Вангеры

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Уж сколько недоумков, тебе подобных, я перевидал — а всё вас жалко… Вот так же и они бессмысленно моргали, не понимая, кто они, откуда и куда… (…) Когда-то я пытался долго вас учить, я говорил о банчах, о цепи, о подземных куклах, про глупых бибуратов, что живут на Глорксе, и кто такие раффа, про кузовки опять же… Вот-вот, я вижу лишний труд. Ты выпучил глаза свои пустые в попытке что-либо понять, но понять не в силах… »
— элипод Липкий, советник Подиша, эскейва на Фострале
« А что иль кто есть дальше идет название того/чего, о ком спрашивается, советник? »
— Протагонист спрашивает у советника о ком-то/чем-то

(link)

Заглавная тема

Вангеры — одна из самых необычных компьютерных игр ever. Жанрово представляет собой автомобильную аркаду с видом сверху в открытом (и совершенно безумном) мире. Собрали её в конце девяностых при помощи Си, ассемблера и такой-то матери калининградцы из «KD-Lab». Уникальна сразу несколькими аспектами:

  • это одна из немногих удачных отечественных игр на тот момент.
  • она сочетает в себе аркаду, квест, элементы РПГ и элитообразный геймплей — после открытия по сюжету коридоров, между мирами можно путешествовать совершенно свободно.
  • воксельные деформируемые ландшафты с возможностью сохранения всех изменений.
  • сеттинг. СЕТТИНГ.

Предыстория[править]

В недалёком будущем наука и эзотерика сливаются воедино, порождая эпохальный проект: «Исход». Экстрасенсы-спириты делятся с человечеством невероятной информацией: оказывается, космологические червоточины можно проделывать прямо с Земли при помощи специальных Коридоров, открывающихся в особое спанж-пространство — гиперкосмос, состоящий из миров-пузырьков. То, как человечество полетело на другую планету через спанж, можно лицезреть в вышедшей позже игре от КранКа сотоварищи: «Периметре», а пока вернёмся к «Вангерам». Люди радостно ломанулись осваивать спанж, не подозревая, что буквально через несколько «пузырьков» они вывалятся в родной мир одной коллективноразумного инсектоидного вида — криспо. Разразился конфликт, в ходе которого Коридоры на Землю и родной мир криспо оказались запечатанными, оставив колонистов и криспоидов наедине в небольшой цепочке спанж-миров. Инсектоиды, опытным путём выяснившие пригодность нежных человеческих тушек к разведению внутри оных собственного молодняка, немедленно приступили к сокращению поголовья неприятеля. Люди же, не желавшие становиться инкубаторами, в спешке изготовили некое хитрое биотехнологическое ОМП и жахнули. Жахнуло так, что в течение около тысячи земных лет в Потерянной Цепи бушевал страшный Суп Существ — биомолекулярный хаос, уничтоживший изначальных людей-софти (потому что мяконькие и слабые) и криспо, и оставивший в итоге три относительно жизнеспособных биоса: элиподов, бибуратов и цикс. Самым гадким оказалось то, что при видимой сохранности человеческого разума, новые виды сохраняли зависимость от криспоидной физиологии, а именно — от феромонных следов, оставляемых в толще грунта реликтовыми существами-куклами. И тут на сцену выходят вангеры

Вангерами в Цепи называют отчаянных искателей приключений, готовых перемещаться по Потерянной Цепи на старой технике софти, исполняя мудрёные прихоти биосов. Разумеется, не за просто так, а за горстку славных бибов! В роли одного из таких вангеров мы и начинаем свой нелёгкий путь колёсного катафальщика.

Биосы[править]

  • Элиподы. Жирные и премудрые червеобразные (с виду напоминающие гусеницу Cerura Vinula), способные единовременно видеть события, происходящие в Потерянной Цепи при помощи некоей «линзы». Общаются витиевато и заумно (Липкий, к примеру, вещает пятистопным ямбом). В целом, наиболее лояльны к вангерам. Криспоидный реликтовый паттерн: эЛирекция — ритуальная гонка с личинкой элипода в трюме. Зелёные.
  • Бибураты. Хитиновые, жукообразные и носатые. Бюрократы, зануды и носители квадратности и гнездовости. Вполне могут отобрать у незадачливого вангера его любимую коляску, если не узнать от элиподов некие хитрости. Криспоидный реликтовый паттерн: сбор плодов из летающих над миром Жаблей (Пип-Шоу и Ядерная Война). Красные.
  • Циксы. Двукрылы, мухообразны и феминны. Пишут и собирают всяческие истории из жизни Цепи — попонки. Главная цикса регулярно порывается сделать вангера любимым мужем. Ew. Криспоидный реликтовый паттерн: ритуальная гонка с Маленьким цЫком в трюме. Синие.
  • Спириты. Представлены единственным механическим резидентом, занимающим эскейв в Икспло — Парафином.
  • Инферналы. Странные сущности, проводящие в жизнь какие-то хитрые планы насчёт УниВанга 3/8. Антагонистичны спиритам. Представлены КарМаном — жёлтым кругом на Трилле.
  • Вангеры. Сокращение от «вандалы»+«герои». См. в тропах, ибо спойлеры и вообще.

