Ликвидация: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 174: Строка 174:


{{Nav/Сергей Урсуляк}}
{{Nav/Сергей Урсуляк}}
{{Nav/TV series}}
{{Nav/Криминальные сериалы}}
{{Nav/Российское искусство}}
{{Nav/Российское искусство}}
{{Nav/Искусство на военную тематику}}
{{Nav/Искусство на военную тематику}}
Строка 181: Строка 181:
{{Nav/Украина}}
{{Nav/Украина}}
{{Nav/Криминал}}
{{Nav/Криминал}}
[[Категория:Сериалы по алфавиту]]

Текущая версия на 18:42, 24 марта 2024

Ликвидация
Ликвидация.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваРоссия, Украина
Канал премьерного показаІнтер, Россия
Когда выходил2007
Сезоны1
Всего серий14 серий
Длина серии50 минут
В главных ролях:
Владимир МашковДавид Гоцман
Михаил ПореченковВиталий Кречетов
Сергей МаковецкийФима Петров
Константин ЛавроненкоЧекан
Владимир МеньшовМаршал Георгий Жуков
Ксения РаппопортИда
Полина АгурееваТоня Царько
Лика НифонтоваНора

Ликвидация — российский детективный телесериал режиссера Сергея Урсуляка, повествующий о борьбе с бандитизмом в послевоенной Одессе. Является, пожалуй, ближе всего подошедшим к статусу культового произведением современного российского кинематографа. Рассказанная история объединяет исторические факты, городские легенды и художественный вымысел, благодаря чему в сериале сочетаются сильный детективный сюжет и очень атмосферный образ Одессы 1946 года. В «Ликвидации» достаточно достоверно воспроизведен одесский диалект русского языка (хотя некоторые одесситы нашли, к чему придраться). Согласно Слову Божьему, «Ликвидация» является идейным продолжателем культового советского фильма «Место встречи изменить нельзя», хотя в сериале можно увидеть и элементы полемики c классикой.

Сюжет[править]

Одесса, 1946 год. Маршал Жуков, попавший в немилость Сталина после «трофейного дела», назначен командующим Одесским военным округом. В это время ситуация в городе неспокойная — после войны все еще продолжают действовать многочисленные банды, которым противостоит Давид Маркович Гоцман — подполковник одесского УГРО, начальник отдела по борьбе с бандитизмом. Начав расследовать, казалось бы, рядовое нападение бандитов на инкассаторов, Гоцман обнаруживает бандитский схрон с полковым комплектом военной формы. Для расследования этого подозрительного дела в помощь уголовному розыску придают майора Кречетова из военной прокуратуры. Вскоре Гоцман и Кречетов узнают, что помимо бандитов в городе действует оставшаяся после войны немецкая агентурная сеть во главе с таинственным Академиком, который готовит в Одессе операцию с целью дискредитировать маршала Жукова. Гоцману, Кречетову, милиции, военной прокуратуре и контрразведке предстоит работать вместе, чтобы раскрыть и предотвратить вражеский замысел. А тем временем маршал Жуков, раздраженный криминальной обстановкой во вверенном городе, готовит свой план по ликвидации бандитизма…

Персонажи[править]

Главные герои[править]

  • Давид Гоцман (Владимир Машков) — главный герой сериала, подполковник милиции, начальник отдела одесского угрозыска по борьбе с бандитизмом. Вырос на одесских улицах, а потому в местном уголовном мире ориентируется как рыба в воде. В войну воевал в морской пехоте, о чём не раз упоминается, и потерял всех родных и близких, кроме двоих друзей детства — бывшего карманника Фимы и военного лётчика-фронтовика Марка.
  • Виталий Кречетов (Михаил Пореченков) — майор военной прокуратуры округа, расследующий вместе с Гоцманом деятельность Академика. Он и есть тот самый Академик, за которым ведётся охота, и советскую власть не любил задолго до войны.
  • Фима «Полужид» Петров (Сергей Маковецкий) — друг Гоцмана, бывший вор-карманник, который к началу действия истории давно завязал и работает помощником угро на общественных началах (а также шьёт чемоданы), но старые привычки дают о себе знать. Инвалид войны — вдохнул газа, которым немцы травили подпольщиков в катакомбах. Убит лично Академиком в конце второй серии.
  • Игорь Чекан (Константин Лавроненко) — бандит и основной исполнитель всех операций, которые планирует Академик. В войну был завербован в эту группу румынскими оккупационными властями. Убит его людьми в финале.
  • Нора настоящее имя Елена Брунер (Лика Нифонтова) — подруга и соседка Фимы, в которую влюбляется Гоцман. Она вдова репрессированного перед войной следователя, и поэтому очень боится, как бы отношения с ней не погубили Давида. Но в конце концов она всё-таки уступает и становится его женой.
  • Мишка Карась (Коля Спиридонов) — беспризорник, дружащий с Фимой, ставший свидетелем первого нападения отряда Чекана и привязавшийся к Гоцману. В итоге тот усыновил сироту.
  • Ида Кашетинская (Ксения Рапопорт) — наводчица, возлюбленная Чекана Убита вместе с ним.
  • Тоня Царько (Полина Агуреева) — певица, возлюбленная Кречетова. Раскрыла его личность и была им убита.

