Попасть в плен: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «Троп старше, чем грязь и с тех же времён является сильным источником драмы. Пленение бывает: * военным, когда одна из-за захваченных сторон является противником. * криминальным, когда у захватчиков преступные намерения. * законным, когда герои ловят пр...»)
Строка 11: Строка 11:


По цели:
По цели:
* Чтобы [[Каннибализм|съесть]]. Характерно для племён, живущих в каменном веке.
* Чтобы съесть. Характерно для племён, живущих в каменном веке.
* Чтобы продать в [[рабство]]. Характерно для [[исторический жанр|исторической]] и [[фэнтези]]йной литературы. Хотя Известное Государство этим тоже занимается.
* Чтобы продать в рабство. Характерно для [[исторический жанр|исторической]] и [[фэнтези]]йной литературы. Хотя Известное Государство этим тоже занимается.
* Чтобы получить [[Люди имеют свою цену|выкуп]]. Широко практикуется чуть ли не во всём мире и во все эпохи.
* Чтобы получить выкуп. Широко практикуется чуть ли не во всём мире и во все эпохи.
* Чтобы принести в жертву Богу.
* Чтобы принести в жертву Богу.
* Для женской половины, чтобы [[Изнасилование — худшее из зол|изнасиловать]] или взять в жёны, а иногда после первого сделать второе. Для каких-нибудь амазонок и мужской вариант возможен.
* Для женской половины, чтобы [[Изнасилование — худшее из зол|изнасиловать]] или взять в жёны, а иногда после первого сделать второе. Для каких-нибудь амазонок и мужской вариант возможен.
* Чтобы посадить в тюрьму и восстановить справедливость (впрочем, [[Вам террористы, нам партизаны|справедливость — она разная]]).
* Чтобы посадить в тюрьму и восстановить справедливость (впрочем, [[Вам террористы, нам партизаны|справедливость — она разная]]).
* Чтобы получить информацию, в том числе с помощью [[Пытки — это серьёзно|пыток]]. На войне это называется «взять языка».
* Чтобы получить информацию, в том числе с помощью [[Пытки — это серьёзно|пыток]]. На войне это называется «взять языка».
* Чтобы лишить противника возможности наносить урон, не убивая его (военнопленные).
* Чтобы лишить противника возможности наносить урон, не убивая его (военнопленные).
Строка 23: Строка 23:
* Чтобы обменять на своих пленных.
* Чтобы обменять на своих пленных.


Из плена нередко [[Побег|сбегают]], особенно когда поспевает [[Прибытие кавалерии|кавалерия]] или [[офигенные герои]]. Родственные тропы — [[Дева в беде]], [[Пленных не обыскивают]]. Может пересекаться с тропами [[враг мой]] и [[девушка из лагеря противника]]. Содержат пленных в [[темница сырая|тюрьме или лагере]], в условиях [[В тюрьме — как на свободе|разной степени паршивости]], хотя в некоторых случаях условия могут быть и [[персональная тюрьма|лучше или гораздо хуже]], чем в среднем.
Из плена нередко [[Побег|сбегают]], особенно когда поспевает [[Прибытие кавалерии|кавалерия]] или [[офигенные герои]]. Родственные тропы — [[Дева в беде]], [[Пленных не обыскивают]]. Может пересекаться с тропами [[враг мой]] и [[девушка из лагеря противника]]. Содержат пленных в [[темница сырая|тюрьме или лагере]], в условиях [[В тюрьме — как на свободе|разной степени паршивости]], хотя в некоторых случаях условия могут быть и [[персональная тюрьма|лучше или гораздо хуже]], чем в среднем.


См. также [[Похищение]].
См. также [[Похищение]].
Строка 30: Строка 30:


