Файтер, клирик, маг и вор

Материал из Posmotreli
Версия от 15:33, 5 января 2022; commons>Captain Black (→‎Мультфильмы)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« По гибельной пустыне и по снежным склонам гор
Идут, объединившись, файтер, клирик, маг и вор.
Пускай ДМ увидит нас в своих кошмарных снах!
Ползут по закопушкам файтер, клирик, вор и маг.
Да будет так!
»
— С. Калиниченко/Гакхан, «Неистовый квартет»
В начале пути

Если группа приключенцев собралась покорять подземелье, как она будет выглядеть? В ней как минимум будут файтер, клирик, маг и вор (Fighter, Cleric, Wizard, Rogue). Файтер принимает на себя урон и делает вещи, требующие грубой силы; клирик лечит, кладёт бафы и дебафы; маг закидывает фаерболами толпы кобольдов, читает надписи на древних языках и высматривает следы магии; а вор снимает ловушки, ворует ключи, заговаривает зубы и тычет ножиками в спину зазевавшихся врагов. Минимальное число людей, необходимое для автономного прохождения подземелий со времён самых первый версий ДнД.

Конечно, никто не требует от группы быть именно в таком составе, от произведения к произведению, от игры к игре возможны варианты, но скелет будет именно таким. Кстати, если состав не классический, то самые большие шансы на вылет имеет клирик.

Если троп играется не в фэнтези, а в современности или фантастике, то может быть Штурмовая группа. Именно может, потому что слишком уж узкая там специализация, в отличие от сабжа.

Расширенный набор классов описан в статье Класс персонажа.

Пятиминутка истории

Вообще, архетип группы путешественников, вместе выполняющих какое-то героическое дело, стар как само человечество. Достаточно вспомнить хотя бы Ясона и аргонавтов. К этому архетипу обращались авторы всех времён и народов вплоть до появления современного фэнтези как такового. Конан, несмотря на то, что был одиночкой, под давлением обстоятельств частенько объединялся с разными людьми. Впрочем, эталоном группы приключенцев можно считать Братство Кольца из одноимённой книги Толкина. Она вполне могла бы служить кодификатором, если бы не появление Dungeons and Dragons.

Неизвестно, какая группа была в самой первой партии ДнД, но состав второй мы знаем точно. Когда Гэри Гигакс собрал четверых своих друзей на кухне, чтобы поиграть в созданную им ролевую игру, в приключение выдвинулось восемь персонажей: воин Робилар, клирики Сертен и Риггби (последний — с оруженосцем Ирагом), маг Морденкайнен с учениками Бигби и Тензером и рейнджер Отис. Когда вышла первая книга правил, в ней прямо было написано, что сбалансированная группа добьется больших успехов и был приведён состав этой группы — воин, жрец, колдун и разбойник, ставшие в калькированном виде названием данного тропа.

Примеры тропа

Фольклор

  • В различных сказках героя (в лучшем случае он воин, но обычно простой человек, которому подфартило) часто сопровождают спутники с различными талантами, полезными при решении «квестов». Часто талант используется один раз за сказку, но есть исключения.

