Дева в беде

Материал из Posmotreli
Версия от 02:07, 25 февраля 2022; commons>Amelia Saito (→‎Веб-комиксы)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Damsel in Distress. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Топ 11 идиотов в опасности

(link)

Топ 11 идиотов в опасности. 2-я часть
«

В плену томятся толпами девицы — Не разобрать, которой громче стон. Ах, рыцарь, тут рифмуется «жениться»… Спасай подряд, а выберешь потом!

»
— Т. Привалова, «Песня о нежданных заботах»
«

Еду бабу выручать, Эх, устал, еб..а мать.

»
— «Сектор газа»

Дева в беде (Damsel in Distress) — сюжетный архетип.

Как следует из названия, девушки часто попадают в неприятные ситуации. Их похищают драконы, их запирают в башнях, они ссорятся со злыми мачехами и приходят в себя в окружении толпы гномов… Из такой ситуации деву должен выручить романтический герой. Угодить в подобную ситуацию может кто угодно, в зависимости от обстоятельств, но в особой группе риска находятся, очевидно, инженю, которые в первую очередь ассоциируются с этим архетипом.

Важно, что дева в беде не может выбраться из своей неприятной ситуации сама. Она беспомощна, зачастую наивна и не приспособлена к экстремальным приключениям, но главное: пожалуй, всякая уважающая себя дева подсознательно прекрасно знает, что спаситель уже близко. Однако бывают разные примеры таких персонажей. Если одни вполне приятны и их спасать только в радость, то другим просто хочется дать по роже каждый раз, когда они вляпываются в неприятности.[1]

Ситуация Damsel in Distress не ограничивается только лишь дамами. Так обозначают вообще всех персонажей, которые существуют лишь для того, чтобы их спасал главный герой. Гендерная инверсия — Парень в беде.

Из каноничных Damsel in Distress можно упомянуть Робина из Бэтменской франшизы, а также принцессу Peach из Марио-игр.

Примеры

Джузеппе Чезари, (1568—1640), «Персей, спасающий Андромеду».

Мифология и фольклор

  • Миф об Андромеде — Посейдон наслал на Эфиопию морское чудовище, именуемое Кит. По заверениям оракула, избавиться от монстра можно было только скормив ему царевну Андромеду. Морские нереиды, которые давно питали неприязнь к царскому семейству, приковали девушку к прибрежной скале и злорадно стали ждать развязки. Но мимо совершенно случайно пролетал Персей. Пользуясь трофейной головой медузы Горгоны, он без особых проблем справился с Китом, отвязал Андромеду и взял её себе в жёны по праву спасителя (у былых женихов царевны против Персея нашлось ещё меньше аргументов, чем у Кита). Вся сценка запечатлена на звёздном небе, где созвездие Андромеды соседствует с Персеем, Китом и родителями — Цефеем и Кассиопеей.