=== [[Фольклор]] ===
=== [[Фольклор]] ===
* «[[Повесть о полку Игореве]]» — классика жанра: князь Игорь отправился в поход на половецкого хана Кончака, попал в плен вместе с сыном и [[побег|бежал]]. Правда, это не мешает Кончаку планировать [[Политическая свадьба|династический брак]] своей дочери Свободы и княжича Владимира.
* «[[Повесть о полку Игореве]]» — классика жанра: князь Игорь отправился в поход на половецкого хана Кончака, попал в плен вместе с сыном и [[побег|бежал]]. Правда, это не мешает Кончаку планировать [[Политическая свадьба|династический брак]] своей дочери Свободы и княжича Владимира.
** Основано на реальных событиях. Через несколько лет такой брак был заключён.
** Основано на реальных событиях. Через несколько лет такой брак был заключён.
** И опера по мотивам повести.
** И опера по мотивам повести.
Строка 36: Строка 36:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) — [[крестоносец]] [[король/принц в рабстве|граф]] Эрнст Глейхен попал в плен и [[герой-раб|стал рабом]].
* Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) [[крестоносец]] [[король/принц в рабстве|граф]] Эрнст Глейхен попал в плен и [[герой-раб|стал рабом]].
* В. Скотт, «[[Айвенго]]» — в плен к норманским рыцарям Бриану де Буагильберу, Реджинальду Фрон де Бефу и Морису де Браси попадают Айвенго, Седрик, Ровена, Ательстан, их слуги, Исаак и Ревекка. Отношение к пленным самое разное — от [[пытки - это серьёзно|зверских пыток]] (Исаак избежал их только чудом) до вполне почтительного и достойного (Седрик и Ательстан). А затем в плен к Ричарду Львиное Сердце попадает Морис де Браси, но очень ненадолго.
* В. Скотт, «[[Айвенго]]» — в плен к норманским рыцарям Бриану де Буагильберу, Реджинальду Фрон де Бефу и Морису де Браси попадают Айвенго, Седрик, Ровена, Ательстан, их слуги, Исаак и Ревекка. Отношение к пленным самое разное — от [[пытки - это серьёзно|зверских пыток]] (Исаак избежал их только чудом) до вполне почтительного и достойного (Седрик и Ательстан). А затем в плен к Ричарду Львиное Сердце попадает Морис де Браси, но очень ненадолго.
** А потом в плен к монахам попадает Ательстан. С его точки зрения, это было намного хуже первого, поскольку там его [[обжора|плохо кормили]].
** А потом в плен к монахам попадает Ательстан. С его точки зрения, это было намного хуже первого, поскольку там его [[обжора|плохо кормили]].
* [[Наше Всё|«Капитанская дочка»]] — главный герой попадает в плен к восставшим крестьянам и казакам под предводительством Емельяна Пугачёва.
* [[Наше Всё|«Капитанская дочка»]] главный герой попадает в плен к восставшим крестьянам и казакам под предводительством Емельяна Пугачёва.
* Ж. Верн:
* Ж. Верн:
** «Дети капитана Гранта» — герои попадают в плен к маори, которые хотят казнить их в качестве мести за своего вождя, казнённого английскими колонизаторами.
** «Дети капитана Гранта» — герои попадают в плен к маори, которые хотят казнить их в качестве мести за своего вождя, казнённого английскими колонизаторами.
** «Михаил Строгов» — герои попадают в плен к казахам, которых автор по незнанию обозвал «сибирскими татарами» (на самом деле это другой народ, хотя и родственный казахам).
** «Михаил Строгов» — герои попадают в плен к казахам, которых автор по незнанию обозвал «сибирскими татарами» (на самом деле это другой народ, хотя и родственный казахам).
** «[[Un capitaine de quinze ans|Пятнадцатилетний капитан]]» — герои попадают в плен к работорговцам.
** «[[Un capitaine de quinze ans|Пятнадцатилетний капитан]]» — герои попадают в плен к работорговцам.
* Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]» — Пьер Безухов попал в плен к французам после того, как вознамерился заколоть Наполеона. А ещё в плен к русским партизанам попал [[дети-солдаты|юный французский барабанщик]].
* Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]» — Пьер Безухов попал в плен к французам после того, как вознамерился заколоть Наполеона. А ещё в плен к русским партизанам попал [[дети-солдаты|юный французский барабанщик]].
* Л. Буссенар, «[[Капитан Сорвиголова]]» — главный герой трижды попадал в плен. В первый раз он бежал, во второй раз его отпустил старый знакомый, на третьем — книга кончилась… И не он один.
* Л. Буссенар, «[[Капитан Сорвиголова]]» — главный герой трижды попадал в плен. В первый раз он бежал, во второй раз его отпустил старый знакомый, на третьем — книга кончилась… И не он один.
* Я. Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]]» — заглавный герой шутки ради переоделся в русскую форму, которую оставил сбежавший из плена и решивший искупаться солдат, и попал в ''свой плен''!
* Я. Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]]» — заглавный герой шутки ради переоделся в русскую форму, которую оставил сбежавший из плена и решивший искупаться солдат, и попал в ''свой плен''!
