Попасть в плен: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(Новая страница: «Троп старше, чем грязь и с тех же времён является сильным источником драмы. Пленение бывает: * военным, когда одна из-за захваченных сторон является противником. * криминальным, когда у захватчиков преступные намерения. * законным, когда герои ловят пр...») |
|||
Строка 11: | Строка 11: | ||
По цели: | По цели: | ||
* Чтобы | * Чтобы съесть. Характерно для племён, живущих в каменном веке. | ||
* Чтобы продать в | * Чтобы продать в рабство. Характерно для [[исторический жанр|исторической]] и [[фэнтези]]йной литературы. Хотя Известное Государство этим тоже занимается. | ||
* Чтобы получить | * Чтобы получить выкуп. Широко практикуется чуть ли не во всём мире и во все эпохи. | ||
* Чтобы принести в жертву Богу. | * Чтобы принести в жертву Богу. | ||
* Для женской половины, чтобы [[Изнасилование — худшее из зол|изнасиловать]] или взять в жёны, а иногда после первого сделать второе. Для каких-нибудь амазонок и мужской вариант возможен. | * Для женской половины, чтобы [[Изнасилование — худшее из зол|изнасиловать]] или взять в жёны, а иногда после первого сделать второе. Для каких-нибудь амазонок и мужской вариант возможен. | ||
* Чтобы посадить в тюрьму и восстановить справедливость (впрочем, [[Вам террористы, нам партизаны| | * Чтобы посадить в тюрьму и восстановить справедливость (впрочем, [[Вам террористы, нам партизаны|справедливость — она разная]]). | ||
* Чтобы получить информацию, в том числе с помощью [[Пытки — это серьёзно|пыток]]. На войне это называется «взять языка». | * Чтобы получить информацию, в том числе с помощью [[Пытки — это серьёзно|пыток]]. На войне это называется «взять языка». | ||
* Чтобы лишить противника возможности наносить урон, не убивая его (военнопленные). | * Чтобы лишить противника возможности наносить урон, не убивая его (военнопленные). | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
* Чтобы обменять на своих пленных. | * Чтобы обменять на своих пленных. | ||
Из плена нередко [[Побег|сбегают]], особенно когда поспевает [[Прибытие кавалерии|кавалерия]] или [[офигенные герои]]. Родственные | Из плена нередко [[Побег|сбегают]], особенно когда поспевает [[Прибытие кавалерии|кавалерия]] или [[офигенные герои]]. Родственные тропы — [[Дева в беде]], [[Пленных не обыскивают]]. Может пересекаться с тропами [[враг мой]] и [[девушка из лагеря противника]]. Содержат пленных в [[темница сырая|тюрьме или лагере]], в условиях [[В тюрьме — как на свободе|разной степени паршивости]], хотя в некоторых случаях условия могут быть и [[персональная тюрьма|лучше или гораздо хуже]], чем в среднем. | ||
См. также [[Похищение]]. | См. также [[Похищение]]. | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* «[[Повесть о полку Игореве]] | * «[[Повесть о полку Игореве]]» — классика жанра: князь Игорь отправился в поход на половецкого хана Кончака, попал в плен вместе с сыном и [[побег|бежал]]. Правда, это не мешает Кончаку планировать [[Политическая свадьба|династический брак]] своей дочери Свободы и княжича Владимира. | ||
** Основано на реальных событиях. Через несколько лет такой брак был заключён. | ** Основано на реальных событиях. Через несколько лет такой брак был заключён. | ||
** И опера по мотивам повести. | ** И опера по мотивам повести. | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Немецкий писатель | * Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) — [[крестоносец]] [[король/принц в рабстве|граф]] Эрнст Глейхен попал в плен и [[герой-раб|стал рабом]]. | ||
* В. Скотт, «[[Айвенго]]» — в плен к норманским рыцарям Бриану де Буагильберу, Реджинальду Фрон де Бефу и Морису де Браси попадают Айвенго, Седрик, Ровена, Ательстан, их слуги, Исаак и Ревекка. Отношение к пленным самое разное — от [[пытки - это серьёзно|зверских пыток]] (Исаак избежал их только чудом) до вполне почтительного и достойного (Седрик и Ательстан). А затем в плен к Ричарду Львиное Сердце попадает Морис де Браси, но очень ненадолго. | * В. Скотт, «[[Айвенго]]» — в плен к норманским рыцарям Бриану де Буагильберу, Реджинальду Фрон де Бефу и Морису де Браси попадают Айвенго, Седрик, Ровена, Ательстан, их слуги, Исаак и Ревекка. Отношение к пленным самое разное — от [[пытки - это серьёзно|зверских пыток]] (Исаак избежал их только чудом) до вполне почтительного и достойного (Седрик и Ательстан). А затем в плен к Ричарду Львиное Сердце попадает Морис де Браси, но очень ненадолго. | ||