Литература

  • В. Скотт, «Айвенго» — Ровена и ещё дольше Ревекка.
  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — Маша, которую Швабрин держал взаперти.
  • Корней Чуковский, «Муха-Цокотуха».
  • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада» — такой стала сбежавшая с Левасёром Мадлен д’Ожерон.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». Гюльджан и — С прикрученным фитильком — Зульфия.
  • Барсумский цикл Эдгара Берроуза. Ни одного романа не обходится без похищенной принцессы и героя, который её спасает. Чаще всего в роли принцессы — Дея Торис, а в роли спасителя — Джон Картер. Причём, поженившись в конце первой книги, Джон и Дея отнюдь не оставили эти игры — наоборот, всё только началось. В поздних романах увлекательная игра «укради-спаси» переходит по наследству к их детям и даже внукам. Но украсть Дею Торис всё равно полагает своим долгом каждый второй злодей. Благо, барсумцы живут долго (тысячелетиями), так что даже став бабушкой и дедушкой соответственно, Дея всё равно остаётся первой красавицей Марса, а Джон Картер — величайшим воителем.
  • Иван Ефремов, «Таис Афинская»: злые египетские жрецы привязали заглавную героиню — как положено, юную, извивающуюся красавицу, — чтобы скормить крокодилу.
  • Как ни печально, но Алиса Селезнёва, несмотря на репутацию бой-девки, играет этот троп очень часто. Проще назвать повести, в которых она не попадала в плен. Смягчает это тем, что всякий раз держится достойно, не трусит и нередко сбегает сама.
  • Роберт Шекли, «Охота» — инопланетный манок на человека зовёт на помощь женским голосом. «Бедствующая дама стонала и молила о помощи еще часов пять. Слишком долго даже для многосерийной мелодрамы».
  • ПЛиО — Лилли. Спасение из беды в итоге привело к ещё большей беде, Мартин же!
  • Самуэлла Фингарет — «Скифы в остроконечных шапках». Такой является Одатис — сестренка главного героя.
  • М. и С. Дяченко, «Ритуал» — принцесса Юта, аж два раза, пополам с деконструкцией: сначала принц спас её от дракона, а потом дракон — от принца.
  • Анатолий Дубровный, «Листик. Дочь дракона» (и продолжения) — принцесса Миллисента. Ее даже дракон украл (у тех, кто перед тем хотел ее похитить) и унес в пещеру. Дракон был (по словам Листик) очень большой и страшный.
  • E. William Brown, цикл про Алису Лонг. В случае с самой Алисой — аверсия. В случае с теми, кого она считает друзьями… В общем, выживших врагов нет.
  • Пэлем Грэнвилл Вудхауз, книга, не поверите, «Дева в беде» — Мод. С прикрученным фитильком, поскольку никакая реальная беда девушке не угрожает, но она в отчаянии от того, что её не пускают к объекту страсти. И экранизация, кстати, имеется.
  • Леонид Каганов, «Эпос хищника» — как выясняется, в культуре цивилизаций любых планет найдётся сюжет о походе отважного героя к дракону. Но если у стайных хищников вроде людей герой освободит прекрасную деву из беды, а дракону начистит морду, то у мирных травоядных существ герой доберётся к прекрасной деве, чтоб не оставить её в беде одну (побеждать дракона при этом не обязательно). А у экстремальных хищников вроде инопланетных пауков герою вообще не нужна дева в беде, чтоб пойти и начистить морду дракону, победить его, изнасиловать, убить, сьесть и потом еще завести от него сильное потомство.

Театр

  • Многочисленные драмы и оперы на тему спасения прикованной к скале Андромеды, начиная с Софокла и до наших дней.
  • Достаточно частый сюжетный ход в детских новогодних представлениях, когда злодеи похищают Снегурочку. Обычно чтобы сорвать праздник. Деда Мороза крадут реже.