** Сам автор добровольно сдался в русский плен, ибо не видел никаких причин хранить верность прогнившей неславянской монархии.
** Сам автор добровольно сдался в русский плен, ибо не видел никаких причин хранить верность прогнившей неславянской монархии.
* К. Федин, «Города и годы» — о жизни в Германии русского подданного, интернированного во время Первой мировой.
* К. Федин, «Города и годы» — о жизни в Германии русского подданного, интернированного во время Первой мировой.
* Б. Лавренёв, «Сорок первый» — собственно, сюжет основан на том, что белый офицер Говоруха-Отрок попал в плен к красным…
* Б. Лавренёв, «Сорок первый» — собственно, сюжет основан на том, что белый офицер Говоруха-Отрок попал в плен к красным…
* Эдгар Берроуз, [[Barsoom|Барсумский цикл]] — пребывание Джона Картера на Барсуме началось («Принцесса Марса») с плена у тарков, во время которого он ухитрился завоевать регалии и звания таркского вождя и познакомиться со своей будущей супругой Деей Торис, также попавшей в плен к зелёным марсианам.
* «[[Lord of the Rings|Властелин Колец]]» — часть героев тоже попадают в плен.
* «[[Lord of the Rings|Властелин Колец]]» — часть героев тоже попадают в плен.
* М. Шолохов, «Судьба человека» — половина повести об этом.
* М. Шолохов, «Судьба человека» — половина повести об этом.
* В. Пикуль, «Крейсера» — аналогично.
* В. Пикуль, «Крейсера» — аналогично.
* В. Гроссман, «Жизнь и судьба» — во время Сталинградской битвы в плен попали старый большевик Мостовской, военный врач [[Пейсы, кашрут и день субботний|Левинтон]] (которую позже отправили в газовую камеру) и водитель Семёнов.
* В. Гроссман, «Жизнь и судьба» — во время Сталинградской битвы в плен попали старый большевик Мостовской, военный врач [[Пейсы, кашрут и день субботний|Левинтон]] (которую позже отправили в газовую камеру) и водитель Семёнов.
* Нгуен Тяу, «Выжженный край» — [[Война во Вьетнаме|южновьетнамский]] офицер попал в плен к северянам.
* Джеймс Клавелл, «Король Крыс» — вся книга об этом. Жизнь американских пленных в японском [[концлагерь|лагере]] Чанги во время ВМВ раскрывается с самых разных сторон.
* Л. Буджолд, «[[Сага о Форкосиганах]]» — многие неоднократно. А Майлз однажды вообще нарочно сдался в плен, чтобы организовать массовый побег.
* Нгуен Тяу, «Выжженный край» — [[Война во Вьетнаме|южновьетнамский]] офицер попал в плен к северянам.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — в седьмой книге золотое трио попадает в руки пожирателей смерти.
* Л. Буджолд, «[[Сага о Форкосиганах]]» — многие неоднократно. А Майлз однажды вообще нарочно сдался в плен, чтобы организовать массовый побег.
* «[[Honor Harrington|Хонор Харригтон]]» — много кто попадал в цикле в плен.
* [[Сварог]] — в первой книге («Рыцарь из ниоткуда») протагонист попадает в плен к местным {{spoiler|вообще-то нет, они из соседнего измерения}} амазонкам и знакомится там с извечным студентом и поэтом Леверлином. Много позднее уже сам Сварог захватывает в плен {{spoiler|настоящую королевскую чету Горрота}}.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — в седьмой книге золотое трио попадает в руки пожирателей смерти.
* «[[Honor Harrington|Хонор Харригтон]]» — много кто попадал в цикле в плен.
* Практически каждая книга/цикл Александра Афанасьева. В плен попадают военные и спецслужбисты, их берут армии противоборствующей стороны, террористы и даже иногда свои, их вытаскивает свой/союзный/мимопроходивший спецназ или они бегут сами. Наиболее яркие примеры:
* Практически каждая книга/цикл Александра Афанасьева. В плен попадают военные и спецслужбисты, их берут армии противоборствующей стороны, террористы и даже иногда свои, их вытаскивает свой/союзный/мимопроходивший спецназ или они бегут сами. Наиболее яркие примеры:
** Продолжение цикла «[[Период распада]]» под названием «Меч господа нашего» — в ходе второй чеченской в плен попадает офицер ФСБ Теплов, который бежит оттуда и впоследствии становится начальником охраны Президента.
** Продолжение цикла «[[Период распада]]» под названием «Меч господа нашего» — в ходе второй чеченской в плен попадает офицер ФСБ Теплов, который бежит оттуда и впоследствии становится начальником охраны Президента.
** «Линия разлома»/«Белорусский набат». Главного героя, работающего не то на ФСБ, не то на военную разведку, в плен берет МВД, откуда потом отпускает.
** «Линия разлома»/«Белорусский набат». Главного героя, работающего не то на ФСБ, не то на военную разведку, в плен берет МВД, откуда потом отпускает.
** «Зона заражения 2». Тут главный герой попадает в плен к исламским террористам.
** «Зона заражения 2». Тут главный герой попадает в плен к исламским террористам.
* [[Сварог]] — в первой книге («Рыцарь из ниоткуда») протагонист попадает в плен к местным {{spoiler|вообще-то нет, они из соседнего измерения}} амазонкам и знакомится там с извечным студентом и поэтом Леверлином. Много позднее уже сам Сварог захватывает в плен {{spoiler|настоящую королевскую чету Горрота}}.
