Маг и плут
Знаете, что объединяет магов с ворами? И тем, и другим нужны развитые мозги, чтобы быть эффективными. Поэтому немудрено, что эти две профессии часто совмещаются в одном человеке.
Такой персонаж редко бывает злодеем, но очень часто — антигероем.
Чаще всего такие персонажи делятся на две больших группы. Одни по каким-то причинам (смерть наставника или ограниченность собственных магических способностей) вынуждены были прекратить обучение магии — и компенсируют этот недостаток воровскими штучками. Другие изначально готовятся к деятельности, требующей воровских качеств (например, шпионаж или политика); для них магия служит вспомогательным средством.
Наиболее распространенные среди таких персонажей типы магии:
- Ясновидение — они знают ценность информации и пользуются любыми способами ее добычи.
- Телекинез — позволяет вскрывать замок бесконтактно, доставать предметы из недоступной зоны, а в современных сеттингах — не оставлять отпечатков пальцев.
- Телепатия — величайший дар для мошенника. Потягаться с ним может разве что…
- Гипноз — идея восходит, вероятно, к т. н. цыганскому гипнозу.
- Эмпатия — похуже, чем телепатия, но тоже неплохо.
- Невидимость — no comments.
- Магия иллюзий — простор для проявления хитрости и изобретательности.
- Золото дураков — придумано специально для мошенничества.
- Тёмная энергия — не только подспорье в бою, но и бюджетный вариант невидимости.
Родственные тропы:
- Колдун и воин — так как в жертву мультиклассированию часто приносится боевая магия, в бою нашему герою приходится полагаться на оружие.
- Колдун и стрелок — если выбрано оружие дальнего боя.
- Ассассин и ниндзя — если их в сеттинге наделили особой магией.
- Трикстер — частое амплуа мага-плута.
- Кицунэ — являются таковыми почти всегда.
Примеры[править]
Литература[править]
- Бушков, «Сварог» — Паколет. Маг из него, конечно, слабенький, но для карманных краж способностей вполне хватает. Так и побирается, пока не наталкивается на протагониста.
- Садов, «Рыцарь Ордена» — Далила. Аналогично, маг слабенький, но умения наводить на любое вино эффект сонного зелья хватало для деятельности по типу «клофелинщицы». После присоединения к команде протагониста оказалась неплохой лучницей и фехтовальщицей, увы, не отслеживающей тылы, а заодно принцессой в изгнании.
- «ПЛиО»: один из немногих, кто демонстрировал что-то похожее на магию, — Безликий Якен Хгар, наёмный убийца, служащий Многоликому Богу и умеющий менять внешность.
- Сергей Лукьяненко, дилогия «Трикс» — главный герой, Трикс Солье. На первых порах магией он владеет довольно плохо (только начал учиться), так что из большинства переделок приходится выкручиваться с помощью смекалки. В конце первой книги магическим путём получает умения ассасина, причем не те, которыми они реально обладают, а взятые из его собственных представлений — умение прятаться в абсолютно пустой комнате прилагается. Ну и, наконец, во второй книге проходит у главы братства ассасинов старца Абва полноценное обучение «по специальности».
- Генри Лайон Олди, «Маг в законе» — поскольку в мире романа уголовному наказанию подлежит любое проявление магии, чародеи полностью вытеснены в криминальную сферу. Благодаря своим способностям именно они являются элитой преступного мира. Делятся по типу способностей на четыре карточные масти («пики»-воры, «бубны»-мошенники, «кресты»-некроманты и «червы» — нечто вроде третейских судей, «стряпчие»).
- «Хроники странного королевства» — местная поговорка гласит, что воры-маги — самые страшные люди (решат любую проблему, но лучше не спрашивать, каким способом). Агент «лавочки» Макс Рельмо горячо возражает на это, что он не вор-маг, а маг-вор. Великий менталист и глава эльфийской разведки Раэл от комментариев воздерживается. А придворный шут и бывший хакер Жак от причисления к магам яростно открещивается (он и вправду отличается от нормальных магов: в отличие от них, он колдует не за счёт природного дара, а за счёт имплантата).
