Асимметричный конфликт
Иногда в битве сходятся равные противники — с более-менее одинаковыми силами и общим подходом в вопросе того, как эти силы использовать. Такой конфликт можно назвать симметричным. Хорошим примером будут шахматы, хотя первый ход белых и здесь вносит некоторый дисбаланс. Чаще (особенно — в реальной жизни) встречается ситуация, когда одна из сторон конфликта заметно сильнее другой по одному или нескольким параметрам. В этом случае победителя можно предсказать заранее, поэтому люди не особенно любят следить за таким противостоянием. Гораздо больше интереса вызывает так называемый асимметричный конфликт — ситуация, когда у каждой стороны есть свои козыри, делающие её уникальной, так что результат их соперничества становится абсолютно непредсказуемым. Кто победит — более сильный боксёр или более подвижный и выносливый? Континентальная держава или колониальная империя? Слон или кит? Всевозможные версусы целиком и полностью построены на интересе к этому явлению.
Частные случаи асимметричных конфликтов:
- Партизанская война
- Магия против науки
- Планета бьёт Громадную Империю
- Сила против магии
- Стратег vs Тактик
- Воин vs солдат
- Монстр vs Власть
- Плоть против машины
- Злодей-андердог
- Тараканья война
Примеры
Фольклор
- Битва кита со слоном.
Литература
- Классический случай в жанре фэнтези — Тёмный Властелин имеет более многочисленную и зачастую более умелую армию, но стоит ему умереть от рук героев, как Империя Зла мгновенно разваливается. В этом случае Тёмная Сторона расплачивается за силу и управляемость повышенной уязвимостью. «Властелин Колец» как яркий пример.
- Весь жанр рыцарского романа (героического эпоса или богатырской былины) — об этом.
- «Сильмариллион» — сильные и умелые, но (как правило) малочисленные, разобщённые эльфы и аданы против скованных жёсткой дисциплиной и усиленных боевыми чудовищами армий Моргота и Саурона.
- «Досье Дрездена» — численность Стражей Белого Совета в мирное время не превышала две сотни человек, но это были поголовно маги-воины, прошедшие впечатляющую подготовку. Против них сражались тысячи вампиров Красной Коллегии и ещё больше их смертных последователей, однако чародеям долгое время удавалось держать паритет.
- «МИФОтолкования» — предельный случай. Команда из семи магов и/или демонов против многотысячной армии обычных солдат. Учитывая способности первых и численность вторых, исход противостояния до самого конца был крайне неочевиден.
- «Хроники странного королевства» — количественное и качественное превосходство войск (а особенно — магов) Дельты Скаррон достаточно эффективно нейтрализовал сочетанием технического превосходства и монополии на магию (магоподавляющие излучатели, от которых «свои» имеют защиту). Даже после упокоения Скаррона его держава посыпалась отнюдь не сразу.
- «Меганезия» — становление. С одной стороны — мировой глобализм, имеющий многотысячный (если не более) перевес в военной силе и экономической мощи. С другой — сражающиеся за свой дом анархисты-нези с полным безразличием к навязываемыми глобалистами запретами на автономное вооружение, компактные производственные комплексы, атомные и биотехнологии. И имеющие значительно более качественный «гуманитарный ресурс».
- «Архимаг» Рудазова. От начала до конца вся гранд-операция Креола по завоеванию Лэнга вынужденно асимметрична в различных вариациях. В примерном приближении, обычно это либо противостояние небольшого сплочённого отряда друзей-единомышленников против полноценной империи, раздираемой внутренними противоречиями и интригами, либо битва группы хорошо подготовленных и хитроумных людей со сверхмогущественной, но тупой божественной/демонической сущностью.
Кино
- Avatar — «дикарская» биоцивилизация Пандоры против высокоразвитых, но слабо мотивированных наёмников-землян.
- Marvel Cinematic Universe — все фильмы про Мстителей, кроме «Противостояния» aka «Гражданской войны». Команде героев противостоит либо один суперзлодей, либо целая куча менее сильных противников, но не другая команда «суперов».
- Звёздные войны — крайне редко «тёмные» и «светлые» обладают более-менее равными силами, чаще всего одна сторона имеет решающее превосходство, к которому другой стороне приходится как-то приспосабливаться. Например, ситхи-бейниты в условиях, когда их было двое против тысяч джедаев и всей Старой Республики сделали ставку на скрытность, интриги и разваливание противника изнутри. Во время Галактической гражданской войны в условиях господства Галактической Империи повстанцы применяли тактику «ударил-убежал».
