Герой — раб: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|[[ | {{q|[[ногомяч|Футбол]] остается последним легальным способом купить негра.|[[Чёрный юмор]] про чёрную расу}} | ||
Герой произведения, волею печальных обстоятельств оказался в [[Рабство|рабстве]]. А что из этого выйдет — зависит от исторического периода, в котором произведение создавалось. | Герой произведения, волею печальных обстоятельств оказался в [[Рабство|рабстве]]. А что из этого выйдет — зависит от исторического периода, в котором произведение создавалось. | ||
Строка 61: | Строка 61: | ||
** Цикл «Дикое поле». Герой, тоже попаданец, встретил шаманку, которая предсказала: пришелец — не человек, а ифрит. И она не ошиблась: попаданец из будущего в настоящем еще не родился, поэтому человеком быть не может. Впечатлённый попаданец взял шаманку себе в рабыни. | ** Цикл «Дикое поле». Герой, тоже попаданец, встретил шаманку, которая предсказала: пришелец — не человек, а ифрит. И она не ошиблась: попаданец из будущего в настоящем еще не родился, поэтому человеком быть не может. Впечатлённый попаданец взял шаманку себе в рабыни. | ||
* Анна Виор [[Легенда о свободе]] — Вирд | * Анна Виор [[Легенда о свободе]] — Вирд | ||
* Наталья Бромлей, Надежда Остроменцкая. | * Наталья Бромлей, Надежда Остроменцкая. «Приключения мальчика с собакой» 74 год до н. э. Сицилийского мальчика Клеона и его собаку, по кличке Лев, похищает шайка пиратов. Он бежит, снова попадает в плен и оказывается в рабстве у римского сенатора, а после — в лагере Спартака. | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
Строка 67: | Строка 67: | ||
** Эвмей даже поименован как «свинопас богоравный». | ** Эвмей даже поименован как «свинопас богоравный». | ||
* Петроний Арбитр, «Сатирикон». Раб Трималхион стал вольноотпущенником (за специфические услуги хозяину и хозяйке), эпически разбогател, окружил себя роскошью и произведениями искусства, но остался самовлюблённым индюком. | * Петроний Арбитр, «Сатирикон». Раб Трималхион стал вольноотпущенником (за специфические услуги хозяину и хозяйке), эпически разбогател, окружил себя роскошью и произведениями искусства, но остался самовлюблённым индюком. | ||
* «[[Восточная сказка|Али-Баба и сорок разбойников]]». Хотя номинально главный | * «[[Восточная сказка|Али-Баба и сорок разбойников]]». Хотя номинально главный герой — Али-Баба, но его невольница Марджана работает настоящим двигателем сюжета, превосходя по уму и хитрости что Али-Бабу, что атамана разбойников. | ||
** К слову, полное название несокращённой | ** К слову, полное название несокращённой сказки — «Рассказ про Али-Баба и сорок разбойников и невольницу Марджану, полностью и до конца» | ||
* «Куньлуньский | * «Куньлуньский раб» — первая из уцелевших [[у-ся]]. Не столько драки, сколько паркур по столичным крышам. Главный герой — мулат. | ||
* [[Барон Мюнхгаузен]] | * [[Барон Мюнхгаузен]] — [[Попасть в плен|попал в плен]] к туркам, был продан в рабство и пас [[Пчёлы правильные и не очень|пчёл]] султана. | ||
* Немецкий писатель | * Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) — [[крестоносец]] граф Эрнст Глейхен [[попасть в плен|попал в плен]] и [[король/принц в рабстве|стал рабом]]. | ||
* Вильгельм Гауф, [[шкатулочный роман]] «Александрийский шейх Али-Бану и его | * Вильгельм Гауф, [[шкатулочный роман]] «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» — большую часть оставляют истории от отпускаемых на свободу невольников. | ||
* Дж. Г. Байрон, «Дон- | * Дж. Г. Байрон, «Дон-Жуан» — отец [[Горные орлы, фета и туристы|Гайдэ]], возлюбленной протагониста, продал его в рабство туркам. | ||
* В. Скотт, «[[Айвенго]] | * В. Скотт, «[[Айвенго]]» — среди главных героев романа есть саксы Вамба и Гурт, рабы Седрика, да и Бриан де Буагильбер притащил из [[крестовые походы|крестового похода]] рабов-сарацин. | ||
* Проспер Мериме, «Таманго». Заглавный | * Проспер Мериме, «Таманго». Заглавный герой — африканский племенной вождь, у которого европейский капитан Леду покупал чёрных же рабов. Ещё и давил на жалость, пристреливая «бракованный товар», от которого покупатель отказался. Но настал и его черёд стать живым товаром. Будучи [[Крутой козёл|опытным полководцем]], он смог организовать захват невольниками корабля. Весь экипаж был перебит, но никто из негров [[Революция не по-детски|не знал, ни как им управлять, ни в какую сторону плыть]]… | ||
* Гарриет Бичер-Стоу, «[[Uncle Tom's Cabin|Хижина дяди Тома]]». Рабов | * Гарриет Бичер-Стоу, «[[Uncle Tom's Cabin|Хижина дяди Тома]]». Рабов множество — ибо [[Довоенный Юг]] плюс немножко Севера. Рабы разные, и судьба у них разная. | ||
** Семья Гаррисов, особенно муж, свободолюбивы, сильны духом, готовы ради свободы и сражаться, и скрываться, и жизнью рисковать. | ** Семья Гаррисов, особенно муж, свободолюбивы, сильны духом, готовы ради свободы и сражаться, и скрываться, и жизнью рисковать. | ||
** Дядя | ** Дядя Том — изначально [[не бедный раб]], который по-христиански смиренно принимает свою несвободу, но никогда не сделает ничего, что противно его совести, даже под угрозой смерти. | ||
** | ** Топси — маленькая девочка, которую избивали и морили голодом. Но это не смогло убить в ней детскую непосредственность. | ||
* Э. Булвер-Литтон, «Последние дни | * Э. Булвер-Литтон, «Последние дни Помпей» — среди персонажей есть Нидия, [[Прелестная слепая девушка|слепая рабыня]]. И старик Медон, чей сын, вольноотпущенник Лидон, нанялся в гладиаторы, чтобы выкупить отца. | ||
* Ричард Хилдрет, «Белый раб». Главный герой Арчи, мулат, влюбляется в рабыню Касси. [[Откровение у холодильника|Он и | * Ричард Хилдрет, «Белый раб». Главный герой Арчи, мулат, влюбляется в рабыню Касси. [[Откровение у холодильника|Он и Касси — единокровные брат и сестра]]! | ||
