Плавать в лаве: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{Вкратце|Гидродинамические свойства всех жидкостей соответствуют гидродинамическим свойствам воды.}} Вспомните известные вам компьютерные игры, в которых есть лава. В большинстве случаев контактировать с лавой не рекомендуется — это чревато скорой...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Гидродинамические свойства всех жидкостей соответствуют гидродинамическим свойствам воды.}}
{{Вкратце|Гидродинамические свойства всех жидкостей соответствуют гидродинамическим свойствам воды.}}


Вспомните известные вам компьютерные игры, в которых есть лава. В большинстве случаев контактировать с лавой не рекомендуется — это чревато скорой гибелью персонажа. Однако, если лава не убивает мгновенно, как в старых приставочных играх, у вас наверняка есть возможность включить режим бога, обзавестись соответствующими вещами с защитой от урона огнём, или вообще просто накопить персонажу столько здоровья, что даже от лавы он умрет только спустя более или менее продолжительное время. Что случится с упавшим в лаву героем тогда?
Вспомните известные вам компьютерные игры, в которых есть лава. В большинстве случаев контактировать с лавой не рекомендуется — это чревато скорой гибелью персонажа. Однако, если лава не убивает мгновенно, как в старых приставочных играх, у вас наверняка есть возможность включить режим бога, обзавестись соответствующими вещами с защитой от урона огнём, или вообще просто накопить персонажу столько здоровья, что даже от лавы он умрет только спустя более или менее продолжительное время. Что случится с упавшим в лаву героем тогда?


Совершенно верно. В девяти из десяти случаев герой будет стоять в лаве по пояс, если там неглубоко, а если глубоко — как при падении в водоём, сможет плыть в ней, если механика игры позволяет, или камнем пойдет ко дну, если нет.
Совершенно верно. В девяти из десяти случаев герой будет стоять в лаве по пояс, если там неглубоко, а если глубоко — как при падении в водоём, сможет плыть в ней, если механика игры позволяет, или камнем пойдет ко дну, если нет.


В действительности же плыть в лаве для человека или сопоставимого с человеком по физиологии существа, даже с «миллионом ХП и иммунитетом к огню», невозможно принципиально. И дело тут не только и не столько в «уроне огнём».
В действительности же плыть в лаве для человека или сопоставимого с человеком по физиологии существа, даже с «миллионом ХП и иммунитетом к огню», невозможно принципиально. И дело тут не только и не столько в «уроне огнём».


Дело в плотности лавы. Игроделы часто ленятся моделировать даже физически правдоподобную воду, не стоит и говорить о том, чтобы отдельную гидродинамику смоделировали для других жидкостей. Поэтому лава в играх часто представляет собой ту же воду, только отличающуюся текстурой оранжевого цвета и наносящую урон огнем. В действительности же не всякая жидкость — вода. Лава представляет собой расплавленные горные породы, и плотность лавы сопоставима с плотностью оных горных пород. Кроме того, лава в большинстве случаев значительно более вязкая и менее текучая. Металлический предмет, брошенный в лаву, будет тонуть медленно, как в воде тонет бумага, а человек (мысленно натянем на него бесконечно тонкий и гибкий идеальный теплоизолятор со встроенным порталом в какое-то прохладное место, где есть чем дышать и куда сбрасывать собственное тепло) в принципе не будет погружаться в толщу жидкости, настолько различна их плотность.
Дело в плотности лавы. Игроделы часто ленятся моделировать даже физически правдоподобную воду, не стоит и говорить о том, чтобы отдельную гидродинамику смоделировали для других жидкостей. Поэтому лава в играх часто представляет собой ту же воду, только отличающуюся текстурой оранжевого цвета и наносящую урон огнем. В действительности же не всякая жидкость — вода. Лава представляет собой расплавленные горные породы, и плотность лавы сопоставима с плотностью оных горных пород. Кроме того, лава в большинстве случаев значительно более вязкая и менее текучая. Металлический предмет, брошенный в лаву, будет тонуть медленно, как в воде тонет бумага, а человек (мысленно натянем на него бесконечно тонкий и гибкий идеальный теплоизолятор со встроенным порталом в какое-то прохладное место, где есть чем дышать и куда сбрасывать собственное тепло) в принципе не будет погружаться в толщу жидкости, настолько различна их плотность.


Кроме того, лава бывает разная: когда она близка к застыванию, то едва течет, но когда хорошо прогрета (собственно, в том месте, откуда она вытекает) — то намного более жидкая. Кроме того, лава, зачастую, сильно «газирована» — в связи с резко понизившимся давлением по сравнению с тем, которое было под землёй, из лавы активно выделяются газы, как в виде больших пузырей и всплесков, так и в виде мелких, распределенных по всему объему, что радикально уменьшает плотность. Посмотрите на пемзу, если что (раньше ею, именно натуральной, пятки тёрли, и она была почти в каждой ванной) — она явно легче воды. Или [https://youtu.be/zFIWWM0Iv-U вот это видео]. Металлический предмет тонет в лаве практически как в воде, с характерным бульком, на чём основан прикол с газовым баллоном — в лаву зашвыривается баллон с газом и он успевает погрузиться весьма глубоко, прежде чем его разрывает, вызывая красивый фонтан разлетающейся лавы. Вывод — от лавы зависит, кое-где можно натурально потонуть в лаве, лава это не расплавленная сталь. И её теплопроводность не особо высока, потому попавший в лаву рискует помучиться, опять же, в отличие от стали, не секунды, а заметно подольше…
Кроме того, лава бывает разная: когда она близка к застыванию, то едва течет, но когда хорошо прогрета (собственно, в том месте, откуда она вытекает) то намного более жидкая. Кроме того, лава, зачастую, сильно «газирована» — в связи с резко понизившимся давлением по сравнению с тем, которое было под землёй, из лавы активно выделяются газы, как в виде больших пузырей и всплесков, так и в виде мелких, распределенных по всему объему, что радикально уменьшает плотность. Посмотрите на пемзу, если что (раньше ею, именно натуральной, пятки тёрли, и она была почти в каждой ванной) она явно легче воды. Или [https://youtu.be/zFIWWM0Iv-U вот это видео]. Металлический предмет тонет в лаве практически как в воде, с характерным бульком, на чём основан прикол с газовым баллоном — в лаву зашвыривается баллон с газом и он успевает погрузиться весьма глубоко, прежде чем его разрывает, вызывая красивый фонтан разлетающейся лавы. Вывод — от лавы зависит, кое-где можно натурально потонуть в лаве, лава это не расплавленная сталь. И её теплопроводность не особо высока, потому попавший в лаву рискует помучиться, опять же, в отличие от стали, не секунды, а заметно подольше…