Работники Одесского уголовного розыска[править]

  • Андрей Остапович Омельянчук (Виктор Смирнов) — ворчливый начальник городской милиции и Гоцмана лично, стоящий, однако, за своих подчинённых горой.
  • Алексей Якименко (Фёдор Добронравов) — капитан милиции, самый часто появляющийся в сериале подчинённый Гоцмана.
  • Михаил Довжик (Борис Каморзин) — майор милиции, с широкими и подчас очень необычными связями в уголовном мире.
  • Васька Соболь (Виктор Супрун) — водитель Гоцмана, обожающий петь блатные песни за рулём. Накрыл собой гранату, брошенную в милиционеров Чеканом.
  • Виктор Платов (Сергей Угрюмов) — бывший комвзвода Гоцмана, внедренный в организацию Академика.
  • Андрей Арсенин (Александр Сирин) — военврач, ветеран Халхин-Гола, служил до конца войны на Дальнем Востоке. В Одессу приехал незадолго до начала истории, но сразу влился в коллектив. Тем не менее, в городе ему не нравится, и он постоянно подаёт прошения о переводе обратно на Дальний Восток. Спалил Кречетова на незнании одной шумной фронтовой истории, благодаря чему Гоцман и смог постепенно раскусить Академика. Убит им.
  • Лёня Тишак (Александр Голубев) — молодой лейтенант, самый юный и неопытный из подчинённых Гоцмана.

Военное и прочее силовое начальство[править]

  • Маршал Жуков (Владимир Меньшов) — натурально реальный исторический Георгий Константинович Жуков, назначенный начальником военного округа и решивший навести в переполненном преступниками городе порядок. С Гоцманом активно конфликтовал, но в итоге уступал многим его доводам.
  • Чусов (Юрий Лахин) — полковник, поставленный Жуковым во главе контрразведки округа в начале сериала после ареста его начальника. Эдакое «связующее звено» между маршалом и Гоцманом, то сухо объясняющее последнему, что решение уже принято (кстати, часть планов по борьбе с преступностью, параллельных угрозыску, принадлежит, по сериалу, именно ему), то выступающее его союзником, чтобы убедить в необходимости операции Жукова.
  • Максименко (Александр Ковалёв) — майор МГБ, самый несимпатичный из силовиков. Откровенный недруг и Гоцмана, и Чусова, который своими действиями больше мешает навести порядок, чем помогает. Не злого умысла, правда, ради, а только из карьерных соображений. Ненадолго упёк Гоцмана за решётку, из-за которой того вытащил Чусов, пригрозив майору, что за попытки мешать Гоцману Максименко будет «скакать по всей Сибири без штанов».
  • Наимов (Станислав Стрелков) — следователь военной прокуратуры, классический тупой бюрократ, который первые пару серий своей пассивностью тормозит расследование.

Организация «Центр»[править]