Литература

Русскоязычная

  • Ви таки удивитесь, но Ильф и Петров, «Золотой телёнок». Драчун Балаганов, охмурённый ксёндзами Козлевич, норовящий скрысить даже у своих Паниковский и творящий хитрые плетения Остап Бендер по-над усе. Подсвечено.
    • Остап Бендер скорее паладин, так как он превосходит всех остальных и силой, и боевой подготовкой, и умом, и ловкостью; дополнительно он владеет и навыками вора. Вас интересует, чей именно паладин? Да Гермеса же, или кого-то подобного (Гермес, кажется, покровительствовал и путешественникам, и ворам, и риторам, и шутникам, и мудрецам). А вот Козлевич — клирик не из-за ксёндзов, а из-за доброго и благородного сердца (тоже подсвечено) и готовности прийти друзьям на помощь, когда все их планы рухнули (а главная его помощь — автомобиль и умение им управлять, чего нет у остальных). При этом — раскаявшийся вор, соответствующих навыков не сохранил.
      • В некоторых адаптациях Козлевич превосходит Остапа физической силой, но за «файтера» всё равно не засчитывается: слишком мягок характером, и совершенно не боевит. В любом случае, на лидерство никоим образом не претендует — с первых минут знакомства признал в Остапе «альфу», вожака.
  • «Хроники странного королевства»: в геройской команде Элмара были воин ближнего боя — сам Элмар, лучница Валента, мистик Шанкар и волшебница Этель.
    • Ольга на вопрос об идеальном составе геройской команды мгновенно реагирует: «Паладин, лучник, клерик, маг. Might and Magic, часть шестая».
    • Да и команда девушек, вынесшая дракона вперёд лапами, вполне попадает под троп: воительница Кира — паладин, целительница-христианка Тереза — клерик (подсвечено — по ходу боя она молится и благословляет подруг), волшебница Этель — разумеется, маг, а попаданке Ольге (единственной, кто умеет обращаться с огнестрелом и может видеть сквозь драконий морок) достается роль стрелка-разведчика-диверсанта с плазменной винтовкой.
  • Николай Ромашкин, «Бета-тестеры» — состав команды тестеров: воин Махмуд, снайпер Мак-Мэд, маг (непременно чёрный) или алхимик-подрывник Ксенобайт, воровка Мелисса, целительница Внучка и пилот Банзай.
  • Александр Рудазов, «Властелин» — первая же группа приключенцев, заявившаяся в гости к Темному Властелину, представляла собой, по словам Управляющего, «стандартный набор» — воин, волшебник, священнослужитель, представитель теневой экономики и какая-нибудь забавная зверушка. В роли забавной зверушки был паровой голем на гремлинском ходу.
    • Да и в его opus magna герои довольно долго действуют вполне стереотипной партией. Индрак — чистый файтер, лод Гвэйдеон — файтер-клирик, Логмир — файтер-вор, дальний дамаг и социальное взаимодействие обеспечивают Витааль и Ванесса, и заглавный герой сам-шест.
    • Жесточайший стёб над сабжем в книге «Криабал». Группа, собравшаяся для поиска легендарной волшебной книги — того самого Криабала — состоит из могучего воина-берсерка Мектига Свирепого, талантливой волшебницы Джиданны и её волшебной белки-фамильяра, ловкого вора-полугоблина Плаценты и жреца Дрекозиуса. Вот только дух-тотем, который вселяется в раненного или разъярённого Мектига — это лемминг, и единственное, на что он в форме одержимого способен — спрыгнуть с ближайшей скалы. Джиданна ленива, неопрятна и цинична (хотя если бы занялась своей внешностью — была бы очень ничего), а императорская белка хоть и является истинным средоточием магии, питается металлами — и лучше всего ей подходит золото и серебро. Плацента (это не прозвище, а имя, которым его наградила собственная мать) гнусен на вид и по характеру и не способен сказать десяток слов, не матюгнувшись. А святой отец Дрекозиус, даром что богами избран, попросту не верит ни в каких богов, он и жрецом-то стал потому, что это работёнка непыльная. И тем не менее эта, с позволения сказать команда, неплохо действует, ухитряясь справляться с очень серьёзными противниками.

