Вангеры: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показано 11 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{q|Уж сколько недоумков, тебе подобных, я перевидал — а всё вас жалко… Вот так же и они бессмысленно моргали, не понимая, кто они, откуда и куда… (…) Когда-то я пытался долго вас учить, я говорил о банчах, о цепи, о подземных куклах, про глупых бибуратов, что живут на Глорксе, и кто такие раффа, про кузовки опять же… [[Подсветка|Вот-вот, я вижу лишний труд.]] [[Вывих мозга|Ты выпучил глаза свои пустые в попытке что-либо понять, но понять не в силах…]]|элипод Липкий, советник Подиша, эскейва на Фострале}}
{{q|Уж сколько недоумков, тебе подобных, я перевидал — а всё вас жалко… Вот так же и они бессмысленно моргали, не понимая, кто они, откуда и куда… (…) Когда-то я пытался долго вас учить, я говорил о банчах, о цепи, о подземных куклах, про глупых бибуратов, что живут на Глорксе, и кто такие раффа, про кузовки опять же… [[Подсветка|Вот-вот, я вижу лишний труд.]] [[Вывих мозга|Ты выпучил глаза свои пустые в попытке что-либо понять, но понять не в силах…]]|элипод Липкий, советник Подиша, эскейва на Фострале}}
{{q|Советник, а кто иль что есть ''дальше идет название того/чего, о ком спрашивается''?|Протагонист спрашивает у советника о ком-то/чем-то}}
{{q|А что иль кто есть ''дальше идет название того/чего, о ком спрашивается'', советник?|Протагонист спрашивает у советника о ком-то/чем-то}}
{{video|I6m6idKEzgk|Заглавная тема}}
{{video|I6m6idKEzgk|Заглавная тема}}
'''Вангеры''' — одна из самых необычных компьютерных игр ever. Жанрово представляет собой [[Симулятор|автомобильную]] аркаду с видом сверху в открытом (и совершенно безумном) мире. Собрали её в конце девяностых при помощи Си, ассемблера и такой-то матери [[Здесь прусский дух, здесь Пруссией пахнет|калининградцы]] из «KD-Lab».
'''Вангеры''' — одна из самых необычных компьютерных игр ever. Жанрово представляет собой [[Симулятор|автомобильную]] аркаду с видом сверху в открытом (и совершенно безумном) мире. Собрали её в конце девяностых при помощи Си, ассемблера и такой-то матери [[Здесь прусский дух, здесь Пруссией пахнет|калининградцы]] из «KD-Lab».
Строка 10: Строка 10:


== Предыстория ==
== Предыстория ==
В недалёком будущем [[Авторский произвол|авторским произволом]] наука и эзотерика сливаются [[Техномагия|воедино]], порождая эпохальный проект: «Исход». Экстрасенсы-спириты делятся с человечеством невероятной информацией: оказывается, космологические [[Тирьямпампация|червоточины]] можно проделывать прямо с Земли при помощи специальных Коридоров, открывающихся в особое спанж-пространство — [[Гиперпространство|гиперкосмос]], состоящий из миров-пузырьков. То, как человечество полетело на другую планету через спанж, можно лицезреть в вышедшей позже игре от КранКа сотоварищи: «Периметре», а пока вернёмся к «Вангерам». Люди радостно ломанулись осваивать спанж, не подозревая, что буквально через несколько «пузырьков» они вывалятся в родной мир одной коллективноразумного инсектоидного вида — [[Инсектоиды|криспо]]. Разразился [[Самоубийственная самоуверенность|конфликт]], в ходе которого Коридоры на Землю и родной мир криспо оказались запечатанными, оставив колонистов и криспоидов [[Ой, бл…|наедине]] в небольшой цепочке спанж-миров. Инсектоиды, опытным путём выяснившие пригодность нежных человеческих тушек к [[Чужой|разведению внутри]] оных собственного молодняка, немедленно приступили к сокращению поголовья неприятеля. Люди же, не желавшие становиться [[Участь хуже смерти|инкубаторами]], в спешке изготовили некое хитрое [[Биологическое оружие|биотехнологическое ОМП]] и жахнули. Жахнуло так, что в течение около тысячи земных лет в Потерянной Цепи бушевал страшный Суп Существ — биомолекулярный [[Мутанты|хаос]], уничтоживший изначальных людей-''софти'' (потому что мяконькие и слабые) и криспо, и оставивший в итоге три относительно жизнеспособных ''биоса'': ''элиподов, бибуратов и цикс''. Самым гадким оказалось то, что при видимой [[Разум превыше биохимии|сохранности человеческого разума]], новые виды сохраняли зависимость от криспоидной физиологии, а именно — от феромонных следов, оставляемых в толще грунта реликтовыми существами-''куклами''. И тут на сцену выходят ''вангеры''…
