведут на эшафот.
* Babybird — Unloveable. Фактически клип экранизирует сюжет Бирса.
* Babybird — Unloveable. Фактически клип экранизирует сюжет Бирса.


Строка 98: Строка 141:
* «Инок» — с фитильком: главный герой из Комаляндии выбрался, а вот брат Игорь погиб еще в аварии и остался с дедом.
* «Инок» — с фитильком: главный герой из Комаляндии выбрался, а вот брат Игорь погиб еще в аварии и остался с дедом.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== Интернет-проекты ===
* Так называемые «посмертные видения», о которых рассказывают люди, пережившие клиническую смерть, медики объясняют галлюцинациями, вызванными нехваткой кислорода в умирающем мозгу. Для них это [[Предсмертные видения|другой троп]], но для самих пациентов — сабж.
* Известная крипипаста «Настоящий ад» — вся непруха, начавшаяся в жизни героя после аварии, обьясняется тем, что он погиб и попал в ад.
** Впрочем, исследования Р. Моуди, М. Сабома и некоторых других квалифицированных медработников дают определённую пищу для размышлений и веские основания полагать, что всё [[Может, магия, а может, реальность|далеко не так однозначно]].
 
== См. также ==
* [[Приключения в Комаляндии]] — если возможен combo breaker, ведущий к пробуждению на больничной койке;


{{Nav/Ужасы}}
{{Nav/Ужасы}}
Строка 106: Строка 151:
{{Nav/Endings}}
{{Nav/Endings}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Unreliable}}

Версия 15:03, 19 апреля 2022

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
А герой-то мёртвый!
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dead All Along. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!


Герой благополучно пережил опасную передрягу, но в его жизни начинает происходить какая-то чертовщина. Необъяснимые явления копятся, нарастают, как снежный ком; сама реальность выглядит какой-то «не такой» (и порой довольно жуткой).

Разгадка: герой НЕ пережил благополучно опасную передрягу. Либо он прямо сейчас умирает от полученных в передряге ранений, а все происходящее — его предсмертные видения, либо уже умер и стал призраком, но не знает об этом. По идее, у читателя/зрителя должна отпасть челюсть, но твист в последнее время навяз в зубах, и тем надежно ее фиксирует.

Если умер не сам ГГ, а кто-то ещё из героев — это троп А ведь он умер десять дней тому назад...

Впервые такой финт выкинул великий американский писатель Амброз Бирс, повергнув своих читателей в шок.

Где встречается

Фольклор

  • Один из самых давних примеров — народная байка про некоего англичанина, который вдруг проснулся у себя во дворе. Решив, что ходил во сне, как с ним частенько бывало, он решил постучать в окошко спальни, чтобы жена впустила его в дом. Когда жена подошла к окну, англичанин с удивлением отметил, что она вроде бы постарела лет на десять… а потом жена отчаянно завизжала. Только тут он увидел свое отражение в стекле — ухмыляющийся скелет. Больше он ничего не видел и не чувствовал. На самом деле герой умер много лет назад, и по какой-то причине именно в ту ночь восстал из могилы.