- Миры Ника Перумова — протагонист ряда книг Фесс изначально был воином с уклоном в ловкость, после потери памяти стал некромантом. Находясь в Эвиале, герой был подчинён правилу одного дара, но потом оклемался и, в общем-то, продолжил быть сабжем.
- Dragonlance — спорный пример. По днд-классификации Рейстлин считается чистым магом. Но Фистандантилуса он побеждает, незаметно сняв у него прямо с шеи Очень Важный Артефакт… правда, подраться в тот день обоим магам тоже пришлось изрядно.
- Аша вроде-как-Маджере — знает пару колдовских приемов, но в основном карманница.
- МИФ — Скив, конечно. Из-за гибели наставника он не смог многому научиться в магии. Но то, чему научился, он использует с невероятной изобретательностью. Ааз ещё лучше как плут, но магических сил временно лишён.
- Брендон Сандерсон, «Рождённый туманом» — Вин ещё в начале книги, когда она состояла в шайке вора Камона, немного владела (ещё не понимая этого) одной из разновидностей местной магии, позволяющей ей воздействовать на эмоции людей и таким образом обманывать их. Камон с помощью дара Вин провернул несколько удачных мошеннических операций.
- Ароматов, «Объектный подход» — Дэн. Попаданец, не пожелавший становиться подопытным для местных магов, сперва связывается с криминалом (специализируясь на воровстве магических книг), а затем находит наставника-мага, который вербует его в разведку.
- Метавселенная Рудазова
- «Архимаг»:
- Креол в годы ученичества не чурался карманных краж. А ещё постоянно жульничает при настольных играх, подталкивая кости телекинезом. Когда партнёром по игре оказывается Шамшуддин — ещё более высококлассный телекинетик — это неизбежно превращается в «перетягивание удава». И вообще, несмотря на свой стиль колдовства, подчёркивает, что любой хороший маг — немного плут, ибо его оружие, в отличие от оружия воина, от противника сокрыто.
- Колдуны-теневики Серой Земли — в первую очередь шпионы, диверсанты и ликвидаторы. Так, Карна Мрачная была поймана при попытке покушения на короля Обелезнэ, а Дзецар Киллер ликвидировал попавшую в плен Моав Ехидну.
- «Паргоронские байки» — Майно Дегатти не только высококлассный волшебник-фамильярщик, заработавший на этом премию Бриара, но и продувной авантюрист, адреналиновый наркоман и ловелас, в своё время наставивший рога аж нескольким демолордам Паргорона.
- «Архимаг»:
Кино[править]
- «Иллюзия обмана» — не магия, а очень высокотехнологичные фокусы, но суть абсолютно идентичная.
- Во второй части нереальная подсветка: антагониста играет Дэниел Рэдклифф, читающий мораль на тему «наука — это и есть магия» (!)
- Star Wars — с прикрученным фитильком. Да, Дарт Сидиус, он же император Шив Палпатин — очень могущественный маг, в смысле Повелитель Тьмы… но вы же помните, насколько хитроумный и вероломный гамбит привел его к власти?
- Надо заметить, изрядная доля вероломности и хитроумия является необходимым условием выживания для любого ситха.
Комиксы[править]
- Marvel: ненаучно-фантастическая вариация в лице Nightcrawler (Ночной Змей, Ночной Ползун). Ловкий и скрытный мутант, владеющий телепортацией, стелсом и зрением в темноте.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Fate/Zero — Кирицугу. Он профессиональный убийца, полагающийся на хитрость и скрытность. И в то же время сохранил часть (в ранобэ сообщается, что небольшую) наследия магического рода Эмия. В частности, он мастер времени и гипнотизер.
Видеоигры[править]
- Серия TES — здесь за это отвечают магия Иллюзии, Изменения и Мистицизма (пара воровских заклинаний в Разрушении тоже есть). В четвёртой части — круто и практично. В пятой вор безо всяких иллюзий крут безмерно, а иллюзия неудобна в прокачке без эксплойтов, но абсурдно крута после её полного развития и позволяет без труда выигрывать большинство боёв даже на легендарной сложности.