В недалёком будущем наука и эзотерика сливаются [[Техномагия|воедино]], порождая эпохальный проект: «Исход». Экстрасенсы-спириты делятся с человечеством невероятной информацией: оказывается, космологические червоточины можно проделывать прямо с Земли при помощи специальных Коридоров, открывающихся в особое спанж-пространство — [[Гиперпространство|гиперкосмос]], состоящий из миров-пузырьков. То, как человечество полетело на другую планету через спанж, можно лицезреть в вышедшей позже игре от КранКа сотоварищи: «Периметре», а пока вернёмся к «Вангерам». Люди радостно ломанулись осваивать спанж, не подозревая, что буквально через несколько «пузырьков» они вывалятся в родной мир одной коллективноразумного инсектоидного вида — [[Инсектоиды|криспо]]. Разразился [[Самоубийственная самоуверенность|конфликт]], в ходе которого Коридоры на Землю и родной мир криспо оказались запечатанными, оставив колонистов и криспоидов [[Ой, бл…|наедине]] в небольшой цепочке спанж-миров. Инсектоиды, опытным путём выяснившие пригодность нежных человеческих тушек к [[Чужой|разведению внутри]] оных собственного молодняка, немедленно приступили к сокращению поголовья неприятеля. Люди же, не желавшие становиться [[Участь хуже смерти|инкубаторами]], в спешке изготовили некое хитрое [[Биологическое оружие|биотехнологическое ОМП]] и жахнули. Жахнуло так, что в течение около тысячи земных лет в Потерянной Цепи бушевал страшный Суп Существ — биомолекулярный [[Мутанты|хаос]], уничтоживший изначальных людей-''софти'' (потому что мяконькие и слабые) и криспо, и оставивший в итоге три относительно жизнеспособных ''биоса'': ''элиподов, бибуратов и цикс''. Самым гадким оказалось то, что при видимой [[Разум превыше биохимии|сохранности человеческого разума]], новые виды сохраняли зависимость от криспоидной физиологии, а именно — от феромонных следов, оставляемых в толще грунта реликтовыми существами-''куклами''. И тут на сцену выходят ''вангеры''…


Вангерами в Цепи называют отчаянных [[Приключенец|искателей приключений]], готовых перемещаться по Потерянной Цепи на старой технике софти, исполняя мудрёные прихоти биосов. Разумеется, не за просто так, а за [[Наёмник|горстку]] славных ''бибов''! В роли одного из таких вангеров мы и начинаем свой нелёгкий путь колёсного катафальщика.
Вангерами в Цепи называют отчаянных [[Приключенец|искателей приключений]], готовых перемещаться по Потерянной Цепи на старой технике софти, исполняя мудрёные прихоти биосов. Разумеется, не за просто так, а за [[Наёмник|горстку]] славных ''бибов''! В роли одного из таких вангеров мы и начинаем свой нелёгкий путь колёсного катафальщика.
Строка 31: Строка 31:


== Тропы ==
== Тропы ==
Ключевые образующие:
Ключевые образующие:


* [[Авторские неологизмы]] — и никаким Крот-Ригом не добуриться до той геологической страты, куда уходит педаль мехоса в этом случае.
* [[Авторские неологизмы]] — и никаким Крот-Ригом не добуриться до той геологической страты, куда уходит педаль мехоса в этом случае.
* [[Вывих мозга]] — вся игра для неподготовленного игрока. На практически '''каждое''' внутримировое понятие есть своё особое слово, значение которого придётся выяснять играющему. «А кто иль что есть ''кузовки'', советник?»