* Генри Лонгфелло, «[[The Song of Hiawatha|Песнь о Гайавате]] | * Генри Лонгфелло, «[[The Song of Hiawatha|Песнь о Гайавате]]» — По-Пок-Кивис, [[шулер|жульничая]], [[игры азартные и не очень|обыграл]] старого Ягу, у которого отобрал его племянника и сделал своим рабом. | ||
* Г. Сенкевич «Камо грядеши? | * Г. Сенкевич «Камо грядеши?» — Сенатор Петроний влюбляется в свою рабыню Эвнику. | ||
** А вот | ** А вот Лигия — не рабыня, а [[заложник|заложница]]. | ||
* Марк Твен: | * Марк Твен: | ||
** «Приключения Гекльберри | ** «Приключения Гекльберри Финна» — почти всю книгу спутником Гека был [[побег|беглый]] раб Джим, и белый мальчик старался ему помочь. {{spoiler|В конце выяснилось, что хозяйка даровала ему вольную.}} | ||
** «Приключения Тома | ** «Приключения Тома Сойера» — чёрные рабы есть и здесь, но они не играют заметной роли в повествовании. | ||
** Неоконченная повесть «Заговор Тома | ** Неоконченная повесть «Заговор Тома Сойера» — среди персонажей есть работорговец Брэдиш по кличке [[Слепой|Крот]]. | ||
** «Янки из Коннектикута при дворе короля | ** «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — условное Средневековье, сеттинг [[Король Артур|Артурианы]]. Янки и Артур, путешествуя инкогнито, попали в рабство. | ||
** «Принц и | ** «Принц и нищий» — XVI век, правление короля Генриха VIII. «За третью попытку к нищенству клеймят раскалённым железом и продают в рабство; он убегает, его ловят и [[Неадекватное возмездие|вешают]]». | ||
* Николас Уайзмэн (Nicholas Wiseman), «Фабиола, или Церковь в катакомбах» (Fabiola or, the Church of the Catacombs) | * Николас Уайзмэн (Nicholas Wiseman), «Фабиола, или Церковь в катакомбах» (Fabiola or, the Church of the Catacombs) — среди героев есть чёрная рабыня Афра. Хозяйка относилась к ней хорошо и дала вольную, Афра вышла [[Девочка для битья|замуж]], и оказалось, что она променяла одно рабство на другое, и неизвестно, которое хуже. Там же другая рабыня, христианка Сира, отказавшаяся от свободы, чтобы иметь возможность влиять на госпожу. | ||
* Р. Джованьоли, | * Р. Джованьоли, «Спартак» — сестра заглавного героя Мирца и огромное количество эпизодических персонажей. | ||
* Р. [[Киплинг]], «Холодное | * Р. [[Киплинг]], «Холодное железо» — эльфы приняли к себе младенца умершей рабыни и воспитали. Но когда он подрос, то первый же найденный предмет из холодного железа определил его судьбу, и это оказался рабский ошейник. Правда, в предсказании говорится не столько о рабстве, сколько о бескорыстном служении людям, так что мальчик прожил вполне счастливую жизнь. | ||
* [[Оскар Уайльд]], «[[Звёздный мальчик]] | * [[Оскар Уайльд]], «[[Звёздный мальчик]]» — в рамках [[Оздоровительная порка|оздоровительной порки]] протагонист попадает в рабство. | ||
* Роберт Говард: | * Роберт Говард: | ||
** «Люди Черного круга». Чтобы сломить волю принцессы, колдун заставляет ее вспомнить [[Реинкарнация|предыдущие воплощения]] и она вспоминает, как была рабыней. | ** «Люди Черного круга». Чтобы сломить волю принцессы, колдун заставляет ее вспомнить [[Реинкарнация|предыдущие воплощения]] и она вспоминает, как была рабыней. | ||
** «[[Соломон Кейн]] | ** «[[Соломон Кейн]]» — герой попал в плен к туркам и был продан в рабство. | ||
** Цикл про Конана-варвара: | ** Цикл про Конана-варвара: | ||
*** Персонажа 200 лет продержали в магическом рабстве. Вернувшись, он не обнаружил [[Пришелец из прошлого|ни дома, ни семьи, лишь могилы]]. | *** Персонажа 200 лет продержали в магическом рабстве. Вернувшись, он не обнаружил [[Пришелец из прошлого|ни дома, ни семьи, лишь могилы]]. | ||
Строка 103: | Строка 103: | ||
*** Во всех экранизациях он [[Крутой поневоле|крутой благодаря работорговцам]]. | *** Во всех экранизациях он [[Крутой поневоле|крутой благодаря работорговцам]]. | ||
* Р. Сабатини: | * Р. Сабатини: | ||
** «[[Captain Blood: His Odyssey|Одиссея капитана Блада]] | ** «[[Captain Blood: His Odyssey|Одиссея капитана Блада]]» — главного героя и его товарищей, осуждённых на смертную казнь, помиловали и продали в рабство на Барбадос. Им удалось бежать, но эта тема ещё неоднократно всплывает в трилогии. | ||
** «Морской ястреб». Испанская девушка [[Кинжал невинности|при помощи кинжала]] старого еврея предпочла убить себя, лишь бы не идти к нему в рабство. | ** «Морской ястреб». Испанская девушка [[Кинжал невинности|при помощи кинжала]] старого еврея предпочла убить себя, лишь бы не идти к нему в рабство. | ||
* Дж. Р. | * Дж. Р. Р. Толкин, «[[The Silmarillion|Сильмариллион]]» — Туор три года провёл в рабстве. | ||
* Польский писатель Аркадий Фидлер, «Белый | * Польский писатель Аркадий Фидлер, «Белый Ягуар — вождь араваков» — среди друзей главного героя, белого человека, есть индейцы и негры, бежавшие из рабства. | ||
* Джек Линдсей, | * Джек Линдсей, «Ганнибал» — гетера Дельфион, одна из главных героев. Причём она уже [[сутенёр|владеет ''заведением'']] с несколькими девушками и сама покупает у матери свободную девушку, которая согласна стать рабыней (если ей разрешат взять с собой свою [[кавайная нэко|кошку]]). | ||
* Уильям Стирнс Дэвис, «[[A Victor of Salamis|Саламин]] | * Уильям Стирнс Дэвис, «[[A Victor of Salamis|Саламин]]» — главного героя, молодого афинянина Главкона, бывший друг захватил в плен и продал пиратам. Так он стал рабом. | ||
** Кроме того, в романе выведен | ** Кроме того, в романе выведен Сикинн — раб и [[шпион]] Фемистокла, который пользуется полным доверием своего господина и выполняет особо важные поручения. | ||
* Франк Бруно, «Сервантес». Испанскому писателю за свою бурную жизнь довелось попасть в плен к североафриканским работорговцам… и выйти из их лап невредимым. | * Франк Бруно, «Сервантес». Испанскому писателю за свою бурную жизнь довелось попасть в плен к североафриканским работорговцам… и выйти из их лап невредимым. | ||