* Джеймс Клавелл, «Король Крыс» — вся книга об этом. Жизнь американских пленных в японском лагере Чанги во время ВМВ раскрывается с самых разных сторон.
* "Принцесса Марса" Берроуза. Собственно, пребывание Джона Картера на Барсуме началось с плена у тарков, во время которого он ухитрился завоевать регалии и звания таркского вождя и познакомиться со своей будущей супругой Деей Торис, так же попавшей в плен к зеленым марсианам.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Великая иллюзия» (Франция, 1937 г., реж. Жан Ренуар) — почти всё о нескольких французских офицерах, попавших к немцам в Первую мировую.
* «Великая иллюзия» (Франция, 1937 г., реж. Жан Ренуар) почти всё о нескольких французских офицерах, попавших к немцам в Первую мировую.
* [[Звездные войны]]. Многие. Принцесса Лея, потом она и Хан Соло, в приквелах Оби-Ван Кеноби и Энакин, а уж в сопредельной продукции много кто попадал в плен.
* [[Звездные войны]]. Многие. Принцесса Лея, потом она и Хан Соло, в приквелах Оби-Ван Кеноби и Энакин, а уж в сопредельной продукции много кто попадал в плен.
* «Пираты Карибского моря» — Джека Воробья хотят принести в жертву, а остальных просто съесть.
* «Пираты Карибского моря» — Джека Воробья хотят принести в жертву, а остальных просто съесть.
* [[StarTrek]] — Борги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации.
* [[StarTrek]] Борги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации.
* «Мой путь» — кореец, служивший в японской армии, попал в плен при [[Вторая мировая война/Халхин-Гол|Халхин-Голе]] и после месяцев идеологической обработки оказался уже в Красной армии.
* «Мой путь» — кореец, служивший в японской армии, попал в плен при [[Вторая мировая война/Халхин-Гол|Халхин-Голе]] и после месяцев идеологической обработки оказался уже в Красной армии.
* «Мусульманин» — главный герой, считавшийся пропавшим без вести, спустя годы, когда его уже отчаялись ждать, вернулся из афганского плена, во время которого он сменил веру.
* «Мусульманин» — главный герой, считавшийся пропавшим без вести, спустя годы, когда его уже отчаялись ждать, вернулся из афганского плена, во время которого он сменил веру.
* «Кандагар» — несколько российских лётчиков, пилотировавших транспортный самолёт, попали в плен к афганским боевикам и успешно совершили [[побег]].
* «Кандагар» — несколько российских лётчиков, пилотировавших транспортный самолёт, попали в плен к афганским боевикам и успешно совершили [[побег]].
* «[[Счастливого Рождества, мистер Лоуренс]]» и книжный первоисточник.
* «[[Счастливого Рождества, мистер Лоуренс]]» и книжный первоисточник.
* «Мальчик в полосатой пижаме» (М. Херман, 2008 г.), и литературный первоисточник. Сын надзирателя нацистского лагеря смерти, лишённый общества сверстников, подружился с малолетним узником лагеря.
* «Мальчик в полосатой пижаме» (М. Херман, 2008 г.), и литературный первоисточник. Сын надзирателя нацистского лагеря смерти, лишённый общества сверстников, подружился с малолетним узником лагеря.
* «Нигде в Африке» (экранизация романа Стефани Цвейг). Один из эпизодов — трагикомическая история о том, как во время Второй мировой интернировали граждан Германии, живущих в британской колонии.
* «Нигде в Африке» (экранизация романа Стефани Цвейг). Один из эпизодов — трагикомическая история о том, как во время Второй мировой интернировали граждан Германии, живущих в британской колонии.
* «Семь лет в Тибете». А тут англичане интернировали германского альпиниста. Только ему было уже не до смеха.
* «Семь лет в Тибете». А тут англичане интернировали германского альпиниста. Только ему было уже не до смеха.
=== [[Мультфильм]]ы ===
=== [[Мультфильм]]ы ===
* «[[Тайна страны земляники]]». Когда Одноусый понял, что без этого ему компаса не видать, он зовёт свою стражу — хулиганов, и те с помощью лассо [[Связали и заткнули|ловят]] Дениску с Лариской, впоследствии сажая их в тёмную яму. Правда, их зачем-то (за кадром) развязали и даже не стали запирать дверь, за которой томятся пленники — а ведь их тут собирались посадить в эту яму «навеки».
* "Тайна страны земляники". Когда Одноусый понял, что без этого ему компаса не видать, он зовёт свою стражу - хулиганов, и те с помощью лассо [[Связали и заткнули|ловят]] Дениску с Лариской, впоследствии сажая их в тёмную яму. Правда, их зачем-то (за кадром) развязали и даже не стали запирать дверь, за которой томятся пленники - а ведь их тут собирались посадить в эту яму "навеки".