** А потом в плен к монахам попадает Ательстан. С его точки зрения, это было намного хуже первого, поскольку там его [[обжора|плохо кормили]]. | ** А потом в плен к монахам попадает Ательстан. С его точки зрения, это было намного хуже первого, поскольку там его [[обжора|плохо кормили]]. | ||
* [[Наше Всё|«Капитанская дочка»]] | * [[Наше Всё|«Капитанская дочка»]] — главный герой попадает в плен к восставшим крестьянам и казакам под предводительством Емельяна Пугачёва. | ||
* Ж. Верн: | * Ж. Верн: | ||
** «Дети капитана | ** «Дети капитана Гранта» — герои попадают в плен к маори, которые хотят казнить их в качестве мести за своего вождя, казнённого английскими колонизаторами. | ||
** «Михаил | ** «Михаил Строгов» — герои попадают в плен к казахам, которых автор по незнанию обозвал «сибирскими татарами» (на самом деле это другой народ, хотя и родственный казахам). | ||
** «[[Un capitaine de quinze ans|Пятнадцатилетний капитан]] | ** «[[Un capitaine de quinze ans|Пятнадцатилетний капитан]]» — герои попадают в плен к работорговцам. | ||
* Л. | * Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]» — Пьер Безухов попал в плен к французам после того, как вознамерился заколоть Наполеона. А ещё в плен к русским партизанам попал [[дети-солдаты|юный французский барабанщик]]. | ||
* Л. Буссенар, «[[Капитан Сорвиголова]] | * Л. Буссенар, «[[Капитан Сорвиголова]]» — главный герой трижды попадал в плен. В первый раз он бежал, во второй раз его отпустил старый знакомый, на третьем — книга кончилась… И не он один. | ||
* Я. Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]] | * Я. Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]]» — заглавный герой шутки ради переоделся в русскую форму, которую оставил сбежавший из плена и решивший искупаться солдат, и попал в ''свой плен''! | ||
** Сам автор добровольно сдался в русский плен, ибо не видел никаких причин хранить верность прогнившей неславянской монархии. | ** Сам автор добровольно сдался в русский плен, ибо не видел никаких причин хранить верность прогнившей неславянской монархии. | ||
* К. Федин, «Города и | * К. Федин, «Города и годы» — о жизни в Германии русского подданного, интернированного во время Первой мировой. | ||
* Б. Лавренёв, «Сорок | * Б. Лавренёв, «Сорок первый» — собственно, сюжет основан на том, что белый офицер Говоруха-Отрок попал в плен к красным… | ||
* «[[Lord of the Rings|Властелин Колец]]» — часть героев тоже попадают в плен. | |||
* «[[Lord of the Rings|Властелин Колец]] | * М. Шолохов, «Судьба человека» — половина повести об этом. | ||
* М. Шолохов, «Судьба | * В. Пикуль, «Крейсера» — аналогично. | ||
* В. Пикуль, | * В. Гроссман, «Жизнь и судьба» — во время Сталинградской битвы в плен попали старый большевик Мостовской, военный врач [[Пейсы, кашрут и день субботний|Левинтон]] (которую позже отправили в газовую камеру) и водитель Семёнов. | ||
* В. Гроссман, «Жизнь и | * Нгуен Тяу, «Выжженный край» — [[Война во Вьетнаме|южновьетнамский]] офицер попал в плен к северянам. | ||
* Л. Буджолд, «[[Сага о Форкосиганах]]» — многие неоднократно. А Майлз однажды вообще нарочно сдался в плен, чтобы организовать массовый побег. | |||
* Нгуен Тяу, «Выжженный | * «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — в седьмой книге золотое трио попадает в руки пожирателей смерти. | ||
* Л. Буджолд, «[[Сага о Форкосиганах]] | * «[[Honor Harrington|Хонор Харригтон]]» — много кто попадал в цикле в плен. | ||
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]] | |||