* Курд Панахи Макулу, роман «Саттар- | * Курд Панахи Макулу, роман «Саттар-хан» — юношу, который пытался сбежать с рабыней азербайджанского принца, [[Неадекватное возмездие|кастрировали, а рабыню изуродовали]]. | ||
* Ф. Герберт, «[[Dune|Дюна]]»: | * Ф. Герберт, «[[Dune|Дюна]]»: | ||
** Фейд-Раута Харконнен выходил на поединки с рабами-[[гладиатор]]ами с [[Отравленное оружие|отравленным кинжалом]]. | ** Фейд-Раута Харконнен выходил на поединки с рабами-[[гладиатор]]ами с [[Отравленное оружие|отравленным кинжалом]]. | ||
** [[Шрамы навсегда|Шрамы на лице]] Гурни | ** [[Шрамы навсегда|Шрамы на лице]] Гурни Халлека — напоминание о рабской юности. | ||
* Роберт Хайнлайн: | * Роберт Хайнлайн: | ||
** «Гражданин Галактики» | ** «Гражданин Галактики» полковник — Галактического патруля Ричард Баслим борется против работорговцев Девяти Миров. [[Крутой инвалид|Потеряв ногу и глаз]] и маскируясь под нищего, он покупает за гроши строптивого мальчишку-раба Торби, который становится приёмным сыном. | ||
* Розмари Сатклифф, «Орёл Девятого | * Розмари Сатклифф, «Орёл Девятого легиона» — бритт Эска был рабом [[императоры и гладиаторы|римлянина Марка]], но перед походом на север Марк освободил его. | ||
* Урсула Ле Гуин «Четыре пути к прощению» и «Обделённые» («Обездоленные в другом переводе»). Рабство, освобождение от него и альтернативный строй, созданный бывшими рабами, как сюжетообразующие моменты. | * Урсула Ле Гуин «Четыре пути к прощению» и «Обделённые» («Обездоленные в другом переводе»). Рабство, освобождение от него и альтернативный строй, созданный бывшими рабами, как сюжетообразующие моменты. | ||
* Дж. Мартин, «[[A Song of Ice and Fire|ПЛиО]]»: | * Дж. Мартин, «[[A Song of Ice and Fire|ПЛиО]]»: | ||
** Рыцарь из Вестероса сир Джорах Мормонт занялся работорговлей, чтобы [[Любовь делает злодеем|покупать предметы роскоши]] для капризной и неверной юной жены. Его отец «Старый Медведь» Джиор Мормонт, лорд-командующий Ночного Дозора, изгнал и проклял сына за это, и Джорах бежал на Эссос. | ** Рыцарь из Вестероса сир Джорах Мормонт занялся работорговлей, чтобы [[Любовь делает злодеем|покупать предметы роскоши]] для капризной и неверной юной жены. Его отец «Старый Медведь» Джиор Мормонт, лорд-командующий Ночного Дозора, изгнал и проклял сына за это, и Джорах бежал на Эссос. | ||
** Странствуя по Эссосу, Тирион Ланнистер наткнулся на Джораха и стал его пленником. Вскоре, правда, справедливость | ** Странствуя по Эссосу, Тирион Ланнистер наткнулся на Джораха и стал его пленником. Вскоре, правда, справедливость восторжествовала — их поймали и уравняли в правах работорговцы. | ||
** Эпизодический персонаж, главарь | ** Эпизодический персонаж, главарь пиратов — [[Охотник за беглыми рабами|охотников за рабами]], в книге никак не назван и появляется мельком. В сериале он получил имя Малко, облик [[Страшный негр|страшного негра]] (у актёра Адевале Аккинуойе-Агбадже такое [[амплуа]]) и запомнился [[чудо одной сцены|диалогом о карликах и половых членах]] с Тирионом, с которым он составил хороший контрастный дуэт. [[Чудо одной сцены]]. | ||
** | ** Миссандея — личный секретарь Дейнерис, бывшая рабыня-переводчица из Астапора и первая освобожденная в этом городе. [[Вундеркинд]] — в свои неполные 12 уже знала [[полиглот|шесть языков]]. | ||
** Серый | ** Серый Червь — командир Безупречных, освобожденных из рабства Дейенерис. За это [[Собачье послушание|по-собачьи предан]] своей королеве. «Серый Червь» — имя, которое он носил в рабстве и под которым обрёл свободу. | ||
** Также рабами были [[Был никем, стал кошмаром|могущественная колдунья]] Мелисандра и [[серый кардинал ]]Варис. | ** Также рабами были [[Был никем, стал кошмаром|могущественная колдунья]] Мелисандра и [[серый кардинал ]]Варис. | ||
* Джо Аберкромби: | * Джо Аберкромби: | ||
** «Море | ** «Море Осколков» — главный герой Ярви попал в рабство, но сумел сбежать. | ||
*** Там же среди | *** Там же среди персонажей — рабыня [[Цундэрэ|Сумаэль]]. | ||
** «[[Circle of the World/The First Law|Первый закон]] | ** «[[Circle of the World/The First Law|Первый закон]]» — среди персонажей есть бывшая рабыня с юга Ферро. | ||
* Л. | * Л. М. Буджолд, «[[Curse of Chalion|Проклятье Шалиона]]» — Казарил в начале романа только-только был освобождён из рабства на галерах и испытал [[ПТСР]]. | ||
* Энн Райс, «Вампирские | * Энн Райс, «Вампирские хроники» — вампир Арман был захвачен в рабство во время [[Ордынское иго|татаро-монгольского нашествия]]. [[Не в ладах с историей|Или в другое время]]? А Луи де Пон дю Лак — владелец плантации в Луизиане. | ||
* Брендон Сандерсон, «[[Stormlight Archive|Архив Буресвета]] | * Брендон Сандерсон, «[[Stormlight Archive|Архив Буресвета]]» — Каладин спас одного человека и попутно добыл супероружие, которое сделало бы его, простого солдата, одним из самых могущественных аристократов королевства. Однако от своего трофея ''отказался'', и спасённый присвоил таковой себе, а самого спасителя «[[Жестокое милосердие|милостиво]]» продал в рабство. | ||
* Нил Стивенсон [[Cryptonomicon|Криптономикон]] | * Нил Стивенсон [[Cryptonomicon|Криптономикон]] — Гото Денго довелось побывать в рабстве. | ||
* «Барочная трилогия» того же | * «Барочная трилогия» того же Стивенсона — Джек Шафто попал в плен к туркам и стал галерным рабом. Впоследствии сбежал с несколькими товарищами по несчастью. | ||
* Маргарет Уэйс, Трейси Хикмен, цикл «[[Dragonlance|Сага о Копье]] | * Маргарет Уэйс, Трейси Хикмен, цикл «[[Dragonlance|Сага о Копье]]» — Карамон Маджере был продан в рабство на гладиаторскую арену, где выступал в [[Бронелифчик|фансервисном доспехе]]. | ||
* Алан Дин Фостер, «Сквозь призму световых | * Алан Дин Фостер, «Сквозь призму световых лет» — главгероя, как и многих других инопланетян, [[Похищение инопланетянами|похитили пришельцы-работорговцы]]. | ||
* Раймонд Фэйст, трилогия «Конклав | * Раймонд Фэйст, трилогия «Конклав Теней» — девушка протагониста оказалась продана в рабство. | ||