На других языках

  • Махабхарата: Бхимасена — файтер, жрец Юдхиштхира, воры — близнецы, маг — Арджуна.
  • «Путешествие на Запад»: монаха Сюаньцзан сопровождает царь обезьян Сунь Укун, полусвинья (и таки чародей) Чжу Бацзе, монах Ша Сэн и даже белый конь-дракон, который раньше был принцем.
    • Так ли уж? Сунь Укун все четыре специальности тащит на своём горбу — он и самый сильный боец, и пробирается и взламывает только он, и волшебными умениями он владеет, и поддержку богов призывает. У Сюаньцзана есть некие задатки клирика, но вылазят они раза два за историю, Чжу Бацзе в основном создаёт проблемы, а не решает, Ша Сэн тоже обычно чисто за компанию болтается, ну а драконолошадь… Даже у обычной лошади роль в среднестатистическом фэнтези побольше будет. Команду из «Путешествия на запад» часто любят называть первым примером этого тропа или квинтета, но всё-таки оба этих утверждения далековаты от правды.
  • «Братство Кольца»: файтеры Боромир и Гимли, файтер напополам с клириком (имеющий также навыки рейнджера) Арагорн, маг Гэндальф, рейнджер Леголас и целых четыре хоббита — Фродо, Сэм, Мерри и Пиппин.
    • …ни один из которых вором не является. Мерри и Пиппин становятся по сюжету файтерами, Фродо обыватель/эскортируемый NPC в почти чистом виде (единственная функция: донести Кольцо, единственная способность: сопротивление Тьме… а в книжном каноне, в отличие от экранизации, ещё и яростно наброситься и пырнуть кинжалом способен), а садовника Сэма можно с некоторой натяжкой назвать друидом. Ну и Фродо с Сэмом, опять же по книжному канону, оба недурно владеют навыком «простого боя» (т. е. драки без оружия), но только с противниками сравнимой весовой категории.
  • «Гарри Поттер» — файтеры с Гриффиндора, клирики с Хаффлпаффа, маги с Рейвенкло и воры со Слизерина.
    • По сути, даже в золотом трио прослеживается деление по специализациям. Гермиона — стопроцентный маг, знающий больше всех заклинаний и уважающая аналитический подход. Гарри обладает лучшей реакцией, координацией и тактическим мышлением, благодаря чему хорош именно в боевом применении магии (а также успешно выполняет «стелс-миссии»). Наконец, Рон просто сильнее и здоровее обоих своих товарищей. По версии БИ, четвертым членом их партии должен был стать Невилл (хорошо разбирающийся в травологии и целительстве), но не сложилось.
    • Орден Феникса: Дамблдор, Люпин, а также муж и жена Уизли — клирики (контролируют этику коллектива, а миссис Уизли ещё и целительница). Билл Уизли, Аластор Грюм, Кингсли Шэклболт, Нимфадора (не зовите её по имени!) Тонкс — несомненные файтеры, Сириус Блэк — внеклассовый резерв (с чем не согласен и самовольно берёт на себя роль файтера), а Мундунгус Флетчер — явный вор (в буквальном и переносном смысле). И при этом все до единого — маги.
      • Сириуса Блэка тюрьма хорошему не научила. Помните, что он подарил Гарри на Рождество? Вскрывающий замки нож!
  • «Белгариад»: Белгарат — маг (и глава отряда). Полгара дочь Белгарата — вообще-то чародейка, но сойдёт за клирика: хорошо умеет врачевать, но и «дамажащей» магией может врезать так, что не балуйся. Лорд Бэйрек — файтер. Силк… ах, извините, Его Высочество Келдар — несомненный «вор» (специально подготовлен как лазутчик, взломщик, «тайный воин» и ассасин). Эскортируемый Белгарион (далёкий потомок долгоживущего Белгарата) — ученик, фиг его знает, ничего толком не умеет, но выступает в качестве дополнительного файтера (и «живого талисмана», Избранника Судьбы, Героя-из-Пророчества). Дополнительные участники: Дерник — телохранитель и вздыхатель (будущий муж) Полгары; Се’Недра — возлюбленная (и будущая жена) Белгариона, человек с кровью дриад, соплюшка-ученица, хочет быть воительницей, изучает и азы магии, но пока ни на что толком не способна.
  • «Сага о Копье» — Карамон, Флинт, Стурм, Речной Ветер — файтеры, Танис, Тассельхоф, Лорана — воры, Рейстлин (и иногда Фисбен) — маги, Золотая Луна — клирик (добавьте, кого забыл).
  • «Грязная игра»: «хороших» в группе по ограблению сокровищницы Аида представляют Гарри (маг), Майкл (паладин — файтер-клирик) и Анна Вальмон (воровка). И Грей, метаморф, двойной агент и настоящий файтер.
    • В таком составе Гарри и «Альфы» обычно играют в настолки. Причём Гарри всегда играет только файтером — магом он по жизни «наигрался».