Литература

Русскоязычная

  • «Последняя пастораль» Алеся Адамовича (1987). Намёки на то, что события в постапокалиптическом антураже в действительности являются посмертной иллюзией персонажей, нарастают на протяжении всей повести, хотя даже в финале остаётся некоторая недосказанность.
  • «Машинист» — рассказ Евгения Виноградова. Машинист кремационной печи наблюдает очередную кремацию, предаваясь размышлениям о жизни и смерти, не зная, что накануне тихо скончался в своей постели и что кремация — его собственная.
  • «Из глубин» Руслана Мельникова — все действующие лица погибли в самом начале книги, но не осознали этого. Все их приключения происходят в загробном мире.
  • «Вся его жизнь» Юрия Нестеренко. Подсвечивается не только нереалистично триумфальной писательской карьерой героя после «несостоявшегося» самоубийства, но и синопсисами его произведений.
    • Его же «Резервная копия» — субверсия. События реальны, вот только герой таки умер.
    • Его же «Нижний город»/«Downtown». Герой просто сел не на тот поезд метро и оказался в очень странной и жуткой версии Нью-Йорка…
  • Виктор Пелевин
    • «Вести из Непала».
    • «Кормление крокодила Хуфу» (из «П5»).
    • «Иван Кублаханов» — на уровне инверсии.
    • «Generation ,П`» — ближе к концу ГГ размышляет, а не в твисте ли Амброза Бирса он.
  • «Скорбный перегон» — рассказ российского писателя Олега Кожина.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Крыло» — в рассказе два варианта концовки, и в одном из них протагонист и его мать мертвы (он этого так и не осознаёт).
  • «Катастрофа» Владимира Набокова — ГГ «чуть не попадает под омнибус», а потом встречается и гуляет со своей невестой. В действительности невеста его бросила, а он умирает в больнице.
  • Рассказ «Ничего не говори» Макса Фрая. Главный герой всё понимает быстро, его подруга — тоже, а вот читателя до самого конца кормят намёками.
  • «Un rêve heureux» — Герой живет нормальной жизнью. Ну как нормальной? Слишком хорошей: все-то у него получается, все-то проблемы решаются. Да еще и подсвечено откровенным богом из машины в некоторых моментах. Словом, читателя прямо носом тыкают в мысль, что это наш троп. А на самом деле все еще грустнее.
  • Рассказ «Подольский» и многие другие крипипасты.
  • Юрий Поляков, «ЧП районного масштаба». Здесь скорее субверсия, ибо троп используется в качестве метафоры крайней растерянности Шумилина после того, как его принципиальность на фоне всеобщей беспринципности и формализма сломала жизнь старшекласснику Семёнову.

На других языках

  • «Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса — тот самый рассказ. Героя-южанина должны повесить на мосту через Совиный ручей солдаты-северяне. Однако веревка внезапно обрывается, наш герой падает в ручей и спасается от них вплавь. Он добирается до дома, встречает жену… и тут — ХРЯСЬ! Его тело со сломанной шеей повисает над ручьем. Чудесное спасение оказалось предсмертной галлюцинацией.
  • «Хапуга Мартин» Уильяма Голдинга. Главный герой, моряк по имени Мартин, терпит кораблекрушение. Он чудом выживает — во многом потому, что успел скинуть тяжелые, мешавшие плыть, сапоги, выбирается на какой-то островок, долго, тяжело и упрямо борется за выживание. В финале находят труп Мартина, который плавает, удерживаемый спасательным жилетом. Умер он мгновенно, не успев даже скинуть сапоги.
  • «Где-то там» — небольшая повесть Уильяма Питера Блетти. Герои собираются на острове посреди моря, и лишь в конце понимают, что на самом деле они — призраки. До острова они не доплыли — катер потерпел крушение, и все утонули.
  • «Призрак по соседству» Р. Л. Стайна. Начинается с того, что девочке Ханне приснился кошмар, будто ее дом горит. Она проснулась в своей постели, но… нужно ли продолжать?
    • «Безбашенный Хэллоуин» его же. Герой был уверен, что успешно перепрыгнул через овраг. Но потом заглянул в него, а там…
  • Существует пессимистичное мнение, что именно это происходит в повести Астрид Линдгрен «Братья Львиное Сердце» — сами события повести являют собой предсмертные видения героя, а финал — «Я ВИЖУ СВЕТ!» — окончательную смерть. Плохие новости: сама Линдгрен это подтверждала. Хорошие новости: еще она подтвердила, что жизнь после смерти в мире повести все-таки существует и братья встретятся.
    • Возможно, что она так сказала лишь для того, чтобы избежать обвинений в пропаганде суицида: в конце оба брата, находясь уже в загробном мире, совершают самоубийственный прыжок со скалы, чтобы попасть в СЛЕДУЮЩИЙ загробный мир.
  • «Уилла» — рассказ Стивена Кинга. Впрочем, здесь правда открывается в середине рассказа, а не в конце.
    • «Чувство, которое словами можно выразить только по-французски» его же.
  • «Убик» Филиппа Дика. Педаль в пол — мертвы ВСЕ, кроме того персонажа, которого изначально и считали мёртвым. Да и с ним не всё так однозначно…
  • «Ад — это вечность» Альфреда Бестера. Бомбоубежище, в котором сидят герои, оказывается, было уничтожено прямым попаданием бомбы в самом начале повести, и все они давно в аду.
  • «Убить мертвых» Танит Ли — охотник за привидениями сам оказывается призраком.
  • Хроники Нарнии, «Последняя Битва»: неожиданный светлый вариант тропа. Главные герои выясняют в финале, что не только все окружающие, но и они сами мертвы (погибли в железнодорожной катастрофе) — и это означает, что им не надо возвращаться на Землю, и они могут навсегда остаться в стране Аслана. Единственный персонаж, парадоксальным образом вызывающий сочувствие — это оставшаяся на Земле (т. е. выжившая) Сьюзен.
  • «Театр доктора Страха» Джона Берка. Пятеро героев выходят из поезда, чудом избежав крушения и ищут шестого, который нагадал им на картах всевозможных ужасов. Ой, что такое? Где вообще все остальные люди? И почему тут лежит газета за завтрашнее число, в которой сообщается о пятерых погибших? Ой, а вот и шестой, но что-то на себя не похож. Да, учёный с картами оказался самим Безжалостным Жнецом. А смерть — единственное, что может их избавить от будущих проблем.