Потерянная Цепь[править]

  • Фострал. Наша нубская песочница. Зелёный мир, полный взрывающихся грибов-вонючек и ржавеющих конструкций времён освоения софти. Как и все последующие основные миры, имеет топологию тора (бублика). Два эскейва: Подиш (Липкий) и Инкубатор (Палец, функция Липкого).
  • Глоркс. Водный мир с осыпающимися земляными мостами. Много водорослей и водоворотов. Три эскейва: ВигБу (вместилище Бюро, Буравчик), Лампассы (арена, Модный Гиря) и Огород (Обурец).
  • Некросс. Болотистый сине-зелёный мир. Дырчатые мосты, сухие русла и тайники под листьями. Два эскейва: ЦыПа (Цыфра, муженёк!) и БиЗона (Цыкатуха).
  • Икспло. Пустынный мир, полный пирамид. Необходим для продвижения по сюжету. Единственный эскейв: Спобс.
  • Трилл. Раскаленный мир с черными каменными дорожками над лавой. Также необходим по сюжету, вместо эскейва содержит Кармана - резидента инферналов, общающегося с вангером с помощью появляющегося прямо на экране текста.
  • Проклятые миры. Виксов, Кокс, Арк-а-Зной, Бузина и ХМок. Имеют сферическую топологию (а остальные — цилиндрическую). Содержат полезные в народном хозяйстве артефакты.

Тропы[править]

Ключевые образующие:

  • Авторские неологизмы — и никаким Крот-Ригом не добуриться до той геологической страты, куда уходит педаль мехоса в этом случае.
  • Вывих мозга — вся игра для неподготовленного игрока. На практически каждое внутримировое понятие есть своё особое слово, значение которого придётся выяснять играющему. «А что иль кто есть кузовки, советник?»
  • Суп существ.

Дальше по мелочи:

  • Ай, молодца!:
    • Если привезти элипода-пассажира бибуратам. Ещё гаже на душе будет, если привезти им же эЛика. Элиподы потому и боятся бибуратов, что те их едят, а эЛиками приправляют.
      • Чуть с фитильком, если привезти бибурата циксам. Не съедят, но запрут в клетку как живой экспонат.
        • А вот с остальными пассажирами аверсия: и циксы, и элиподы друг с другом любят поговорить о сущем. Бибураты же, если привезти им циксу, погонят вас подальше, ведь поведение цикс — неуставное!
    • При выполнении задания КарМана. Биосы получают в своё распоряжение кукол, закрывают эскейвы и уходят в вечную нирвану, что приведёт, в конечном итоге, к их быстрому вырождению и гибели.
    • Грубо говоря, и Парафин не лучше, хоть и с фитильком. Вы выбрасываете даже не по паре, а по одной штуке биосов с голым пигидием и без биба в кармане на необитаемые миры — какова вообще вероятность, что они там вообще выживут? А могли бы пользу принести.
  • Антизастревательная фича — каждый мехос оборудован встроенной прыгалкой, с помощью которой можно выбираться даже из самого сложного ландшафта. Также мехосы умеют кувыркаться вбок, что тоже бывает полезно.
    • А если задолбался пытаться выигрывать гонки Глоркса и Некросса, можно уйти погриндить и вернуться со 100000 бибов для ключа на Некросс и 500000 для ключа на Икспло.
  • Вот это поворот! и Помидор в зеркале — концовка. Как из концовки спиритов, так и инферналов (во втором случае — сложным околонаучным языком), становится понятно, что вангеров на самом деле не существует. Вернее, они не там, где кажутся… Однажды мехос просто приходит в движение и действует самостоятельно (правда, как это сходится со словами Липкого о бывшем эЛике, или с процедурой переноса холостого вангера между эскейвами цикс, знал только КранК). Также выясняется, что спириты воспользовались временной петлёй, и сама игра «Вангеры» была разработана не без их помощи. Ну, а вы — то есть, игрок, — по сути, всё это время не отыгрывали вангера, а сами и были Вангером. То есть, вы сами погрузились в мир, вы его прочувствовали и пережили, и — что самое важное — вы научили свою машину, как ей ездить и справляться в ситуациях, приняв, таким образом, участие в некоем глобальном эксперименте спиритов, и своими действиями сформировав поведенческую матрицу будущего вангера; по окончании эксперимента Вангер обретает независимость и уезжает в самостоятельное приключение. Вот именно это и значит надпись «Соединяем с вашим Вангером» на экране загрузки. Третья же концовка даёт нам понять, что играющий формирует матрицу вангера таким образом, что хитрый, но сокрытый от нас план инферналов терпит крах из-за спонтанного возникновения в УниВанге некоей непредвиденной флуктуации, в ходе которой Потерянная Цепь начнёт функционировать совершенно непредсказуемым инферналами и спиритам образом – или, проще говоря, мы обманули администрацию и законы Вселенной, и сумели создать независимую третью сторону.
  • Досрочная концовка — если чем-либо расстроить Гирю, сами поучаствуете в его соревнованиях. Либо при использовании способности «Счастливчик» Механического Мессии: она тут же отправляет вас на Землю, заканчивая сюжет. На самом деле, это проверка на вшивость от Спиритов, и после отправки на Землю вам объявляют: вы досрочно попытались закончить простройку монады, так что вы – читер, а ваша недо-монада объявляется браком и списывается.
  • Жертва сверхспециализации — три из пяти уникальных мехосов таким страдают:
    • Винтокрыл способен бесконечно летать, но трюм у него маленький и неудобный — понятно почему: там утяжели хоть что-то, и мехос просто не взлетит.
    • Жаба годится для того, чтобы плавать и нырять. Ни на что другое она не годится.
    • Червонец может бесконечно ползать под землёй. А вот на поверхности он еле-еле прёт.
  • Жуткая кукла — Механический Мессия. Настолько жуткая, что вангера с такой игрушкой в трюме просто выкидывают из любого эскейва.
    • Спумия тоже подходит под троп, но по другой причине: если Мессия — на самом деле опасное древнее оружие, то Спумия безобидна, но пугает всех своим происхождением. Это сушёное тело спирита, но оно ещё не умерло до конца.
  • Злой мух — Циксы, особенно из ЦыПы: очень они любят обворовывать вангеров. Хотя и в БиЗоне они не такие уж и добрые: вангеров не трогают, зато соседок из ЦыПы уже давно пытаются поубивать токсиком — отравой местного пошиба.
  • Знать, где упадёшь — без этого игру пройти очень сложно.
    • Если приехать в любой эскейв Глоркса, не имея в трюме предмета под названием Раббокс, отберут все деньги и посадят на раффа. Об этом могут предупредить где-то на Фострале при входе в экскейв после получения ключа, но не сразу, а непонятно когда. Обходится ловушка приездом в Огород при зелёном цвете воды и жёлтой суше и тыканьем курсором в обрамление интерфейса, пока не откроется ячейка с искомой вещью.
    • На Некроссе та же фигня. Если сразу поехать в ЦыПу, всё отберут и отправят в БиЗону. Если поехать первым делом туда, пошлют в ЦыПу. Чтобы не грабили, надо тыкаться в нижний эскейв несколько раз.