- Звездные врата- у Таури максимум 4 космических корабля. У противников обычно больше.
Комиксы
- Вторая Мировая война по версии Marvel Comics — американские и английские супергерои против полчищ нацистских вояк, в большинстве своем не отличающихся умом и сообразительностью. При этом союзные супергерои потому и супер, что обладают суперсилами, а нацистские суперзлодеи, в большинстве своем, таковых не имеют и, в лучшем случае, полагаются на технические примочки. Особенно показателен комикс «Дюжина», в котором заглавный отряд супергероев, не встречая никакого достойного сопротивления, прорвался в Берлин задолго до советских войск и почти что взял немецкую столицу, но попался в ловушку нацистов и был забыт на много лет.
Аниме, манга, ранобэ
- Code Geass — Лелуш и японское сопротивление против Священной Британской Империи, сильнейшей из трёх сверхдержав, занимающей чуть ли не треть всего мира. Подсвечено (с одновременным вдавливанием педали в пол) во втором сезоне, когда воскресший Зеро объявил о повторном создании Соединённых Штатов Японии... в размере одной комнаты китайского консульства.
- Hellsing — Девятый Крестовый поход. По подсчётам Майора, в нём участвуют, с одной стороны, 572 вампира Последнего Батальона, с другой, 2975 элитных рыцарей Ватикана, а с третьей, организация «Хеллсинг» в составе трёх бойцов. Что характерно, побеждают в итоге именно последние, крестоносцы несут большие потери и вынуждены отступить, а вампиры-нацисты так и вовсе оказываются вырезаны до последнего солдата.
- Это не считая британской армии, которая тоже приняла посильное участие в защите Лондона, хотя особой эффективности не показала.
- Noragami — на первый взгляд таким кажется конфликт Бишамон и Ято. Первая — одна из самых сильных и наиболее почитаемых ками, с целым кланом Регалий; второй же — никому не известный божок с одной Регалией и без единого храма. Вот только Ято на самом деле бог разрушения Ябоку, который, среди всего прочего, один раз уже вырезал почти весь клан Бишамон.
- В манге Бишамон, в свою очередь, в одиночку выходит против всего воинства ками. Не побеждает, но выжить ей удаётся.
- Naruto — Четвёртая Мировая война шиноби, в которой на одной стороне выступила объединённая армия пяти Скрытых Деревень и Страны Железа, а на другой — Тоби и Дзэцу. Справедливости ради, на их стороне также выступает армия Белых Дзэцу и воскрешённые с помощью Эдо Тенсей шиноби.
- Shingeki no Kyojin — первоначально так выглядит конфликт человечества, запертого за стенами, с захватившими планету титанами. Позднее — конфликт Парадиса с Марли, причём на стороне последних выступает большинство стран мира.
Видеоигры
- Age of Wonders III — разница в классе героя-правителя затрагивает не только его магические возможности и спектр доступных войск, но и гораздо менее очевидные вещи вроде политики с экономикой. В наибольшей степени тут выделяется некромант (отсутствие у мёртвых потребности в еде или развлечениях очень меняет стиль игры), однако гном-технократ и гном-военачальник тоже очень сильно различаются в плане оптимальной стратегии.
- Disciples — классическим боевым действиям правителя-военачальника Верховный Маг мог противопоставить бомбардировку заклинаниями и непрерывный призыв существ на стратегическую карту, а глава Гильдии — диверсионно-партизанскую тактику с отравлением колодцев и убийствами исподтишка при помощи воров.
- StarCraft — по сюжету, стороны конфликта предельно асимметричны: биологическая цивилизация космических жуков, техномагическое кастовое общество благородных воинов и техногенная цивилизация людей, близкая к современной по образу мышления. В геймплее различия выражены ярко, но всё же не настолько сильно.
- Sword of the Stars — у каждой стороны свой уникальный способ путешествий в космосе, во многом определяющий стратегию развития и тактику боя.
- «Герои уничтоженных империй» в начале мультиплеерного матча давали игроку выбор — оставить себе героя и качать его как в РПГ или использовать свиток призыва крестьян, «выключающий» героя на полчаса, и строить базу как в других RTS. Таким образом, два человека могли играть в совершенно разные игры, соревнуясь при этом друг с другом.
- «Ведьмак 3: Дикая Охота» — именно в таком ключе представлено противостояние Редании (более слабой, но более сплочённой, а также возглавляемой гениальным безумцем Радовидом Свирепым) и Нильфгаарда (более сильного, но раздираемого партизанским движением и внутренними проблемами).