Кино

  • «Бразилия» Терри Гиллиама: в финале всё спасение главного героя оказывается его бредом. С фитильком: герой вроде как не умер, а просто окончательно ушёл в себя.
  • «Карнавал душ» 1962 года — машина с молодежью сорвалась в реку. Выбралась лишь одна девушка… нет, не выбралась. Все события фильма — предсмертные видения утопающей.
  • «Лестница Иакова» Эдриана Лайна — практически повторяет идею «Карнавала душ»: все события — видения умирающего солдата.
  • «Карнавал душ» 1998 года — как бы ремейк первого «Карнавала», но на деле беззастенчиво эксплуатирует «Лестницу Иакова».
  • «Шестое чувство» Найта Шьямалана. Герой-психиатр на самом деле призрак: его застрелил собственный пациент. Все охали и ахали по поводу «неожиданной концовки», а между тем Стайн и Блетти написали о подобном намного раньше. Подсвечено тем, что по ходу фильма с героем разговаривает только мальчик-пациент, который «видит мертвецов», но при первом просмотре мало кто обращает на это внимание.
  • Многие известные кинокритики именно так трактуют сюжет «Мертвеца» Джима Джармуша: на самом деле несостоявшегося бухгалтера убили в самом начале, и весь его путь — дорога по загробному миру.
    • Иными словами, метафорой путешествия по загробному миру служит настоящее путешествие по загробному миру? Молодцы кинокритики, ничего не скажешь…
  • «Потрошители». Автор этих строк обратил внимание, что после пробуждения героя после сотрясения картинка дёрнулась, словно Матрица или иной виртуальный мир, да и действие потом становилось всё менее и менее логичным. Оказалось, с момента получения травмы герой лежит в состоянии овоща, и все дальнейшие события — пихаемые ему программами глюки.
  • «Папаша-привидение». Главный герой на машине упал в реку. Еле выбрался, а потом заметил, что не все его замечают, и он проходит сквозь стены. Как очевидно по названию, он стал призраком. Но его тело выжило, находится в коме, и в хэппи-энде герой воскресает.
  • «Невидимый» Дэвида Гойера. Аналогичная история. Подростка избивают его ровесники и прячут тело, подумав, что убили его. Когда дух парня обнаруживает, что его никто не видит, он считает себя мёртвым, однако позже обнаруживает, что это не так.
  • Российский фильм «Живой». Все, происходящее после того, как возвращающийся с войны герой попадает под машину — на самом деле посмертные мытарства его души.
  • Советский фильм «Сошедшие с небес» (1986). После войны жизнь возвращается в нормальное русло. Сергей (Александр Абдулов) и Маша (Вера Глаголева), пытаются найти себя в ней. Решают бытовые проблемы, растят сына. Всё как у всех, радости и огорчения. Только с воспоминаниями что-то не так… В конце фильма действие переносится назад, в военные годы, и выясняется главное… — ведь в те трагические дни 1942-го в Аджимушкайских катакомбах не выжил почти никто.
    • Возможно, они, как следует из названия, действительно вернулись в наш бренный мир. Кто-то придумал их, а они придумали Вовку, как сами размышляют. Особенно это подчёркивается на аэродроме, когда товарищ говорит главному герою, что слышал, что именно они двое погибли.
  • «Американское преступление» — фильм о жестоком убийстве семьей Банишевски Сильвии Лайкенс. Сильвии удается сбежать от своих мучителей и добраться до карнавала, где работают ее родители… но все это — лишь видения умирающего мозга. Почти по Бирсу.
  • «Байки у костра» 1997 года. Три истории объединены сквозным сюжетом о группе ребят, которые, попав в аварию посреди лесной дороги, решили скоротать время до прибытия помощи за травлей этих самых баек. Когда помощь, наконец, приехала, ребята с ужасом увидели, как полицейские достают из покореженной машины… их собственные трупы и грузят в мешки. Отныне они привидения, и будут сидеть у костра в лесу вечно.
  • «Быстрее, чем кролики» — игра со всеми штампами жанра. До самого финала неясно, кто из героев, попавших в дом-мавзолей, действительно мертв, а кто — просто галлюцинация.
    • Еще больший зигзаг в альтернативной концовке, которая судьбу ГГ оставляет неопределенной, не исключая, впрочем, канонической концовки.
  • Фильм «Зеркала» — главгерой попадает в параллельный мир, где живут души умерших, но понимает это, только когда видит вывески, написанные наоборот.
  • «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «Алисы в Стране Чудес»: главная героиня попадает в аварию и оказывается в особняке, населённом очень странными персонажами и окружённом лесным лабиринтом, из которого невозможно выбраться… Надо ли продолжать?
  • А ещё был рассказ пана Сапковского "Золотой полдень", очень близок тропу.
  • «Таксист» Мартина Скорцезе — одна из трактовок финала фильма (правда, опровергаемая самим Скорцезе) заключается в том, что откровенно неправдоподобный хэппи-энд происходит в воображении умирающего от ран главного героя.
  • «Битлджюс» — в этом случае, правда, герои сообразили, что мертвы, достаточно быстро.
    • Главные герои. А вот до футбольной команды дошло далеко не сразу. Несмотря на тонкий намёк Юноны: «Да не тренер я вам! Он выжил!»
  • «Малхолланд Драйв» — по одной из версий, весь фильм является предсмертными видениями Дианы Сэлвин, пустившей себе пулю в лоб.
  • «Другие» — на протяжении фильма главная героиня и её дети полагают, что окружены привидениями в своём доме, но оказывается, что они сами привидения, из-за которых из дома уезжают новые хозяева.
  • «Лимб» 2013 года. Троп перемежается с Днем сурка. Сюжетно — те же «Другие», но подинамичнее, и «главная героиня мертва» становится известно достаточно быстро, а не в финале.
  • «Мёртвый мозг» — название говорит само за себя. Запутанный фильм о нейрохирурге-пациенте нейрохирурга.
  • «Треугольник» — фильм, поначалу похожий на молодёжный ужастик о мистических приключениях на заброшенном корабле, превращается в притчу о сущности ада и бесполезности сделок со смертью.
  • «Внедрение» (Начало) — в финале, главный герой Кобб, после успешно выполненного задания возвращается к своей семье. Однако волчок на столе не прекращает вертеться, что означает, что он находится во сне…
    • Воу воу, полегче. Это всего лишь одна из теорий, причем менее вероятная, чем хэппи-энд.
  • «Замёрзшая (The Frozen)» — после аварии на снегоходе главные герои не могут уйти от своей палатки, кружа на месте, а вокруг очень лениво развивается что-то мистическое, чтобы вдруг, вроде бы, оказаться всего лишь сном, а в самом конце оставшаяся одна-одинёшенька главная героиня узнаёт от лениво преследовавшего её весь фильм охотника, что они с парнем не пережили аварию на снегоходе, вот только её душа всё никак не желала этого принять.
  • «Пассажиры» 2008 года — главные герои, выжившие в авиакатастрофе, на деле погибли и осознавали это на протяжении всего фильма, в чём им помогали ранее умершие близкие (которых те, правда, забыли).