Кино

  • Фильмы про Конана. Если в «Конан-варвар» группа состоит всего лишь из Конана, лучника Субатая и амазонки Валерии (с эпизодической помощью колдуна Акиро), то в сиквеле «Конан-разрушитель» уже действует полноценная команда из Конана, вора Малека, принцесса Дженна с телохранителем Бомбатой, воительница Зула и маг Акиро.
  • «Подземелье драконов 2: Источник могущества» — рыцарь Берек для выполнения миссии собирает отряд именно такого формата. Сам он является пятым его членом и командиром.

Телесериалы

  • ЯЗомби — сыграно шутки ради. После того как Лив съела мозги мастера подземелья, погибшего во время партии, её друзья помогали ловить видения именно сыграв в D&D, и именно в таком виде, пати шло штурмовать подземелье. Некоторые подсели на игру, и позже даже был обыгран поиск вора, на замену того который не смог добраться вовремя.
  • The Guild — сериал посвящён реальной жизни членов игровой гильдии. Codex (в исполненни Фелиции Дэй) — клирик, Zaboo — маг, Vork — воин, Bladezz — рога. Еще есть ледяной маг Clara и лучник Tinkerballa.

Мультфильмы

Мультсериалы

  • «Подземелья и драконы» — внезапно, аверсия: в партии целых два «вора», но нет ни одного клирика.
  • RWBY — танк-файтер Ян (абилки все под ближний бой, дальнобойное и то в виде дробовика, бонус к урону настакивает долго), клирик + файтер Руби (не только умеет бить и стрелять, но и имеет сверхъестественную силу Серебряных Глаз), маг Вайсс (с помощью Дуста и гравитацией манипулирует, и огнем поддаст, и льдом заморозит) и вор Блейк (профессиональная террористка-ниндзя).
    • Команда служителей Салем тоже подходит: есть файтер Хейзел (брутальный громила, обладающий чудовищной силой и живучестью), клирик Уоттс (эталонный неэтичный учёный, который также ещё и доктор), маг Синдер (носительница древней колдовской силы) и вор Тириан (полагающийся на ловкость, скорость и отравленное жало беспощадный убийца).
  • Castlevania (2017) — тут героев три: Охотник, Ученая и Солдат. Охотник — Тревор Бельмонт, профессиональный истребитель нечисти со сверхъестественными абилками — вор-клирик. Ученая — Сайфа, юная отшельница, владеющая секретами колдовства и принадлежащая секте христианских мистиков — маг-клирик. Наконец, Солдат — Алукард, могучий полувампир, компенсирующий отсутствие каких бы то ни было способностей к магии и мистике умением виртуозно владеть огромным мечом — файтер.
    • Не совсем понятно, откуда такое мнение про Алукарда? Левитация, телекинетический контроль над мечом и способность обращаться в огромного волка уже не считаются за магические или мистические способности?
  • «Перезагрузка», эпизод «Wizards, Warriors, and a Word From Our Sponsor» — в очередной RPG-игре герои перезагружаются в оппонентный игроку отряд: Дот — в волшебницу, Энзо — в лучника, ТВ-Майк — в воина, и Боб — в вора (при этом сетует, что раньше всегда был воином).
  • «Конан искатель приключений» — файтеры Конан, Снегг, Зула и Фалкенар, причем последние двое частично клерики, воры Жасмин и Нидл, маг Грейвульф.
  • «Герои Энвелла» — главный каст состоит из воина, лучницы (со способностями невидимости и взлома, так что де-факто вор), мага, барда (клирик) и инженера. who is who?
  • Avatar: The Last Airbender — главные герои со второго сезона. Файтер — Тоф, 12-летняя слепая девочка и сильнейший маг Земли с огромной разрушительной мощью. Клирик — Катара, маг воды с талантом целительницы и командная мама. Маг — Аанг, которому, как Аватару, доступна магия всех стихий. Вор — Сокка, штатный простой смертный команды, выкручивается за счёт смекалки, хитрых планов и изобретательства.