Кино

  • Звёздные войны — Джа-Джа Бинкс. Без комментариев.
    • C-3PO туда же.
    • А вообще, франшиза скорее играет с этим тропом, прикручивая фитильки до состояния «получилась реальность». И Падме, и Лея — девушки смелые и умные, но против таких врагов в одиночку ничего не могут. Да и никто бы не мог.
  • Франшиза «Индиана Джонс» — Уилли Скотт из «Индиана Джонс и Храм Судьбы».
    • Аверсия в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Индиана Джонс приходит спасать Мэрион Рэйвенвуд из вражеского плена. И в процессе развязывания героини понимает, что сейчас спасать её невыгодно, надо спасти её позже. Привязывает обратно, уходит и обещает вернуться.
  • Фильмы и телесериалы о Бэтмене 1960-х гг. Здесь просто неоправданно часто попадает в беду Барбара Гордон. При этом, она весьма неплохой боец. Но стереотипы в американском кино того времени были ой как сильны. Критиками многократно и по делу осмеяно, ведь сюжет явно не становится лучше от того, что кого-то отправляют в плен просто так. В какой-то момент возникают подозрения в фетишистских/садомазохистских/шовинистических комплексах режиссёров/сценаристов.
    • Та же проблема, когда стереотипы идут в ущерб сюжету, характерна и для советского кинематографа. Вспомнить хотя бы Ксанку из «Неуловимых мстителей». На эту роль специально искали девочку со спортивными и даже акробатическими данными. А что сняли в итоге? В первом фильме её приходится спасать, и это единственное, чем она запомнилась (даже похищение и возможные попытки сопротивления остались за кадром). Во втором её роль в сюжете заключается лишь сценой вербовки Бубы Касторского. И только в третьем фильме повзрослевшая Ксанка участвует в экшн-сценах: сперва неудачно пускается в погоню за Овечкиным, а потом… снова оказывается в беде, и снова её спасает Яшка.
  • «Сумерки» — Белла Свон. До превращения в вампира представляет из себя крайне беспомощное и неуклюжее существо.
  • «Обитаемый остров», экранизация — Странник зачем-то помещает Раду, возлюбленную Мака, в криосон (таким образом, Рада оказывается женщиной в холодильнике в буквальном смысле, хотя, к счастью, под соответствующий троп не подпадает). В конце фильма Мак прорывается к ней и размораживает её. В книге Странник просто поселил Раду на загородной вилле, чтобы её не захватили и не стали таким образом шантажировать Мака.
  • Серия «Фантагиро» — принц Ромуальдо, муж главной героини. После первого фильма существует в сюжете только для того, чтобы Фантагиро было кого спасать.
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) — в традициях новогодних спектаклей — Снегурочка.
  • Цикл про Фу Манчу. Особенно 1960-х с Кристофером Ли в роли злобного гения. У Фу таких обычно полные подвалы. С одной стороны, он похищает жен, дочерей, прочих родственниц, а также любовниц тех людей, которых хочет заставить работать на себя. С другой — делает их своими тайными агентами, так сказать, злодейками поневоле. С третьей — получает удовольствие, издеваясь над ними. Иногда среди пленниц может и вспыхнуть бунт. С разным успехом, но кавалерия — комиссар полиции Найленд Смит и компания — старается вмешаться, спасая красоток в последний момент.
  • Цикл про доктора Мабузе 1960-х. Как и его китайский «коллега», любит похищать девушек, чтобы надавить на кого-то, заставив работать на себя. Но обычно не больше одной красотки за фильм. Также может превратить её в злодейку поневоле.
  • Экранизация BloodRayne от Уве Болла — собственно Рейн. За фильм ее спасают четыре (!) раза.
  • Hardcore Henry — Эстель. В самом начале её похищает злодей, и Генри весь фильм пытается спасти жену. Субверсия: на самом деле это спектакль для проверки его боевых способностей. Генри — тестовая модель, созданная в лаборатории самого Акана в рамках проекта по созданию армии киборгов, каждый из которых будет мотивирован похищением своей жены. Эстель в действительности — жена Акана.
  • «Кавказская пленница» — умышленная деконструкция, так как Гайдай пародировал избитые сюжеты приключенческих мелодрам. Нину похитили, но эта «дева в беде» сама столько всего набедокурила
  • «Кинг-Конг» 1933 года и все его ремейки. Участь героини — сначала быть похищенной дикарями и смиренно ждать спасения, потом половину фильма лежать в лапе огромной обезьяны и вопить. Да и в финале…