Телесериалы

  • «Американская история ужасов» — сезон первый. Напрасно девочка считала свою попытку самоубийства неудачной.
  • «Случай на мосту через Совиный ручей» — эпизод сериала «Сумеречная Зона», экранизация Бирса.
  • Эпизод сериала «Боишься ли ты темноты?» под названием «The Tale of the Dream Girl» («История мёртвой девочки»). Именно этот эпизод вдохновил Шьямалана на «Шестое чувство», но сам он, вероятно, был вдохновлён «Призраком по соседству» Стайна.
  • «Boardwalk Empire» — Ричард Харроу вроде бы выживает и приезжает домой к семье, но на самом деле это ему кажется, когда он в одиночестве умирает под мостом от смертельной раны.
  • «Battlestar Galactica» — Старбак вместе со своим «Вайпером» взрывается в буре газового гиганта, но появляется целой и невредимой в Ионической Туманности. Её видят и чувствуют все, но некоторое время спустя, после прибытия на первобытную Землю, она исчезает. Вокруг её твиста крутилось множество споров и фанатских теорий. Она оказалась её призраком, присутствие которой объяснялось страхом быть забытой после смерти.
  • Любители поискать пессимистичный глубокий смысл видят такую трактовку в «Острове Гиллигана». Достаточно почитать статьи и посмотреть YouTube по запросу The Seven Deadly Sins of Gilligan’s Island. Реакцию слова божьего на эту теорию автор правки не знает.
  • «Кухня» — в такую ситуацию попал шеф-повар Баринов. К счастью, успели откачать.
  • «Lost» — все флэшфорварды последнего сезона, оказывается, происходят в мире умерших.