Веб-комиксы

  • Goblins: Life Through Their Eyes:
    • Приключенцы из начала комикса: файтер Минимакс, клирик Форгат и троица дроу с файтером, волшебницей и вором.
    • Команда гоблинов: файтеры Именами и Меткость, полуфайтер-полуклирик Большеухий, «клирик по классу, но вор по сути» Вождь.
    • В подземелье Драконьей утробы партия состоит из воинов Минимакса и Именами, вора Меткости, полуклирика Большеухого и полноценного жреца Недотёпы.
  • Homestuck:
    • Бета-Дети: аверсия, один файтер (рыцарь, nuff said), три мага (наследник (sorcerer), ведьма (warlock) и провидец (wizard)).
    • Альфа-Дети: файтер Джейк (паж — слабый в начале игры, но всё же файтер), клирик Джейн (дева — класс, основанный на лечении и восстановлении), полумаг-полувоин-полувор Дирк (принц — класс, основанный на нанесении урона, а вот каким способом — не важно), вор Рокси (разбойник он и есть разбойник).
    • Тролли: два файтера (Каркат и Таврос), два вора (Непета и Вриска), четыре мага (Фефери, Эквиус (с уклоном в воина), Соллукс и Терези (с уклоном в воина)), два клирика (Арадия и Канайя), два полумага-полувоина-полувора (Эридан и Гамзи).

Аниме и манга

  • Isekai Quartet — четвёрка попаданцев, похоже, случайно отыграла этот троп. Кадзума — вор, Таня — боевой маг (может и в рукопашный бой спокойно пойти), Айнз — архимаг (хотя в родной вселенной, среди людей, прикрывался образом мечника), Субару — неявный клирик (возвращается во времени после смерти, мда… не совсем троп…), и главное, из-за разницы в системах, на которых работает их магия, и общей странности мира, в который они загремели, непонятно, кто могущественней (похоже, что Таня — как минимум, её побаивается сам Айнз).
    • Overlord (anime) — поскольку в Новом Мире активно используется магия, аналогичная магии из DMMORPG, то и команды тут строятся плюс-минус подобным образом.
    • KonoSuba: откровенная пародия на троп. Файтер Даркнесс вложила все свои очки в зверскую живучесть, но с трудом может попасть во врага мечом, клирик (и более того, богиня) Аква — пьяница и маразматичка, каких свет не видывал, магичка Мегумин знает всего одно заклинание, хотя и абсурдно-эпически мощное, и только мастер на все руки Казума спасает положение.
    • Восхождение героя щита — субверсия. Местная (надо сказать, довольно реалистичная) система работает таким образом, что возможно совмещать несколько специальностей, лишь бы склонности нужные были. Сам главный герой, поначалу вынужденный в одиночку справляться с прокачкой, заболел манчкинизмом, освоил за время путешествий техники мага, клирика и вора. Его команда же состоит из боевых магов. Позже команда пополнилась и чистой файтершей, и боевым монахом, и другими интересными личностями. Когда у героя забрали его Священный щит, за две недели он неплохо так прокачал навыки файтера, несмотря на тяжёлые ранения. А до этого освоил техники монахов. Команда Священных Героев, хоть и тоже являются боевыми магами, всё же имеют некоторую специализацию, так, Герой Щита, склонный к магии восстановления, является некой помесью RPG-танка и клирика.