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «[[So Ra No Wo To|Звуки Небес]]» — Аиша Альдора попала в плен в 1121-го взвода, где ей залечили раны, накормили и провели весьма оригинальный допрос.
* «[[So Ra No Wo To|Звуки Небес]]» — Аиша Альдора попала в плен в 1121-го взвода, где ей залечили раны, накормили и провели весьма оригинальный допрос.
* Lord Marksman and Vanadis — завязка сюжета в том, что Тигре, не сумев одолеть на поле боя Ванадис Элеонору, попадает к ней в плен. В ранобэ прямо говорится что с пленными здесь не церемонятся, но так как парень личный пленный правителя и она поручила приглядывать за ним своей правой руке, с ним хорошо обращаются.
* Lord Marksman and Vanadis — завязка сюжета в том, что Тигре, не сумев одолеть на поле боя Ванадис Элеонору, попадает к ней в плен. В ранобэ прямо говорится что с пленными здесь не церемонятся, но так как парень личный пленный правителя и она поручила приглядывать за ним своей правой руке, с ним хорошо обращаются.
* «Записки японского военнопленного» Киути Нобуо - мемуары оформленные в комиксах, большая их часть посвящена советскому плену. Киути описывает суровый быт без злобы, временами с юмором.
* «Записки японского военнопленного» Киути Нобуо - мемуары оформленные в комиксах, большая их часть посвящена советскому плену. Киути описывает суровый быт без злобы, временами с юмором.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Mount & Blade]] — самое страшное, что может произойти с ГГ или лордами. ГГ, если не загремел в [[темница сырая|крепость]], через сутки всегда на свободе (попросту сбежит).
* [[Mount & Blade]] самое страшное, что может произойти с ГГ или лордами. ГГ, если не загремел в [[темница сырая|крепость]], через сутки всегда на свободе (попросту сбежит).
* Metal Gear Solid — в первой части Снейк попадает в плен после снайперской дуэли, откуда бежит при помощи Отакона, умыкнувшего со склада стелс-камуфляж. В третьей части (приквеле первой и второй) его генетический отец, Биг Босс, бежит из камеры, куда попадает после захвата в Грозном Граде, при помощи охранника с американскими корнями.
* Metal Gear Solid — в первой части Снейк попадает в плен после снайперской дуэли, откуда бежит при помощи Отакона, умыкнувшего со склада стелс-камуфляж. В третьей части (приквеле первой и второй) его генетический отец, Биг Босс, бежит из камеры, куда попадает после захвата в Грозном Граде, при помощи охранника с американскими корнями.
* [[Undertale]] — в случае поражения игрока в битве с Папирусом он берёт человека в плен. Можно сказать, [[субверсия]], так как его никто там не охраняет от [[побег]]а, да и сам побег совершить не составляет никакого труда из-за широких прутьев клетки.
* [[Undertale]] в случае поражения игрока в битве с Папирусом он берёт человека в плен. Можно сказать, [[субверсия]], так как его никто там не охраняет от [[побег]]а, да и сам побег совершить не составляет никакого труда из-за широких прутьев клетки.
* [[Quake]] II и IV — Строгги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации. В IV части ГГ это тоже предстоит, но подоспевшая кавалерия срывает последнюю стадию — ввод контролирующего сознание чипа.
* [[Quake]] II и IV — Строгги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации. В IV части ГГ это тоже предстоит, но подоспевшая кавалерия срывает последнюю стадию — ввод контролирующего сознание чипа.
* Act of War: можно захватывать в плен тяжело раненых пехотинцев и экипаж уничтоженной техники (и спасать своих по возможности — ибо захват их врагом бьёт по финансам) с целью получения денег. Более того, на определённой стадии это становится необходимостью, ибо нефть заканчивается, а лагерь военнопленных приносит небольшую, но регулярную прибыль.
* Act of War: можно захватывать в плен тяжело раненых пехотинцев и экипаж уничтоженной техники (и спасать своих по возможности — ибо захват их врагом бьёт по финансам) с целью получения денег. Более того, на определённой стадии это становится необходимостью, ибо нефть заканчивается, а лагерь военнопленных приносит небольшую, но регулярную прибыль.
** Главный гад некоторое время сидит у героев в плену но, улучив момент, сбегает.
** Главный гад некоторое время сидит у героев в плену но, улучив момент, сбегает.
** А в High Treason по сюжету один из героев попадает в плен к государственным изменникам.
** А в High Treason по сюжету один из героев попадает в плен к государственным изменникам.
* [[Command and Conquer: Generals|C&C Generals]]: вторая миссия кампании США предполагает спасение пленных пилотов.
* [[Command and Conquer: Generals|C&C Generals]]: вторая миссия кампании США предполагает спасение пленных пилотов.
** В Zero Hour — третья миссия всё за тех же американцев тоже предстоит спасать собственных пленных.
** В Zero Hour — третья миссия всё за тех же американцев тоже предстоит спасать собственных пленных.
*** Вообще в игре изначально планировалась возможность брать пленных: были задуманы и нелетальные спецсредства, и автозаки, и лагеря для военнопленных. Но в релиз [http://cnc.wikia.com/wiki/POW_logic всё это] не вошло — разве что светошумовые гранаты (но они в окончательной версии убивают, а не обездвиживают) да лагерь военнопленных у США, население которого берётся непонятно откуда.
*** Вообще в игре изначально планировалась возможность брать пленных: были задуманы и нелетальные спецсредства, и автозаки, и лагеря для военнопленных. Но в релиз [http://cnc.wikia.com/wiki/POW_logic всё это] не вошло — разве что светошумовые гранаты (но они в окончательной версии убивают, а не обездвиживают) да лагерь военнопленных у США, население которого берётся непонятно откуда.
* Дилогия Dungeon Keeper — пленных врагов при помощи кнута и пряника можно перевербовать на сторону Зла!
* Дилогия Dungeon Keeper — пленных врагов при помощи кнута и пряника можно перевербовать на сторону Зла!
* [[Evil Genius]] — вражеских агентов можно захватывать и глумиться ради получения дурной славы. А суперагентов даже убить не получается — только захватывать и держать в камере, откуда они рано или поздно сбегут. По счастью, у них есть [[ахиллесова пята]], которую можно (и нужно) использовать.
* Evil Genius вражеских агентов можно захватывать и глумиться ради получения дурной славы. А суперагентов даже убить не получается — только захватывать и держать в камере, откуда они рано или поздно сбегут. По счастью, у них есть [[ахиллесова пята]], которую можно (и нужно) использовать.
** Во второй части пленников можно использовать для получения разведданных (допрос с летальным исходом) или [[промывание мозгов|промыть им мозги]] для обращения в лояльных миньонов. Порой очень приятно превратить многоопытного вражеского Солдата в собственного Киллера (особенно, если технология обучения оных ещё не готова). Суперагентов (за вычетом [[Армия Избранных|подражателей того самого Джона Стила]]) взять в плен не выйдет… до самого последнего момента противостояния — следующим шагом для «надоедливой занозы» будет только казнь.
* В [[Jagged Alliance]]-2 есть такая возможность, если сдаться или неудачно потерять сознание в бою. [[Старый добрый мордобой|Допрос]] прилагается, можно расколоться, отмолчаться или соврать (могут поверить или не поверить) от этого зависит, куда [[злая королева]] отправит своих головорезов. Вариант [[побег]]а тоже предусмотрен. А благодаря багу можно и вовсе закончить здесь игру.
* В [[Jagged Alliance]]-2 есть такая возможность, если сдаться или неудачно потерять сознание в бою. [[Старый добрый мордобой|Допрос]] прилагается, можно расколоться, отмолчаться или соврать (могут поверить или не поверить) — от этого зависит, куда [[злая королева]] отправит своих головорезов. Вариант [[побег]]а тоже предусмотрен. А благодаря багу можно и вовсе закончить здесь игру.
* [[Fallout 3]] после нахождения ГЭККа в Убежище 87, Одинокий Странник попадает в плен к Анклаву.
* [[Fallout 3]] — после нахождения ГЭККа в Убежище 87, Одинокий Странник попадает в плен к Анклаву.
* Game of Thrones RPG — Морс Вестфорд не просто попадет в плен, но и непосредственно в пыточные застенки — где ему предстоит выдержать пытки {{spoiler|с неизбежным выжиганием глаза}} и не расколоться окончательно.
* Game of Thrones RPG — Морс Вестфорд не просто попадет в плен, но и непосредственно в пыточные застенки — где ему предстоит выдержать пытки {{spoiler|с неизбежным выжиганием глаза}} и не расколоться окончательно.
* [[Fable]], первая часть. Героя берет в плен главгад. Причем надолго.
* [[Fable]], первая часть. Героя берет в плен главгад. Причем надолго.
* «[[Commandos]]» — миссии по спасению пленных были в разных частях. Во второй, в одной из миссий вообще весь отряд коммандос захватили в плен, сбежал только вор - с этого и начинается миссия.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
Строка 110: Строка 108:


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[WarHammer 40,000]] — тёмные Эльдар нуждаются во множестве пленных, чтобы <s>кормить Слаанеш</s> [[Адская косметология|поддерживать своё долголетие]] при помощи изощрённых пыток.
* [[WarHammer 40,000]] тёмные Эльдар нуждаются во множестве пленных, чтобы кормить Слаанеш при помощи изощрённых пыток.
** Некроны по новому канону берут в плен тех, кто покажется им достойными. А сумасшедший дедушка Зандрех так вообще всех командиров, даже орков. А ещё можно попасть на опыты к иллюминору Серасу и его коллегам - эти господа требуют брать пленных в качестве платы за свои услуги [[Технари|технарей]] и отбирают подходящие образцы лично.
** Некроны берут в плен только анти-псайкеров, чтобы из них делать киборгов, являющих собой ужас для любого псайкера
* [[Emperor of the Fading Suns]] — захваченных в плен инквизиторов можно оставить служить себе.
* [[Emperor of the Fading Suns]] захваченных в плен инквизиторов можно оставить служить себе.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===

Версия 20:19, 27 марта 2022

Троп старше, чем грязь и с тех же времён является сильным источником драмы.

Пленение бывает:

  • военным, когда одна из-за захваченных сторон является противником.
  • криминальным, когда у захватчиков преступные намерения.
  • законным, когда герои ловят преступника, то бишь обычный арест. Характерно для фэнтези, где полиции чаще всего не существует.

По количеству:

  • Единичное. Например, захват одного противника для допроса.
  • Массовое. Массовый захват противника во время битвы.

По цели:

  • Чтобы съесть. Характерно для племён, живущих в каменном веке.
  • Чтобы продать в рабство. Характерно для исторической и фэнтезийной литературы. Хотя Известное Государство этим тоже занимается.
  • Чтобы получить выкуп. Широко практикуется чуть ли не во всём мире и во все эпохи.
  • Чтобы принести в жертву Богу.
  • Для женской половины, чтобы изнасиловать или взять в жёны, а иногда после первого сделать второе. Для каких-нибудь амазонок и мужской вариант возможен.
  • Чтобы посадить в тюрьму и восстановить справедливость (впрочем, справедливость — она разная).
  • Чтобы получить информацию, в том числе с помощью пыток. На войне это называется «взять языка».
  • Чтобы лишить противника возможности наносить урон, не убивая его (военнопленные).
  • Чтобы лишить нежелательные элементы возможности помогать противнику (интернированные).
  • Чтобы перевербовать на свою сторону. Особенно такое любил старый Фриц с его палочной дисциплиной, когда «солдат боится палки своего фельдфебеля больше, чем вражеской пули».
  • Чтобы обменять на своих пленных.

Из плена нередко сбегают, особенно когда поспевает кавалерия или офигенные герои. Родственные тропы — Дева в беде, Пленных не обыскивают. Может пересекаться с тропами враг мой и девушка из лагеря противника. Содержат пленных в тюрьме или лагере, в условиях разной степени паршивости, хотя в некоторых случаях условия могут быть и лучше или гораздо хуже, чем в среднем.

См. также Похищение.

Где встречается

Фольклор

  • «Повесть о полку Игореве» — классика жанра: князь Игорь отправился в поход на половецкого хана Кончака, попал в плен вместе с сыном и бежал. Правда, это не мешает Кончаку планировать династический брак своей дочери Свободы и княжича Владимира.
    • Основано на реальных событиях. Через несколько лет такой брак был заключён.
    • И опера по мотивам повести.
  • Политические анекдоты 90-х, как обустроить Россию: объявить войну США и сдаться в плен.