* Дэвида Эддингс, [[The Elenium and The Tamuli]] («Хроники Спархока») | * Дэвида Эддингс, [[The Elenium and The Tamuli]] («Хроники Спархока») — стремясь спасти свой народ от истребления, очередной король Атана пришел к тамульцам с предложением — взять атанов в рабство. | ||
** Миртаи из народа Атана в семь лет была схвачена работорговцами, но рабыней оказалась | ** Миртаи из народа Атана в семь лет была схвачена работорговцами, но рабыней оказалась никудышной — еще при попытке захвата убила двоих работорговцев. В рабство все же попала, переходила из рук в руки, увеличив при этом свой счет трупов до тридцати четырех, пока её не подарили Элане в качестве телохранительницы. | ||
* Гарри Гаррисон, «Специалист по этике». После подстроенной им же аварии Язон дин Альт начинает свою карьеру на планете именно в качестве раба. По ходу сюжета трижды меняет хозяев и на короткое время сам становится рабовладельцем. | * Гарри Гаррисон, «Специалист по этике». После подстроенной им же аварии Язон дин Альт начинает свою карьеру на планете именно в качестве раба. По ходу сюжета трижды меняет хозяев и на короткое время сам становится рабовладельцем. | ||
* Паоло Бачигалупи, «Девочка- | * Паоло Бачигалупи, «Девочка-флейта» — в её костях проделаны сквозные отверстия, через которые можно дуть, извлекая звуки флейты. | ||
* «Горианский цикл» Джона | * «Горианский цикл» Джона Нормана — [[педаль в пол]]! Каждый из главных героев книг Нормана хотя бы раз оказывался в рабстве. Потом либо бежал сам, либо его освобождали. А героини Нормана и вовсе, как попадают в рабство, так там и остаются, [[Шея мёрзнет без ошейника|находя своё счастье в этом]]. | ||
* Ким Стенли | * Ким Стенли Робинсон — «Годы риса и соли» (альтернативная история, со сквозным сюжетом о перерождении душ и стремлении их друг другу — в этом роман мне напомнил «Облачный атлас»). На одном из этапов перерождений оба главных героя становятся рабами, при этом один приспособился, а другой восстал против строя и поработившей его империи. | ||
=== Кино === | === Кино === | ||
Строка 152: | Строка 152: | ||
* «Сигурд, победитель дракона» — среди персонажей есть раб-ирландец Патрик (в рабстве носивший имя Рейм), [[Названые братья|Названый брат]] заглавного героя. | * «Сигурд, победитель дракона» — среди персонажей есть раб-ирландец Патрик (в рабстве носивший имя Рейм), [[Названые братья|Названый брат]] заглавного героя. | ||
* «Стражи Галактики» — Йонду был продан в рабство [[На хрена родня такая, лучше буду сиротой|собственными родителями]]. | * «Стражи Галактики» — Йонду был продан в рабство [[На хрена родня такая, лучше буду сиротой|собственными родителями]]. | ||
* «[[Mortal Engines|Хроники хищных городов]] | * «[[Mortal Engines|Хроники хищных городов]]» — Эстер Шоу и Том Нэтсуорти захватили работорговцы. На рынке рабов героиню продать не удалось из-за уродливости («Ужасный шрам рассекал ее лицо ото лба до подбородка. Рот перекосило в вечной ухмылке, нос расплющило, а единственный глаз смотрел на него из этого кошмара»). Но это в книге «Смертные машины» — в кино [[Голливудское уродство|аккуратные шрамы не всегда заметишь]] на пухлом лице даже при крупных планах. Анна Фанг, один из лидеров противников движения городов, спасла героев от работорговцев. | ||
* «12 лет рабства». | * «12 лет рабства». | ||
* «Рождение нации» (новый фильм про восстание рабов, а не старый про ККК). | * «Рождение нации» (новый фильм про восстание рабов, а не старый про ККК). | ||
Строка 163: | Строка 163: | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
* «[[Доктор Кто]]» — уды временно порабощены людьми. | * «[[Доктор Кто]]» — уды временно порабощены людьми. | ||
* «[[Muhteşem Yüzyıl|Великолепный век]] | * «[[Muhteşem Yüzyıl|Великолепный век]]» — Хюррем и Ибрагим. | ||
* «Рабыня Изаура» — самый известный в [[Бесславные девяностые|1990-х]] сериал про рабыню. При том, что тема [[Рабство|рабства]] совершенно в сериале не раскрыта, скорее даже наоборот, а зритель недоумевает, почему с этой <s>Богиней</s> рабыней все окружающие не-женского пола носятся, аки с писаной торбой (включая её юридически полноправного владельца, да). | * «Рабыня Изаура» — самый известный в [[Бесславные девяностые|1990-х]] сериал про рабыню. При том, что тема [[Рабство|рабства]] совершенно в сериале не раскрыта, скорее даже наоборот, а зритель недоумевает, почему с этой <s>Богиней</s> рабыней все окружающие не-женского пола носятся, аки с писаной торбой (включая её юридически полноправного владельца, да). | ||
** Это только для тех, кто смотрел советскую версию теленовеллы, урезанную до 15 часовых серий. В оригинальной (100 серий по 25 минут) тема раскрыта по самый корешок. | ** Это только для тех, кто смотрел советскую версию теленовеллы, урезанную до 15 часовых серий. В оригинальной (100 серий по 25 минут) тема раскрыта по самый корешок. | ||
*** Впрочем, советское сокращение было | *** Впрочем, советское сокращение было вторым — изначально для международного показа 100 серий были сокращены до 30. | ||
=== [[Аниме]], [[манга]] и [[ранобэ]] === | === [[Аниме]], [[манга]] и [[ранобэ]] === |
Версия 13:08, 24 июля 2023
« | Футбол остается последним легальным способом купить негра. | » |
— Чёрный юмор про чёрную расу |
Герой произведения, волею печальных обстоятельств оказался в рабстве. А что из этого выйдет — зависит от исторического периода, в котором произведение создавалось.
Если произведение старше, чем феодализм (и даже если немного младше), то в те времена рабовладение было обыденной частью жизни и никто на нём внимание особо не заострял, сотня невольников в качестве массовки — да, легко. Впрочем, раба главным героем или рассказчиком в те времена, как правило, не делали, разве что рассказ откровенно юмористический (есть и такие).