  • Берсерк — файтер Гаттс постепенно обрастает компанией из другого файтера Серпико, вора Исидро, магички Ширке и двух церковников — монашки Фарнезе (клирик-маг) и орденского рыцаря Азана (файтер-клирик).
  • Slayers же! Волшебница Лина — маг, мечник Гаури — файтер, жрица Амелия — клирик… Зелгадис, правда, воин-маг, но с криминальной репутацией и прокачанными навыками грабежа.
    • Особенно хорошо подсвечивают эту ситуацию всевозможные AMV с песней из эпиграфа.
  • Bleach: файтеры Ичиго и Чад, лучник-маг Исида и целитель Орихимэ
  • Hellsing: Верхушка «Миллениума». Капитан — файтер, Док и Майор — клирики (соответственно врач и идеолог-вдохновитель), Зорин Блиц и Рип Ван Винкль — маги, Шреддингер — вор.
    • Да и верхушка «Хеллсинга» сюда подходит. Интегра — клирик, как глава Ордена Протестанских Рыцарей, и судя по всему в структуре Англиканской Церкви у нее позиция тоже не рядовая (а в аниме-адаптации она вообще какой-то обряд проводит, называясь при этом масонской ступенью Королевской Арки Еноха). Алукард — маг, хотя и косит под файтера. Уолтер и Серас — уже просто файтеры. Пип Бернадотте — вынужденно вор (так-то он вполне себе воин, но против вампиров и их приспешников силы не хватает — приходится воевать хитростью, ловушками и стелсом).
  • Watashi, Nouryoku wa Heikinchi de tte Itta yo ne! — субверсия. В квартете есть файтерша, мощная атакующая магичка, магичка-клирик и… имба. Фактически, по местным меркам, в команде три мага и файтер.
  • Tower of God — пять основных специализаций примерно соответствуют: Удильщик — файтер ближнего боя, Копейщик — файтер дальнего боя, Адепт Света — клирик (объединяет и координирует действия сотоварищей, освещает путь во тьме башни), Проводник — маг (лучше других управляет потоками Шинсу (местный аналог маны), которыми атакует противников), Скаут — вор (разведчик, добывает информацию и сообщает членам команды о местоположении врага).
  • Dungeon Meshi — почти классика. В составе основной команды — файтер, маг, вор и… повар (на самом деле как бы тоже файтер, но драться не сильно любит). А классических клириков в этом сеттинге вроде бы и не замечено. Да и сытный ужин в походе полезнее постной молитвы.
  • JoJo's Bizarre Adventure: внезапно — главные герои четвёртой части. Танк-файтер Окуясу (абилка явно под ближний бой), клирик Джоске (не только умеет бить, но и исцелять и восстановливать), маг Рохан (манипулирует информацией и памятью людей) и вор Коичи (атакует с помощью звука).
  • Жил-был воин — игра с тропом: одна команда таких горе-героев попыталась завалить Сатану, но убилась об первого же демона привратника Ада, чему тот был ой как не рад. Сатана хотел хоть с кем ни будь подраться и приказал своим демонам сливать бой, а герои оказались настолько криворукими, что фактически поубивали сами себя, чем очень огорчили демона ведь таким образом они отстрочили его уход на пенсию, кстати уцелела только маг которая была беременна поскольку демон решил из её ребенка воспитать из него своего убийцу.