  • Академик — главный гад сериала, высокопоставленный немецкий агент, который и после окончания войны ведет активную диверсионную деятельность в городе. Им является Кречетов.
  • Чекан — см. выше
  • Штехель (Константин Желдин) — связной между Академиком и Чеканом. Убит людьми Академика в финале.
  • Толя Живчик (Максим Дрозд) — подручный Чекана, который занимается совсем уж грязной работой. В финале арестован, и вряд ли его по головке погладят.
  • Сенька Шалый (Олег Кассин) — залётный вор и мокрушник, сценой ареста которого начинается сериал. Был внедрён в банду Чекана Гоцманом, чтобы получать информацию. Раскрыт и убит Толей Живчиком.
  • Эва Радзакис (Игорь Арташонов) — матёрый уголовник, участник первых налётов банды Чекана: убийства инкассаторов и налёта на схрон. Погиб во время погони милиции за бандой .
  • Гузь (Роман Кузнеченко) — командир отряда «лесных братьев», орудующих под городом, которых Академик намерен использовать для захвата Одессы.
  • Олег Рогань (Игорь Ларин) — заключенный родом из Черновцов, отбывающий срок за сотрудничество с немцами в войну. Дав показания, стал источником важных сведений — учился в разведшколе абвера с Чеканом (тот был так себе курсант, криптографией занимался плохо, больше был готов просто сбежать на дело при первом же диверсионном задании). Был чуть ли не единственным, кто был свидетелем того, что Академик — высокопоставленный агент, потому что однажды тот появлялся в школе. Но личности не запомнил, потому что в глаза не видел (начальство приказало отвернуться).

Прочие уголовники города и окрестностей[править]

  • Дядя Ешта (Давид Петрович Манько) (Виктор Соловьёв) — вор-авторитет, выступающий в условиях борьбы с Академиком невольным (как и в войну когда боролись с немцами) союзником Гоцмана. В финале уезжает из Одессы в Николаев, а оттуда и вовсе прочь, понимая, что ничего хорошего его в городе не ждёт.
  • Родя (Валерий Трошин) — фальшивомонетчик, которого используют люди Академика для подделки армейских товарных накладных. Убит подручным шефа Лужовым.
  • Седой Грек (Юрий Авшаров) — старый контрабандист, дома у которого какое-то время прятался Чекан, и у которого он после долгой разлуки вдруг встречает Иду. Убит Толей Живчиком.
  • Саня Сам-Не-Знаю (Артём Осипов) — карточный шулер, у которого Гоцман, припугнув, выведал очень важную информацию.

Мирные жители Одессы[править]

  • Тётя Песя Шмуклис (Светлана Крючкова) — соседка Гоцмана, сферическая идише мамэ в вакууме.
    • Эммик (Эммануил Гершевич Шмуклис) (Александр Семчев) — сын тёти Песи, рыхлый пухлик. Адвокат, а вот руками работать… «два больших расстройства», по выражению Фимы. В раннем варианте сценария должен был быть случайно убит во время спецоперации.
    • Циля (Беата Маковская) — жена Эммика, которую тётя Песя, разумеется, знать не хочет.
  • Рудик Карузо (Григорий Данцигер) — заведующий танцами в одном из парков города пианист и меломан, которого Эва Радзакис как-то напарил с обещанными пластинками джаза, подсунув вместо них трофейные марши.
  • Захар (Сергей Рубеко) — друг Гоцмана, уличный точильщик, хромой фронтовик, один из сыновей которого служит в милиции, а другой стал мелким гоп-стопщиком и погиб во время операции «Маскарад».
    • По некоторым намекам (да что по намёкам — вспомнить хоть его злой монолог Гоцману на Васькиных похоронах) можно подозревать, что Захар и сам когда-то не совсем чужой был мелкому криминалу — учитывая, как он закрывает глаза на Васькины «шалости». Но у него есть и своя противоворовская кнопка берсерка, после которой сыну влетает — стоит только Гоцману сказать, что Васька обокрал вдову погибшего фронтовика…
  • Директор интерната (Геннадий Чулков) — именно то, что написано на упаковке, добрый директор школы интерната, в который Гоцман отдаёт Мишку Карася, чтобы пацан с улицы на большую дорогу не ушёл.
  • Марк (Алексей Кирющенко) — друг юности Гоцмана и Фимы, военный лётчик. Уже бывший — в войну был контужен, и даже речь к нему возвращается только после операции. Очень тяжело (вплоть до попытки самоубийства) переживает свою инвалидность и невозможность вернуться к нормальной жизни.
  • Игорь Семёнович (Олег Басилашвили) — таинственный старик-психиатр, к которому как-то водил Гоцмана очень окольными путями Довжик. Дал несколько туманных, но верных подсказок о личности и планах Академика. Имя-отчество и прическа создают впечатление отсылки к известному ученому-сексологу Игорю Семеновичу Кону.

Давид Гоцман как персонаж[править]

Памятник Гоцману в Одессе.