* «[[Honor Harrington|Хонор Харригтон]] | |||
* Практически каждая книга/цикл Александра Афанасьева. В плен попадают военные и спецслужбисты, их берут армии противоборствующей стороны, террористы и даже иногда свои, их вытаскивает свой/союзный/мимопроходивший спецназ или они бегут сами. Наиболее яркие примеры: | * Практически каждая книга/цикл Александра Афанасьева. В плен попадают военные и спецслужбисты, их берут армии противоборствующей стороны, террористы и даже иногда свои, их вытаскивает свой/союзный/мимопроходивший спецназ или они бегут сами. Наиболее яркие примеры: | ||
** Продолжение цикла «[[Период распада]]» под названием «Меч господа | ** Продолжение цикла «[[Период распада]]» под названием «Меч господа нашего» — в ходе второй чеченской в плен попадает офицер ФСБ Теплов, который бежит оттуда и впоследствии становится начальником охраны Президента. | ||
** «Линия разлома»/«Белорусский набат». Главного героя, работающего не то на ФСБ, не то на военную разведку, в плен берет МВД, откуда потом отпускает. | ** «Линия разлома»/«Белорусский набат». Главного героя, работающего не то на ФСБ, не то на военную разведку, в плен берет МВД, откуда потом отпускает. | ||
** «Зона заражения 2». Тут главный герой попадает в плен к исламским террористам. | ** «Зона заражения 2». Тут главный герой попадает в плен к исламским террористам. | ||
* [[Сварог]] — в первой книге («Рыцарь из ниоткуда») протагонист попадает в плен к местным {{spoiler|вообще-то нет, они из соседнего измерения}} амазонкам и знакомится там с извечным студентом и поэтом Леверлином. Много позднее уже сам Сварог захватывает в плен {{spoiler|настоящую королевскую чету Горрота}}. | |||
* Джеймс Клавелл, «Король Крыс» — вся книга об этом. Жизнь американских пленных в японском лагере Чанги во время ВМВ раскрывается с самых разных сторон. | |||
* "Принцесса Марса" Берроуза. Собственно, пребывание Джона Картера на Барсуме началось с плена у тарков, во время которого он ухитрился завоевать регалии и звания таркского вождя и познакомиться со своей будущей супругой Деей Торис, так же попавшей в плен к зеленым марсианам. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Великая иллюзия» (Франция, | * «Великая иллюзия» (Франция, 1937 г., реж. Жан Ренуар) — почти всё о нескольких французских офицерах, попавших к немцам в Первую мировую. | ||
* [[Звездные войны]]. Многие. Принцесса Лея, потом она и Хан Соло, в приквелах Оби-Ван Кеноби и Энакин, а уж в сопредельной продукции много кто попадал в плен. | * [[Звездные войны]]. Многие. Принцесса Лея, потом она и Хан Соло, в приквелах Оби-Ван Кеноби и Энакин, а уж в сопредельной продукции много кто попадал в плен. | ||
* «Пираты Карибского | * «Пираты Карибского моря» — Джека Воробья хотят принести в жертву, а остальных просто съесть. | ||
* [[StarTrek]] | * [[StarTrek]] — Борги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации. | ||
* «Мой | * «Мой путь» — кореец, служивший в японской армии, попал в плен при [[Вторая мировая война/Халхин-Гол|Халхин-Голе]] и после месяцев идеологической обработки оказался уже в Красной армии. | ||
* | * «Мусульманин» — главный герой, считавшийся пропавшим без вести, спустя годы, когда его уже отчаялись ждать, вернулся из афганского плена, во время которого он сменил веру. | ||
* | * «Кандагар» — несколько российских лётчиков, пилотировавших транспортный самолёт, попали в плен к афганским боевикам и успешно совершили [[побег]]. | ||
* «[[Счастливого Рождества, мистер Лоуренс]]» и книжный первоисточник. | * «[[Счастливого Рождества, мистер Лоуренс]]» и книжный первоисточник. | ||
* «Мальчик в полосатой пижаме» (М. Херман, | * «Мальчик в полосатой пижаме» (М. Херман, 2008 г.), и литературный первоисточник. Сын надзирателя нацистского лагеря смерти, лишённый общества сверстников, подружился с малолетним узником лагеря. | ||
* «Нигде в Африке» (экранизация романа Стефани Цвейг). Один из | * «Нигде в Африке» (экранизация романа Стефани Цвейг). Один из эпизодов — трагикомическая история о том, как во время Второй мировой интернировали граждан Германии, живущих в британской колонии. | ||