- Из напарников к предмету статьи ближе всего Серана. Прокачанная скрытность, лёгкая броня и магические навыки делают из неё превосходную напарницу для Довакина-вора, из общей картины выбивается только тяга Сераны к некромантии. В меньшей степени под троп подходят Маркурио (хорошая скрытность и боевая магия), Эола (по навыкам — такая же скрытная некромант, как Серана, только хуже), внезапно, хускарл Валдимар (знает всего одно заклинание Разрушения, но очень мощное, специализации те же, что и у Сераны — скрытноть, одноручное, разрушение, лёгкая броня), Брелина Марион (умеет красться и отвлекать врагов атронахами, но, что самое важное, у неё вообще Иллюзия обозначена как самый приоритетный навык) и Ралис Седарис (этот больше плут, чем маг, даже владеет парным оружием). К сожалению, разработчики так и не научили NPC пользоваться магией Иллюзии.
- Heroes of Might and Magic IV — чисто технически, сабжем является знаток магии Порядка и Разведки. Называется он Seer, и создать такой дабл-класс жутко геморно (Разведка — навык противостоящих Академии хаоситов). Нужен ли вам классовый бонус в +2 к зрению на карте — вопрос другой… По крайней мере, Магу почти никогда не берут разведку: Бой и другие школы куда приоритетнее (вообще, Разведку, как и Благородство, почти никому «левому» не качают, в средней игре роляют боевики с магией или двойные маги). Но на больших картах, где много городов, можно сделать финт ушами и научить вора магии Порядка, позволяющей создавать иллюзии и фантомы.
- Отдельная песня, простите за каламбур, это Бард. Изучение магии Природы превращает вора в буквальную армию из одного человека (по местной механике вор не может проскользнуть мимо врага при наличии солдат в сопровождении; магия Природы же позволяет призвать армию на месте).
- Baldur's Gate — здесь есть такой мультикласс. Яркий представитель такого класса — Ян Янсен. Имоэн во второй части тоже имеет второй класс мага (что сильно подрывает ее полезность).
- Серия Quest for Glory — такой персонаж получается, если дать вору магию при создании персонажа.
- Разработчики предусмотрели это, и ради баланса ограничили: если при создании персонажа улучшить «неклассовый» навык (то есть уровень которого — ноль), то надо потратить 15 очков вместо 5. Поэтому другие навыки нормально прокачать в начале будет гораздо сложнее. Но поскольку в игре навыки улучшаются либо при использовании, либо у учителей, — при долгой тренировке можно вырастить мультиклассового персонажа — которого, кстати, можно перенести в следующую часть игры! В 3-ей части разработчиками даже предусмотрены реакции NPC-друзей на паладина, который является и вором, и магом (а паладином он стал во 2-ой части).
- Проклятые земли — школа Чувств по сути создаёт мага-плута. В ней находятся способности, которые в более «мультяшном» фэнтези достигаются ворами и разбойниками физически, типа пресловутого стелса. Здесь же не-магический скилл заведует только обкрадыванием, и, если вы хотите пройти игру «вором», то по-любому будете магом Чувств.
- К слову учитывая начальные статы протагониста — то он именно что сабж: много ловкости, улучшенный удар в спину, кинжал в руках и немного магии.
- Warcraft III:
- Охотник на демонов. Основная характеристика — ловкость, при этом палит вблизи огнём, высасывает ману и хиты (отдали в WoW жрецу Тени), превращается в демона (отдали чернокнижнику, потом вернули). Ну и да, самый известный представитель класса, Иллидан, начинал именно как маг.
- Смотрящая в ночь: она ловкач даже в большей степени, чем Охотник на демонов. При этом владеет телепортацией (отдана магу) и может призывать Духа Возмездия (не отдан никому, но по современному лору выясняется, что это аналог Ша, элементаль эмоции — короче опять чернокнижие).
- Собственно, у эльфов это в моде. Ловкость — главная характеристика Жрицы Луны. Три её способности (!) — Огненные стрелы, Сова-разведчица и Аура меткости, чисто «плутовские». Но в финале — Звездопад. При том она не магичка, как таковая, а жрица, что прямо и написано.
- С точки зрения лора, плутами являются и демонические Повелители Ужаса (тем не менее, все способности колдовские, кроме ауры вампиризма).
- Пандарийский пивовар вообще Силовой герой, но колдует иллюзии, алхимичит бухлом и уклоняется, как настоящий маг-плут.