Видеоигры

  • Серия РПГ от Bioware: полный комплект сопартийцев на любой вкус и цвет. Иметь что-то вроде воина, целителя, мага и взломщика по сути необходимо для успешного прохождения (впрочем, некоторым удавалось обходиться и неполным составом, но это хардкор). Аверсия в Neverwinter Nights.
  • «Might and Magic», части шестая и седьмая — если игрок не станет заморачиваться с созданием команды, то по умолчанию она будет иметь как раз такой состав.
    • В перезапуске такой состав получается, если взять в отряд защитника, рунного жреца, вольного мага и наёмника. Причём этот отряд ещё и вполне жизнеспособный.
    • А в спин-оффе в лице HoMM IV (дополнение «Грядущая буря») злодея Хексиса идут бить архимаг Боб, волшебник Козус, варвар Догвоггл (но при желании может освоить и «воровские» навыки), бард (маг Природы + вор) Аграйнел и тёмный клирик (ибо освоила разом магию Жизни и Смерти) Алита Эвентайд.
  • Morrowind — Неревар — файтер, Сота Сил — маг, Альмалексия — клирик, Вивек — вор. Когда Неревара из-за предательства Альмалексии, да и всего Трибунала, не стало, файтером стала Альмалексия.
    • Вообще серия TES всегда сколнялась к еще более классической триаде «воин — маг — вор», вплоть до того, что она прописана в местной астрономической\астрологической системе. Однако в MMO-спиноффе Elder Scrolls Online классов именно четыре: условный файтер — Рыцарь Дракона, условный клирик — Храмовник, условный маг — Чародей, и условный вор — Меч Ночи. Почему «условный»? Потому что жёсткой специализации нет, и практически любой класс можно приспособить для любой роли. В последующих дополнениях ввели и дополнительные классы: Хранителя, полагающегося на силы природы и умеющего призывать животных, и Некроманта, занимающегося понятно чем.
  • DotA — танк, саппорт, мидер, кэрри. Причём у сыгранных команд кэрри всего один, а саппортов — аж двое. У нубов — обычно наоборот вплоть до аверсии: играть нубам против четырёх дамагеров и несчастного саппорта тяжело. Троих постоянно ловят, приходит отъеденный четвёртый и разносит всё, а разведка у нубов не так хороша, чтобы этого четвёртого отловить и уничтожить. И пуши — оружие профи против таких связок — часто захлёбываются.
  • Final Fantasy — в первой игре серии именно так и выглядит основная партия. По сюжету, воин прокачивается до рыцаря, вор до ниндзя, клирик до белого волшебника, маг до чёрного волшебника. Правда, если еще пара дополнительных профессии — каратист и красный маг. В последующих играх серии количество профессий значительно увеличилась.
  • Забыли упомянуть King's Knight, классическую игру, столь же древнюю что и первая Финалка, и от тех же разработчиков: рыцарь Рэйджек, колдун Калива, чудище Баруса и пацан-вор Тоби идут спасать принцессу. Не так давно вышел полноценный римейк.
  • Warhammer: Vermintide — ордам крысолюдей противостоят файтер Маркус Крюгер (бывалый сержант имперских мечников), клирик Виктор Зальцпир (церковный рыцарь и охотник на ведьм), магичка Сиенна Фуэгонасус (волшебница Огненного Колледжа), файтер-вор Бардин Горекссон (дварф-следопыт) и воровка Кериллиан (эльфка-охотница). Причём в партии может участвовать ровно четыре бойца.
  • Hexen: три игровых персонажа. Только вора нет. Субверсия: в мультиплеере клирик — очень нелюбимый напарник из-за риска попасть в своего.
    • Hexen II — четыре персонажа: крестоносец (вместо клирика), паладин, ассасин (вместо вора) и тёмный маг. В аддоне добавляется демонесса как разновидность мага.
  • Pixel Dungeon: вместо клирика охотница со сходными способностями (дистанционная, хорошо с исцелением).
  • Diablo: в первой части были каноничные файтер (Айдан), маг(Джазрет), вор-лучница (Морейна).
    • Во второй части чистым файтером был Варвар и магами — Волшебница и Некромант, на вора кое-как тянула Ассасин. Амазонка — файтер + маг; Паладин — файтер + клирик; Друид — «четыре в одном»
  • Tyranny — файтеры Барик и Смерть-из-Тени (первый — латник, вторая — варвар), клирик Лантри (хотя он и маг неплохой), вор Фуга (хотя и сражаться очень даже умеет), маги Атли и Сирин (первая — «чистый» маг, вторая — не менее «чистый» саппорт).
    • Стоит заметить, что Смерть-из-Тени, как и подобает персонажу с таким именем, не только больно бьёт, но и прекрасно прячется.
  • StarCraft II — в миссии за терранов «Чрево чудовища» именно такая партия отправляется в подземелье (возможно, прямая отсылка к RPG и данжам). Джим Рейнор — воин, Игон Стетманн — лекарь, Рори Свонн — маг (вместо файерболов огнеметные турели), Тайкус Финдли — вор (в бою как бы тоже воин, но по жизни вор, и срок приличный за решёткой отсидел).
    • Классы терранской пехоты. Морпех и мародер — воины, головорез — вор, медик — лекарь, призрак и фантом — маги (и частично воры).