* «Семь лет в Тибете». А тут англичане интернировали германского альпиниста. Только ему было уже не до смеха. | * «Семь лет в Тибете». А тут англичане интернировали германского альпиниста. Только ему было уже не до смеха. | ||
=== [[Мультфильм]]ы === | === [[Мультфильм]]ы === | ||
* | * "Тайна страны земляники". Когда Одноусый понял, что без этого ему компаса не видать, он зовёт свою стражу - хулиганов, и те с помощью лассо [[Связали и заткнули|ловят]] Дениску с Лариской, впоследствии сажая их в тёмную яму. Правда, их зачем-то (за кадром) развязали и даже не стали запирать дверь, за которой томятся пленники - а ведь их тут собирались посадить в эту яму "навеки". | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* «[[So Ra No Wo To|Звуки Небес]] | * «[[So Ra No Wo To|Звуки Небес]]» — Аиша Альдора попала в плен в 1121-го взвода, где ей залечили раны, накормили и провели весьма оригинальный допрос. | ||
* Lord Marksman and Vanadis — завязка сюжета в том, что Тигре, не сумев одолеть на поле боя Ванадис Элеонору, попадает к ней в плен. В ранобэ прямо говорится что с пленными здесь не церемонятся, но так как парень личный пленный правителя и она поручила приглядывать за ним своей правой руке, с ним хорошо обращаются. | * Lord Marksman and Vanadis — завязка сюжета в том, что Тигре, не сумев одолеть на поле боя Ванадис Элеонору, попадает к ней в плен. В ранобэ прямо говорится что с пленными здесь не церемонятся, но так как парень личный пленный правителя и она поручила приглядывать за ним своей правой руке, с ним хорошо обращаются. | ||
* «Записки японского военнопленного» Киути Нобуо - мемуары оформленные в комиксах, большая их часть посвящена советскому плену. Киути описывает суровый быт без злобы, временами с юмором. | * «Записки японского военнопленного» Киути Нобуо - мемуары оформленные в комиксах, большая их часть посвящена советскому плену. Киути описывает суровый быт без злобы, временами с юмором. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Mount & Blade]] | * [[Mount & Blade]] — самое страшное, что может произойти с ГГ или лордами. ГГ, если не загремел в [[темница сырая|крепость]], через сутки всегда на свободе (попросту сбежит). | ||
* Metal Gear | * Metal Gear Solid — в первой части Снейк попадает в плен после снайперской дуэли, откуда бежит при помощи Отакона, умыкнувшего со склада стелс-камуфляж. В третьей части (приквеле первой и второй) его генетический отец, Биг Босс, бежит из камеры, куда попадает после захвата в Грозном Граде, при помощи охранника с американскими корнями. | ||
* [[Undertale]] | * [[Undertale]] — в случае поражения игрока в битве с Папирусом он берёт человека в плен. Можно сказать, [[субверсия]], так как его никто там не охраняет от [[побег]]а, да и сам побег совершить не составляет никакого труда из-за широких прутьев клетки. | ||
* [[Quake]] II и | * [[Quake]] II и IV — Строгги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации. В IV части ГГ это тоже предстоит, но подоспевшая кавалерия срывает последнюю стадию — ввод контролирующего сознание чипа. | ||
* Act of War: можно захватывать в плен тяжело раненых пехотинцев и экипаж уничтоженной техники (и спасать своих по | * Act of War: можно захватывать в плен тяжело раненых пехотинцев и экипаж уничтоженной техники (и спасать своих по возможности — ибо захват их врагом бьёт по финансам) с целью получения денег. Более того, на определённой стадии это становится необходимостью, ибо нефть заканчивается, а лагерь военнопленных приносит небольшую, но регулярную прибыль. | ||
** Главный гад некоторое время сидит у героев в плену но, улучив момент, сбегает. | ** Главный гад некоторое время сидит у героев в плену но, улучив момент, сбегает. | ||
** А в High Treason по сюжету один из героев попадает в плен к государственным изменникам. | ** А в High Treason по сюжету один из героев попадает в плен к государственным изменникам. | ||
* [[Command and Conquer: Generals|C&C Generals]]: вторая миссия кампании США предполагает спасение пленных пилотов. | * [[Command and Conquer: Generals|C&C Generals]]: вторая миссия кампании США предполагает спасение пленных пилотов. | ||
