Протагонист-ребёнок: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(не показано 15 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Конкретика}} | |||
В чём же прелесть, если главный герой произведения совсем ещё юное, не созревшее физически и морально, дитя? | В чём же прелесть, если главный герой произведения совсем ещё юное, не созревшее физически и морально, дитя? | ||
* Во-первых, ему ещё многое прощается в силу нехватки жизненного опыта; | * Во-первых, ему ещё многое прощается в силу нехватки жизненного опыта; | ||
Строка 4: | Строка 5: | ||
* В-третьих, если хорошо постараться, может получиться настоящая притча о взрослении (в зависимости от выбора жанра или постановки сюжета); | * В-третьих, если хорошо постараться, может получиться настоящая притча о взрослении (в зависимости от выбора жанра или постановки сюжета); | ||
* В-четвёртых, интересно показать что-либо глазами ребёнка, незамутнённым сознанием, часто получается интересная альтернативная точка зрения (устами младенца глаголет истина); | * В-четвёртых, интересно показать что-либо глазами ребёнка, незамутнённым сознанием, часто получается интересная альтернативная точка зрения (устами младенца глаголет истина); | ||
* Да и в-пятых, детишкам ведь гораздо интереснее читать и смотреть о своих сверстниках, чем про скучных взрослых дядек и тёток! | * Да и в-пятых, детишкам ведь гораздо интереснее читать и смотреть о своих сверстниках, чем про скучных взрослых дядек и тёток! | ||
** С другой стороны, если ребёнок является протагонистом, то не надо сразу причислять | ** С другой стороны, если ребёнок является протагонистом, то не надо сразу причислять произведение к детским. Может быть авторы хотят показать какой-то ужас (или еще что-то не детское), но глазами школьника/дошкольника. | ||
''Детёныши животных (особенно, говорящие) тоже вполне попадают под троп.'' | ''Детёныши животных (особенно, говорящие) тоже вполне попадают под троп.'' | ||
''Пожалуйста, не забывайте, что [[протагонист]] в одном произведении может быть только один! Читайте определение протагониста в соответствующей статье!'' | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 23: | Строка 26: | ||
==== Отечественная ==== | ==== Отечественная ==== | ||
* А. Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные | * А. Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители» — Алёша. | ||
* Трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и М. Горького «Детство. В людях. Мои университеты» — истории взросления детей из разных слоёв общества (богатого дворянина и бедного необразованного мещанина). | * Трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и М. Горького «Детство. В людях. Мои университеты» — истории взросления детей из разных слоёв общества (богатого дворянина и бедного необразованного мещанина). | ||
* А. П. Чехов, | * А. П. Чехов, «[[Спать хочется]]», «Ванька», повесть «Степь». | ||
* А. Аверченко — «Блины Доди», «Смерть африканского охотника», «Трава, примятая сапогом», «Страшный мальчик». | * А. Аверченко — «Блины Доди», «Смерть африканского охотника», «Трава, примятая сапогом», «Страшный мальчик». | ||
* Б. Пастернак, «Детство | * Б. Пастернак, «Детство Люверс» — ''кто?'' | ||
* Э. Багрицкий, «Смерть | * Э. Багрицкий, «Смерть пионерки» — умирающая в больнице Валя. | ||
* А. Гайдар — «Школа», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» и т. п. | * А. Гайдар — «Школа», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» и т. п. | ||
* В. Драгунский, «[[Денискины рассказы]]» — Дениска Кораблёв. | |||
* В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Петя Бачей. | * В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Петя Бачей. | ||
** История взросления показана и в дальнейших книгах: «Хуторок в степи» (подросток), «Зимний ветер» (молодой человек) и «Катакомбы Одессы» (зрелый мужчина). | ** История взросления показана и в дальнейших книгах: «Хуторок в степи» (подросток), «Зимний ветер» (молодой человек) и «Катакомбы Одессы» (зрелый мужчина). | ||
* Н. Г. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы» и «Гимназисты». | * Н. Г. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы» и «Гимназисты». | ||