- Stellaris — в старой версии, когда были разные способы ССД, такими были большинства войн: пока одни флоты летали варпом/гипером к цели, другие червоточинами прыгали к ней, уничтожали, прыгали обратно и делали очередной прыжок к следующей, но стоило потерять генератор червоточин, так застревали в системе и уже варп/гиперы летели где угодно безпрепятственно и уничтожали строительные корабли, чтобы они не поставили новые генераторы. Подобное делало пограничные аванпосты и контрольные позиции практически бессмысленным (таким ограничениям подвергался только гипер), а стратегическое значение приобретали только системы с заселенными планетами либо генераторами червоточин.
- Ascendancy — у каждого вида есть своё «дао», познание которого заметно разбавляет унылую непобедимость: эффективное использование спецспособностей зачастую бывает весьма нетривиальным.
- Rogue Trooper — у юга ставка идёт на генетически модифицированую пехоту (способную находиться на планете без скафандров) и её обмундирование. У армии севера пехота воюет в вырвиглазных и неудобных скафандрах (вооружение тоже так себе), зато в плане техники, роботостроения и флота у них явное преимущество.
Настольные игры
- Асимметричные шахматные варианты, такие как «Махараджа» (белая суперфигура против всей чёрной армии), «Шахматы Дансени» (обычный набор фигур против 32 пешек) и т. д.
Реальная жизнь
- Римская Империя на протяжении всей своей истории.
- Пунические войны — у Карфагена было золото, превосходный морской флот и обширная сеть колоний, у Рима — более прогрессивная тактика строевого боя, чуть меньше внутренних склок и не настолько растянутые коммуникации. Борьба шла долгая и упорная, но выиграли римляне.
- Войны с варварами — римская дисциплина, подготовка и логистика против фактора «родной земли» и, в более поздние времена, массового применения кавалерии. Результат получался разный, от обширных завоеваний Юлия Цезаря до печально знаменитого «Вар, верни легионы!».
- Гибель Ацтекской империи — немногочисленные отряды европейских головорезов с кавалерией и огнестрелом против огромного, воинственного, но отвратительно управляемого и ненавидимого всеми соседями государства с технологиями времён неолита. Будь конкистадоров хоть немного побольше, исход конфликта выглядел бы гораздо более закономерным, однако ацтеки проявили просто фантастическую некомпетентность.
- Справедливости ради, на стороне конкистадоров всегда было гораздо больше народу, чем одни лишь европейцы — они активно набирали союзников из местных племён.
- А вот огнестрел был не всегда, как, например, во всё-таки выигранной Битве при Отумбе.
- Война во Вьетнаме — технологическое и финансовое превосходство Америки против фактора «родной земли» и гораздо более высокого боевого духа (в смысле готовности воевать до последней капли крови) у вьетнамцев, которые даже с поддержкой СССР и Китая были далеко не ровня американцам по части матобеспечения.
- Англо-бурская война — аналогично, но с прикрученным фитильком: британское превосходство в финансах и численности против фактора «родной земли» у буров (а вот с боевым духом у них было весьма неоднозначно).
- Так называемый асимметричный ответ в гонке вооружений — не состязаться с противником в той области, где он силён, а бросить силы на разработку специализированных мер противодействия. Например, советские истребители после войны отставали от американских, но СССР предпочёл сделать акцент на зенитные комплексы, и вложение получилось настолько удачным, что разработанная ещё в шестидесятых «Шилка» до сих пор не до конца утратила актуальность, а на её основе потом сделали «Тунгуску» и «Панцирь».
Видеоигры | |
---|---|
Жанры | Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like • Тактическая) • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии (Герои не меча и не магии) • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • Тактика в реальном времени • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
Геймплейные архетипы | Все видеоигры — это 8-битки • Геймплей от X-COM • Есть геймплей — сюжет не нужен vs Есть сюжет — геймплей не нужен • Лутоцентричная игра • Песочница • Суповой набор от Bioware |
Амплуа | Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Какой ещё боевой путь? • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неигровая злодейская фракция • Союзники не к месту • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
Тактические роли | Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Супер-юнит • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
Боссы | Вынесено в отдельный шаблон Пока в процессе перепиливания. |
Персонажи | Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим (Игра за злодея • Игра за негуманоида • Игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
Уровни/архитектура | Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно зловещий последний данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
Графика | HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Брюки без границ • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
Физика | Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся вертолёт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
ИИ | Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
Сетевая и онлайн | Deathmatch • Free to Pay/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Каждому игроку по Леголасу! • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
Движки | Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
Критика | Angry Video Game Nerd • Игрожур |
← | Навигация • Понятия видеоигр |