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 15: Строка 15:
=== Сетевая литература ===
=== Сетевая литература ===


* [[Worm]] — проплыть в лавовых потоках под землёй до нужного места — любимый способ перемещения Губителя Бегемота. Ему можно — у него не только термостойкость запредельная, но и плотность тела соответствующая.
* [[Worm]] проплыть в лавовых потоках под землёй до нужного места — любимый способ перемещения Губителя Бегемота. Ему можно — у него не только термостойкость запредельная, но и плотность тела соответствующая.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Arda/LotR/Фильм|Властелин Колец]]» (киноверсия) — cмерть Голлума. Особенно забавно смотрится в свете того, что Голлум не только не умирает от падения сразу (в действительности после падения с такой высоты удар даже о поверхность воды ничем не отличается от удара об асфальт), но еще и постепенно тонет, а кольцо, предмет из золота (или не золота, но в любом случае металла), вещества гораздо более плотного, расплавляется, оставаясь на поверхности.
* «[[Arda/LotR/Фильм|Властелин Колец]]» (киноверсия) cмерть Голлума. Особенно забавно смотрится в свете того, что Голлум не только не умирает от падения сразу (в действительности после падения с такой высоты удар даже о поверхность воды ничем не отличается от удара об асфальт), но еще и постепенно тонет, а кольцо, предмет из золота (или не золота, но в любом случае металла), вещества гораздо более плотного, расплавляется, оставаясь на поверхности.
** По-хорошему он вообще должен был [[Какая такая конвекция?|сгореть, не долетев до дна]], но это соседний троп, нас же больше интересует, как он ведет себя после того, как все-таки долетел.
** По-хорошему он вообще должен был [[Какая такая конвекция?|сгореть, не долетев до дна]], но это соседний троп, нас же больше интересует, как он ведет себя после того, как все-таки долетел.
** Про Кольцо как раз понятно: под ним были остатки Голлума, которые могли бы поддерживать Кольцо, как на плоту.
* В фильме «Мотра против Годзилы» Годзилла появляется за тысячи километров от предыдущего места сражения с Мотрой, проплыв это расстояние в лавовых потоках под землёй.
* В фильме «Мотра против Годзилы» Годзилла появляется за тысячи километров от предыдущего места сражения с Мотрой, проплыв это расстояние в лавовых потоках под землёй.
* «[[Дети шпионов]]» же (пусть и с фитильком). В третьей части лавовый голем, бросая огромные булыжники в главных героев, топит тех в лаве. Фитилек в том, что мир, в котором это происходит — [[Матрица|видеоигра с полным погружением]].
* «[[Дети шпионов]]» же (пусть и с фитильком). В третьей части лавовый голем, бросая огромные булыжники в главных героев, топит тех в лаве. Фитилек в том, что мир, в котором это происходит — [[Матрица|видеоигра с полным погружением]].
* Своеобразно, хотя и [[С прикрученным фитильком|с сильно прикрученным фитильком]], обыграно в [[Вопиющий неканон|весьма вольной]] экранизации «Последних дней Помпей» (1959). Когда герои эвакуируются из разрушенного города, на поверхности моря кое-где плавают горящие лавовые кляксы. Однако Главк бесстрашно ныряет под одно из таких огненных пятен и доплывает до лодки, где сидит его любимая Иона.
* Своеобразно, хотя и [[С прикрученным фитильком|с сильно прикрученным фитильком]], обыграно в [[Вопиющий неканон|весьма вольной]] экранизации «Последних дней Помпей» (1959). Когда герои эвакуируются из разрушенного города, на поверхности моря кое-где плавают горящие лавовые кляксы. Однако Главк бесстрашно ныряет под одно из таких огненных пятен и доплывает до лодки, где сидит его любимая Иона.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Duck Tales|Утиные истории]]» — в одной из серий Скрудж Макдак умудряется пройти по лаве, спасая внуков. Вот что занятия йогой с организмом делают.
* «[[Duck Tales|Утиные истории]]» — в одной из серий Скрудж Макдак умудряется пройти по лаве, спасая внуков. Вот что занятия йогой с организмом делают.
* [[Чёрный плащ]] — ЧП однажды пробежал ногами по лаве, неся на спине детей. Однако лапы все таки обжег и потом сидел забинтованным.
* [[Чёрный плащ]] ЧП однажды пробежал ногами по лаве, неся на спине детей. Однако лапы все таки обжег и потом сидел забинтованным.
* [[My Little Pony]] — в лаве плавают только драконы, потому что огнеупорные по природе.
* [[My Little Pony]] в лаве плавают только драконы, потому что огнеупорные по природе.
* «[[Genndy Tartakovsky’s Primal|Первобытный]]» — [[Зомби|заражённый]] [[Зауропод|аргентинозавр]] в лаве не только плавал, а и целенаправленно ''нырял'' в попытке достать героев снизу, пока не лишился сварившихся ног, застрял и сгорел окончательно — но при его [[Реактивный громила|силе, весе, живучести]] и [[Неумолимый преследователь|полном отсутствии тормозов]] это смотрится весьма убедительно.