** В Zero | ** В Zero Hour — третья миссия всё за тех же американцев тоже предстоит спасать собственных пленных. | ||
*** Вообще в игре изначально планировалась возможность брать пленных: были задуманы и нелетальные спецсредства, и автозаки, и лагеря для военнопленных. Но в релиз [http://cnc.wikia.com/wiki/POW_logic всё это] не | *** Вообще в игре изначально планировалась возможность брать пленных: были задуманы и нелетальные спецсредства, и автозаки, и лагеря для военнопленных. Но в релиз [http://cnc.wikia.com/wiki/POW_logic всё это] не вошло — разве что светошумовые гранаты (но они в окончательной версии убивают, а не обездвиживают) да лагерь военнопленных у США, население которого берётся непонятно откуда. | ||
* Дилогия Dungeon | * Дилогия Dungeon Keeper — пленных врагов при помощи кнута и пряника можно перевербовать на сторону Зла! | ||
* | * Evil Genius — вражеских агентов можно захватывать и глумиться ради получения дурной славы. А суперагентов даже убить не получается — только захватывать и держать в камере, откуда они рано или поздно сбегут. По счастью, у них есть [[ахиллесова пята]], которую можно (и нужно) использовать. | ||
* В [[Jagged Alliance]]-2 есть такая возможность, если сдаться или неудачно потерять сознание в бою. [[Старый добрый мордобой|Допрос]] прилагается, можно расколоться, отмолчаться или соврать (могут поверить или не поверить) — от этого зависит, куда [[злая королева]] отправит своих головорезов. Вариант [[побег]]а тоже предусмотрен. А благодаря багу можно и вовсе закончить здесь игру. | |||
* В [[Jagged Alliance]]-2 есть такая возможность, если сдаться или неудачно потерять сознание в бою. [[Старый добрый мордобой|Допрос]] прилагается, можно расколоться, отмолчаться или соврать (могут поверить или не поверить) | * [[Fallout 3]] — после нахождения ГЭККа в Убежище 87, Одинокий Странник попадает в плен к Анклаву. | ||
* [[Fallout 3]] | * Game of Thrones RPG — Морс Вестфорд не просто попадет в плен, но и непосредственно в пыточные застенки — где ему предстоит выдержать пытки {{spoiler|с неизбежным выжиганием глаза}} и не расколоться окончательно. | ||
* Game of Thrones | |||
* [[Fable]], первая часть. Героя берет в плен главгад. Причем надолго. | * [[Fable]], первая часть. Героя берет в плен главгад. Причем надолго. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
Строка 110: | Строка 108: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[WarHammer 40,000]] | * [[WarHammer 40,000]] — тёмные Эльдар нуждаются во множестве пленных, чтобы кормить Слаанеш при помощи изощрённых пыток. | ||
** Некроны | ** Некроны берут в плен только анти-псайкеров, чтобы из них делать киборгов, являющих собой ужас для любого псайкера | ||
* [[Emperor of the Fading Suns]] | * [[Emperor of the Fading Suns]] — захваченных в плен инквизиторов можно оставить служить себе. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === |
Версия 20:19, 27 марта 2022
Троп старше, чем грязь и с тех же времён является сильным источником драмы.
Пленение бывает:
- военным, когда одна из-за захваченных сторон является противником.
- криминальным, когда у захватчиков преступные намерения.
- законным, когда герои ловят преступника, то бишь обычный арест. Характерно для фэнтези, где полиции чаще всего не существует.
По количеству:
- Единичное. Например, захват одного противника для допроса.
- Массовое. Массовый захват противника во время битвы.
По цели:
- Чтобы съесть. Характерно для племён, живущих в каменном веке.
- Чтобы продать в рабство. Характерно для исторической и фэнтезийной литературы. Хотя Известное Государство этим тоже занимается.
- Чтобы получить выкуп. Широко практикуется чуть ли не во всём мире и во все эпохи.
- Чтобы принести в жертву Богу.