В произведениях Нового времени, особенно приключенческого жанра, положительный герой вполне может загреметь в рабство, обычно в качество военнопленного, если сюжет исторический. Разумеется, ненадолго, после чего либо убивает рабовладельца, либо бежит, либо получает вольную, либо с ним происходят ещё какие-нибудь интересные вещи (особенно, если рабовладелец(лица) другого пола). Современными авторами этот штамп тоже охотно эксплуатируется, также добавляются всевозможные деконструкции и субверсии, по которым рабство иногда может оказаться совсем не тем, чем кажется.
Примеры
Мифология и фольклор
- Библия. Книга Исхода целиком посвящена исходу целого народа из рабства.
- Не забываем также Иосифа, которого продали в рабство родные братики, и Агарь, рабыню Авраама, которая родила от него Исмаила.
Литература
Русскоязычная
- Людмила Шаховская, «Сивилла — волшебница Кумского грота» — действие происходит в Древнем Риме ещё до становления республики. Среди рабов есть грек из города Сибирис по имени Грецин, в прошлом — богатый человек. Другие рабы — Арпин, внебрачный сын, считающийся по закону рабом своего отца, и скромная и привлекательная Амальтея.
- А. Беляев, «Последний человек из Атлантиды» — СФК античности. Сын жреца Акса-Гуам влюблён в рабыню по имени Ата.
- Л. Лагин, «Старик Хоттабыч» — после того, как Волька обиделся на приятеля Женьку Богорада, джинн телепортировал того в первой редакции — в колонию Бенэм, во второй — в Индию и «порадовал» Вольку тем, что Женю там быстро продадут в рабство (не зная, что рабами там давно уже не торгуют).
- А. Говоров, «Алкамен — театральный мальчик». Заглавный герой — храмовый раб. Несмотря на то, что он сбегает, добивается славы и положения в обществе, в конце книги его находят хозяева-жрецы, и даже афинские власти ничего поделать не могут.
- Тут накручена излишняя драма — в Афинах и большинстве государств древнего мира были законы о принудительном выкупе государством рабов у владельцев в исключительных случаях.
- И. А. Ефремов:
- «На краю Ойкумены» — главный герой, грек Пандион, попал в рабство в Египте, участвует в восстании рабов, затем выкупает свободу через участие в ловле носорога.
- «Таис Афинская» — рабы есть и здесь. Так, немаловажную роль в сюжете играют две рабыни-наперсницы заглавной героини — фиванка Гесиона и эфиопка Эрис. Позже они обе получают вольную.
- Ф. Искандер, «Дядя Сандро и раб Хазарат». «Стыдно сказать, из-за каких глупостей начиналась кровная месть». В данном случае — из-за того, что при переходе вброд реки мужчина хлестнул плетью лошадь, на которой сидела женщина. В итоге истребили всех мужчин из одного рода, кроме младшего, которого сделали рабом.
- Валентин Пикуль, «Фаворит» — приведена песня матросов с корабля работорговцев. «Еще не бывал я на Конго-реке, Дернем, парни! Дернули… Там жмет лихорадка людей в кулаке. Дернем, парни! Дернули».
- Владислав Крапивин, «Сандалик, или Путь к Девятому бастиону» — хронофантастика. Главный герой, советский пацан Саня, подружился с древнегреческим сверстником Одиссеем. Он из небогатой семьи: есть один раб, но и хозяева работают наравне с ним. Но когда встал вопрос о продаже раба, Саня предложил переправить его в наше время.
- Мария Семёнова.
- «Волкодав»:
- Главный герой, венн из клана Серых Псов (СФК северных славян), ещё ребёнком был продан в рабство после уничтожения всей своей семьи.
- Ниилит, девушка из восточной страны Саккарем, продана родными дядей и тётей и освобождена Волкодавом.
- Также Волкодав пожертвовал своим драгоценным мечом, чтобы помочь только что встреченной старухе и выкупить её мужа из рабства. А меч к нему возвращается.
- В приквеле «Волкодав: Истовик-Камень» фигурируют работорговец Ксоо Тарким и мальчишка-раб Каттай, который говорит о себе в третьем лице. Бедный мальчик хотел выкупить из рабства маму, папу и всех, с кем шел в караване…
- «Лебеди улетают» («Урманские гости»): у юного словенина Тверда вероломный гость урманин Олав убил всех родных, сжёг дом, а его самого продал в рабство.
- «Хромой кузнец» (по мотивам скандинавских легенд) — заглавный герой.
- «Волкодав»:
- О. Громыко, «Космоолухи» — Недолгий Навигатор Алексей был козлом, но после попадания в рабство и последующего освобождения козлизм несколько поумерил.
- Сделали в описании из парня-отличника, несколько излишне самоуверенного, но куда более адекватного чем те же Тед и Полина козла, а там скорее смена взгляда конкретно на Дэна пополам с благодарностью к спасителю, так что его попадание в рабство вызывает только сочувствие и до тропа Оздоровительная порка явно не дотягивает.
- Ник Перумов, «Алмазный меч, деревянный меч» (из цикла «Упорядоченное») — среди героев есть рабыня-дану Агата (она же Сеамни Оэктаканн, она же Тайде Видящая). Она работала в цирке господ Онфима и Онфима и была там на положении парии.
- Вадим Панов, «Тайный город» — метаморф Анна стала сначала рабыней, а потом и свободным подчиненным Великого Дома Навь.
- Виктор Пелевин, «Кормление крокодила Хуфу» — героям не понравились фокусы, и фокусник за это отправил их в древний Египет, сделав рабами на строительстве пирамиды.
- Александр Рудазов, «Архимаг» — единственной любовью мага Креола была его кушитская красавица-рабыня Тхари, погибшая ещё в Шумере.
- В рабстве у Креола отсиживается джинн Хубаксис, который совершил ужасное, немыслимое, чудовищное преступление — испортил воздух в присутствии самого Великого Хана всех джиннов и ифритов.
- Зыков, цикл «Безымянный раб» — попаданец сначала обучился забытой магии, а затем, выйдя к людям, тут же попал в рабство. На него надели ошейник, подавляющий магию.
- Михаил Успенский, «Белый хрен в конопляном поле». В юности Ироня сжёг варяга, который захватил его в плен и сделал своим рабом, заперев хозяина в доме со всей семьёй.
- Марина и Сергей Дяченко, «Медный король» — в начале повествования протагонист был юным рабом.
- Руслан Мельников, дилогия «Хэдхантер» — ближе к концу первой книги происходит вот это поворот, в результате которого Борис оказывается в рабстве. Строго говоря, он угодил в него в самом начале, но до сюжетного твиста считал, что ему повезло устроиться на престижную и денежную работу.