- Guild Wars 1-2 — класс Месмер именно об этом. Маг-иллюзионист, не стесняющийся под прикрытием невидимости и иллюзий резать противника мечом или расстреливать из пистолета.
- Дилогия Drakensang — собственно один из классов это он самый и есть — плут, которого выперли из школы волшебства за его штучки, но кое каких трюков нахватался.
- Из персонажей — Клэддис из первой игры.
- Pathfinder: Kingmaker — можно собрать и такого, кроме соответствующих мультикласса и архетипа разбойника под определение так же попадает алхимик с архетипом вивисектор. Из персонажей — Октавия.
- Dragon's Dogma — Магический Лучник.
Настольные игры[править]
- Со всей очевидностью, «Манчкин». Дабл-класс: Волшебник и Вор.
- Dungeons and Dragons — классы престижа, рассчитанные на этот троп, стали вводить довольно давно, но на первых порах очень странные. Например, Arcane Trickster обладает очень слабой атакой, а Unseen Seer теряет эффективность заклинаний, за исключением одной школы.
- Класс «Бард» тоже можно назвать таковым — он умеет и зубы заговаривать, и по карманам лазить, и заклинания магов колдовать.
- В сделанном по мотивам DnD Pathfinder ввели подкласс вора, владеющий магией волшебника вплоть до шестого уровня.
- Ravenloft — Инза Магдовна Кульчевич, Тёмная Владычица домена Ситикус, является ярким представителем данного тропа.
- Авторы дополнительных книг по редакции 3.5 сделали несколько попыток создать базовый класс для игры за мага-плута:
- Теневик (Shadowcaster) из Tome of Magic. Эксклюзивная для класса теневая магия была не сказать чтобы сильной, а кроме неё персонаж почти ничего и не умел, так что вышел неиграбельным.
- Обманщик (Beguiler) из Player’s Handbook II. Эталонный маг-плут с заклинаниями иллюзии и контроля разума и воровскими умениями. Умел применять магию исподтишка (как вор свою скрытную атаку), но лучше всего раскрывался в социальных модулях.
- Вор заклинаний (Spellthief) из Complete Adventurer. Тоже совмещал владение магией с воровскими навыками, но уникальной чертой класса было титульное похищение заклинаний — сперва из чужой памяти, а потом и действующих прямо из окружающей среды. Ночной кошмар для противников-магов, малополезный в ситуациях, когда никто вокруг магию не использует.
- Mage: the Ascension — больше всего такое сочетание любит технократическая конвенция Новый Мировой Порядок. Но и традиционалисты, учитывая необходимость скрываться, часто приходят к нему. Правда, картина несколько подпорчена тем, что невидимость, иллюзии и телекинез тут достигаются той же Сферой, что и огонь и молнии.
- Представители прочих линеек Мира Тьмы официально не считаются магами. Однако, любители сочетать сверхъестественные способности с плутовством встречаются повсеместно. Особенно показательны вампиры Равнос и феи Паки, у которых прямо-таки психологическая зависимость от обмана и махинаций.
Видеоигры | |
---|---|
Жанры | Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like • Тактическая) • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии (Герои не меча и не магии) • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • Тактика в реальном времени • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
Геймплейные архетипы | Все видеоигры — это 8-битки • Геймплей от X-COM • Есть геймплей — сюжет не нужен vs Есть сюжет — геймплей не нужен • Лутоцентричная игра • Песочница • Суповой набор от Bioware |
Амплуа | Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Какой ещё боевой путь? • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неигровая злодейская фракция • Союзники не к месту • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
Тактические роли | Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Супер-юнит • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
Боссы | Вынесено в отдельный шаблон Пока в процессе перепиливания. |
Персонажи | Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим (Игра за злодея • Игра за негуманоида • Игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
Уровни/архитектура | Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно зловещий последний данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
Графика | HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Брюки без границ • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
Физика | Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся вертолёт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
ИИ | Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
Сетевая и онлайн | Deathmatch • Free to Pay/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Каждому игроку по Леголасу! • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
Движки | Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
Критика | Angry Video Game Nerd • Игрожур |
← | Навигация • Понятия видеоигр |