* А. | * А. Н. Толстой, «[[Приключения Буратино|Золотой ключик, или Приключения Буратино]]» — хотя перед нами живые куклы, они ведут себя как настоящие дети. Протагонист — Буратино. | ||
* Л. Кассиль, «[[Кондуит и Швамбрания]]», «Великое противостояние». | * Л. Кассиль, «[[Кондуит и Швамбрания]]», «Великое противостояние». | ||
* А. Мусатов, | * А. Мусатов, «Стожары» — Санька «Коршак» Коршаков, очень серьёзный и самостоятельный мальчик, один из лучших кулачных бойцов среди пацанов округи. | ||
* А. Рыбаков, «Кортик», «Бронзовая птица» | * А. Рыбаков, «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» — Миша Поляков. В третьей книге он уже подросток. | ||
* В. Каверин, «[[Два капитана]] | * В. Каверин, «[[Два капитана]]» — ранний этап сюжета: Саня Григорьев в детстве. «Палочки должны быть ''попиндикулярны''!» — внушал ему горе-наставник, принуждая его обучаться, прости Господи, чистописанию (этот жлоб не мог нормально выговорить термин). | ||
** Потом протагонист вырастает, становится взрослым, а автор показывает нам, что с ним было дальше. | ** Потом протагонист вырастает, становится взрослым, а автор показывает нам, что с ним было дальше. | ||
* Н. Островский, «Как закалялась сталь» — аналогично. | * Н. Островский, «Как закалялась сталь» — аналогично. | ||
* К. Булычёв, цикл про [[Алиса Селезнёва|Алису Селезнёву]]. | * К. Булычёв, цикл про [[Алиса Селезнёва|Алису Селезнёву]] — сама Алиса. | ||
* Е. Велтистов, «Приключения | * Е. Велтистов, «Приключения Электроника» — Серёжа Сыроежкин. Заглавный герой — его двойник-робот. | ||
* Ф. Кнорре, «Бумажные книги Лали». | * Ф. Кнорре, «Бумажные книги Лали». | ||
* М. Алексеев, «Карюха» и «Драчуны». | * М. Алексеев, «Карюха» и «Драчуны». | ||
Строка 48: | Строка 52: | ||
* А. Маркуша, автобиографический роман «Большие неприятности» — часть произведения посвящена [[Школа обыкновенная|школьным годам]] героя. | * А. Маркуша, автобиографический роман «Большие неприятности» — часть произведения посвящена [[Школа обыкновенная|школьным годам]] героя. | ||
* В. Крапивин же! Практически во всех его произведениях, несть им числа, в центре внимания [[крапивинские мальчики|дети и подростки]]. | * В. Крапивин же! Практически во всех его произведениях, несть им числа, в центре внимания [[крапивинские мальчики|дети и подростки]]. | ||
* [[Владимир Высоцкий]], мини-поэма «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного — Ваню | * [[Владимир Высоцкий]], мини-поэма «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного — Ваню Дыховичного» — Витька Кораблёв. Списан с [[Денискины рассказы|Дениски Кораблёва]], а «друг закадычный» — с его друга Вани Дыхова. Только возраст чуть-чуть добавлен обоим. | ||
** Кроме того, Иван Дыховичный (1947—2009), драматург, а также театральный и киноактёр — друг Высоцкого. | |||
* В. Медведев, «[[Фантазии Баранкина]]» — Юра Баранкин. | |||
* С. Белоусов, «[[Приключения Печенюшкина]]». В отличие от предыдущего примера, здесь протагонист — не Печенюшкин, а девочка Лиза, сам же Печенюшкин — вообще не ребёнок и не человек, хотя и может принимать облик человеческого мальчика. И это у него имя, а не фамилия. | |||
==== Зарубежная ==== | ==== Зарубежная ==== | ||
Строка 58: | Строка 65: | ||
** Тогда уже «Без семьи» и «В семье» Гектора Мало (это — отнюдь не дилогия, а два независимых произведения), а кроме него — «Маленькие женщины» с продолжениями и «Роза и семь братьев» тоже с продолжением Луизы Олкотт, а ещё можно вспомнить «Длинноногого дядюшку» Джин Вебстер, хотя это уже про студенток колледжа, а не про школьников. | ** Тогда уже «Без семьи» и «В семье» Гектора Мало (это — отнюдь не дилогия, а два независимых произведения), а кроме него — «Маленькие женщины» с продолжениями и «Роза и семь братьев» тоже с продолжением Луизы Олкотт, а ещё можно вспомнить «Длинноногого дядюшку» Джин Вебстер, хотя это уже про студенток колледжа, а не про школьников. | ||
* М. Твен, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», а также «Принц и нищий» (хотя там два главных героя). | * М. Твен, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», а также «Принц и нищий» (хотя там два главных героя). | ||
** Причем второй | ** Причем второй роман — яркий пример ситуации, где ребенок — и протагонист, и POV-персонаж, а книга совсем не детская. | ||
* Э. Портер, «[[Поллианна]]». | * Э. Портер, «[[Поллианна]]». | ||