* [[Вывих мозга]] — вся игра для неподготовленного игрока. На практически '''каждое''' внутримировое понятие есть своё особое слово, значение которого придётся выяснять играющему. «А что иль кто есть ''кузовки'', советник?»
* [[Суп существ]].
* [[Суп существ]].


Строка 41: Строка 40:


* [[Ай, молодца!]]:
* [[Ай, молодца!]]:
** Если привезти элипода-пассажира бибуратам. Ещё гаже на душе будет, если привезти им же эЛика.
** Если привезти элипода-пассажира бибуратам. Ещё гаже на душе будет, если привезти им же эЛика. Элиподы потому и боятся бибуратов, что те их едят, а эЛиками приправляют.
** при выполнении задания КарМана. {{spoiler|Биосы получают в своё распоряжение кукол, закрывают эскейвы и уходят в вечную нирвану, что приведёт, в конечном итоге, к их быстрому вырождению и гибели.}}
*** Чуть с фитильком, если привезти бибурата циксам. Не съедят, но запрут в клетку как живой экспонат.
**** А вот с остальными пассажирами аверсия: и циксы, и элиподы друг с другом любят поговорить о сущем. Бибураты же, если привезти им циксу, погонят вас подальше, ведь поведение цикс — неуставное!
** При выполнении задания КарМана. {{spoiler|Биосы получают в своё распоряжение кукол, закрывают эскейвы и уходят в вечную нирвану, что приведёт, в конечном итоге, к их быстрому вырождению и гибели.}}
** Грубо говоря, и Парафин не лучше, хоть и с фитильком. {{spoiler|Вы выбрасываете даже не по паре, а по одной штуке биосов с голым пигидием и без биба в кармане на необитаемые миры — какова вообще вероятность, что они там вообще выживут? А могли бы пользу принести.}}
* [[Антизастревательная фича]] — каждый мехос оборудован встроенной прыгалкой, с помощью которой можно выбираться даже из самого сложного ландшафта. Также мехосы умеют кувыркаться вбок, что тоже бывает полезно.
* [[Антизастревательная фича]] — каждый мехос оборудован встроенной прыгалкой, с помощью которой можно выбираться даже из самого сложного ландшафта. Также мехосы умеют кувыркаться вбок, что тоже бывает полезно.
** А если задолбался пытаться выигрывать гонки Глоркса и Некросса, можно {{spoiler|уйти погриндить и вернуться со 100000 бибов для ключа на Некросс и 500000 для ключа на Искспло.}}
** А если задолбался пытаться выигрывать гонки Глоркса и Некросса, можно {{spoiler|уйти погриндить и вернуться со 100000 бибов для ключа на Некросс и 500000 для ключа на Икспло.}}
* [[Вот это поворот!]] и [[Помидор в зеркале]] — концовка. {{spoiler|Как из концовки спиритов, так и инферналов, становится понятно, что вангеров на самом деле не существует. Просто однажды мехос [[Искусственный интеллект|приходит в движение и действует самостоятельно]] (правда, как это сходится со словами Липкого о бывшем эЛике, или с процедурой переноса холостого вангера между эскейвами цикс, знает только КранК). Также выясняется, что [[Разрушение четвёртой стены|сам играющий]] принимает, таким образом, участие в некоем глобальном эксперименте Высших Сил, своими действиями формируя поведенческую матрицу будущего вангера. Третья же концовка даёт нам понять, что играющий формирует матрицу вангера таким образом, что хитрый, но сокрытый от нас план инферналов терпит крах из-за спонтанного возникновения в УниВанге некоей непредвиденной флуктуациии, в ходе которой Потерянная Цепь начнёт функционировать совершенно непредсказуемым инферналами и спиритами образом.}}