- Для женской половины, чтобы изнасиловать или взять в жёны, а иногда после первого сделать второе. Для каких-нибудь амазонок и мужской вариант возможен.
- Чтобы посадить в тюрьму и восстановить справедливость (впрочем, справедливость — она разная).
- Чтобы получить информацию, в том числе с помощью пыток. На войне это называется «взять языка».
- Чтобы лишить противника возможности наносить урон, не убивая его (военнопленные).
- Чтобы лишить нежелательные элементы возможности помогать противнику (интернированные).
- Чтобы перевербовать на свою сторону. Особенно такое любил старый Фриц с его палочной дисциплиной, когда «солдат боится палки своего фельдфебеля больше, чем вражеской пули».
- Чтобы обменять на своих пленных.
Из плена нередко сбегают, особенно когда поспевает кавалерия или офигенные герои. Родственные тропы — Дева в беде, Пленных не обыскивают. Может пересекаться с тропами враг мой и девушка из лагеря противника. Содержат пленных в тюрьме или лагере, в условиях разной степени паршивости, хотя в некоторых случаях условия могут быть и лучше или гораздо хуже, чем в среднем.
См. также Похищение.
Где встречается
Фольклор
- «Повесть о полку Игореве» — классика жанра: князь Игорь отправился в поход на половецкого хана Кончака, попал в плен вместе с сыном и бежал. Правда, это не мешает Кончаку планировать династический брак своей дочери Свободы и княжича Владимира.
- Основано на реальных событиях. Через несколько лет такой брак был заключён.
- И опера по мотивам повести.
- Политические анекдоты 90-х, как обустроить Россию: объявить войну США и сдаться в плен.
Литература
- Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) — крестоносец граф Эрнст Глейхен попал в плен и стал рабом.
- В. Скотт, «Айвенго» — в плен к норманским рыцарям Бриану де Буагильберу, Реджинальду Фрон де Бефу и Морису де Браси попадают Айвенго, Седрик, Ровена, Ательстан, их слуги, Исаак и Ревекка. Отношение к пленным самое разное — от зверских пыток (Исаак избежал их только чудом) до вполне почтительного и достойного (Седрик и Ательстан). А затем в плен к Ричарду Львиное Сердце попадает Морис де Браси, но очень ненадолго.
- А потом в плен к монахам попадает Ательстан. С его точки зрения, это было намного хуже первого, поскольку там его плохо кормили.
- «Капитанская дочка» — главный герой попадает в плен к восставшим крестьянам и казакам под предводительством Емельяна Пугачёва.
- Ж. Верн:
- «Дети капитана Гранта» — герои попадают в плен к маори, которые хотят казнить их в качестве мести за своего вождя, казнённого английскими колонизаторами.
- «Михаил Строгов» — герои попадают в плен к казахам, которых автор по незнанию обозвал «сибирскими татарами» (на самом деле это другой народ, хотя и родственный казахам).
- «Пятнадцатилетний капитан» — герои попадают в плен к работорговцам.
- Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Пьер Безухов попал в плен к французам после того, как вознамерился заколоть Наполеона. А ещё в плен к русским партизанам попал юный французский барабанщик.
- Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — главный герой трижды попадал в плен. В первый раз он бежал, во второй раз его отпустил старый знакомый, на третьем — книга кончилась… И не он один.
- Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — заглавный герой шутки ради переоделся в русскую форму, которую оставил сбежавший из плена и решивший искупаться солдат, и попал в свой плен!
- Сам автор добровольно сдался в русский плен, ибо не видел никаких причин хранить верность прогнившей неславянской монархии.
- К. Федин, «Города и годы» — о жизни в Германии русского подданного, интернированного во время Первой мировой.
- Б. Лавренёв, «Сорок первый» — собственно, сюжет основан на том, что белый офицер Говоруха-Отрок попал в плен к красным…
- «Властелин Колец» — часть героев тоже попадают в плен.
- М. Шолохов, «Судьба человека» — половина повести об этом.
- В. Пикуль, «Крейсера» — аналогично.
- В. Гроссман, «Жизнь и судьба» — во время Сталинградской битвы в плен попали старый большевик Мостовской, военный врач Левинтон (которую позже отправили в газовую камеру) и водитель Семёнов.
- Нгуен Тяу, «Выжженный край» — южновьетнамский офицер попал в плен к северянам.