Главный герой «Ликвидации», Давид Маркович Гоцман, воплощенный на экране Владимиром Машковым — персонаж, определенно достойный отдельного разбора. Гоцман имеет несколько исторических прототипов, в первую очередь это Давид Курлянд, Виктор Павлов и Янкель Флиг, сотрудники одесского уголовного розыска в описываемый исторический период. Считается, что за основу персонажа взята биография Давида Курлянда с элементами характеров и биографий Павлова и Флига (борьба с бандой, сотрудничавшей с немцами, убитая при оккупации семья). Впрочем, Гоцман не столько исторический образ, сколько персонаж, созданный как попытка переосмыслить и реконструировать образ Глеба Жеглова, созданный Владимиром Высоцким в культовом советском сериале «Место встречи изменить нельзя». Гоцман и Жеглов схожи в том, что оба — пламенные борцы за порядок и справедливость, не дающие спуску криминалу и готовые применить довольно жесткие методы для разоблачения и наказания преступников. Тем не менее, между образами есть серьезные различия. Жизненное кредо Жеглова описывает его известнейшая цитата:

« Вор должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу. »
— Глеб Жеглов, «Место встречи изменить нельзя»

Жеглов ставит справедливость и необходимость неотвратимого наказания выше закона и готов поступиться формальностью и законными основаниями, чтобы покарать преступника, пусть даже нанося удар собственному моральному облику и рискуя в определенный момент превратиться в дракона. Идеология Гоцмана же выражается другой цитатой:

« Пересажаю, а кое-кого и шлёпну. Но по закону. »
— Давид Гоцман, «Ликвидация»

Давид Гоцман в «Ликвидации» не столь непримирим, как Жеглов. Он верит в принцип меньшего зла и считает допустимым договариваться с менее опасными на данный момент и «держащимися в рамках» преступниками ради нейтрализации наиболее опасных и беспринципных. К тому же, Гоцман ценит человеческую жизнь и превыше всего ставит законность, считая невозможным осудить человека без должных доказательств. Таким образом, Гоцмана можно считать дальнейшим развитием образа Жеглова, из беспощадного борца с преступностью ставшего более гуманным и прагматичным.

Что здесь есть[править]