* [[Вот это поворот!]] и [[Помидор в зеркале]] — концовка. {{spoiler|Как из концовки спиритов, так и инферналов (во втором случае — сложным околонаучным языком), становится понятно, что вангеров на самом деле не существует. Вернее, они не там, где кажутся… Однажды мехос [[Искусственный интеллект|просто приходит в движение и действует самостоятельно]] (правда, как это сходится со словами Липкого о бывшем эЛике, или с процедурой переноса холостого вангера между эскейвами цикс, знал только КранК). Также выясняется, что спириты воспользовались временной петлёй, и сама игра «Вангеры» была разработана не без их помощи. Ну, а вы — [[Разрушение четвёртой стены|то есть, игрок]], — по сути, всё это время не отыгрывали вангера, а сами и были Вангером. То есть, вы сами погрузились в мир, вы его прочувствовали и пережили, и — что самое важное — вы научили свою машину, как ей ездить и справляться в ситуациях, приняв, таким образом, участие в некоем глобальном эксперименте спиритов, и своими действиями сформировав поведенческую матрицу будущего вангера; по окончании эксперимента Вангер обретает независимость и уезжает в самостоятельное приключение. Вот именно это и значит надпись «Соединяем с вашим Вангером» на экране загрузки. Третья же концовка даёт нам понять, что играющий формирует матрицу вангера таким образом, что хитрый, но сокрытый от нас план инферналов терпит крах из-за спонтанного возникновения в УниВанге некоей непредвиденной флуктуации, в ходе которой Потерянная Цепь начнёт функционировать совершенно непредсказуемым инферналами и спиритам образом – или, проще говоря, мы обманули администрацию и законы Вселенной, и сумели создать независимую третью сторону.}}
* [[Досрочная концовка]] — если чем-либо расстроить Гирю. Либо при использовании способности «Счастливчик» Механического Мессии.
* [[Досрочная концовка]] — если чем-либо расстроить Гирю, {{spoiler|сами поучаствуете в его соревнованиях}}. Либо при использовании способности «Счастливчик» Механического Мессии: {{spoiler|она тут же отправляет вас на Землю, заканчивая сюжет. На самом деле, это [[проверка на вшивость]] от Спиритов, и после отправки на Землю вам объявляют: вы досрочно попытались закончить простройку монады, так что вы – читер, а ваша недо-монада объявляется браком и списывается}}.
* [[Жуткая кукла]] — Механический Мессия. Настолько жуткая, что вангера с такой игрушкой в трюме просто выкидывают из любого эскейва. Про Спумию и говорить не стоит.
* [[Жертва сверхспециализации]] — три из пяти уникальных мехосов таким страдают:
** Винтокрыл способен бесконечно летать, но трюм у него маленький и неудобный — понятно почему: там утяжели хоть что-то, и мехос просто не взлетит.
** Жаба годится для того, чтобы плавать и нырять. Ни на что другое она не годится.
** Червонец может бесконечно ползать под землёй. А вот на поверхности он еле-еле прёт.
* [[Жуткая кукла]] — Механический Мессия. Настолько жуткая, что вангера с такой игрушкой в трюме просто выкидывают из любого эскейва.
** Спумия тоже подходит под троп, но по другой причине: если Мессия — на самом деле опасное древнее оружие, то Спумия безобидна, но пугает всех своим происхождением. {{spoiler|Это сушёное тело спирита, [[Ретроактивное бессмертие|но оно ещё не умерло до конца]].}}
* [[Злой мух]] — Циксы, особенно из ЦыПы: очень они любят обворовывать вангеров. Хотя и в БиЗоне они не такие уж и добрые: вангеров не трогают, зато соседок из ЦыПы уже давно пытаются поубивать токсиком — отравой местного пошиба.
* [[Знать, где упадёшь]] — [[Фальшивая сложность|без этого игру пройти очень сложно]].
* [[Знать, где упадёшь]] — [[Фальшивая сложность|без этого игру пройти очень сложно]].
** Если приехать в любой эскейв Глоркса, не имея в трюме предмета под названием Раббокс, отберут все деньги и посадят на раффа. Об этом могут предупредить где-то на Фострале при входе в экскейв после получения ключа, но не сразу, а непонятно когда. Обходится ловушка приездом в Огород при зелёном цвете воды и жёлтой суше и тыканьем курсором в обрамление интерфейса пока не откроется ячейка с искомой вещью.
** Если приехать в любой эскейв Глоркса, не имея в трюме предмета под названием Раббокс, отберут все деньги и посадят на раффа. Об этом могут предупредить где-то на Фострале при входе в экскейв после получения ключа, но не сразу, а непонятно когда. Обходится ловушка приездом в Огород при зелёном цвете воды и жёлтой суше и тыканьем курсором в обрамление интерфейса, пока не откроется ячейка с искомой вещью.