* Т. Майн Рид, «Морской волчонок». | * Т. Майн Рид, «Морской волчонок». | ||
Строка 86: | Строка 93: | ||
=== Театр === | === Театр === | ||
* С. Маршак, «[[Двенадцать месяцев]]». | * С. Маршак, «[[Двенадцать месяцев]]». Героиня — подросток, которой, как пройдёт ещё пара лет, уже будет пора замуж. [[Роман однодневки с вечностью|То-то Апрель ей своё колечко подарил…]] | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Хребет Дьявола» и «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо. | * «Хребет Дьявола» и «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо. | ||
* «Один | * «Один дома» — главный герой, отбивающийся от злодеев, всегда ребенок. В детской изобретательности весь сок франшизы. | ||
* «Про Красную Шапочку». | * «Про Красную Шапочку». | ||
* «Приключения Петрова и Васечкина…» | * «Приключения Петрова и Васечкина…» | ||
* «Артур и минипуты» | * «Трудный ребёнок» 1 и 2. Протагонист — в некотором смысле «гроза взрослых». Но детям — в том числе тем, которые старше него — он тоже может сделать очень «весело», {{spoiler|особенно если ему попадётся в руки, к примеру, бейсбольная бита}}. | ||
* «Артур и минипуты». | |||
=== [[Телевидение]] === | === [[Телевидение]] === | ||
* | * Почти в каждом эпизоде «[[Ералаш]]а» протагонистом является ребёнок. Исключение — взрослый дядя Миша, который в двух эпизодах «давал советы» на тему спорта. И есть эпизоды, в которых [[нет протагониста]]. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | |||
* «Тайны старого Лондона» (1994) — главными героями мультсериала являются одиннадцатилетние беспризорники Орсон и Оливия, выживающие и приключающиеся на улицах викторианского Лондона. | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Строка 107: | Строка 118: | ||
* Alien 9. | * Alien 9. | ||
* [[Made in Abyss]]. | * [[Made in Abyss]]. | ||
*Судьба/Девочка-волшебница Иллия (Fate/Kaleid Liner Prisma Illya) | * Судьба/Девочка-волшебница Иллия (Fate/Kaleid Liner Prisma Illya) — Сама Илиясфиль. [[Дыра в сюжете|Хотя на момент событий анимэ ей должно быть 18. Но дефекта роста как в оригинале у неё быть не должно. Значит всё таки она ещё ребёнок]]. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* The Binding of Isaac. | * The Binding of Isaac. | ||
* Eco Quest. | * Eco Quest. | ||
* [[Nier]] | * [[Nier]] — главному герою в первой главе пятнадцать лет. | ||
* [[Undertale]]. | * [[Undertale]]. | ||
* [[Ib]]. | * [[Ib]]. | ||
* The Girl and the Robot. Даже при наличии сильного друга-робота, [[смерть героя|здесь являться маленькой девочкой не круто]] | * The Girl and the Robot. Даже при наличии сильного друга-робота, [[смерть героя|здесь являться маленькой девочкой не круто]]… | ||
* Disneyland на NES (Dendy). | * Disneyland на NES (Dendy). | ||
* Walking | * Walking Dead — второй сезон. Малышка Клем даёт прикурить взрослым. | ||
* South Park. | * South Park. | ||
* [[Pokemon]]. | * [[Pokemon]]. | ||
Строка 126: | Строка 137: | ||
* Little nightmares, мрачнуха уже про девочку. | * Little nightmares, мрачнуха уже про девочку. | ||
* Heart of darkness, олдскульная не-такая-уж-мрачнуха с хэппи-эндом. Vive la France! | * Heart of darkness, олдскульная не-такая-уж-мрачнуха с хэппи-эндом. Vive la France! | ||
* [[Child of Light]] | * [[Child of Light]] — название намекает. | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} | ||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} |
Текущая версия на 06:36, 29 апреля 2025
В чём же прелесть, если главный герой произведения совсем ещё юное, не созревшее физически и морально, дитя?
- Во-первых, ему ещё многое прощается в силу нехватки жизненного опыта;
- Во-вторых, персонаж-ребёнок гораздо сильнее вызывает желание защитить его, успокоить, пожалеть, нежели взрослый;
- В-третьих, если хорошо постараться, может получиться настоящая притча о взрослении (в зависимости от выбора жанра или постановки сюжета);
- В-четвёртых, интересно показать что-либо глазами ребёнка, незамутнённым сознанием, часто получается интересная альтернативная точка зрения (устами младенца глаголет истина);
- Да и в-пятых, детишкам ведь гораздо интереснее читать и смотреть о своих сверстниках, чем про скучных взрослых дядек и тёток!