Аниме и манга

  • Иная — собственно, проклятье, витающее над классом 3-3, построено как раз на этом тропе: каждый год кто-то из учеников (реже — один из учителей) погибает ещё до вступления в силу основного проклятья. После чего он вдруг возвращается к жизни и, благополучно «забыв» о своей первой смерти, продолжает как ни в чём ни бывало общаться с живыми, тем самым подвергая их смертельной опасности.
  • Tokyo Magnitude 8.0 — Юки, брат главной героини, погиб ещё в 8 серии и всё оставшееся время существует лишь в видении сестры.
  • Paranoia Agent — как ни странно, играется шутки ради: в серии про самоубийц три героя совершали попытки суицида разными способами. К несчастью для них, все попытки проваливались. Но почему тогда другие люди их не могут увидеть, они не отображаются на фотографиях, а сверхъестественный убийца с битой бежит от них, сверкая пятками? Похоже, их попытки не прошли даром, и эти ребята таки-умерли по настоящему.
  • Junji Ito:Collection — 6-ая серия, новелла «Затянувшееся прощание» (экранизация одноимённой главы из манги «Осколок зла»). Семья мужа главной героини создаёт «образы» — ментальные проекции умерших родственников сроком на 20 лет, чтобы за это время окончательно смириться с их смертью. Девушка хочет сделать такой же образ своего отца, когда он умрёт, но свёкор со свекровью почему-то категорически против. И только после измены мужа героиня узнает, что погибла незадолго до свадьбы и теперь сама всего лишь проекция.
  • Gegege no Kitarou, сериал 2018 года, 7-я серия: Китаро сопровождает на поезд крепкого злобного мужичка. Вот только чем дальше поезд идет, тем больше чертовщины на нем происходит. Потому что мужичок-то сам попал под колеса поезда, и просто не хотел себе в этом признаться, продолжая привычно шататься по барам и измываться над подчиненными. Китаро же организовал для него литерный поезд прямиком в ад.