    • А у протоссов зилот — воин, тёмный тамплиер и адепт — воры, высший тамплиер — маг, а лекарей из-за синдрома протосса нет, кроме героя Артаниса.
    • А у зергов зерглинг, таракан и гидралиск — воины, королева — лекарь, а заразитель — маг и вор, безоружен, убивает заразой по площадям и ворует вражеские юниты.
  • South Park: The Stick of Truth — есть классы файтер, маг и вор, а вот клирика назвали… Jew, дословно «еврей». Впрочем, игромеханически Еврей скорее монах, чем клирик — он наносит тем больше урона, чем меньше у него hp.
  • Cadash, аркадный РПГ-платформер начала 1990-х — четыре играбельных персонажа: воин, маг, жрица и нинзя. К сожалению, в версии для Mega Drive два последних персонажа были вырезаны.
  • Darkest Dungeon — ваша первая группа всегда будет соответствовать шаблону: обучение проходится разбойником и крестоносцем, а по прибытии в город вас там всегда будут ждать монахиня и чумной доктор, который здесь специализируется на станах и периодическом уроне. В качестве клирика может пойти ещё оккультист, он же второй маг, вором также является расхитительница, а уж файтеров целая куча: помимо крестоносца это прокажённый, воевода и выродок.
  • Disgaea 4 — пародия. Перед началом кампании по спасению принни вам выделят трёх соратников: бойца, мага и целительницу. А что с вором? А им будет кошечка, которая воровала рыбу.
  • Дилогия Legend of Grimmrock — pачастую персонажи имеют сразу по две профессии (например, вор будет ещё и алхимиком).
  • Dungeon Siege — никакой святой магии в сеттинге нет, зато она делится на два вида: боевая и природная. Так что вполне можно создать аналогичный отряд: боец ближнего боя (файтер), маг природы (клирик), боевой маг (маг) и лучник (как бы вор, ибо ключевой параметр ловкость).
  • Heroines of Swords & Spells — они самые. Только вот файтер всего боится, клирика светлые боги не хотят знать из-за склочности и алчности, маг — недоучка, да еще и без лицензии, а вор слишком честный.
  • Аллоды: Печать тайны — здесь в партии воров нет, а есть несколько воинов и несколько магов, большинство из которых большую часть времени нужны в качестве лекарей.
  • Dark Souls: в Лесу Тёмных Корней, охраняя могилу Арториаса, обитает именно такая компашка — бандит с топором, клирик, маг и вор. Там еще есть пара рыцарей и лучница, с которой падает самый дальнобойный лук в игре, но они не возрождаются, в отличие от вышеупомянутой четвёрки (которую очень удобно заманивать на лестницу в начале локации, откуда они в силу некоторых интеллектуальных особенностей дружно наворачиваются в пропасть, и таким образом безнаказанно фармить души).
    • А в третьей части в конце Архива на лестнице поджидают файтер с огромным мечом и щитом, маг, и «вор» с катаной и вакидзаси. Там же потенциально привлекаемые в хаб торговцы — Ирина, Карла и отчасти Юрия клирики, Орбек и Корникс маги, Лоскутик и Грейрат воры. Воины торговцами не представлены, но ими являются страж Ирины Эйгон, и Сигвард.
  • Terraria — оружие и броня специализируются в четыре класса по типу урона и бонусов к нему, и степени защиты: воин (ближний бой и танкование), стрелок (дальний бой), маг (использование магии) и призыватель (призыв существ). Классы очень условны, и никто не запрещает их смешивать, но специализация эффективнее. Раньше был задел на пятый класс (метатель), но его вещи отдали воину и стрелку.
    • Небесные Башни соответствуют этим классам. Солнечная — ближний бой, вихревая — стрелковка, туманность — магия, звёздная пыль — призыв. И да, последняя это отсылка к ЖоЖе, одно из двух связанных с ней оружий призывает стенда.
    • В одном из наиболее полноценных модов, Thorium, метатель был развит до полноценного класса, добавлен полноценный же клирик, и тоже развит из пары экземпляров музыкального оружия бард.
  • Overlord — прихвости, судя по всему, намеренно создавались по такому принципу, ибо игра вообще обстёбывает фэнтези. Бурые — ярые файтеры, лучше всего держат удар. Красные — маги, пуляющие огнём. Зелёные — воры, способные уходить в невидимость, и наносить мощный урон в спину. Синие — единственные прихвостни, умеющие воскрешать других. При определённом СПГС в них также можно найти олицетворения стихий (бурые — земля, красные — огонь, зелёные — воздух, синие — вода).
  • Solasta: Crown of the Magister — за прохождение «классическим составом» выдаётся ачивка.
  • Gothic — четвёрка друзей главного героя: Горн — файтер, Лестер — клирик, Мильтон — маг, Диего — вор.

Интернет

  • One Hit Die: файтерша Саша, паладин Кассандра/клирик Гвендолин, вор Торвольд, маг Азурус.

Музыка

  • Nightwish — Nightquest — песня описывает типичную D&D-группу именно из таких персонажей (причём каждый персонаж вполне прозрачно списан с одного из музыкантов).