** На Некроссе та же фигня. Если сразу поехать в ЦыПу, всё отберут и отправят в БиЗону. Если поехать первым делом туда, пошлют в ЦыПу. Чтобы не грабили, надо тыкаться в нижний эскейв несколько раз.
** На Некроссе та же фигня. Если сразу поехать в ЦыПу, всё отберут и отправят в БиЗону. Если поехать первым делом туда, пошлют в ЦыПу. Чтобы не грабили, надо тыкаться в нижний эскейв несколько раз.
** Чтобы достать артефакт с Бузины, нужно кодовое слово. Слово говорит первый доставленный пассажир (появляются как товары после выполнения табутаска) и записать его в игре некуда: какого-либо квестового журнала нет. Поэтому помните, что [[Darkest Dungeon|чрезмерная уверенность убивает медленно и коварно]], и запишите сами.
** Чтобы достать артефакт с Бузины, нужно кодовое слово. Слово говорит первый доставленный пассажир (появляются как товары после выполнения табутаска), и записать его в игре некуда: какого-либо квестового журнала нет. Поэтому помните, что [[Darkest Dungeon|чрезмерная уверенность убивает медленно и коварно]], и запишите сами.
** Аналогично с {{spoiler|десантом биосов на проклятые миры}}: куда и сколько отвёз, нигде не записывается, так что нужно составлять целую таблицу.
** Аналогично с {{spoiler|десантом биосов на проклятые миры}}: куда и сколько отвёз, нигде не записывается, так что нужно составлять целую таблицу.
* [[Кнопка берсерка]] — советник, который только что с вами говорил по душам, впадёт в истерику и выгонит вас, если вы привезёте ему нюхи от чужого биоса.
** Только попробуйте украсть у Липкого из эскейва Липурингу. Он сразу же пошлёт по вашу душу наёмного убийцу на грузовике. Впрочем, если честно вернуть ему Липурингу — наругает за наглость, но похвалит, что вы приехали с повинной.
** Сами биосы друг для друга — кому чудаковатые коллеги, а кому троп. Элиподы, например, придут в ярость, если им привезти бибурата. А бибураты — если привезти им циксу.
** Кстати, о бибуратах… У них там целая самолётная панель кнопок берсерка, начиная с отсутствия раббокса и заканчивая привозом не того товара. Сделаете что-то не так — отберут деньги, мехос, [[Досрочная концовка|а то и вообще]] [[Неадекватное возмездие|ответят несоразмерно]]. Но у них такая психология, они иначе не умеют.
* [[Край уровня]] — тороидальные миры «спаяны» краями с образованием гравитационных гор, не позволяющих быстро переместиться, скажем, из Подиша в Инкубатор. Однако, если найти Механического Мессию…
* [[Край уровня]] — тороидальные миры «спаяны» краями с образованием гравитационных гор, не позволяющих быстро переместиться, скажем, из Подиша в Инкубатор. Однако, если найти Механического Мессию…
** Если раффа подрывается на фостральском грибе, его может катапультировать через половину мира, и на перелёт отталкивающего барьера импульса тоже хватит. Этот манёвр может сильно помочь с квестами на участие в гонке, надо только [[Круто, но опасно|не убиться]].
** Если раффа подрывается на фостральском грибе, его может катапультировать через половину мира, и на перелёт отталкивающего барьера импульса тоже хватит. Этот манёвр может сильно помочь с квестами на участие в гонке, надо только [[Круто, но опасно|не убиться]].
Строка 59: Строка 71:
** Последний из Могикан. В некоторой степени. Огромная дура на шести колёсах… в трюм которой не помещается куккиш. И которая из-за своего размера не помещается на дорогу и не может заехать с первого раза в эскейв.
** Последний из Могикан. В некоторой степени. Огромная дура на шести колёсах… в трюм которой не помещается куккиш. И которая из-за своего размера не помещается на дорогу и не может заехать с первого раза в эскейв.
** Крастест-мортира. Совершенно неприличный урон компенсируется мизерной дальностью полёта снаряда, и поди ещё из неё попади по движущейся цели.