- Ольга Куно, «Горький ветер свободы» — главная героиня, Сандра Эстоуни. Специалист по теоретической магии, автор диссертации на тему «Свойства магических амулетов», сотрудничала в качестве консультанта с тремя музеями и периодически вела семинары в двух столичных университетах. Похищена пиратами и получила магическое клеймо.
- Михаил Щукин, «Цикл о Майе» — заглавную героиню и её младшего брата с помощью хитрых махинаций обратили в рабство. У злодеев были далеко идущие цели. Вот только так получилось, что Майя стала личной рабыней принцессы Иллисианы и возлюбленной наследника престола.
- Ольга Голотвина, «Знак Гильдии» — Дайру, которому как рабу оружие носить нельзя, носит толстый крепкий пояс с тяжёлой заточенной пряжкой.
- Анатолий Дубровный, «Листик. Принцесса пиратов»: как минимум часть проституток в Дворце Наслаждений — рабыни.
- Юрий Иванович, цикл «Раб из нашего времени».
- Кира Измайлова, «Случай из практики» — и автор, и главная героиня явно осуждают предательство Лельи, забывая, что она рабыня.
- Евгений Перов, «Чёрные Клинки» (?) — подросток хотел выкупить рабыню, в которую влюбился. Денег ему не дали. Кончилось плохо.
- Юрий Нестеренко:
- «Крылья» — Эйольта постоянно сталкивается с дискриминацией из-за своих крыльев. Ее дважды обращают в рабство
- «Время меча» — работорговцы захватили Редриха, и тогда Эйрих и Элина похитили ради выкупа местного торговца, чтобы спасти друга. А вообще в этом сеттинге, СФК Ближнего Востока, у пиратов и купцов в норме торговать рабами — и белыми, и чёрными.
- Александр Прозоров:
- Цикл «Ведун». Главный герой, попаданец Олег Середин, пережил много приключений, в том числе и в рабстве побывал.
- В книге «Медный страж» после похода на хазарский город он получил в качестве доли в добыче рабыню «лет тринадцати» Урсулу. Причем поначалу Олег не хотел её брать и становиться рабовладельцем, однако понял, что иначе девочку просто изнасилуют и зарежут. Решил перепродать её какому-нибудь молодому, богатому купцу или боярину, но не удалось. Позже она Влюблилась в Олега как в своего спасителя.
- Византийские монахи из обители святого Евагрия читали книги, у которых «обложки из тисненых шкур рабских сшиты».
- Цикл «Дикое поле». Герой, тоже попаданец, встретил шаманку, которая предсказала: пришелец — не человек, а ифрит. И она не ошиблась: попаданец из будущего в настоящем еще не родился, поэтому человеком быть не может. Впечатлённый попаданец взял шаманку себе в рабыни.
- Цикл «Ведун». Главный герой, попаданец Олег Середин, пережил много приключений, в том числе и в рабстве побывал.
- Анна Виор Легенда о свободе — Вирд
- Наталья Бромлей, Надежда Остроменцкая. «Приключения мальчика с собакой» 74 год до н. э. Сицилийского мальчика Клеона и его собаку, по кличке Лев, похищает шайка пиратов. Он бежит, снова попадает в плен и оказывается в рабстве у римского сенатора, а после — в лагере Спартака.
На других языках
- Гомер, «Илиада» и «Одиссея». В первой книге греки обращают в рабство захваченных в плен троянцев. Во второй рассказано, что свинопас Эвмей сохранил верность Одиссею за многие годы его отсутствия и помог расправиться с наглыми женихами. А нянька-рабыня Эвриклея единственная, кто узнала его сразу.
- Эвмей даже поименован как «свинопас богоравный».
- Петроний Арбитр, «Сатирикон». Раб Трималхион стал вольноотпущенником (за специфические услуги хозяину и хозяйке), эпически разбогател, окружил себя роскошью и произведениями искусства, но остался самовлюблённым индюком.
- «Али-Баба и сорок разбойников». Хотя номинально главный герой — Али-Баба, но его невольница Марджана работает настоящим двигателем сюжета, превосходя по уму и хитрости что Али-Бабу, что атамана разбойников.
- К слову, полное название несокращённой сказки — «Рассказ про Али-Баба и сорок разбойников и невольницу Марджану, полностью и до конца»
- «Куньлуньский раб» — первая из уцелевших у-ся. Не столько драки, сколько паркур по столичным крышам. Главный герой — мулат.
- Барон Мюнхгаузен — попал в плен к туркам, был продан в рабство и пас пчёл султана.
- Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) — крестоносец граф Эрнст Глейхен попал в плен и стал рабом.
- Вильгельм Гауф, шкатулочный роман «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» — большую часть оставляют истории от отпускаемых на свободу невольников.
- Дж. Г. Байрон, «Дон-Жуан» — отец Гайдэ, возлюбленной протагониста, продал его в рабство туркам.
- В. Скотт, «Айвенго» — среди главных героев романа есть саксы Вамба и Гурт, рабы Седрика, да и Бриан де Буагильбер притащил из крестового похода рабов-сарацин.
- Проспер Мериме, «Таманго». Заглавный герой — африканский племенной вождь, у которого европейский капитан Леду покупал чёрных же рабов. Ещё и давил на жалость, пристреливая «бракованный товар», от которого покупатель отказался. Но настал и его черёд стать живым товаром. Будучи опытным полководцем, он смог организовать захват невольниками корабля. Весь экипаж был перебит, но никто из негров не знал, ни как им управлять, ни в какую сторону плыть…
- Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома». Рабов множество — ибо Довоенный Юг плюс немножко Севера. Рабы разные, и судьба у них разная.
- Семья Гаррисов, особенно муж, свободолюбивы, сильны духом, готовы ради свободы и сражаться, и скрываться, и жизнью рисковать.
- Дядя Том — изначально не бедный раб, который по-христиански смиренно принимает свою несвободу, но никогда не сделает ничего, что противно его совести, даже под угрозой смерти.
- Топси — маленькая девочка, которую избивали и морили голодом. Но это не смогло убить в ней детскую непосредственность.
- Э. Булвер-Литтон, «Последние дни Помпей» — среди персонажей есть Нидия, слепая рабыня. И старик Медон, чей сын, вольноотпущенник Лидон, нанялся в гладиаторы, чтобы выкупить отца.
- Ричард Хилдрет, «Белый раб». Главный герой Арчи, мулат, влюбляется в рабыню Касси. Он и Касси — единокровные брат и сестра!
- Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате» — По-Пок-Кивис, жульничая, обыграл старого Ягу, у которого отобрал его племянника и сделал своим рабом.
- Г. Сенкевич «Камо грядеши?» — Сенатор Петроний влюбляется в свою рабыню Эвнику.
- А вот Лигия — не рабыня, а заложница.