Видеоигры

  • Существует фанатская теория, что именно этим заканчивается Final Fantasy VIII. Дескать, Скволл погиб в безвременье, а его появление на балконе — галлюцинация подвинувшейся рассудком от горя Риноа (и поэтому кроме нее, его никто не видит).
    • Есть ещё более двинутая антифанатская теория, согласно которой всё, происходящее от второго диска и далее — бред Скволла, умирающего от ранения сосулькой в грудь. Приют Эдеи? Преемственность ведьм? Ультимеция? Сжатие времени? До чего же богатое воображение у этого коматозника!
  • К слову о фанатских теориях: «Теория Одурманивания» популярна среди фанатов Mass Effect и полагает концовку, а то и события второй и третьей игр предсмертной галлюцинацией главного героя(героини).
  • Согласно одной из концовок первого Silent Hill, похождения Гарри Мейсона в городе-призраке были лишь предсмертными галлюцинациями после дорожной аварии.
  • Silent Hill: Shattered Memories — оказывается, что Гарри существует лишь в подсознании дочери, которая не хочет признать, что её отец умер много лет назад.
  • Dragon Age: Inquisition — таков один из эпилогов DLC Trespasser для Лелианы, если в первой части игрок убил её в Храме Священного Праха. Всё это время с нами была не Лелиана, а нечто вроде духа с её обликом и памятью, который в один прекрасный день бесследно исчез.
  • «Пенумбра 3. Реквием» — в «плохой» концовке, выясняется что вся игра была приключениями в Комаляндии, и умирающий ГГ лежит на полу перед компьютером. Впрочем и «хорошая» концовка намекает, что он мёртв.
  • «Call of Duty: Black Ops 3». Есть теория, что вся игра, начиная с третьей миссии — предсмертный бред протагониста, не пережившего операцию, подключенного к прямому нейроинтерфейсу своего офицера и просматривающего его воспоминания. Это объясняет, почему в игре творится такие необъяснимые вещи.
    • Есть такая же теория, касаемо The Evil Within.
  • RPG-детектив «Happy Birthday» — в финале выясняется, что безымянная протагонистка-детектив является призраком. И не каким-либо, а призраком убитой в самом начале игры девочки; даже после смерти она как-то повзрослела и однажды, потеряв память, вернулась назад во времени, чтобы расследовать, как оказалось, собственное убийство.
  • «The Vanishing of Ethan Carter» — Вся игра оказывается предсмертным видением Итана Картера и заканчивается, когда Итан умирает. Уникальность в том, что играем мы при этом не за Итана, а за персонажа, которого Итан придумал.
    • Этим объясняется и легкая нереальность и степень шизанутости происходящего вокруг: бесконечный день, железнодорожная ветка (со станцией и вокзалом!) из ниоткуда в никуда, севший посреди леса космический корабль, Ктулху в катакомбах — и прочая и прочая. Поиграйте, вам понравится!
  • По одной из версий, третье прохождение первых двух частей Max Payne. В первой части этот уровень сложности так и называется «Мёртв по прибытии» (в пиратском переводе (известном по бутскрину «Заружаю» (без «г»)), название переведено «Мертвец прибывает», что уничтожает игру слов, но не меняет сути), во второй — в третьем прохождении Мона Сакс «оживает» (или это Макс соединяется с ней на том свете?). Подливает масла в огонь ещё и судно «Харон», встреченное в середине первой части, а мы знаем, чем занимался персонаж греческой мифологии с этим именем.
  • Мор (Утопия): У Мраморного Гнезда — Вся игра — предсмертный бред Даниила, который заразился чумой и, в бреду, раз за разом проживает последний день, пытаясь спасти от чумы последние районы города. Впрочем, об этом, в течении игры, намекают (или даже говорят прямым текстом) большинство персонажей.

Визуальные романы

  • «7 дней лета» — все три протагониста именно таким образом попадают в «Совёнок». Соответственно, возврат в родную реальность для них почти при любых раскладах равносилен Game Over. В нескольких концовках, правда, героев успевают откачать, но их всего 1-2.

Музыка

  • Кукрыниксы — «Дорогая» (на стихи Есенина). Клип являет собою перенос сюжета Бирса в реалии нашей гражданской.
  • Breaking Benjamin — клип на песню «The Diary of Jane». Девушка Джейн просыпается в ванне. Она одевается и смотрит в зеркало — там нет её отражения. Она начинает бегать по всему дому в поисках зеркал и в конечном итоге попадает в комнату, полностью заставленную ими — но и здесь не находит своего отражения. Заканчивается действие тем, что солист группы Бен Бернли стоит у могилы Джейн и кладет в дневник розу. Подразумевается, что героиня заснула в ванне и утонула.
  • Бумбокс — «Та, что»; заодно и воссоединиться в смерти.
  • Наутилус Помпилиус — «Умершие во сне», которые сами не поняли, что умерли.
    • Сюда же Nickelback — «Someday».
  • Arash — Pure Love.
  • «О смерти помни» — не новая, но изящная субверсия: с первых строк можно подумать, что живой человек отмахивается от навязчивого кошмара, в котором приходит мертвец, а на деле — мертвеца достали живые суетные люди, приходящие на могилу «для галочки» и очистки совести.
  • Отель «Калифорния» — не факт, но возможно. Живым ли герой доехал до странного отеля?
  • Даниэль Клугер «Картуш», наверное, немного с фитильком: вора Картуша должны казнить, внезапно выясняется, что палач валяется в стельку пьяный, а самого казнимого нигде не могут отыскать, ещё через некоторое время выясняется, что он уже успел обчистить всех вокруг и даже наставить рога самому королю… Внезапно Картуш просыпается, и его ведут на эшафот.
  • Babybird — Unloveable. Фактически клип экранизирует сюжет Бирса.

Комиксы

  • «Инок» — с фитильком: главный герой из Комаляндии выбрался, а вот брат Игорь погиб еще в аварии и остался с дедом.

Интернет-проекты

  • Известная крипипаста «Настоящий ад» — вся непруха, начавшаяся в жизни героя после аварии, обьясняется тем, что он погиб и попал в ад.

См. также