- С другой стороны, если ребёнок является протагонистом, то не надо сразу причислять произведение к детским. Может быть авторы хотят показать какой-то ужас (или еще что-то не детское), но глазами школьника/дошкольника.
Детёныши животных (особенно, говорящие) тоже вполне попадают под троп.
Пожалуйста, не забывайте, что протагонист в одном произведении может быть только один! Читайте определение протагониста в соответствующей статье!
Примеры[править]
- Детский детектив как жанр.
- Поджанр в хорроре Мальчишечьи ужасы.
- Детские ужастики же!
Литература[править]
Во многих странах[править]
- Л. Ф. Баум, «Волшебник страны Оз» — Дороти Гейл.
- И её волковский аналог — Элли Смит, а потом Энни, младшая сестра Элли.
- Гарри Поттер — притча о взрослении. Протагонист-ребёнок становится подростком и юношей.
- А также Таня Гроттер, Порри Гаттер и остальные его производные.
Отечественная[править]
- А. Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители» — Алёша.
- Трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и М. Горького «Детство. В людях. Мои университеты» — истории взросления детей из разных слоёв общества (богатого дворянина и бедного необразованного мещанина).
- А. П. Чехов, «Спать хочется», «Ванька», повесть «Степь».
- А. Аверченко — «Блины Доди», «Смерть африканского охотника», «Трава, примятая сапогом», «Страшный мальчик».
- Б. Пастернак, «Детство Люверс» — кто?
- Э. Багрицкий, «Смерть пионерки» — умирающая в больнице Валя.
- А. Гайдар — «Школа», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» и т. п.
- В. Драгунский, «Денискины рассказы» — Дениска Кораблёв.
- В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Петя Бачей.
- История взросления показана и в дальнейших книгах: «Хуторок в степи» (подросток), «Зимний ветер» (молодой человек) и «Катакомбы Одессы» (зрелый мужчина).
- Н. Г. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы» и «Гимназисты».
- А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — хотя перед нами живые куклы, они ведут себя как настоящие дети. Протагонист — Буратино.
- Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания», «Великое противостояние».
- А. Мусатов, «Стожары» — Санька «Коршак» Коршаков, очень серьёзный и самостоятельный мальчик, один из лучших кулачных бойцов среди пацанов округи.
- А. Рыбаков, «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» — Миша Поляков. В третьей книге он уже подросток.
- В. Каверин, «Два капитана» — ранний этап сюжета: Саня Григорьев в детстве. «Палочки должны быть попиндикулярны!» — внушал ему горе-наставник, принуждая его обучаться, прости Господи, чистописанию (этот жлоб не мог нормально выговорить термин).
- Потом протагонист вырастает, становится взрослым, а автор показывает нам, что с ним было дальше.
- Н. Островский, «Как закалялась сталь» — аналогично.
- К. Булычёв, цикл про Алису Селезнёву — сама Алиса.
- Е. Велтистов, «Приключения Электроника» — Серёжа Сыроежкин. Заглавный герой — его двойник-робот.
- Ф. Кнорре, «Бумажные книги Лали».
- М. Алексеев, «Карюха» и «Драчуны».
- Книги башкира Анвера Бикчентаева.
- Р. Кошурникова, «Пусть тайга ко мне привыкнет».
- А. Маркуша, автобиографический роман «Большие неприятности» — часть произведения посвящена школьным годам героя.
- В. Крапивин же! Практически во всех его произведениях, несть им числа, в центре внимания дети и подростки.
- Владимир Высоцкий, мини-поэма «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного — Ваню Дыховичного» — Витька Кораблёв. Списан с Дениски Кораблёва, а «друг закадычный» — с его друга Вани Дыхова. Только возраст чуть-чуть добавлен обоим.
- Кроме того, Иван Дыховичный (1947—2009), драматург, а также театральный и киноактёр — друг Высоцкого.
- В. Медведев, «Фантазии Баранкина» — Юра Баранкин.
- С. Белоусов, «Приключения Печенюшкина». В отличие от предыдущего примера, здесь протагонист — не Печенюшкин, а девочка Лиза, сам же Печенюшкин — вообще не ребёнок и не человек, хотя и может принимать облик человеческого мальчика. И это у него имя, а не фамилия.
Зарубежная[править]
- Братья Гримм, «Гензель и Гретель».
- Ш. Перро, «Красная Шапочка».
- Э. Т. А. Гофман, «Щелкунчик и Мышиный Король».
- Ч. Диккенс, «Оливер Твист».
- И «Маленький оборвыш» Д. Гринвуда — туда же.