=== [[Аниме]] и [[Манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[Манга]] ===
* Namiuchigiwa no Muromi-san — Левиа-сан, она же Левиафан. Для неё горячие источники слишком холодные, поэтому она предпочитает принимать лавовые ванны.
* Namiuchigiwa no Muromi-san — Левиа-сан, она же Левиафан. Для неё горячие источники слишком холодные, поэтому она предпочитает принимать лавовые ванны.
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] — попытка утопить в лаве ставшего полностью бессмертным Карса не сработала — он создал из верхних слоёв своей кожи теплоизолирующий «скафандр».
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] попытка утопить в лаве ставшего полностью бессмертным Карса не сработала — он создал из верхних слоёв своей кожи теплоизолирующий «скафандр».
* [[Neon Genesis Evangelion]], десятая серия, заплыв в вулкан за очередным Ангелом. Что-то не похоже, что у этой жидкости плотность камня.
* [[Neon Genesis Evangelion]], десятая серия, заплыв в вулкан за очередным Ангелом. Что-то не похоже, что у этой жидкости плотность камня.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Nox]] — недурная аверсия. Лава — не жидкая, а твердая. В ней не плавают, но можно идти. Вернее, нельзя, потому что она отнимает здоровье. Но если участок лавы маленький, по нему можно пробежаться сравнительно безболезненно. А вот если положить на лаву доспех или оружие, оно начнет разрушаться и в конце концов сломается. Или, если положить его и взять, заметно потеряет в прочности. В общем, для 2000 года очень и очень неплохо. Даже жаль, что игра с такой физикой не получила продолжения.
* [[Nox]] недурная аверсия. Лава — не жидкая, а твердая. В ней не плавают, но можно идти. Вернее, нельзя, потому что она отнимает здоровье. Но если участок лавы маленький, по нему можно пробежаться сравнительно безболезненно. А вот если положить на лаву доспех или оружие, оно начнет разрушаться и в конце концов сломается. Или, если положить его и взять, заметно потеряет в прочности. В общем, для 2000 года очень и очень неплохо. Даже жаль, что игра с такой физикой не получила продолжения.
* В [[Doom]] и его продолжателях ([[Heretic]] и [[Hexen]]) в лаве нельзя было плавать — из-за особенностей движка там нельзя было погрузиться в какую бы то ни было жидкость, но по лаве можно было бегать, получая довольно незначительный урон (если бегать достаточно быстро). В [[Duke Nukem]] 3D в лаве (и других жидкостях) наконец-то можно было плавать, причём от урона протагониста могли предохранить защитные ботинки. А вот в [[Quake]] и его продолжателях, если по неглубокой лаве можно было пробежаться, отделавшись всего лишь потерей значительной части здоровья, то нырнув в лаву с головой, протагонист обеспечивал себе быструю и практически неизбежную смерть.
* В [[Doom]] и его продолжателях ([[Heretic]] и [[Hexen]]) в лаве нельзя было плавать — из-за особенностей движка там нельзя было погрузиться в какую бы то ни было жидкость, но по лаве можно было бегать, получая довольно незначительный урон (если бегать достаточно быстро). В [[Duke Nukem]] 3D в лаве (и других жидкостях) наконец-то можно было плавать, причём от урона протагониста могли предохранить защитные ботинки. А вот в [[Quake]] и его продолжателях, если по неглубокой лаве можно было пробежаться, отделавшись всего лишь потерей значительной части здоровья, то нырнув в лаву с головой, протагонист обеспечивал себе быструю и практически неизбежную смерть.
* [[The Elder Scrolls]] — Начиная с [[Oblivion]], герои могут без проблем плавать в лаве. Апофеоз — аргониане, которые, благодаря перку, позволяющему им дышать под водой, могут дышать и лавой.
* [[The Elder Scrolls]] Начиная с [[Oblivion]], герои могут без проблем плавать в лаве. Апофеоз — аргониане, которые, благодаря перку, позволяющему им дышать под водой, могут дышать и лавой.
** Хотя в лаве всё-таки особо не поплаваешь. Урона наносится много и это урон ''от воды, а не от огня'', от которого защиты в игре нет (вернее, есть, но доступна она только через [[мод]]оделку). Всё, что можно сделать — вкачать себе кучу [[Очки жизни|хитпойнтов]] и запастись целой кучей [[Волшебные аптечки|лечилок]].
** Хотя в лаве всё-таки особо не поплаваешь. Урона наносится много и это урон ''от воды, а не от огня'', от которого защиты в игре нет (вернее, есть, но доступна она только через [[мод]]оделку). Всё, что можно сделать — вкачать себе кучу [[Очки жизни|хитпойнтов]] и запастись целой кучей [[Волшебные аптечки|лечилок]].
** В [[Morrowind]] плавать в лаве нельзя, потому что она там не жидкость. Жидкость в морровском движке только одна — вода, и технически реализована на постоянном и не зависящем от местоположения уровне, который один на всю карту или внутреннюю локацию. Лава реализована в виде дамажащего пола, она всегда «мелкая» и нырнуть в неё не получится.
** В [[Morrowind]] плавать в лаве нельзя, потому что она там не жидкость. Жидкость в морровском движке только одна — вода, и технически реализована на постоянном и не зависящем от местоположения уровне, который один на всю карту или внутреннюю локацию. Лава реализована в виде дамажащего пола, она всегда «мелкая» и нырнуть в неё не получится.
* Lords of Everquest — педаль в пол: можно ходить по пояс в лаве, безо всяких ухищрений. Будет понемногу теряться здоровье (при наличии хотя бы пары целителей несущественно), и скорость снизится.
* Lords of Everquest — педаль в пол: можно ходить по пояс в лаве, безо всяких ухищрений. Будет понемногу теряться здоровье (при наличии хотя бы пары целителей несущественно), и скорость снизится.
* [[World of Warcraft]] — одно время ныряние в лаву было популярным развлечением. А в зоне Пылающие Степи в районе Алтаря Бурь NPC-чернокнижники от нечего делать [[геймплей вразрез с сюжетом|в лаве купаются]].
* [[World of Warcraft]] одно время ныряние в лаву было популярным развлечением. А в зоне Пылающие Степи в районе Алтаря Бурь NPC-чернокнижники от нечего делать [[геймплей вразрез с сюжетом|в лаве купаются]].
** На сегодняшний день персонаж, купающийся в лаве, будет получать тикающий урон, который скалируется в завимимости от максимального запаса хитпоинтов. Поэтому безвредные бассейны с «водичкой огненного цвета» уже преимущественно стали уделом пираток (на офе тоже найти можно, но это постараться надо).
** На сегодняшний день персонаж, купающийся в лаве, будет получать тикающий урон, который скалируется в завимимости от максимального запаса хитпоинтов. Поэтому безвредные бассейны с «водичкой огненного цвета» уже преимущественно стали уделом пираток (на офе тоже найти можно, но это постараться надо).
** Тем не менее, на офе в некоторых лавовых басейнах всё ещё можно пользоваться [[эксплойт]]ом, суть которого в том, что если не просто плыть, а постоянно выпрыгивать из лавы<ref>Соль тут в том, что тикающий урон начинает по персонажу проходить не сразу, а спустя несколько секунд нахождения в лаве. А выпрыгивание из лавы в воздух как бы принимается игрой за покидание лавы и обнуляет таймер.</ref>, то урона как такового можно избежать вообще. Автор правки не брезгует этим пользоваться, дабы в Глубинах Чёрной Горы по лаве вплавь максимально быстро добраться ко специальному горну для переплавки чёрного железа.
** Тем не менее, на офе в некоторых лавовых басейнах всё ещё можно пользоваться [[эксплойт]]ом, суть которого в том, что если не просто плыть, а постоянно выпрыгивать из лавы<ref>Соль тут в том, что тикающий урон начинает по персонажу проходить не сразу, а спустя несколько секунд нахождения в лаве. А выпрыгивание из лавы в воздух как бы принимается игрой за покидание лавы и обнуляет таймер.</ref>, то урона как такового можно избежать вообще. Автор правки не брезгует этим пользоваться, дабы в Глубинах Чёрной Горы по лаве вплавь максимально быстро добраться ко специальному горну для переплавки чёрного железа.
* [[Terraria]] — в лаве можно не только плавать, но даже дышать с снаряжением или зельем для подводного дыхания. Особенно если запастись зельем обсидиановой кожи, дающим иммунитет к урону от лавы.
* Terraria — в лаве можно не только плавать, но даже дышать с снаряжением или зельем для подводного дыхания. Особенно если запастись зельем обсидиановой кожи, дающим иммунитет к урону от лавы.
* [[Spore]] — в игре есть два типа лавы, вулканическая (по ней можно ходить, здоровье уменьшается понемногу отдельными хитпойнтами) и морская, которой залиты планеты с нулевым терраиндексом и высокой температурой. В морской лаве можно плавать, вот только здоровье уменьшается процентно, и любое не бессмертное существо вне зависимости от количества здоровья гибнет за секунду.
* [[Spore]] в игре есть два типа лавы, вулканическая (по ней можно ходить, здоровье уменьшается понемногу отдельными хитпойнтами) и морская, которой залиты планеты с нулевым терраиндексом и высокой температурой. В морской лаве можно плавать, вот только здоровье уменьшается процентно, и любое не бессмертное существо вне зависимости от количества здоровья гибнет за секунду.