Телесериалы

  • Польский мини-сериал 1999 года «Огнём и мечом» о восстании запорожцев под началом Богдана Хмельницкого в Речи Посполитой — шляхтянка Елена Курцевич, похищенная влюблённым в неё казаком Богуном.
    • Впрочем, такова она только в этот момент действия. А в целом, как в книге так и в фильме, Хелена Курцевич показана как особа умная, храбрая, волевая и достойная. В общем, ну да, похитил… но в целом пример не самый удачный.
    • А вот Баська из «Пана Володыевского» — чистейшая аверсия. Азыя мечтал сделать из Баси деву в беде, и того же ждали читатели/зрители, и поначалу всё к тому шло… А вот фигушки — хотя, учитывая Басин характер и её хобби, надо было предполагать…
  • «Брат за брата», первый сезон, восьмая серия. Роль девы в беде играет учительница Лена (молодая женщина редкостной красоты), которую похитил маньяк, чтобы «выманить» Светлова. Маньяк, похоже, отлично знаком с штампами мировой массовой культуры и намеренно их отыгрывает.
  • «Карпов» — Света Малышева в последней серии первого сезона.
  • «Комиссар Рекс» — Мозер регулярно спасает жизнь какой-нибудь свидетельнице или последней жертве маньяка. В серии «Смерть Мозера» это стоило ему жизни. А кого не спасёт Мозер, к тем придёт на выручку Рекс.
  • «Суд присяжных. Окончательный вердикт» — в одной из серий под троп неожиданно подпала Галя Остапчук. Не послушавшись адвоката Марькарьяна, девушка направилась к гипнотизёру и попала под его чары. Если бы не прибывшие вовремя Володя с опергруппой, неизвестно, чем бы всё закончилось для Гали.
  • «Next. Следующий» — Ольга Кирсанова из второго сезона. Нюанс: она лежит в коме.
    • Её сын Иван больше подходит под этот троп.
  • «Мир Дикого Запада»: Долорес Абернати. За исключением тех случаев, когда включается режим Уайатта. После финала первого сезона данный троп к ней неприменим.

Мультфильмы

  • Короткометражка Чака Джонса «The Dover Boys» или «братья Доверы» 1942 года: Дора. Примечательна тем, что это одна из самых ярких пародий на троп в мировой анимации, да ещё и с неожиданной аверсией в финале.
  • Принцессы/основные женские персонажи в мультфильмах Диснея приблизительно до начала 90-х.
    • Часто в этой роли оказывается Минни Маус.
    • А в диснеевском развлекательно-познавательном «Марс и дальше» (Mars and Beyond, 1957) игра со штампом. Во фрагменте про типичный сериал про типичных злых инопланетян.
  • «Волшебный меч: В поисках Камелота» — главная героиня Кайли. Девушка, мечтающая стать рыцарем, вот только выходит у неё не очень. Возможно, если её спасают слепой парень и цыпленок-мутант, ей стоит поискать другое занятие.
  • «Моана» — Моана, когда её спасает Мауи. Иногда тоже бывает наоборот.
  • «Геркулес» — инверсия с бронебойной подсветкой: «I’m a damsel, I’m in distress — I can handle this. Have a nice day!»
  • «Шрек» — именно вызволением Фионы из башни дракона главный герой в первом фильме и занимается, причём сама дева лично ему и даром не была нужна. По крайней мере, поначалу.
    • «Шрек навсегда»: аверсия — Шрек попадает в мир, где его не существовало. Спасать Фиону суженый-ряженый так и не пришёл — но ей хватило собственной крутизны, и она возглавила сопротивление огров.
  • «Коргот-варвар» — Орала.
  • «Он попался» — Зайка, редкий пример мужского пола. Заодно субверсия: Медведь не собирался есть или убивать Зайку, всего лишь пригласил его пить чай.
  • «Девичьи узоры» (1981) — сначала Мыша-Помощница. Когда ее бежит спасать Маша-Мастерица, то уже она становится девой в беде. Баба Яга ее превратила в лошадь. Только удалось стрельцу Машу расколдовать, так царь решил ее выдать замуж за своего сыны (по совету Яги).