  • Анахронизм — в фильме их немало. Самый яркий пример — кинотеатр, где герои смотрят «Подвиг разведчика», вышедший в следующем 1947 году. Тем не менее, этот анахронизм допущен, по словам режиссёра, сознательно — вместо вполне достоверно вышедшей в 1946 году, но малоизвестной «Осады», герои смотрят фильм, который очень хорошо характеризует эпоху, в которую происходит история.
  • Бесполезное начальство — аверсия. Прямой начальник Гоцмана Омельянчук — строгий, но справедливый и добрый отец-командир. Командующий округом, военная прокуратура и контрразведка поначалу откровенно тупят и вставляют палки в колёса, но в конце действуют компетентно и реально помогают.
  • Бета-пара: если альфа-парой являются Гоцман и Нора, то бета-пары — это Ида и Чекан, Тоня и Кречетов и… Эммик и Циля!
  • Борьба нанайских мальчиков — один из ключевых сюжетных моментов. Кречетов-Академик активно участвовал в охоте на самого себя!
  • Видок — Фима, бывший вор-карманник, ставший добровольным помощником уголовного розыска.
  • Вигилант — субверсия, Гоцман только угрожает стать им, чтобы карать обнаглевших воров, уже не сдерживая себя рамками закона. До исполнения угрозы дело не доходит — гнева Давида Марковича одесские авторитеты боятся едва ли не больше всего.
  • Всё это время был злодеем — майор Виталий Кречетов и есть Академик
  • Всегда готов! — придя к начальнику, чтобы экстренно жениться, Гоцман в ответ на отказ угрожает уволиться… и даже начинает сдавать оружие: из-за пояса достаёт наган и ТТ, из сапога — финку, а из кармана… гранату. Выразительный взгляд Омельянчука прилагается. Впрочем, с учётом места работы Гоцмана — неудивительно.
  • Глупая спецслужба — майор МГБ Максименко начал шить Гоцману антисоветский заговор сразу же после того, как тот вызвал раздражение Жукова и был изгнан с совещания (а на следующий день Жуков просто поинтересовался, где тот биндюжник из УгРо, что ему нахамил?). Как очень быстро выяснилось — поторопился.
  • Грозная репутация — Давид Маркович совершенно заслуженно заработал себе такую.
  • Гулаги и рабы — во все поля. Гоцмана репрессируют за то что тот нахамил Жукову, Нора — вдова расстрелянного следователя. Образы злодеев прописаны тоже довольно странно. Чекан — в принципе неплохой парень (у него и разбойничья удаль, и ковбойская лихость, и задушевные разговоры с коллегами-бандитами, возвышенные чувства к Иде), кажется, вот уж Академик будет полным чудовищем, но нет, в финале он почти прямо заявляет: мол, я диссидент и борюсь с советской властью по идейным соображениям (а вовсе не убийца и предатель), просто кровавый режим довёл людей до ручки, троп идет рука об руку с неудачной басней.
    • Справедливости ради — Гоцмана почти сразу после ареста освобождают, потому что «репрессировали» его особо активные личности и без ведома самого Жукова. Когда про арест узнаёт, собственно, маршал, велит Гоцмана отпустить. Чекана и Академика авторы тоже не пытаются оправдать, показывая однозначными злодеями. В конце концов, идейные соображения никому не мешают быть убийцей и предателем (да и кто ж в этом признается?). С Чеканом вообще отдельная история, потому что он производит на зрителя впечатление «в принципе неплохого парня» просто из-за своей неслабой харизмы.
      • Харизмы у Чекана ноль. Обыкновенный преступник, убийца, по которому смертная казнь плачет.
        • Харизма Чекана строится исключительно на крутизне как бойца - убивает всех подряд и бандитов, и милиционеров, и контрразведчиков. Большинство сцен с ним - боевик. Однако у него нет ничего больше - арестованный Рогань не зря говорит, что Чекан всегда был обычным бандитом и забрось его в тыл - он просто начнет грабить.
    • С Академиком скорее аверсия — на Гоцмана (который тоже оказывается «частично пострадавшим») «идейные» самооправдания Академика не действуют совершенно, возлюбленная прямо называет его предателем, а завершающий поступок (её убийство) выводит его именно «полным чудовищем», лишь подчёркивая неубедительность его мотивов.
  • Даже у зла есть стандарты — воры единогласно решают не «работать» на концерте Леонида Утесова.
« Никакая падла не испоганит концерт любимого артиста! »
— вор-карманник Лёпа
« Люди постановили: сегодня не работаем! Ты что, стахановец? Закон не уважаешь? »
— карманники сами отловили не в меру ретивого товарища
  • Добрый доктор — Арсенин. Хотя его возможности невелики, он настоял на том, чтобы отвезти Марка в Москву на операцию. А Гоцмана он регулярно пытается заставить работать не такими рисковыми методами, как тот привык, но безрезультатно.
  • Жемчужина у моря — «Ликвидация», пожалуй, самый одесский фильм в истории кинематографа. Реальная Одесса здесь смешивается с фольклорной, созданной городскими легендами и анекдотами, а дополнительное очарование и атмосферу образу города придает одесский диалект, на котором разговаривают персонажи фильма.
  • Жертвенный лев — Фима.
  • Живых надо бояться — именно эту фразу говорит Штехель при отказе подельника («Я мертвяков боюсь!») забрать сумочку у зарезанной Иды и идёт забирать её сам. И, отойдя на достаточное расстояние, получает пулю от этого самого подельника.
  • Жизнь пишет сюжет — изначально на роль Фимы был утверждён Андрей Краско, но он скончался от сердечной недостаточности во время съемок, и это чуть не поставило съемки сериала под угрозу. Но в итоге производство решили продолжать, а все сцены с Фимой были пересняты — роль вместо Краско исполнил Сергей Маковецкий.
  • Идише мамэ — тётя Песя, мама Эмика.