** В дополнении Spore: Космические приключения есть два багофичных шаблона планет, один из которых позволяет плавать в лаве без вреда для здоровья (а второй — ходить по воде)
** В дополнении Spore: Космические приключения есть два багофичных шаблона планет, один из которых позволяет плавать в лаве без вреда для здоровья (а второй — ходить по воде)
* [[Minecraft]] — тоже можно плавать в лаве с помощью зелья огнеупорности. Причем дышать в лаве можно вполне свободно по умолчанию.
* [[Minecraft]] тоже можно плавать в лаве с помощью зелья огнеупорности. Причем дышать в лаве можно вполне свободно по умолчанию.
** Справедливости ради, там жидкости вообще на редкость причудливые. И физика как таковая, ага.
** Справедливости ради, там жидкости вообще на редкость причудливые. И физика как таковая, ага.
** Тем не менее, тема вязкости лавы отчасти раскрыта — в ней персонаж плавает таки медленнее, чем в воде. А сама лава растекается тоже медленнее и не так далеко, как вода.
** Тем не менее, тема вязкости лавы отчасти раскрыта — в ней персонаж плавает таки медленнее, чем в воде. А сама лава растекается тоже медленнее и не так далеко, как вода.
** А вот добавленный в 1.16 моб «страйдер» в лаве не плавает — он по ней бегает, аки водомерка по воде, отсюда и название. И на него можно напялить седло и ездить верхом через лавовые моря, приманивая его <s>морковкой</s> грибом на удочке.
** А вот добавленный в 1.16 моб «страйдер» в лаве не плавает — он по ней бегает, аки водомерка по воде, отсюда и название. И на него можно напялить седло и ездить верхом через лавовые моря, приманивая его <s>морковкой</s> грибом на удочке.
* [[Dark Souls]] 2 — в лаве плавать нельзя, но можно в нее булькнуть и камнем на дно — это при том, что лава в единственной локации, где она есть, наполовину перемешана с расплавленным железом и должна быть вдвое плотнее. Местный босс обитает впрямо в лавовом озере и, пробуждаясь, пускает по нему эпичные круги; впрочем, этой помеси Балрога с Годзиллой лава похрен, и в переносном, и в буквальном смысле.
* [[Dark Souls]] 2 — в лаве плавать нельзя, но можно в нее булькнуть и камнем на дно — это при том, что лава в единственной локации, где она есть, наполовину перемешана с расплавленным железом и должна быть вдвое плотнее. Местный босс обитает впрямо в лавовом озере и, пробуждаясь, пускает по нему эпичные круги; впрочем, этой помеси Балрога с Годзиллой лава похрен, и в переносном, и в буквальном смысле.
** Для сравнения — в первой игре по лаве можно было бегать (со специальным колечком — довольно долго), ибо отыгрывалась она дамажащим полем, как в Морровинде.
** Для сравнения — в первой игре по лаве можно было бегать (со специальным колечком — довольно долго), ибо отыгрывалась она дамажащим полем, как в Морровинде.
* [[Resident Evil]] 5 — мутировавший Альберт Вескер, ухнув в финале в лаву, загруз в ней по пояс и гореть не спешил, зато так прочно заякорился, что, не добей его герои двумя РПГ, утащил бы их щупальцем в лаву вместе с вертолетом, на котором они спасались.
* [[Resident Evil]] 5 — мутировавший Альберт Вескер, ухнув в финале в лаву, загруз в ней по пояс и гореть не спешил, зато так прочно заякорился, что, не добей его герои двумя РПГ, утащил бы их щупальцем в лаву вместе с вертолетом, на котором они спасались.
** Тот же подвиг в следующей части повторил Устанак — будучи сбит в лаву, погрузился по грудки и плескался там а ля Т-1000, ругаясь на непонятном языке, пока сверху не упала большая железяка и не притопила. И ведь все равно вылез, гад, правда, изрядно обгоревшим.
** Тот же подвиг в следующей части повторил Устанак — будучи сбит в лаву, погрузился по грудки и плескался там а ля Т-1000, ругаясь на непонятном языке, пока сверху не упала большая железяка и не притопила. И ведь все равно вылез, гад, правда, изрядно обгоревшим.
* В [[American McGee's Alice]] в лаве живут лавовые снарки, которые очень любят языком затаскивать к себе и Алису. Здоровье в лаве теряется очень быстро, но успеть выскочить можно. При этом Алиса, которая после пожара боится огня, издает абсолютно дикие панические вопли и пару секунд не может пользоваться оружием, пока не потушит себя.
* В [[American McGee's Alice]] в лаве живут лавовые снарки, которые очень любят языком затаскивать к себе и Алису. Здоровье в лаве теряется очень быстро, но успеть выскочить можно. При этом Алиса, которая после пожара боится огня, издает абсолютно дикие панические вопли и пару секунд не может пользоваться оружием, пока не потушит себя.
** Обоснуй — всё происходит внутри сознания протагонистки.
** Обоснуй — всё происходит внутри сознания протагонистки.
* [[Марио|Super Mario 64]] — есть специальный цветок, делающий героя металлическим, что позволяет без дыхания передвигаться по дну водоёмов, в ядовитых газах, и, конечно, в лаве. Хотя, металл тяжелее лавы, поэтому тут хотя бы все более-менее правильно.
* [[Марио|Super Mario 64]] есть специальный цветок, делающий героя металлическим, что позволяет без дыхания передвигаться по дну водоёмов, в ядовитых газах, и, конечно, в лаве. Хотя, металл тяжелее лавы, поэтому тут хотя бы все более-менее правильно.
** В самой серии «Марио» в лаве плавает враг Марио — черепаходракон.
** В самой серии «Марио» в лаве плавает враг Марио — черепаходракон.
* [[The Legend of Zelda]] — раса горон в принципе неуязвима к воздействия лавы, поэтому её представители с удовольствием принимают лавовые ванны.
* [[The Legend of Zelda]] раса горон в принципе неуязвима к воздействия лавы, поэтому её представители с удовольствием принимают лавовые ванны.
* [[Spyro]] 2: субверсия — Спайро не плавает, а бегает по лаве, если использует специальный защитный power-up.
* Spyro 2: субверсия — Спайро не плавает, а бегает по лаве, если использует специальный защитный power-up.
** А если не использует - тоже: попав на лаву и поджарившись, Спайро сначала несколько раз подпрыгивает от боли, а когда здоровье закончится - [[Неожиданно жестокая смерть|дымящийся кусок угля в форме несчастного дракончика безжизненно заваливается на спину]]. В ремейке он на последней секунде перед возрождением таки начинает медленно тонуть в лаве.
* Mega man X: в большинстве частей лава убивает сразу, но в четвертой и пятой частях есть огнеупорные бронекостюмы. На уровне Magma Dragoon’а всего-то надо идти в лаве по колено (или не идти, а прыгать с островка на островок с ускорением), но на этапе Mattrex’а в X5 придется нырнуть в желтую жижу (на лаву она совсем не похожа) с головой. Ходить «по дну» в бронекостюме и рубить вражеских роботов легко и весело, а вот выбираться обратно на поверхность — [[этот гадкий уровень|уже не очень]]. Для тех, у кого ни разу не получилось в последний момент выскочить из костюма и не обжечься, предусмотрен альтернативный маршрут — над лавой.
* [[Mega man]] X: в большинстве частей лава убивает сразу, но в четвертой и пятой частях есть огнеупорные бронекостюмы. На уровне Magma Dragoon’а всего-то надо идти в лаве по колено (или не идти, а прыгать с островка на островок с ускорением), но на этапе Mattrex’а в X5 придется нырнуть в желтую жижу (на лаву она совсем не похожа) с головой. Ходить «по дну» в бронекостюме и рубить вражеских роботов легко и весело, а вот выбираться обратно на поверхность — [[этот гадкий уровень|уже не очень]]. Для тех, у кого ни разу не получилось в последний момент выскочить из костюма и не обжечься, предусмотрен альтернативный маршрут — над лавой.
* No One Lives Forever обоснуй: это не лава, а лавозаменитель. Выглядит качественно, но без неприятных последствий, что очень важно для любого уважающего себя логова злодея.
* [[No One Lives Forever]] — обоснуй: это не лава, а лавозаменитель. Выглядит качественно, но без неприятных последствий, что очень важно для любого уважающего себя логова злодея.
* [[Unreal]] игрок может плавать в лаве, если найдёт спецпредмет — асбестовый костюм (встречается очень редко).
* [[Unreal]] — игрок может плавать в лаве, если найдёт спецпредмет — асбестовый костюм (встречается очень редко).
* Turok 2 — в лаве реально можно плавать, как в воде — но только при наличии соответствующего амулета.
* Turok 2 — в лаве реально можно плавать, как в воде — но только при наличии соответствующего амулета.
* [[Divinity: Original Sin]]. Лава — один из эффектов поверхности, поэтому плавать по ней нельзя, но можно ходить. Наносит урон огнем всем, кто в ней стоит, и, в отличие от просто горящей поверхности, урон этот колоссален и способен мгновенно убить игрока даже при высоком сопротивлении огню. С другой стороны, враги с защитой от огня больше 100 % (т. е. получающие от стихии не урон, а лечение) о свойствах лавы тоже знают, и убить стоящего в лаве такого противника почти невозможно — он будет полностью восстанавливать свое здоровье, купаясь в лаве.
* [[Divinity: Original Sin]]. Лава — один из эффектов поверхности, поэтому плавать по ней нельзя, но можно ходить. Наносит урон огнем всем, кто в ней стоит, и, в отличие от просто горящей поверхности, урон этот колоссален и способен мгновенно убить игрока даже при высоком сопротивлении огню. С другой стороны, враги с защитой от огня больше 100 % (т. е. получающие от стихии не урон, а лечение) о свойствах лавы тоже знают, и убить стоящего в лаве такого противника почти невозможно — он будет полностью восстанавливать свое здоровье, купаясь в лаве.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
Строка 74: Строка 71:


=== В реальной жизни ===
=== В реальной жизни ===
* Вулканологи по текущей лаве гуляют систематически — и не тонут, а отбирают образцы. Требуется лишь высокотемпературный костюм, как у пожарных.
* Вулканологи по текущей лаве гуляют систематически — и не тонут, а отбирают образцы. Требуется лишь высокотемпературный костюм, как у пожарных.
** Раньше геологи невозбранно бегали по лаве и просто в сапогах — главное, чтобы сапоги были юфтевые, а не кирзовые или, не дай Бог, резиновые. Теперь подобные выходки запрещены техникой безопасности.
** Раньше геологи невозбранно бегали по лаве и просто в сапогах — главное, чтобы сапоги были юфтевые, а не кирзовые или, не дай Бог, резиновые. Теперь подобные выходки запрещены техникой безопасности.
** На Гавайях, шлёпанцы на толстой деревянной подошве называются «а-а», так же, как базальтовая лава <ref>Второй тип защитных сандалий называется «ула хале» и делается из водорослей. Эти служат для прогулок по кораллам в полосе прибоя, подошва у них водостойкая и шершавая, но горючая.</ref>. Это не значит, что островитяне постоянно разгуливали по текущей лаве: деревяшка защищает ногу от порезов и температуры на лаве уже застывшей. Однако, особо смелые пересекали в такой обувке и движущиеся лавовые потоки.
** На Гавайях, шлёпанцы на толстой деревянной подошве называются «а-а», так же, как базальтовая лава <ref>Второй тип защитных сандалий называется «ула хале» и делается из водорослей. Эти служат для прогулок по кораллам в полосе прибоя, подошва у них водостойкая и шершавая, но горючая.</ref>. Это не значит, что островитяне постоянно разгуливали по текущей лаве: деревяшка защищает ногу от порезов и температуры на лаве уже застывшей. Однако, особо смелые пересекали в такой обувке и движущиеся лавовые потоки.