Мультсериалы

И так в каждом сезоне.
  • «Аладдин» — по законам жанра в этой ситуации нередко оказывалась Жасмин, крутая принцесса. Но — ничуть не чаще, чем любой другой персонаж! Серий много, на всех хватило.
  • «Скуби Ду» — Дафна в ранних эпизодах представляет собой настоящий эталон девы в беде. Ну, и ещё крайне раздражающий Скрэппи-Ду, щенок (во всех смыслах этого слова), наделённый несовместимой с жизнью храбростью, которого всегда приходится спасать.
  • «Инспектор Гаджет» — юная племянница Гаджета Пенни.
  • «Охотники на драконов» — здесь чаще всего каноничной «дамой в опасности» выступает маленькая девчонка Заза, которой ещё учиться и учиться…
  • «Зиг и Шарко» — главная героиня-русалочка, исключительно везучий вариант.
  • «Аватар: Легенда о Корре» — сама Корра. Она не беспомощная дева, но её враги обычно вдвое-втрое старше и просто умнее и предусмотрительнее. В сериале очень много ситуаций, где ей навалял главгад или даже не главгад. Как итог боя — она парализована, лишена волшебной силы, в коме и её команда и не только вынуждены постоянно её спасать.
  • «Герои Энвелла» — игра с тропом: Мария Степановна попадает в плен к главному гаду, ученики идут её спасать…
  • «Приключения Папируса» — принцесса Фети и принцесса фиванских воров Тия порой выступают в этом амплуа, но в целом обе более чем способны постоять за себя.
  • «My Little Pony» — самая сильная и мудрая обитательница Эквестрии как оказалась в этой роли уже в первом эпизоде, так и продолжила её отыгрывать практически до самого конца сериала. С одной стороны объяснимо желание сценаристов таким вот образом убедить зрителей в серьёзности грозящей поням очередной опасности, с другой — у них больше получилось убедить зрителей в несерьёзности самой Селестии. Один из правдоподобных обоснуев заключается в том, что любая напасть обойдётся Эквестрии дешевле, чем сражающаяся в полную силу повелительница Солнца.
  • С приветом по планетам — красавец-рыцарь Брэд Старлайт как-то раз подписал Вандера и Сильвию на спасение прекрасной принцессы от похитившего её дракона. Серия оказалась деконструкцией — во-первых, принцесса — та ещё извраще… извините, любительница старых огнедышащих ящеров и с драконом у них всё по взаимному согласию. А во-вторых, когда её похищает уже сам несмирившийся с кидаловом Брэд, девица его лихо вырубила и связала. Ибо нефиг.

Комиксы

Vasilisa caric.jpg
  • «Черепашки-ниндзя» — Эйприл О’Нил. Погони за сенсациями никогда к хорошему не приводят. Но, несмотря на свою роль, вполне приятный персонаж. В некоторых сериалах прокачивается до бой-бабы.
  • DC Comics — Лоис Лейн, возлюбленная Супермена. В отличие от Эйприл О’Нил, вызывает только раздражение своей наглостью и способностью вечно попадать в неприятности.
    • Начиная с 90-х годов авторы DC наконец-то догадались усложнить образ Лоис. Теперь её чаще показывают в качестве волевого профессионала, чьё умение попадать в неприятности является следствием серьёзного отношения к работе.
    • Там же Робин. С первого своего появления представляет из себя маленькую капризную приманку в выделяющемся цветастом костюме, а в фильмах Джоэля Шумахера ненависть к нему превышает все границы.
    • А в киносериале 1940-х «Бэтмен» такой девой является Линда Пейдж. Главгад Дака (японский шпион) замечает, что если Линда в опасности, то рядом обязательно появится Бэтмен. А еще он заметил, что она не безразлична Уэйну. Поэтому японец решил использовать её в качестве приманки для Бэтмена, Брюса Уэйна или для обоих, поскольку, как и все, считал их разными людьми. Хотя не исключал, что Уэйн — один из Бэтменов.
    • В как бы сиквеле-киносериале «Бэтмен и Робин» 1948-49 всё время надо спасать журналистку Вики Вэйл.
    • Киносериал «Атомный Человек против Супермена» (Atom Man vs. Superman, 1950) — то же самое можно сказать и про Лоис Лейн, практически как в ранних комиксах. В других экранизациях «Супермена» 1950-х Лоис тоже оказывается девой в беде. Обычно, пытаясь отыграть роль бесстрашного журналиста. Все-таки старается серьезно относиться к работе. Настолько, насколько получается, и насколько позволяет авторам мораль тех времен. Попав в плен к злодеям, способна трезво оценить ситуацию, прикинуться дурочкой, и если не выкрутиться самостоятельно (все-таки в 1950-х господствовали свои стереотипы), то незаметно позвать на помощь.
  • Marvel Comics — Мэри Джейн. В трилогии «Человек-паук» Сэма Райми, Питер спас её 5 (пять) раз (!), а их роман порядком надоел зрителям, особенно в последнем фильме.
    • Джубили — аналог Робина в Marvel. Хотя в мультсериале поначалу вела себя как Бой-девка.
  • «Gen-13» — Роксанна Сполдинг. Яркий пример, когда авторы комикса выражают свою искреннюю любовь к героине частым превращением её в «пятое колесо».
  • Empowered — способности главной героини (Empowered, «Emp») обеспечиваются её супер-костюмом и теряются при его повреждениях. Об этом всем известно, и Эмп часто оказывается в виде «связана, кляп, обрывки костюма едва сохраняют приличия». К счастью, костюм самовосстанавливающийся, а сама Эмп — не сдаётся. Поведение костюма — результат психологической травмы самой Эмп после первой неудачи, помноженной на проклятие. Кроме того, костюм имеет собственный ИИ и в критической ситуации способен отключить Эмп и включить недоступные ей фичи.
  • Майор Гром — Юля Пчёлкина. А вот киношная Юля лишь притворяется сабжем, когда ей это выгодно.