  • И у злодея есть любимые:
    • Нижеупомянутая обречённая любовь Чекана и Иды.
    • Штехель искренне любит своего племянника, сына покойной сестры.
    • И даже у Академика есть любимые. Его возлюбленная — Тоня Царько.
  • Кудэрэ — Нора же. До последнего холодна к Гоцману, хотя сама признает, что он ей нравится. Впрочем, это троп оттолкнуть, чтобы спасти — Нора боится что отношения с ней, как с вдовой репрессированного, погубят Гоцмана.
  • Мастер-ломастер: «Я вас умоляю, Фима, ви же знаете за Эмика: он если не сломает, так уронит — и как раз таки не помимо пальца, а на самый ноготь!» (тётя Песя).
  • Мужчины не плачут — аверсия. В различные моменты сериала плачут многие герои. В частности, сам Гоцман рыдает после гибели Фимы и проливает скупые мужские слёзы, усыновляя Мишку Карася, что, впрочем, нисколько не умаляет его крутости.
  • Коронная фраза — «Картина маслом» и «Дел за гланды» Гоцмана.
  • Коронный момент — целых два у Гоцмана:
    • Ложный расстрел криминальных авторитетов, после которого следует простая и доходчивая речь. Мол, если не закончите беспредел, то стрелять уже будут не холостыми. Уж лучше Гоцман будет продолжать действовать по закону. Он конечно многих повяжет (а кого-то и шлёпнет), но это будет отнюдь не тот террор, на котором настаивал Жуков.
    • Ну и финальная схватка с Кречетовым-Академиком, после которой Гоцман встал и пошёл, а вот его враг — уже нет.
  • Конец перекликается с началом — реплика Гоцмана «Доктор сказал ходить — я и ходю», произнесенная им в первой серии, повторяется в конце последней,после того, как Гоцман убивает Академика, упав вместе с ним с третьего этажа, а затем спокойно встаёт и идёт по своим делам.
  • Красная сельдь — во время расследования дела Академика Гоцман подозревает, что кто-то из его коллег работает на него. Особенно подогревает паранойю психологическая характеристика «может быть любым, если нужно. Настолько свой, что никто и подумать не может». Так, военврач Арсенин неоднократно интересовался деталями следствия, которые ему знать не положено, не советовал каких-либо медикаментов, леча Гоцмана всего лишь фруктами и молоком, знал о расследовании Фимы и о накладной; Довжик явно имеет не особо очерченные связи с блатными, в числе которых вполне может быть Чекан; Леха Якименко очень «удачно» для Академика подстрелил рядового Лужова и был в курсе всех деталей следствия. В числе подозреваемых оказывается и Виталий Кречетов, который был отдельно извещен Гоцманом о расследовании Фимы, очень не вовремя сорвался на Лужова, в результате чего тот смог выхватить оружие майора, да еще и врал про службу на Втором Белорусском фронте. Вот только Кречетов был членом одесского подполья на абсолютно законных основаниях. И это не мешало ему продолжать подпольную деятельность в качестве Академика.
  • Красные рубашки — рядовые милиционеры и солдаты, которых в фильме списывают в расход буквально не считая.
  • Момент характеристики не только Гоцмана, но и Фимы — сцена ареста Сеньки Шалого. «Всем сидеть, я Гоцман!» и «Дава, я таки извиняюсь, но ты таки босяк, некому задницу надрать. Пять пистолетов это же не пачка папирос, они таки стреляют!»
  • Милая черта крутого — легенда одесского УГРО, гроза бандитов подполковник Гоцман не любит молоко и ему огромного труда стоит пить его даже в медицинских целях, так, что получается разрядка смехом.
    • Одесский акцент Гоцмана. «Доктор сказал ходить — ходю!»
    • Важная деталь о Чекане, которую запомнил Рогань — тот даже под бомбёжками мог запросто рвануть за коробкой эклеров, которые, как выясняется потом, обожает Ида. «А чай без сахара пил. Очень крепкий, кстати».
  • Несколько спецслужб — троп ненамеренно играется, когда Жуков начинает операцию «Маскарад» неконтролируемые ночные отстрелы бандитов разведчиками в гражданском, и контрразведка не уведомляет об операции УГРО, в результате чего возникает опасность боевого столкновения милиции и разведчиков.
« — Тода учти, что мои парни имеют право стрелять в вооруженного козла без второго слова, и я могу им напомнить за это право.
— Будут потери.
— Ну, посмотрим кому больше. У меня тоже пацаны не с сосками бегают.
»
— диалог Гоцмана и Чусова
  • Не в ладах с географией — в Одессе ну никак не могло быть «лесных братьев», потому что на многие километры от Одессы….нет лесов.
    • По словам создателей, была вырезана сцена, в которой они добираются до Одессы на захваченном поезде, а значит непосредственно обитали в другом регионе.
  • Неудачная басня — в сериале есть несколько сцен с крайне сомнительно расставленными акцентами. К примеру, в сцене с ложным расстрелом авторитетных воров камера делает драматичный проезд по их грустным лицам под печально-трагическую музыку, как будто подразумевается, что зритель должен жалеть матерых преступников, при том, что у них в сериале не было никаких искупляющих или еще как-то показывающих их в положительном свете сцен. Зритель по умолчанию должен был сопереживать ворам и убийцам? Что за фигня, автор?
    • После операции «Маскарад» Гоцман видит идущую по улицам Одессы вереницу гробов и огромную толпу людей (практически митинг, от количества массовки создается впечатление, что пришла половина Одессы), идущих за ними, под все ту же трагическую музыку. Что хотели сказать авторы? Что народ Одессы любил и уважал убитых бандитов? Неудачная басня как она есть.
      • Ответ в диалоге Гоцмана и Захара (вообще высказанная тут мысль проходит красной нитью через весь сериал и несколько раз так или иначе проговаривается вслух):