    • Чтобы достать артефакт с Бузины, нужно кодовое слово. Слово говорит первый доставленный пассажир (появляются как товары после выполнения табутаска), и записать его в игре некуда: какого-либо квестового журнала нет. Поэтому помните, что чрезмерная уверенность убивает медленно и коварно, и запишите сами.
    • Аналогично с десантом биосов на проклятые миры: куда и сколько отвёз, нигде не записывается, так что нужно составлять целую таблицу.
  • Кнопка берсерка — советник, который только что с вами говорил по душам, впадёт в истерику и выгонит вас, если вы привезёте ему нюхи от чужого биоса.
    • Только попробуйте украсть у Липкого из эскейва Липурингу. Он сразу же пошлёт по вашу душу наёмного убийцу на грузовике. Впрочем, если честно вернуть ему Липурингу — наругает за наглость, но похвалит, что вы приехали с повинной.
    • Сами биосы друг для друга — кому чудаковатые коллеги, а кому троп. Элиподы, например, придут в ярость, если им привезти бибурата. А бибураты — если привезти им циксу.
    • Кстати, о бибуратах… У них там целая самолётная панель кнопок берсерка, начиная с отсутствия раббокса и заканчивая привозом не того товара. Сделаете что-то не так — отберут деньги, мехос, а то и вообще ответят несоразмерно. Но у них такая психология, они иначе не умеют.
  • Край уровня — тороидальные миры «спаяны» краями с образованием гравитационных гор, не позволяющих быстро переместиться, скажем, из Подиша в Инкубатор. Однако, если найти Механического Мессию…
    • Если раффа подрывается на фостральском грибе, его может катапультировать через половину мира, и на перелёт отталкивающего барьера импульса тоже хватит. Этот манёвр может сильно помочь с квестами на участие в гонке, надо только не убиться.
  • Круто, но непрактично:
    • Железный Призрак. Отличный мехос, если бы не одно «но» — высокий центр тяжести. Проклянёте всё, если заедете на любую неровность.
    • Последний из Могикан. В некоторой степени. Огромная дура на шести колёсах… в трюм которой не помещается куккиш. И которая из-за своего размера не помещается на дорогу и не может заехать с первого раза в эскейв.
    • Крастест-мортира. Совершенно неприличный урон компенсируется мизерной дальностью полёта снаряда, и поди ещё из неё попади по движущейся цели.
    • Бут-сектор. По идее, даёт возможность заиметь несколько мехосов и переключаться между ними. Вот только на момент первого перемещения играющего пересаживают в раффу. Без раббокса. И, понятно, всего прочего содержимого трюма. Единственное ему применение — если вы очень-очень хотите кататься на «Могиканине» и выполнить концовки Кармана или третьей стороны, вам всё-таки понадобится завести себе запасной грузовик.
    • Пилот — автопилот, да. Но водит он как бот, сами понимаете.
  • Круто, но не так, как рассчитывалось — циксы так и живут. В ЦыПе циксы пишут на необожжённых глиняных табличках сакральные истории про Маленького Цыка и нанимают вангеров, чтобы те возили таблички в БиЗону с целью заставить местных уверовать в Цыка. Те только посмеиваются и залепляют глиной дырки. А сами отсылают вангеров обратно в ЦыПу с токсиком, чтобы отравить тамошних обитательниц — только те давно их раскусили, и токсиком травят расплодившихся бибов.
  • К чёрту сценарий! — это позволяет делать КротРиг, с помощью которого можно подкопать тайники, в частности — на Коксе и Бузине. По Коксу придётся изрядно попрыгать для выполнения этого трюка, а легальный доступ к хранилищу Бузины требует пароля, который даёт вам первый доставленный пассажир… см. выше. Или можно приехать туда на Червонце. Способность «страус» Начертателя позволяет сделать так же, только с ним под землёй нельзя передвигаться.
    • А вот на хМоке вас ждет субверсия. Там никак не подкопаться. И ещё раз субверсия: под решётку может влезть биб…
  • Ложный бог — Маленький Цык, которому посвящена ритуальная гонка цикс — Цыклоп, а также все попонки Цыфры. Вот эта синяя глиняная поделка с глазами не абы что, а последний софти!
  • Мёртвые земли — Икспло. Говорят, раньше там жил некий Ушедший Биос, но на момент повествования там только безжизненная пустыня. Скорее всего, местные обитатели вымерли из-за того, что собрали всех кукол, как Карман и предлагает сделать.
  • Мир смерти — Виксов, Арк-а-Зной, Кокс и Трилл. Виксов весь залит водой, но летать над ней опасно — в воздухе большие стаи мух-терминаторов. Почти то же самое — с Арк-а-Зноем: мух там меньше, но весь мир покрыт песком, в котором шурудят большие и опасные выползки. На Коксе быстро гаснет счет, а в темноте вы умрёте, если не проедете вовремя по трассе[1]. Трилл же — педаль в пол: тропки там узенькие, падать с них нельзя (вместо воды на Трилле, похоже, лава: полсекунды в ней, и вангер сразу взрывается), а облететь сверху не выйдет — в небе летают огненные шары.
  • Музыкальный триппер — саундтрек, написанный ведущим геймдизайнером КранКом и звуковиком Рубером въедается в мозг сразу и намертво.