Версия 18:45, 26 марта 2022

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Гидродинамические свойства всех жидкостей соответствуют гидродинамическим свойствам воды.

Вспомните известные вам компьютерные игры, в которых есть лава. В большинстве случаев контактировать с лавой не рекомендуется — это чревато скорой гибелью персонажа. Однако, если лава не убивает мгновенно, как в старых приставочных играх, у вас наверняка есть возможность включить режим бога, обзавестись соответствующими вещами с защитой от урона огнём, или вообще просто накопить персонажу столько здоровья, что даже от лавы он умрет только спустя более или менее продолжительное время. Что случится с упавшим в лаву героем тогда?

Совершенно верно. В девяти из десяти случаев герой будет стоять в лаве по пояс, если там неглубоко, а если глубоко — как при падении в водоём, сможет плыть в ней, если механика игры позволяет, или камнем пойдет ко дну, если нет.

В действительности же плыть в лаве для человека или сопоставимого с человеком по физиологии существа, даже с «миллионом ХП и иммунитетом к огню», невозможно принципиально. И дело тут не только и не столько в «уроне огнём».

Дело в плотности лавы. Игроделы часто ленятся моделировать даже физически правдоподобную воду, не стоит и говорить о том, чтобы отдельную гидродинамику смоделировали для других жидкостей. Поэтому лава в играх часто представляет собой ту же воду, только отличающуюся текстурой оранжевого цвета и наносящую урон огнем. В действительности же не всякая жидкость — вода. Лава представляет собой расплавленные горные породы, и плотность лавы сопоставима с плотностью оных горных пород. Кроме того, лава в большинстве случаев значительно более вязкая и менее текучая. Металлический предмет, брошенный в лаву, будет тонуть медленно, как в воде тонет бумага, а человек (мысленно натянем на него бесконечно тонкий и гибкий идеальный теплоизолятор со встроенным порталом в какое-то прохладное место, где есть чем дышать и куда сбрасывать собственное тепло) в принципе не будет погружаться в толщу жидкости, настолько различна их плотность.

Кроме того, лава бывает разная: когда она близка к застыванию, то едва течет, но когда хорошо прогрета (собственно, в том месте, откуда она вытекает) — то намного более жидкая. Кроме того, лава, зачастую, сильно «газирована» — в связи с резко понизившимся давлением по сравнению с тем, которое было под землёй, из лавы активно выделяются газы, как в виде больших пузырей и всплесков, так и в виде мелких, распределенных по всему объему, что радикально уменьшает плотность. Посмотрите на пемзу, если что (раньше ею, именно натуральной, пятки тёрли, и она была почти в каждой ванной) — она явно легче воды. Или вот это видео. Металлический предмет тонет в лаве практически как в воде, с характерным бульком, на чём основан прикол с газовым баллоном — в лаву зашвыривается баллон с газом и он успевает погрузиться весьма глубоко, прежде чем его разрывает, вызывая красивый фонтан разлетающейся лавы. Вывод — от лавы зависит, кое-где можно натурально потонуть в лаве, лава это не расплавленная сталь. И её теплопроводность не особо высока, потому попавший в лаву рискует помучиться, опять же, в отличие от стали, не секунды, а заметно подольше…

Примеры

Сетевая литература

  • Worm — проплыть в лавовых потоках под землёй до нужного места — любимый способ перемещения Губителя Бегемота. Ему можно — у него не только термостойкость запредельная, но и плотность тела соответствующая.