« — Конечно, мой Васька был бандит. Но за шо его так? Без суда и следствия, як собаку?

— А шо, с судом и следствием было бы легче?
— Легче — ни. Но хоть по-людски!

»

И это не «народ», а родственники и друзья убитых. Кроме того, какое наказание по УК УССР 1927, действовавшему на тот момент было за разбой? По УК РСФСР 1926 — до 10 лет, расстрел применялся лишь в исключительных случаях.

    • Когда убивают Чекана и Иду Кашетинскую, звучит грустная музыка, сама же эта пара постоянно предаётся романтическим воспоминаниям и мечтает куда-нибудь уехать. Кречетов тоже даёт довольно внятную мотивацию для своих действий (вовсе идейную, а не жажду денег или власти, например). Поневоле начинаешь ненавидеть злобных КГБшников, которые, гады такие, ловили славных коллаборационистских парней и девчат, мешая им строить счастливые отношения и новую жизнь.
  • Обречённая любовь — Чекан и Ида.
  • Он и в жизни так может! — Полина Агуреева, как и её героиня Тоня Царько, даёт концерты романсов. Соответственно, все песни в сериале поёт сама.
  • Разрядка смехом — на удивление частая в таком вроде бы жёстком и редкостно кровавом сюжете. Что и придаёт фильму глубины и очарования. За разрядку отвечают эпизоды с семейством Шмуклис, а также неподражаемый одесский стиль общения, то и дело превращающий даже допросы уголовников в клоунаду.
    • Вывих мозга в одесском языке — скорее правило, чем исключение. «Фима, закрой рот с той стороны…»
  • Ружьё Бондарчука — тема о том, что Гоцман, возможно, никакой и не Гоцман, как-то затерялась в сюжете.
  • Слезогонка — в сериале ее немало, но особенно сильными получились моменты горя Гоцмана от гибели Фимы и усыновления им же Мишки Карася. Последний пример — еще и слезогонка внутри самого фильма, трогательная сцена выжимает слезу из бюрократа, оформлявшего бумаги на усыновление.
  • Самоубийственная самоуверенность:
« Ой, да кто тронет Фиму-Полужида в Одессе? Это смешно сказать, не то что подумать! »
— Фима
    • И Штехель тоже (см. «Живых надо бояться»).
  • Стрелок Чехова: — конвойные Охрятин и Лужов, изначально кажутся добавленными в сюжет чисто для фона. Их значимость резко повышается после гибели фальшивомонетчика Роди. И таки да, один из них его действительно убил.
    • Завязавший фальшивомонетчик Родя, к которому обращается за консультацией Фима по вопросу поддельных накладных, неожиданно всплывает в седьмой серии, когда опера встречают его на квартире у Чекана. Стоит ли говорить, что он не завязал и снабжал банду Академика поддельными документами и накладными?
    • Тоня Царько. Взбалмошная, но знающая себе цену певичка смогла самостоятельно на одной интуиции раскусить Академика перед самым финалом. Кончилось всё это плохо.
    • Разведчики, задействованные в ходе операции «Маскарад», также привлекаются для разгрома банды Академика в финале.
  • Убить того, кого любишь:
    • Академик вынуждает Штехеля опосредованно убить своего племянника из-за того, что тот слишком много знает. Штехель подчиняется, хотя и сильно переживает по этому поводу.
    • Кречетов-Академик убивает Тоню, когда та узнает о его настоящей личности. Судя по тому, как это показано, он действительно любил её и не хотел убивать. А ведь Тоня была беременна их общим ребёнком… Кречетов мучается так, что даже проговаривается об этом в разгворе со Штехелем.
  • Цундэрэ — Тоня Царько, возлюбленная Кречетова. Пожалуй, один из самых классических примеров в российском кинематографе.