- Л. Буджолд, «Сага о Форкосиганах» — многие неоднократно. А Майлз однажды вообще нарочно сдался в плен, чтобы организовать массовый побег.
- «Гарри Поттер» — в седьмой книге золотое трио попадает в руки пожирателей смерти.
- «Хонор Харригтон» — много кто попадал в цикле в плен.
- Практически каждая книга/цикл Александра Афанасьева. В плен попадают военные и спецслужбисты, их берут армии противоборствующей стороны, террористы и даже иногда свои, их вытаскивает свой/союзный/мимопроходивший спецназ или они бегут сами. Наиболее яркие примеры:
- Продолжение цикла «Период распада» под названием «Меч господа нашего» — в ходе второй чеченской в плен попадает офицер ФСБ Теплов, который бежит оттуда и впоследствии становится начальником охраны Президента.
- «Линия разлома»/«Белорусский набат». Главного героя, работающего не то на ФСБ, не то на военную разведку, в плен берет МВД, откуда потом отпускает.
- «Зона заражения 2». Тут главный герой попадает в плен к исламским террористам.
- Сварог — в первой книге («Рыцарь из ниоткуда») протагонист попадает в плен к местным вообще-то нет, они из соседнего измерения амазонкам и знакомится там с извечным студентом и поэтом Леверлином. Много позднее уже сам Сварог захватывает в плен настоящую королевскую чету Горрота.
- Джеймс Клавелл, «Король Крыс» — вся книга об этом. Жизнь американских пленных в японском лагере Чанги во время ВМВ раскрывается с самых разных сторон.
- "Принцесса Марса" Берроуза. Собственно, пребывание Джона Картера на Барсуме началось с плена у тарков, во время которого он ухитрился завоевать регалии и звания таркского вождя и познакомиться со своей будущей супругой Деей Торис, так же попавшей в плен к зеленым марсианам.
Кино
- «Великая иллюзия» (Франция, 1937 г., реж. Жан Ренуар) — почти всё о нескольких французских офицерах, попавших к немцам в Первую мировую.
- Звездные войны. Многие. Принцесса Лея, потом она и Хан Соло, в приквелах Оби-Ван Кеноби и Энакин, а уж в сопредельной продукции много кто попадал в плен.
- «Пираты Карибского моря» — Джека Воробья хотят принести в жертву, а остальных просто съесть.
- StarTrek — Борги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации.
- «Мой путь» — кореец, служивший в японской армии, попал в плен при Халхин-Голе и после месяцев идеологической обработки оказался уже в Красной армии.
- «Мусульманин» — главный герой, считавшийся пропавшим без вести, спустя годы, когда его уже отчаялись ждать, вернулся из афганского плена, во время которого он сменил веру.
- «Кандагар» — несколько российских лётчиков, пилотировавших транспортный самолёт, попали в плен к афганским боевикам и успешно совершили побег.
- «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» и книжный первоисточник.
- «Мальчик в полосатой пижаме» (М. Херман, 2008 г.), и литературный первоисточник. Сын надзирателя нацистского лагеря смерти, лишённый общества сверстников, подружился с малолетним узником лагеря.
- «Нигде в Африке» (экранизация романа Стефани Цвейг). Один из эпизодов — трагикомическая история о том, как во время Второй мировой интернировали граждан Германии, живущих в британской колонии.
- «Семь лет в Тибете». А тут англичане интернировали германского альпиниста. Только ему было уже не до смеха.
Мультфильмы
- "Тайна страны земляники". Когда Одноусый понял, что без этого ему компаса не видать, он зовёт свою стражу - хулиганов, и те с помощью лассо ловят Дениску с Лариской, впоследствии сажая их в тёмную яму. Правда, их зачем-то (за кадром) развязали и даже не стали запирать дверь, за которой томятся пленники - а ведь их тут собирались посадить в эту яму "навеки".
Аниме и манга
- «Звуки Небес» — Аиша Альдора попала в плен в 1121-го взвода, где ей залечили раны, накормили и провели весьма оригинальный допрос.
- Lord Marksman and Vanadis — завязка сюжета в том, что Тигре, не сумев одолеть на поле боя Ванадис Элеонору, попадает к ней в плен. В ранобэ прямо говорится что с пленными здесь не церемонятся, но так как парень личный пленный правителя и она поручила приглядывать за ним своей правой руке, с ним хорошо обращаются.