  • Ненужная фича — большинство абилок Начертателя. Способ 83 только разбирает мехос на коридорную пыль и собирает обратно, Страус и Цирк закапывает и подвешивает соответственно, при этом двигаться нельзя. Хотя у Страуса пара применений есть. Фестиваль бибов приносит копейки для того момента, когда появляется. А вот Размеривание позволяет легче протискиваться по Коксу, да и Могиканина с его помощью можно быстро и без проблем загнать в эскейв. Ну, и Оградка: она отражает вообще все пули (и вражеские наружу, и ваши — обратно внутрь), но, например, соваться без неё на Трилл — всё равно, что сесть голой задницей на кактус.
  • Обычные необычные деньги — бибы. Жуки, ползающие по поверхности Цепи. Их можно давить, тем самым увеличивая счётчик денежных средств. Только цены в магазинах такие, что задолбаетесь давить — легче на кого-нибудь поработать.
  • Пейзажное порно и Пейзажное гуро. УниВанг весьма разнообразен!
  • Персональная тюрьма — микромир хМок ничего в себе не содержит, кроме запертого бункера со Спумией, и коридоры туда не ведут. А Спумия ещё более или менее жива… если, конечно, Цыфра всё же не оказалась права про «сдохшего безумца на хМоке».
  • Подземный город — эскейвы, бывшие убежища софти.
  • Save scumming и Святой Рандомий — табутаски, задания Советников. Выдаются вслепую, колеблются от «разогнать 5 роёв», до «перелететь от эскейва к эскейву, ни разу ни приземлившись». А провал взятого табутаска грозит снижением важного параметра «удачи».
    • Педаль в пол — Взятый табутаск можно проиграть (обычно) или выиграть (редко) вообще без усилий, просто потому, что (не) повезло взять его перед сменой «времени года», в которых отсчитывается отпущенный на выполнение задания, срок и смена которых в игре никак не афишируется. Разве что можно глянуть на таймер в левом нижнем углу.
  • Сила катсцен на максимум — в заставочном ролике Кислый Монк стряхивает с хвоста Ат-Трактор Биббанозной Блокадой. Которая стреляет только вперед, а в Монка не то что не устанавливается — в трюм не влезает.
  • Стартовый ускоритель — нужно украсть у Липкого липурингу, дающую 50 удачи, раскопав курсором свободные от его тушки ячейки экрана эскейва во время элирекции. С удачей 50+ можно открыть особый тип тайников, в одном из них лежит инкарнатор — оружие, обменивающее мехосами стрелка и цель при попадании. Используем его на крутом мехосе киллера, которого за нами послали за воровство, взрываем собственного монка и возвращаем артефакт.
  • Так грубо, что уже смешно — игрища, проводимые Модным Гирей в Лампассах. Это надо читать. А один из бибуратских товаров называется «героин». Не подумайте плохого, это просто упакованный буйный бибурат, ожидающий транспортировки в Лампассы, чтобы там геройски убиться во славу Бюро.
  • Темнота смертельно опасна — на Коксе постепенно гаснет свет, и когда становится совсем темно, появляется счётчик воздуха как под водой с закономерным итогом по истечении времени. Чтобы бороться с темнотой, нужно ехать по стрелкам к лампам и последовательно их зажигать. В конце этой гонки и ждёт артефакт.
  • Технотрёп — вам много такого придётся наслушаться от некоторых персонажей, особенно от Парафина: «Принцип действия базируется на мгновенных малопротяженных сдвигах пространственных решеток, диссоциирующих на время любые твёрдые образования.»
    • И, как уже выше было написано, его будет ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ много в концовке Кармана. Где вам, формально говоря, сообщается то же самое, что и в концовке Парафина, только с оговоркой, что именно Инферналы взяли ситуацию под свой контроль.
  • Упрощённое снабжение — самый первый пулемёт «Махотин» перезаряжается при погружении мехоса в воду. А «гОрб-генератор» можно постоянно подзаряжать на специальной станции.
  • Язык хмыканий — все советники так говорят. «Эмьемуль, эмьемуль!»
  • Инсектоиды — Гусеницы-элиподы, жуки-бибураты, мухи-циксы. Как и их предки — криспо.
  • NPC не воруют — полная аверсия, вплоть до того, что во время нахождения в эскейвах мир снаружи продолжает жить, и, предусмотрительно выложив на землю Механического Мессию (ибо с ним в эскейв не пустят), вы можете, выйдя наружу, его не найти.
    • NPC, похоже, воруют даже у советников: у некоторых можно выбить особые предметы, которые представляют для советников личную ценность, но которые мы выкопать в их покоях не можем (допустим, можно найти Палочку, ценную для Пальца). Если вернуть советнику, обязательно заслужите его уважение.
  • NPC не трусят! — трусят ещё как, стоит только набрать достаточно авторитета. И у них самих параметр авторитета тоже имеется, так что реакции NPC друг на друга рассчитываются точно такие же, как на игрока.
  1. Почему — достоверно неизвестно. По механике игры, у вас заканчивается воздух; надо полагать, на Коксе такие законы физики, что дышать темно. А вот циксы говорят, что в темноте набегают софти, каким-то образом выжившие на этом мире, и просто разбирают мехос на запчасти.