Веб-комиксы

  • «Самый тупой в мире маг» — Грегор и компания спасли хоббитшу Грету от гоблинов, приняв ей сначала за человеческую женщину. Лучше бы не спасали, поскольку дама оказалась крайне навязчива.
  • «Living with HipsterGirl & GamerGirl» — деконструкция в одном из выпусков. Боузер объясняет феминистке Кларе, что принцесса Пич является жертвой похищений не по причине «сексистского концепта „слабой и беспомощной женщины“», а потому что Пич — важный политический лидер, чьё похищение дестабилизирует процветающее королевство. И добавляет, что сохранять спокойствие и не делать глупостей, будучи в заложниках — не слабость, а здравый смысл.

Аниме

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — Нару. Даже сами персонажи поражаются, что она очень часто становится жертвой демонов.
    • В манге и сериале-перезапуске — Такседо Маск, насчет которого изумлялись даже близкие друзья художницы: что Усаги вообще нашла в этом бесполезном парне? Из-за этого в аниме 90-х годов его сделали гораздо мужественнее и сильнее, нежели в оригинале.
  • Судьба/Девочка-волшебница Иллия (Fate/Kaleid Liner Prisma Illya) — Мию в четвертом сезоне. Почти весь четвертый сезон Илиясфиль пытается освободить Мию из плена семейства Эйнсворт.
  • «Первый отряд: Момент истины»: Надя отправляется в загробный мир спасать оттуда своих друзей-пионеров, но в итоге её саму приходится спасать этим же друзьям-пионерам.
  • Bleach — две крупнейшие арки начинаются с того, что одну из подруг главного героя похищают, и он, в компании товарищей, отправляется её спасать, по пути отхватывая люлей и повышая уровень крутизны.
  • City Hunter — встречается и часто, зачастую девами в беде оказываются нанимательницы Ре
  • Seikoku no Dragonar — озлобленный дракон Мордред берет контроль над и так разбушевавшейся Эко и Эш ринется ее спасать… спасать дракона от дракона.
  • Жена по контракту — главная героиня в первой трети сюжета, (оно и понятно она беременна наследником финансово-промышленного конгломерата, который по своим объемам тянет на не самое хилое государство и рождение её ребенка не выгодно очень многим людям), впрочем даже будучи беременной показывала себя только с лучшей стороны, со второй суровевшая бой-баба которая в целый год в отсутствие мужа рулила его корпорацией и уверенно расшибающая лоб каждому кто вздумает покусится на семейное достояние Иней.