- Марк Твен:
- «Приключения Гекльберри Финна» — почти всю книгу спутником Гека был беглый раб Джим, и белый мальчик старался ему помочь. В конце выяснилось, что хозяйка даровала ему вольную.
- «Приключения Тома Сойера» — чёрные рабы есть и здесь, но они не играют заметной роли в повествовании.
- Неоконченная повесть «Заговор Тома Сойера» — среди персонажей есть работорговец Брэдиш по кличке Крот.
- «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — условное Средневековье, сеттинг Артурианы. Янки и Артур, путешествуя инкогнито, попали в рабство.
- «Принц и нищий» — XVI век, правление короля Генриха VIII. «За третью попытку к нищенству клеймят раскалённым железом и продают в рабство; он убегает, его ловят и вешают».
- Николас Уайзмэн (Nicholas Wiseman), «Фабиола, или Церковь в катакомбах» (Fabiola or, the Church of the Catacombs) — среди героев есть чёрная рабыня Афра. Хозяйка относилась к ней хорошо и дала вольную, Афра вышла замуж, и оказалось, что она променяла одно рабство на другое, и неизвестно, которое хуже. Там же другая рабыня, христианка Сира, отказавшаяся от свободы, чтобы иметь возможность влиять на госпожу.
- Р. Джованьоли, «Спартак» — сестра заглавного героя Мирца и огромное количество эпизодических персонажей.
- Р. Киплинг, «Холодное железо» — эльфы приняли к себе младенца умершей рабыни и воспитали. Но когда он подрос, то первый же найденный предмет из холодного железа определил его судьбу, и это оказался рабский ошейник. Правда, в предсказании говорится не столько о рабстве, сколько о бескорыстном служении людям, так что мальчик прожил вполне счастливую жизнь.
- Оскар Уайльд, «Звёздный мальчик» — в рамках оздоровительной порки протагонист попадает в рабство.
- Роберт Говард:
- «Люди Черного круга». Чтобы сломить волю принцессы, колдун заставляет ее вспомнить предыдущие воплощения и она вспоминает, как была рабыней.
- «Соломон Кейн» — герой попал в плен к туркам и был продан в рабство.
- Цикл про Конана-варвара:
- Персонажа 200 лет продержали в магическом рабстве. Вернувшись, он не обнаружил ни дома, ни семьи, лишь могилы.
- Боевая феминистка Карела случайно попала в рабство, и её заставляли учиться танцевать, играть на музыкальных инструментах и читать стихи, наказывая розгами за неуспеваемость.
- Во всех экранизациях он крутой благодаря работорговцам.
- Р. Сабатини:
- «Одиссея капитана Блада» — главного героя и его товарищей, осуждённых на смертную казнь, помиловали и продали в рабство на Барбадос. Им удалось бежать, но эта тема ещё неоднократно всплывает в трилогии.
- «Морской ястреб». Испанская девушка при помощи кинжала старого еврея предпочла убить себя, лишь бы не идти к нему в рабство.
- Дж. Р. Р. Толкин, «Сильмариллион» — Туор три года провёл в рабстве.
- Польский писатель Аркадий Фидлер, «Белый Ягуар — вождь араваков» — среди друзей главного героя, белого человека, есть индейцы и негры, бежавшие из рабства.
- Джек Линдсей, «Ганнибал» — гетера Дельфион, одна из главных героев. Причём она уже владеет заведением с несколькими девушками и сама покупает у матери свободную девушку, которая согласна стать рабыней (если ей разрешат взять с собой свою кошку).
- Уильям Стирнс Дэвис, «Саламин» — главного героя, молодого афинянина Главкона, бывший друг захватил в плен и продал пиратам. Так он стал рабом.
- Кроме того, в романе выведен Сикинн — раб и шпион Фемистокла, который пользуется полным доверием своего господина и выполняет особо важные поручения.
- Франк Бруно, «Сервантес». Испанскому писателю за свою бурную жизнь довелось попасть в плен к североафриканским работорговцам… и выйти из их лап невредимым.
- Курд Панахи Макулу, роман «Саттар-хан» — юношу, который пытался сбежать с рабыней азербайджанского принца, кастрировали, а рабыню изуродовали.
- Ф. Герберт, «Дюна»:
- Фейд-Раута Харконнен выходил на поединки с рабами-гладиаторами с отравленным кинжалом.
- Шрамы на лице Гурни Халлека — напоминание о рабской юности.
- Роберт Хайнлайн:
- «Гражданин Галактики» полковник — Галактического патруля Ричард Баслим борется против работорговцев Девяти Миров. Потеряв ногу и глаз и маскируясь под нищего, он покупает за гроши строптивого мальчишку-раба Торби, который становится приёмным сыном.
- Розмари Сатклифф, «Орёл Девятого легиона» — бритт Эска был рабом римлянина Марка, но перед походом на север Марк освободил его.
- Урсула Ле Гуин «Четыре пути к прощению» и «Обделённые» («Обездоленные в другом переводе»). Рабство, освобождение от него и альтернативный строй, созданный бывшими рабами, как сюжетообразующие моменты.
- Дж. Мартин, «ПЛиО»:
- Рыцарь из Вестероса сир Джорах Мормонт занялся работорговлей, чтобы покупать предметы роскоши для капризной и неверной юной жены. Его отец «Старый Медведь» Джиор Мормонт, лорд-командующий Ночного Дозора, изгнал и проклял сына за это, и Джорах бежал на Эссос.
- Странствуя по Эссосу, Тирион Ланнистер наткнулся на Джораха и стал его пленником. Вскоре, правда, справедливость восторжествовала — их поймали и уравняли в правах работорговцы.
- Эпизодический персонаж, главарь пиратов — охотников за рабами, в книге никак не назван и появляется мельком. В сериале он получил имя Малко, облик страшного негра (у актёра Адевале Аккинуойе-Агбадже такое амплуа) и запомнился диалогом о карликах и половых членах с Тирионом, с которым он составил хороший контрастный дуэт. Чудо одной сцены.
- Миссандея — личный секретарь Дейнерис, бывшая рабыня-переводчица из Астапора и первая освобожденная в этом городе. Вундеркинд — в свои неполные 12 уже знала шесть языков.
- Серый Червь — командир Безупречных, освобожденных из рабства Дейенерис. За это по-собачьи предан своей королеве. «Серый Червь» — имя, которое он носил в рабстве и под которым обрёл свободу.
- Также рабами были могущественная колдунья Мелисандра и серый кардинал Варис.
- Джо Аберкромби:
- «Море Осколков» — главный герой Ярви попал в рабство, но сумел сбежать.
- Там же среди персонажей — рабыня Сумаэль.
- «Первый закон» — среди персонажей есть бывшая рабыня с юга Ферро.
- «Море Осколков» — главный герой Ярви попал в рабство, но сумел сбежать.