- Тогда уже «Без семьи» и «В семье» Гектора Мало (это — отнюдь не дилогия, а два независимых произведения), а кроме него — «Маленькие женщины» с продолжениями и «Роза и семь братьев» тоже с продолжением Луизы Олкотт, а ещё можно вспомнить «Длинноногого дядюшку» Джин Вебстер, хотя это уже про студенток колледжа, а не про школьников.
- М. Твен, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», а также «Принц и нищий» (хотя там два главных героя).
- Причем второй роман — яркий пример ситуации, где ребенок — и протагонист, и POV-персонаж, а книга совсем не детская.
- Э. Портер, «Поллианна».
- Т. Майн Рид, «Морской волчонок».
- Г.-Х. Андерсен, «Снежная королева», «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды» и другие сказки. В большинстве из таких протагонист ещё и маленький ангел.
- Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
- Ф. Бёрнетт, «Маленькая принцесса» и «Маленький лорд Фаунтлерой».
- И «Таинственный сад» её же.
- Р. Киплинг, «Маугли».
- «Остров сокровищ» же!
- Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова».
- Шолом-Алейхем, «Мальчик Мотл».
- Феликс Зальтен, «Бэмби» — начало романа про оленёнка (а также диснеевские мультадаптации и советские фильмы).
- Произведения Астрид Линдгрен:
- «Малыш и Карлсон».
- «Эмиль из Лённеберга».
- «Пеппи Длинныйчулок».
- «Мио, мой Мио!».
- «Приключения Калле Блумквиста».
- «Расмус-бродяга».
- «Братья Львиное Сердце».
- «Рони, дочь разбойника».
- Труди Канаван, цикл про Сонеа.
- «Девушка напротив» Джека Кетчама.
- К. С. Льюис, «Хроники Нарнии» — все Хроники, кроме «Последней битвы», где дети участвуют, но протагонист всё же король Нарнии.
- «Хроники Края» — каждый главный герой.
- Вся серия «Goosebumps/Ужастики» Р. Л. Стайна. Да и многие другие его книги.
Театр[править]
- С. Маршак, «Двенадцать месяцев». Героиня — подросток, которой, как пройдёт ещё пара лет, уже будет пора замуж. То-то Апрель ей своё колечко подарил…
Кино[править]
- «Хребет Дьявола» и «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо.
- «Один дома» — главный герой, отбивающийся от злодеев, всегда ребенок. В детской изобретательности весь сок франшизы.
- «Про Красную Шапочку».
- «Приключения Петрова и Васечкина…»
- «Трудный ребёнок» 1 и 2. Протагонист — в некотором смысле «гроза взрослых». Но детям — в том числе тем, которые старше него — он тоже может сделать очень «весело», особенно если ему попадётся в руки, к примеру, бейсбольная бита.
- «Артур и минипуты».
Телевидение[править]
- Почти в каждом эпизоде «Ералаша» протагонистом является ребёнок. Исключение — взрослый дядя Миша, который в двух эпизодах «давал советы» на тему спорта. И есть эпизоды, в которых нет протагониста.
Мультсериалы[править]
- «Тайны старого Лондона» (1994) — главными героями мультсериала являются одиннадцатилетние беспризорники Орсон и Оливия, выживающие и приключающиеся на улицах викторианского Лондона.
Аниме и манга[править]
- Наруто же.
- Асакура Йо из Shaman King.
- Гон Фрикс из HunterxHunter.
- Digimon Adventure.
- Многие фильмы Миядзаки.
- Boku dake ga Inai Machi. Только с прикрученным фитильком.
- Alien 9.
- Made in Abyss.
- Судьба/Девочка-волшебница Иллия (Fate/Kaleid Liner Prisma Illya) — Сама Илиясфиль. Хотя на момент событий анимэ ей должно быть 18. Но дефекта роста как в оригинале у неё быть не должно. Значит всё таки она ещё ребёнок.
Видеоигры[править]
- The Binding of Isaac.
- Eco Quest.
- Nier — главному герою в первой главе пятнадцать лет.
- Undertale.
- Ib.
- The Girl and the Robot. Даже при наличии сильного друга-робота, здесь являться маленькой девочкой не круто…
- Disneyland на NES (Dendy).
- Walking Dead — второй сезон. Малышка Клем даёт прикурить взрослым.
- South Park.
- Pokémon.
- Fran Bow.
- Brothers: A Tale of Two Sons.
- Limbo, стильная мрачнуха явно не для детей.
- Inside, от авторов Limbo.
- Little nightmares, мрачнуха уже про девочку.
- Heart of darkness, олдскульная не-такая-уж-мрачнуха с хэппи-эндом. Vive la France!
- Child of Light — название намекает.