Кино

  • «Властелин Колец» (киноверсия) — cмерть Голлума. Особенно забавно смотрится в свете того, что Голлум не только не умирает от падения сразу (в действительности после падения с такой высоты удар даже о поверхность воды ничем не отличается от удара об асфальт), но еще и постепенно тонет, а кольцо, предмет из золота (или не золота, но в любом случае металла), вещества гораздо более плотного, расплавляется, оставаясь на поверхности.
    • По-хорошему он вообще должен был сгореть, не долетев до дна, но это соседний троп, нас же больше интересует, как он ведет себя после того, как все-таки долетел.
  • В фильме «Мотра против Годзилы» Годзилла появляется за тысячи километров от предыдущего места сражения с Мотрой, проплыв это расстояние в лавовых потоках под землёй.
  • «Дети шпионов» же (пусть и с фитильком). В третьей части лавовый голем, бросая огромные булыжники в главных героев, топит тех в лаве. Фитилек в том, что мир, в котором это происходит — видеоигра с полным погружением.
  • Своеобразно, хотя и с сильно прикрученным фитильком, обыграно в весьма вольной экранизации «Последних дней Помпей» (1959). Когда герои эвакуируются из разрушенного города, на поверхности моря кое-где плавают горящие лавовые кляксы. Однако Главк бесстрашно ныряет под одно из таких огненных пятен и доплывает до лодки, где сидит его любимая Иона.

Мультсериалы

  • «Утиные истории» — в одной из серий Скрудж Макдак умудряется пройти по лаве, спасая внуков. Вот что занятия йогой с организмом делают.
  • Чёрный плащ — ЧП однажды пробежал ногами по лаве, неся на спине детей. Однако лапы все таки обжег и потом сидел забинтованным.
  • My Little Pony — в лаве плавают только драконы, потому что огнеупорные по природе.

Аниме и Манга

  • Namiuchigiwa no Muromi-san — Левиа-сан, она же Левиафан. Для неё горячие источники слишком холодные, поэтому она предпочитает принимать лавовые ванны.
  • JoJo's Bizarre Adventure — попытка утопить в лаве ставшего полностью бессмертным Карса не сработала — он создал из верхних слоёв своей кожи теплоизолирующий «скафандр».
  • Neon Genesis Evangelion, десятая серия, заплыв в вулкан за очередным Ангелом. Что-то не похоже, что у этой жидкости плотность камня.