- Л. М. Буджолд, «Проклятье Шалиона» — Казарил в начале романа только-только был освобождён из рабства на галерах и испытал ПТСР.
- Энн Райс, «Вампирские хроники» — вампир Арман был захвачен в рабство во время татаро-монгольского нашествия. Или в другое время? А Луи де Пон дю Лак — владелец плантации в Луизиане.
- Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета» — Каладин спас одного человека и попутно добыл супероружие, которое сделало бы его, простого солдата, одним из самых могущественных аристократов королевства. Однако от своего трофея отказался, и спасённый присвоил таковой себе, а самого спасителя «милостиво» продал в рабство.
- Нил Стивенсон Криптономикон — Гото Денго довелось побывать в рабстве.
- «Барочная трилогия» того же Стивенсона — Джек Шафто попал в плен к туркам и стал галерным рабом. Впоследствии сбежал с несколькими товарищами по несчастью.
- Маргарет Уэйс, Трейси Хикмен, цикл «Сага о Копье» — Карамон Маджере был продан в рабство на гладиаторскую арену, где выступал в фансервисном доспехе.
- Алан Дин Фостер, «Сквозь призму световых лет» — главгероя, как и многих других инопланетян, похитили пришельцы-работорговцы.
- Раймонд Фэйст, трилогия «Конклав Теней» — девушка протагониста оказалась продана в рабство.
- Дэвида Эддингс, The Elenium and The Tamuli («Хроники Спархока») — стремясь спасти свой народ от истребления, очередной король Атана пришел к тамульцам с предложением — взять атанов в рабство.
- Миртаи из народа Атана в семь лет была схвачена работорговцами, но рабыней оказалась никудышной — еще при попытке захвата убила двоих работорговцев. В рабство все же попала, переходила из рук в руки, увеличив при этом свой счет трупов до тридцати четырех, пока её не подарили Элане в качестве телохранительницы.
- Гарри Гаррисон, «Специалист по этике». После подстроенной им же аварии Язон дин Альт начинает свою карьеру на планете именно в качестве раба. По ходу сюжета трижды меняет хозяев и на короткое время сам становится рабовладельцем.
- Паоло Бачигалупи, «Девочка-флейта» — в её костях проделаны сквозные отверстия, через которые можно дуть, извлекая звуки флейты.
- «Горианский цикл» Джона Нормана — педаль в пол! Каждый из главных героев книг Нормана хотя бы раз оказывался в рабстве. Потом либо бежал сам, либо его освобождали. А героини Нормана и вовсе, как попадают в рабство, так там и остаются, находя своё счастье в этом.
- Ким Стенли Робинсон — «Годы риса и соли» (альтернативная история, со сквозным сюжетом о перерождении душ и стремлении их друг другу — в этом роман мне напомнил «Облачный атлас»). На одном из этапов перерождений оба главных героя становятся рабами, при этом один приспособился, а другой восстал против строя и поработившей его империи.
Кино
- «Заложница» — субверсия и Йопт in Translation. В оригинале фильм называется Taken — «Захваченная». И захватили девушку не в заложники, а в рабство.
- «Гладиатор» Ридли Скотта — главного героя, бежавшего из Рима полководца Максимуса Децима Меридия, подобрал работорговец, посчитавший его дезертиром, и продал в гладиаторы. Вопиющее Не в ладах с историей: за взятие в рабство даже простого легионера работорговцев распинали на крестах с таким тщанием, что они даже с дезертирами связываться боялись.
- Аналогично и «Монгол». После ссоры с Джамухой и сражения с ним (в реальности закончившегося ничьей) Тэмуджин внезапно попал к нему в плен и оказался продан в рабство тангутам. В реальности ничего подобного никогда не было, и с тангутами Тэмуджин встретился намного позже — когда пошел на них войной и разграбил для первого раза.
- «Назад к рабству» — два афрофранцуза, попав в прошлое, стали рабами.
- «Сигурд, победитель дракона» — среди персонажей есть раб-ирландец Патрик (в рабстве носивший имя Рейм), Названый брат заглавного героя.
- «Стражи Галактики» — Йонду был продан в рабство собственными родителями.
- «Хроники хищных городов» — Эстер Шоу и Том Нэтсуорти захватили работорговцы. На рынке рабов героиню продать не удалось из-за уродливости («Ужасный шрам рассекал ее лицо ото лба до подбородка. Рот перекосило в вечной ухмылке, нос расплющило, а единственный глаз смотрел на него из этого кошмара»). Но это в книге «Смертные машины» — в кино аккуратные шрамы не всегда заметишь на пухлом лице даже при крупных планах. Анна Фанг, один из лидеров противников движения городов, спасла героев от работорговцев.
- «12 лет рабства».
- «Рождение нации» (новый фильм про восстание рабов, а не старый про ККК).
- «Спартак»
- «Табачный капитан» — главный герой, крепостной бояр Свиньиных, купленный за табак по его весу.
- «Крепостная актриса» — герой, бастард князя от крепостной, был вместе с имением продан другому владельцу.
- Серия «Мифика» с героиней Марек, бывшей хромой рабыней.
- Django Unchained — герой, его жена Брумхильда и многие другие чёрные.
Телесериалы
- «Доктор Кто» — уды временно порабощены людьми.
- «Великолепный век» — Хюррем и Ибрагим.
- «Рабыня Изаура» — самый известный в 1990-х сериал про рабыню. При том, что тема рабства совершенно в сериале не раскрыта, скорее даже наоборот, а зритель недоумевает, почему с этой
Богинейрабыней все окружающие не-женского пола носятся, аки с писаной торбой (включая её юридически полноправного владельца, да).- Это только для тех, кто смотрел советскую версию теленовеллы, урезанную до 15 часовых серий. В оригинальной (100 серий по 25 минут) тема раскрыта по самый корешок.
- Впрочем, советское сокращение было вторым — изначально для международного показа 100 серий были сокращены до 30.
- Это только для тех, кто смотрел советскую версию теленовеллы, урезанную до 15 часовых серий. В оригинальной (100 серий по 25 минут) тема раскрыта по самый корешок.
Аниме, манга и ранобэ
- Vinland Saga — значительная часть манги посвящена пребыванию главного героя в рабстве, где он кардинально поднимает уровень доброты.
Видеоигры
- «Oddworld: Abe’s Oddysee»: протагонист игры Эйб — раб на заводе консервов. Собственно, рабами издавна был весь народ мудоконов, но Эйб узнал, из чего ушлые магнаты собрались производить консервы, и решил поднять восстание.
- Enslaved: Oddesey to the West — Обезьяна. С прикрученным фитильком, ибо Трип надела на него обруч, чтобы попасть домой и по завершении, обязалась его снять.
- Gothic II. Фанатский мод «Dark Saga». История начинается с попадание главного героя и его друга в рабство оркам.