Видеоигры

  • Марио — принцесса Peach, самый канонический пример. В одном из её писем к Марио даже встречается строчка «Из-за моих периодических похищений», как будто для неё обычные будни.
    • Кстати, в силу регулярности таких событий и спокойного к ним отношения принцессы множество фанатов задаются закономерным вопросом: а так ли уж Пич против этого? И не может ли быть так, что они с Боузером — полноправные партнеры в этом спектакле, а Марио — просто ничего не подозревающий простак, которым пользуются как деталью антуража для добавления обстановке пущей «натуралистичности»?
      • Подтверждается некоторыми играми (например, серия Super Mario Kart), где Боузер является одним из друзей принцессы и игровых персонажей.
        • А в Super Mario RPG, когда принцесса похищается настоящим антагонистом Смитти, Боузер присоединяется к отряду Марио для ее спасения.
  • Donkey Kong — а до этого Марио, тогда ещё не получивший своё имя и звавшийся просто Прыгуном, спасал от заглавного злодея безымянную Леди, получившую потом имя Паулина.
  • The Legend of Zelda — собственно, сама Зельда. В отличие от Пич, она вполне боевая принцесса, вот только враги зачастую оказываются гораздо сильнее, и без помощи Линка она ничего не может сделать.
  • Resident Evil 4 — Эшли Грэхем.
  • Dragon’s Lair — весь сюжет видеоигры крутится вокруг спасения безымянной принцессы.
  • Battle toads — принцесса Анжелика.
  • Castlevania: Rondo of Blood — тут целых четыре. Супруга главного героя Аннет, её сестра Мария, Терра и Ирис. Мария, впрочем, с жирно прикрученным фитильком, ибо после спасения становится вторым играбельным персонажем и, будучи сильным магом, способна бросить вызов самому Дракуле, при том, что ей двенадцать (!) лет.
  • Serious Sam 2 — пародийная деконструкция: дракон украл принцессу народа Элфисов аккурат перед свадьбой. Сэм обнаруживает подозрительно радостного жениха и всё же идёт спасать похищенную, наивно полагая, что дочка унаследовала хотя бы половину красоты сногсшибательной матери-королевы (с которой наш герой провёл отличную ночку). Вот только оказывается, что природа на принцессе ну очень сильно отдохнула и схватка с драконом Сесилом идёт по принципу «проигравший оставляет деву в беде себе». Сэм хоть и побеждает, но спасает Сесила от суицида (от такой девы в беде кто хочешь сиганёт с обрыва) — забирает похищенную, разумеется, в обмен на недостающий фрагмент амулета.
  • BioShock Infinite — еще одна деконструкция: Элизабет кажется именно такой, но на самом деле она самостоятельный и решительный персонаж, вполне способный постоять за себя. Тем не менее, у неё на карме написано попадать из плохой ситуации в еще худшую, а из худшей — в кошмарную.
  • Baldur's Gate — темная эльфийка Викония ДеВир, в некоторой мере деконструкция тропа — она вовсе не хрупкая и не мягкая дева, а злая и жестокая представительница своей расы (изменить мировоззрение на нейтральное в игре возможно, но это будет очень долго и непросто). Но попадание в беду почти стало её образом жизни, кратко:
    • Будучи жрицей злой богини Лолс, несмотря на свою злую природу и испорченность не смогла принести ребенка ей в жертву. В конце-концов сама оказалась на алтаре, чтобы успокоить гнев богини. Родной брат спас её ценой жизни.
    • Бежала на Поверхность, где ей пришлось опять стать клериком, но уже богини зла Шар, и была схвачена орками при попытке их обмануть. Спасена лишь благодаря прихоти хозяина проходившего мимо каравана.
    • Хозяин предпочёл сделать её своей наложницей. В конце-концов он умер прямо во время полового акта с ней, и она была обвинена в его убийстве.
    • Виконии удалось сбежать, но за ней по пятам шёл наемник и почти догнал. Протагонист может либо выдать ему Виконию, либо убить его и взять её в пати.
    • Во второй части вы, при желании, можете спасти Виконию от костра (она дроу, и это вполне достаточный повод для казни в этом мире) и снова взять в отряд.
  • Вторая часть Legend of Kyrandia — игра с тропом. Главная героиня, алхимик Занция, выглядит как хрупкая девушка, но вполне способна за себя постоять. По ходу игры ей неоднократно приходится спасать влюбленного в нее мага Марка, попадающего в нелепые ситуации. Однако в финальной схватке с Рукой уже Марко приходит ей на помощь.
  • Mass Effect — практически все напарники-женщины. Некоторые даже по нескольку раз, хрестоматийный пример — Тали. Мужчины, впрочем, не слишком отстают.
  • Earthworm Jim — принцесса Как-Её-Там.
  • Guilty Gear — в Xrd Revelator сюжет завязан на спасении Эльфэлт Валентайн. Но не только из каких-то дружеских или родственных отношений: её хочёт использовать Вселенская воля, так же известная как Ариэл для очередной попытки устроить Апокалипсис.
  • Саботаж: Кулак Империи — Арис, была похищена бандитами, с целью сделать из неё стриптизёршу, и удерживалась в клубе «Вуду».
  • Red Dead Redemption 2 — как ни странно, Тилли Джексон. А вскоре и Эбигейл.