Литература

  • Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) — крестоносец граф Эрнст Глейхен попал в плен и стал рабом.
  • В. Скотт, «Айвенго» — в плен к норманским рыцарям Бриану де Буагильберу, Реджинальду Фрон де Бефу и Морису де Браси попадают Айвенго, Седрик, Ровена, Ательстан, их слуги, Исаак и Ревекка. Отношение к пленным самое разное — от зверских пыток (Исаак избежал их только чудом) до вполне почтительного и достойного (Седрик и Ательстан). А затем в плен к Ричарду Львиное Сердце попадает Морис де Браси, но очень ненадолго.
    • А потом в плен к монахам попадает Ательстан. С его точки зрения, это было намного хуже первого, поскольку там его плохо кормили.
  • «Капитанская дочка» — главный герой попадает в плен к восставшим крестьянам и казакам под предводительством Емельяна Пугачёва.
  • Ж. Верн:
    • «Дети капитана Гранта» — герои попадают в плен к маори, которые хотят казнить их в качестве мести за своего вождя, казнённого английскими колонизаторами.
    • «Михаил Строгов» — герои попадают в плен к казахам, которых автор по незнанию обозвал «сибирскими татарами» (на самом деле это другой народ, хотя и родственный казахам).
    • «Пятнадцатилетний капитан» — герои попадают в плен к работорговцам.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Пьер Безухов попал в плен к французам после того, как вознамерился заколоть Наполеона. А ещё в плен к русским партизанам попал юный французский барабанщик.
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — главный герой трижды попадал в плен. В первый раз он бежал, во второй раз его отпустил старый знакомый, на третьем — книга кончилась… И не он один.
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — заглавный герой шутки ради переоделся в русскую форму, которую оставил сбежавший из плена и решивший искупаться солдат, и попал в свой плен!
    • Сам автор добровольно сдался в русский плен, ибо не видел никаких причин хранить верность прогнившей неславянской монархии.
  • К. Федин, «Города и годы» — о жизни в Германии русского подданного, интернированного во время Первой мировой.
  • Б. Лавренёв, «Сорок первый» — собственно, сюжет основан на том, что белый офицер Говоруха-Отрок попал в плен к красным…
  • «Властелин Колец» — часть героев тоже попадают в плен.
  • М. Шолохов, «Судьба человека» — половина повести об этом.
  • В. Пикуль, «Крейсера» — аналогично.
  • В. Гроссман, «Жизнь и судьба» — во время Сталинградской битвы в плен попали старый большевик Мостовской, военный врач Левинтон (которую позже отправили в газовую камеру) и водитель Семёнов.
  • Нгуен Тяу, «Выжженный край» — южновьетнамский офицер попал в плен к северянам.
  • Л. Буджолд, «Сага о Форкосиганах» — многие неоднократно. А Майлз однажды вообще нарочно сдался в плен, чтобы организовать массовый побег.
  • «Гарри Поттер» — в седьмой книге золотое трио попадает в руки пожирателей смерти.
  • «Хонор Харригтон» — много кто попадал в цикле в плен.
  • Практически каждая книга/цикл Александра Афанасьева. В плен попадают военные и спецслужбисты, их берут армии противоборствующей стороны, террористы и даже иногда свои, их вытаскивает свой/союзный/мимопроходивший спецназ или они бегут сами. Наиболее яркие примеры:
    • Продолжение цикла «Период распада» под названием «Меч господа нашего» — в ходе второй чеченской в плен попадает офицер ФСБ Теплов, который бежит оттуда и впоследствии становится начальником охраны Президента.
    • «Линия разлома»/«Белорусский набат». Главного героя, работающего не то на ФСБ, не то на военную разведку, в плен берет МВД, откуда потом отпускает.
    • «Зона заражения 2». Тут главный герой попадает в плен к исламским террористам.
  • Сварог — в первой книге («Рыцарь из ниоткуда») протагонист попадает в плен к местным вообще-то нет, они из соседнего измерения амазонкам и знакомится там с извечным студентом и поэтом Леверлином. Много позднее уже сам Сварог захватывает в плен настоящую королевскую чету Горрота.
  • Джеймс Клавелл, «Король Крыс» — вся книга об этом. Жизнь американских пленных в японском лагере Чанги во время ВМВ раскрывается с самых разных сторон.
  • "Принцесса Марса" Берроуза. Собственно, пребывание Джона Картера на Барсуме началось с плена у тарков, во время которого он ухитрился завоевать регалии и звания таркского вождя и познакомиться со своей будущей супругой Деей Торис, так же попавшей в плен к зеленым марсианам.

Кино

  • «Великая иллюзия» (Франция, 1937 г., реж. Жан Ренуар) — почти всё о нескольких французских офицерах, попавших к немцам в Первую мировую.
  • Звездные войны. Многие. Принцесса Лея, потом она и Хан Соло, в приквелах Оби-Ван Кеноби и Энакин, а уж в сопредельной продукции много кто попадал в плен.
  • «Пираты Карибского моря» — Джека Воробья хотят принести в жертву, а остальных просто съесть.
  • StarTrek — Борги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации.
  • «Мой путь» — кореец, служивший в японской армии, попал в плен при Халхин-Голе и после месяцев идеологической обработки оказался уже в Красной армии.
  • «Мусульманин» — главный герой, считавшийся пропавшим без вести, спустя годы, когда его уже отчаялись ждать, вернулся из афганского плена, во время которого он сменил веру.
  • «Кандагар» — несколько российских лётчиков, пилотировавших транспортный самолёт, попали в плен к афганским боевикам и успешно совершили побег.
  • «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» и книжный первоисточник.
  • «Мальчик в полосатой пижаме» (М. Херман, 2008 г.), и литературный первоисточник. Сын надзирателя нацистского лагеря смерти, лишённый общества сверстников, подружился с малолетним узником лагеря.
  • «Нигде в Африке» (экранизация романа Стефани Цвейг). Один из эпизодов — трагикомическая история о том, как во время Второй мировой интернировали граждан Германии, живущих в британской колонии.
  • «Семь лет в Тибете». А тут англичане интернировали германского альпиниста. Только ему было уже не до смеха.