Видеоигры

  • Nox — недурная аверсия. Лава — не жидкая, а твердая. В ней не плавают, но можно идти. Вернее, нельзя, потому что она отнимает здоровье. Но если участок лавы маленький, по нему можно пробежаться сравнительно безболезненно. А вот если положить на лаву доспех или оружие, оно начнет разрушаться и в конце концов сломается. Или, если положить его и взять, заметно потеряет в прочности. В общем, для 2000 года очень и очень неплохо. Даже жаль, что игра с такой физикой не получила продолжения.
  • В Doom и его продолжателях (Heretic и Hexen) в лаве нельзя было плавать — из-за особенностей движка там нельзя было погрузиться в какую бы то ни было жидкость, но по лаве можно было бегать, получая довольно незначительный урон (если бегать достаточно быстро). В Duke Nukem 3D в лаве (и других жидкостях) наконец-то можно было плавать, причём от урона протагониста могли предохранить защитные ботинки. А вот в Quake и его продолжателях, если по неглубокой лаве можно было пробежаться, отделавшись всего лишь потерей значительной части здоровья, то нырнув в лаву с головой, протагонист обеспечивал себе быструю и практически неизбежную смерть.
  • The Elder Scrolls — Начиная с Oblivion, герои могут без проблем плавать в лаве. Апофеоз — аргониане, которые, благодаря перку, позволяющему им дышать под водой, могут дышать и лавой.
    • Хотя в лаве всё-таки особо не поплаваешь. Урона наносится много и это урон от воды, а не от огня, от которого защиты в игре нет (вернее, есть, но доступна она только через мододелку). Всё, что можно сделать — вкачать себе кучу хитпойнтов и запастись целой кучей лечилок.
    • В Morrowind плавать в лаве нельзя, потому что она там не жидкость. Жидкость в морровском движке только одна — вода, и технически реализована на постоянном и не зависящем от местоположения уровне, который один на всю карту или внутреннюю локацию. Лава реализована в виде дамажащего пола, она всегда «мелкая» и нырнуть в неё не получится.
  • Lords of Everquest — педаль в пол: можно ходить по пояс в лаве, безо всяких ухищрений. Будет понемногу теряться здоровье (при наличии хотя бы пары целителей несущественно), и скорость снизится.
  • World of Warcraft — одно время ныряние в лаву было популярным развлечением. А в зоне Пылающие Степи в районе Алтаря Бурь NPC-чернокнижники от нечего делать в лаве купаются.
    • На сегодняшний день персонаж, купающийся в лаве, будет получать тикающий урон, который скалируется в завимимости от максимального запаса хитпоинтов. Поэтому безвредные бассейны с «водичкой огненного цвета» уже преимущественно стали уделом пираток (на офе тоже найти можно, но это постараться надо).
    • Тем не менее, на офе в некоторых лавовых басейнах всё ещё можно пользоваться эксплойтом, суть которого в том, что если не просто плыть, а постоянно выпрыгивать из лавы[1], то урона как такового можно избежать вообще. Автор правки не брезгует этим пользоваться, дабы в Глубинах Чёрной Горы по лаве вплавь максимально быстро добраться ко специальному горну для переплавки чёрного железа.
  • Terraria — в лаве можно не только плавать, но даже дышать с снаряжением или зельем для подводного дыхания. Особенно если запастись зельем обсидиановой кожи, дающим иммунитет к урону от лавы.
  • Spore — в игре есть два типа лавы, вулканическая (по ней можно ходить, здоровье уменьшается понемногу отдельными хитпойнтами) и морская, которой залиты планеты с нулевым терраиндексом и высокой температурой. В морской лаве можно плавать, вот только здоровье уменьшается процентно, и любое не бессмертное существо вне зависимости от количества здоровья гибнет за секунду.
    • В дополнении Spore: Космические приключения есть два багофичных шаблона планет, один из которых позволяет плавать в лаве без вреда для здоровья (а второй — ходить по воде)
  • Minecraft — тоже можно плавать в лаве с помощью зелья огнеупорности. Причем дышать в лаве можно вполне свободно по умолчанию.
    • Справедливости ради, там жидкости вообще на редкость причудливые. И физика как таковая, ага.
    • Тем не менее, тема вязкости лавы отчасти раскрыта — в ней персонаж плавает таки медленнее, чем в воде. А сама лава растекается тоже медленнее и не так далеко, как вода.
    • А вот добавленный в 1.16 моб «страйдер» в лаве не плавает — он по ней бегает, аки водомерка по воде, отсюда и название. И на него можно напялить седло и ездить верхом через лавовые моря, приманивая его морковкой грибом на удочке.
  • Dark Souls 2 — в лаве плавать нельзя, но можно в нее булькнуть и камнем на дно — это при том, что лава в единственной локации, где она есть, наполовину перемешана с расплавленным железом и должна быть вдвое плотнее. Местный босс обитает впрямо в лавовом озере и, пробуждаясь, пускает по нему эпичные круги; впрочем, этой помеси Балрога с Годзиллой лава похрен, и в переносном, и в буквальном смысле.
    • Для сравнения — в первой игре по лаве можно было бегать (со специальным колечком — довольно долго), ибо отыгрывалась она дамажащим полем, как в Морровинде.
  • Resident Evil 5 — мутировавший Альберт Вескер, ухнув в финале в лаву, загруз в ней по пояс и гореть не спешил, зато так прочно заякорился, что, не добей его герои двумя РПГ, утащил бы их щупальцем в лаву вместе с вертолетом, на котором они спасались.
    • Тот же подвиг в следующей части повторил Устанак — будучи сбит в лаву, погрузился по грудки и плескался там а ля Т-1000, ругаясь на непонятном языке, пока сверху не упала большая железяка и не притопила. И ведь все равно вылез, гад, правда, изрядно обгоревшим.
  • В American McGee's Alice в лаве живут лавовые снарки, которые очень любят языком затаскивать к себе и Алису. Здоровье в лаве теряется очень быстро, но успеть выскочить можно. При этом Алиса, которая после пожара боится огня, издает абсолютно дикие панические вопли и пару секунд не может пользоваться оружием, пока не потушит себя.
    • Обоснуй — всё происходит внутри сознания протагонистки.
  • Super Mario 64 — есть специальный цветок, делающий героя металлическим, что позволяет без дыхания передвигаться по дну водоёмов, в ядовитых газах, и, конечно, в лаве. Хотя, металл тяжелее лавы, поэтому тут хотя бы все более-менее правильно.
    • В самой серии «Марио» в лаве плавает враг Марио — черепаходракон.
  • The Legend of Zelda — раса горон в принципе неуязвима к воздействия лавы, поэтому её представители с удовольствием принимают лавовые ванны.
  • Spyro 2: субверсия — Спайро не плавает, а бегает по лаве, если использует специальный защитный power-up.
  • Mega man X: в большинстве частей лава убивает сразу, но в четвертой и пятой частях есть огнеупорные бронекостюмы. На уровне Magma Dragoon’а всего-то надо идти в лаве по колено (или не идти, а прыгать с островка на островок с ускорением), но на этапе Mattrex’а в X5 придется нырнуть в желтую жижу (на лаву она совсем не похожа) с головой. Ходить «по дну» в бронекостюме и рубить вражеских роботов легко и весело, а вот выбираться обратно на поверхность — уже не очень. Для тех, у кого ни разу не получилось в последний момент выскочить из костюма и не обжечься, предусмотрен альтернативный маршрут — над лавой.
  • No One Lives Forever — обоснуй: это не лава, а лавозаменитель. Выглядит качественно, но без неприятных последствий, что очень важно для любого уважающего себя логова злодея.
  • Unreal — игрок может плавать в лаве, если найдёт спецпредмет — асбестовый костюм (встречается очень редко).
  • Turok 2 — в лаве реально можно плавать, как в воде — но только при наличии соответствующего амулета.
  • Divinity: Original Sin. Лава — один из эффектов поверхности, поэтому плавать по ней нельзя, но можно ходить. Наносит урон огнем всем, кто в ней стоит, и, в отличие от просто горящей поверхности, урон этот колоссален и способен мгновенно убить игрока даже при высоком сопротивлении огню. С другой стороны, враги с защитой от огня больше 100 % (т. е. получающие от стихии не урон, а лечение) о свойствах лавы тоже знают, и убить стоящего в лаве такого противника почти невозможно — он будет полностью восстанавливать свое здоровье, купаясь в лаве.

Настольные игры

  • В D&D третьей редакции (насчёт более ранних автору правки неизвестно) были правила по различным опасностям: кислоте, падениям и падающим предметам, огню и дыму, погоде… и по погружению в лаву. Судя по тому, что никаких правил, описывающих обратное, не было приведено, погружение в лаву отличалось от погружения в другие жидкости только получаемым уроном от огня (20d6 каждый раунд, что, мягко говоря, немало), от которого можно было защититься заклинаниями защиты от огня или иммунитетом к огню и спокойно плавать в лаве.

В реальной жизни

  • Вулканологи по текущей лаве гуляют систематически — и не тонут, а отбирают образцы. Требуется лишь высокотемпературный костюм, как у пожарных.
    • Раньше геологи невозбранно бегали по лаве и просто в сапогах — главное, чтобы сапоги были юфтевые, а не кирзовые или, не дай Бог, резиновые. Теперь подобные выходки запрещены техникой безопасности.
    • На Гавайях, шлёпанцы на толстой деревянной подошве называются «а-а», так же, как базальтовая лава [2]. Это не значит, что островитяне постоянно разгуливали по текущей лаве: деревяшка защищает ногу от порезов и температуры на лаве уже застывшей. Однако, особо смелые пересекали в такой обувке и движущиеся лавовые потоки.

Примечания

  1. Соль тут в том, что тикающий урон начинает по персонажу проходить не сразу, а спустя несколько секунд нахождения в лаве. А выпрыгивание из лавы в воздух как бы принимается игрой за покидание лавы и обнуляет таймер.
  2. Второй тип защитных сандалий называется «ула хале» и делается из водорослей. Эти служат для прогулок по кораллам в полосе прибоя, подошва у них водостойкая и шершавая, но горючая.