** Крастест-мортира. Совершенно неприличный урон компенсируется мизерной дальностью полёта снаряда, и поди ещё из неё попади по движущейся цели.
** Бут-сектор. По идее, даёт возможность заиметь несколько мехосов и переключаться между ними. Вот только на момент первого перемещения играющего пересаживают в раффу. Без раббокса. И, понятно, всего прочего содержимого трюма. И зачем всё это?
** Бут-сектор. По идее, даёт возможность заиметь несколько мехосов и переключаться между ними. Вот только на момент первого перемещения играющего пересаживают в раффу. Без раббокса. И, понятно, всего прочего содержимого трюма. Единственное ему применение — если вы очень-очень хотите кататься на «Могиканине» и {{spoiler|выполнить концовки Кармана или третьей стороны}}, вам всё-таки понадобится завести себе запасной грузовик.
** Пилот — автопилот, да. Но водит он как бот, [[Топографический кретинизм у ИИ|сами понимаете]].
** Пилот — автопилот, да. Но водит он как бот, [[Топографический кретинизм у ИИ|сами понимаете]].
* [[К чёрту сценарий!]] — это позволяет делать КротРиг, с помощью которого можно подкопать тайники, в частности — на Коксе и Бузине. По Коксу придётся изрядно попрыгать для выполнения этого трюка, а легальный доступ к хранилищу Бузины требует пароля, который даёт вам первый доставленный пассажир… см. выше. Способность «страус» Начертателя позволяет сделать так же, только с ним под землёй нельзя передвигаться.
* [[Круто, но не так, как рассчитывалось]] — циксы так и живут. В ЦыПе циксы пишут на необожжённых глиняных табличках сакральные истории про Маленького Цыка и нанимают вангеров, чтобы те возили таблички в БиЗону с целью заставить местных уверовать в Цыка. Те только посмеиваются и залепляют глиной дырки. А сами отсылают вангеров обратно в ЦыПу с токсиком, чтобы отравить тамошних обитательниц — только те давно их раскусили, и токсиком травят расплодившихся бибов.
* [[К чёрту сценарий!]] — это позволяет делать КротРиг, с помощью которого можно подкопать тайники, в частности — на Коксе и Бузине. По Коксу придётся изрядно попрыгать для выполнения этого трюка, а легальный доступ к хранилищу Бузины требует пароля, который даёт вам первый доставленный пассажир… см. выше. Или можно приехать туда на Червонце. Способность «страус» Начертателя позволяет сделать так же, только с ним под землёй нельзя передвигаться.
** А вот {{spoiler|на хМоке}} вас ждет субверсия. Там никак не подкопаться. {{spoiler|И ещё раз субверсия: под решётку может влезть биб…}}
* [[Ложный бог]] — Маленький Цык, которому посвящена ритуальная гонка цикс — Цыклоп, а также все попонки Цыфры. Вот эта синяя глиняная поделка с глазами не абы что, а последний софти!
* [[Ложный бог]] — Маленький Цык, которому посвящена ритуальная гонка цикс — Цыклоп, а также все попонки Цыфры. Вот эта синяя глиняная поделка с глазами не абы что, а последний софти!
* [[Мир смерти]] — Арк-а-Зной и Трилл.
* [[Мёртвые земли]] — {{spoiler|Икспло. Говорят, раньше там жил некий Ушедший Биос, но на момент повествования там только безжизненная пустыня}}. Скорее всего, местные обитатели вымерли из-за того, что {{spoiler|собрали всех кукол, как Карман и предлагает сделать}}.
* [[Музыкальный триппер]] — саундтрек, написанный лид-геймдизайнером КранКом и звуковиком Рубером въедается в мозг сразу и намертво.