- «Записки японского военнопленного» Киути Нобуо - мемуары оформленные в комиксах, большая их часть посвящена советскому плену. Киути описывает суровый быт без злобы, временами с юмором.
Видеоигры
- Mount & Blade — самое страшное, что может произойти с ГГ или лордами. ГГ, если не загремел в крепость, через сутки всегда на свободе (попросту сбежит).
- Metal Gear Solid — в первой части Снейк попадает в плен после снайперской дуэли, откуда бежит при помощи Отакона, умыкнувшего со склада стелс-камуфляж. В третьей части (приквеле первой и второй) его генетический отец, Биг Босс, бежит из камеры, куда попадает после захвата в Грозном Граде, при помощи охранника с американскими корнями.
- Undertale — в случае поражения игрока в битве с Папирусом он берёт человека в плен. Можно сказать, субверсия, так как его никто там не охраняет от побега, да и сам побег совершить не составляет никакого труда из-за широких прутьев клетки.
- Quake II и IV — Строгги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации. В IV части ГГ это тоже предстоит, но подоспевшая кавалерия срывает последнюю стадию — ввод контролирующего сознание чипа.
- Act of War: можно захватывать в плен тяжело раненых пехотинцев и экипаж уничтоженной техники (и спасать своих по возможности — ибо захват их врагом бьёт по финансам) с целью получения денег. Более того, на определённой стадии это становится необходимостью, ибо нефть заканчивается, а лагерь военнопленных приносит небольшую, но регулярную прибыль.
- Главный гад некоторое время сидит у героев в плену но, улучив момент, сбегает.
- А в High Treason по сюжету один из героев попадает в плен к государственным изменникам.
- C&C Generals: вторая миссия кампании США предполагает спасение пленных пилотов.
- В Zero Hour — третья миссия всё за тех же американцев тоже предстоит спасать собственных пленных.
- Вообще в игре изначально планировалась возможность брать пленных: были задуманы и нелетальные спецсредства, и автозаки, и лагеря для военнопленных. Но в релиз всё это не вошло — разве что светошумовые гранаты (но они в окончательной версии убивают, а не обездвиживают) да лагерь военнопленных у США, население которого берётся непонятно откуда.
- В Zero Hour — третья миссия всё за тех же американцев тоже предстоит спасать собственных пленных.
- Дилогия Dungeon Keeper — пленных врагов при помощи кнута и пряника можно перевербовать на сторону Зла!
- Evil Genius — вражеских агентов можно захватывать и глумиться ради получения дурной славы. А суперагентов даже убить не получается — только захватывать и держать в камере, откуда они рано или поздно сбегут. По счастью, у них есть ахиллесова пята, которую можно (и нужно) использовать.
- В Jagged Alliance-2 есть такая возможность, если сдаться или неудачно потерять сознание в бою. Допрос прилагается, можно расколоться, отмолчаться или соврать (могут поверить или не поверить) — от этого зависит, куда злая королева отправит своих головорезов. Вариант побега тоже предусмотрен. А благодаря багу можно и вовсе закончить здесь игру.
- Fallout 3 — после нахождения ГЭККа в Убежище 87, Одинокий Странник попадает в плен к Анклаву.
- Game of Thrones RPG — Морс Вестфорд не просто попадет в плен, но и непосредственно в пыточные застенки — где ему предстоит выдержать пытки с неизбежным выжиганием глаза и не расколоться окончательно.
- Fable, первая часть. Героя берет в плен главгад. Причем надолго.
Визуальные романы
- Crimson Gray — в плен может попасть главный герой, если Лиззи недостаточно верит ему. Как ни странно, Джону ничего угрожать не будет и, если герой не накосячит, Лиззи спокойно отпустит его.
Настольные игры
- WarHammer 40,000 — тёмные Эльдар нуждаются во множестве пленных, чтобы кормить Слаанеш при помощи изощрённых пыток.
- Некроны берут в плен только анти-псайкеров, чтобы из них делать киборгов, являющих собой ужас для любого псайкера
- Emperor of the Fading Suns — захваченных в плен инквизиторов можно оставить служить себе.
Музыка
- «Уж две зимы в оковах я» авторства Ричарда Львиное Сердце во время пребывания в плену.