Мультфильмы

  • "Тайна страны земляники". Когда Одноусый понял, что без этого ему компаса не видать, он зовёт свою стражу - хулиганов, и те с помощью лассо ловят Дениску с Лариской, впоследствии сажая их в тёмную яму. Правда, их зачем-то (за кадром) развязали и даже не стали запирать дверь, за которой томятся пленники - а ведь их тут собирались посадить в эту яму "навеки".

Аниме и манга

  • «Звуки Небес» — Аиша Альдора попала в плен в 1121-го взвода, где ей залечили раны, накормили и провели весьма оригинальный допрос.
  • Lord Marksman and Vanadis — завязка сюжета в том, что Тигре, не сумев одолеть на поле боя Ванадис Элеонору, попадает к ней в плен. В ранобэ прямо говорится что с пленными здесь не церемонятся, но так как парень личный пленный правителя и она поручила приглядывать за ним своей правой руке, с ним хорошо обращаются.
  • «Записки японского военнопленного» Киути Нобуо - мемуары оформленные в комиксах, большая их часть посвящена советскому плену. Киути описывает суровый быт без злобы, временами с юмором.

Видеоигры

  • Mount & Blade — самое страшное, что может произойти с ГГ или лордами. ГГ, если не загремел в крепость, через сутки всегда на свободе (попросту сбежит).
  • Metal Gear Solid — в первой части Снейк попадает в плен после снайперской дуэли, откуда бежит при помощи Отакона, умыкнувшего со склада стелс-камуфляж. В третьей части (приквеле первой и второй) его генетический отец, Биг Босс, бежит из камеры, куда попадает после захвата в Грозном Граде, при помощи охранника с американскими корнями.
  • Undertale — в случае поражения игрока в битве с Папирусом он берёт человека в плен. Можно сказать, субверсия, так как его никто там не охраняет от побега, да и сам побег совершить не составляет никакого труда из-за широких прутьев клетки.
  • Quake II и IV — Строгги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации. В IV части ГГ это тоже предстоит, но подоспевшая кавалерия срывает последнюю стадию — ввод контролирующего сознание чипа.
  • Act of War: можно захватывать в плен тяжело раненых пехотинцев и экипаж уничтоженной техники (и спасать своих по возможности — ибо захват их врагом бьёт по финансам) с целью получения денег. Более того, на определённой стадии это становится необходимостью, ибо нефть заканчивается, а лагерь военнопленных приносит небольшую, но регулярную прибыль.
    • Главный гад некоторое время сидит у героев в плену но, улучив момент, сбегает.
    • А в High Treason по сюжету один из героев попадает в плен к государственным изменникам.
  • C&C Generals: вторая миссия кампании США предполагает спасение пленных пилотов.
    • В Zero Hour — третья миссия всё за тех же американцев тоже предстоит спасать собственных пленных.
      • Вообще в игре изначально планировалась возможность брать пленных: были задуманы и нелетальные спецсредства, и автозаки, и лагеря для военнопленных. Но в релиз всё это не вошло — разве что светошумовые гранаты (но они в окончательной версии убивают, а не обездвиживают) да лагерь военнопленных у США, население которого берётся непонятно откуда.
  • Дилогия Dungeon Keeper — пленных врагов при помощи кнута и пряника можно перевербовать на сторону Зла!
  • Evil Genius — вражеских агентов можно захватывать и глумиться ради получения дурной славы. А суперагентов даже убить не получается — только захватывать и держать в камере, откуда они рано или поздно сбегут. По счастью, у них есть ахиллесова пята, которую можно (и нужно) использовать.
  • В Jagged Alliance-2 есть такая возможность, если сдаться или неудачно потерять сознание в бою. Допрос прилагается, можно расколоться, отмолчаться или соврать (могут поверить или не поверить) — от этого зависит, куда злая королева отправит своих головорезов. Вариант побега тоже предусмотрен. А благодаря багу можно и вовсе закончить здесь игру.
  • Fallout 3 — после нахождения ГЭККа в Убежище 87, Одинокий Странник попадает в плен к Анклаву.
  • Game of Thrones RPG — Морс Вестфорд не просто попадет в плен, но и непосредственно в пыточные застенки — где ему предстоит выдержать пытки с неизбежным выжиганием глаза и не расколоться окончательно.
  • Fable, первая часть. Героя берет в плен главгад. Причем надолго.

Визуальные романы

  • Crimson Gray — в плен может попасть главный герой, если Лиззи недостаточно верит ему. Как ни странно, Джону ничего угрожать не будет и, если герой не накосячит, Лиззи спокойно отпустит его.

Настольные игры

  • WarHammer 40,000 — тёмные Эльдар нуждаются во множестве пленных, чтобы кормить Слаанеш при помощи изощрённых пыток.
    • Некроны берут в плен только анти-псайкеров, чтобы из них делать киборгов, являющих собой ужас для любого псайкера
  • Emperor of the Fading Suns — захваченных в плен инквизиторов можно оставить служить себе.

Музыка

  • «Уж две зимы в оковах я» авторства Ричарда Львиное Сердце во время пребывания в плену.