Настольные игры

  • Игра с тропом в позднесоветских «Зубах дракона». Дракон похитил принцессу. А спасти её должен… придворный телефонист. Причём спасение заключается в том, что телефонист установит в драконьем замке четыре телефона, чтобы Их Высочество звонила, куда ей захочется: в кинотеатр, подружкам, в пожарную, в полицию, рыцарю и белому коню. Т. е. дракона убивать и не требуется. Кстати, принцесса вредная (так и сказано в рассказе-предисловии), вся в своего упрямого папашу-короля.

Изобразительное искусство

Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Dore, 1832—1883), «Андромеда, прикованная к скале».
  • Редко какой художник прежних веков проходил мимо сюжета о Персее и Андромеде. Просто очень неплохо продавалось изображение связанной обнажённой красавицы, у которой всё закончилось хорошо. Любопытно, что на всех полотнах она сверкает белоснежным телом, даром что дочь эфиопского царя.
    • Примерно то же самое художники изображали на картинах с Анжеликой по мотивам поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Наиболее известна работа Энгра «Роже спасает Анжелику».
  • На обложках зарубежных «палп-журналов» за 10-25 центов часто любили изображать сабж. Обычно это была иллюстрация к одному из рассказов. Очень часто красотку (преимущественно в обтягивающем, либо в минималистично-футуристичном костюме) тащил куда-то очередной монстр (иногда инопланетного/кибернетического происхождения), либо на ней проводил свои опыты очередной чокнутый учёный. Через раз на обложке изображался и герой-спаситель. См. [1], [2], [3] или [4].

Музыка

  • Reflex — клип «Non stop». Солисток спасают футболисты.
  • Стрелки — клип «Я хорошая». Мария Соловьёва в сцене с пиратами.
  • Блестящие — клип «Апельсиновая песня». Солистки, когда их похищают.
  • E-Rotic — клип «Help Me Dr. Dick».
  • Сектор Газа, панк-опера «Кащей Бессмертный» — весь сюжет посвящён попыткам Ивана Царевича вызволить Василису Прекрасную из плена. Так как это панк-опера, то страдания девы заключаются в том, что её похититель Кащей стар и немощен, из-за чего она, собственно, дева.

Прочее

(link)

Фрагмент с принцессой в плену
  • На видео — деконструкция. Видать, украл дракон по ошибке крутую принцессу. И, судя по данному кусочку, рыцарю на белом коне (или лицам, исполняющим обязанности коня и рыцаря) придётся спасать не принцессу, а дракона.

См. также

Примечания

  1. Как правильно заметил Nostalgia Critic.