* [[Мир смерти]] — Виксов, Арк-а-Зной, Кокс и Трилл. Виксов весь залит водой, но летать над ней опасно — в воздухе большие стаи мух-терминаторов. Почти то же самое — с Арк-а-Зноем: мух там меньше, но весь мир покрыт песком, в котором шурудят большие и опасные выползки. На Коксе быстро гаснет счет, а в темноте вы умрёте, если не проедете вовремя по трассе<ref>Почему — достоверно неизвестно. По механике игры, у вас заканчивается воздух; надо полагать, на Коксе такие законы физики, что дышать темно. А вот циксы говорят, что в темноте набегают софти, каким-то образом выжившие на этом мире, и просто разбирают мехос на запчасти.</ref>. Трилл же — [[педаль в пол]]: тропки там узенькие, падать с них нельзя (вместо воды на Трилле, похоже, лава: полсекунды в ней, и вангер сразу взрывается), а облететь сверху не выйдет — в небе летают огненные шары.
* [[Ненужная фича]] — большинство абилок Начертателя. Способ 83 только разбирает мехос на коридорную пыль и собирает обратно, страус и Цирк закапывает и подвешивает соответственно, при этом двигаться нельзя. Хотя у Страуса пара применений есть. Фестиваль бибов приносит копейки для того момента когда появляется. А вот размеривание позволяет легче протискиваться по Коксу.
* [[Музыкальный триппер]] — саундтрек, написанный ведущим геймдизайнером КранКом и звуковиком Рубером въедается в мозг сразу и намертво.
* [[Обычные необычные деньги]] — бибы. Жуки, ползающие по поверхности Цепи. Их можно давить, тем самым увеличивая счётчик денежных средств. Только это долго и муторно.
* [[Ненужная фича]] — большинство абилок Начертателя. Способ 83 только разбирает мехос на коридорную пыль и собирает обратно, Страус и Цирк закапывает и подвешивает соответственно, при этом двигаться нельзя. Хотя у Страуса пара применений есть. Фестиваль бибов приносит копейки для того момента, когда появляется. А вот Размеривание позволяет легче протискиваться по Коксу, да и Могиканина с его помощью можно быстро и без проблем загнать в эскейв. Ну, и Оградка: она отражает ''вообще все'' пули (и вражеские наружу, и ваши — обратно внутрь), но, например, соваться без неё на Трилл — всё равно, что сесть голой задницей на кактус.
* [[Обычные необычные деньги]] — бибы. Жуки, ползающие по поверхности Цепи. Их можно давить, тем самым увеличивая счётчик денежных средств. Только цены в магазинах такие, что задолбаетесь давить — легче на кого-нибудь поработать.
* [[Пейзажное порно]] и [[Пейзажное гуро]]. УниВанг весьма разнообразен!
* [[Пейзажное порно]] и [[Пейзажное гуро]]. УниВанг весьма разнообразен!
* {{spoiler|[[Персональная тюрьма]] — микромир хМок ничего в себе не содержит, кроме запертого бункера со Спумией, и коридоры туда не ведут. А Спумия ещё более или менее жива… если, конечно, Цыфра всё же не оказалась права про «сдохшего безумца на хМоке».}}
* [[Подземный город]] — эскейвы, бывшие убежища софти.
* [[Подземный город]] — эскейвы, бывшие убежища софти.
* [[Save scumming]] и [[Святой Рандомий]] — табутаски, задания Советников. Выдаются вслепую, колеблются от «разогнать 5 роёв», до «перелететь от эскейва к эскейву, ни разу ни приземлившись». А провал взятого табутаска грозит снижением важного параметра «удачи».
* [[Save scumming]] и [[Святой Рандомий]] — табутаски, задания Советников. Выдаются вслепую, колеблются от «разогнать 5 роёв», до «перелететь от эскейва к эскейву, ни разу ни приземлившись». А провал взятого табутаска грозит снижением важного параметра «удачи».
** [[Педаль в пол]] — Взятый табутаск можно проиграть (обычно) или выиграть (редко) вообще без усилий, просто потому, что (не) повезло взять его перед сменой «времени года», в которых отсчитывается отпущенный на выполнение задания срок и смена которых в игре никак не афишируется.
** [[Педаль в пол]] — Взятый табутаск можно проиграть (обычно) или выиграть (редко) вообще без усилий, просто потому, что (не) повезло взять его перед сменой «времени года», в которых отсчитывается отпущенный на выполнение задания, срок и смена которых в игре никак не афишируется. Разве что можно глянуть на таймер в левом нижнем углу.
*** Вроде бы таймер есть в левом нижнем углу.
* [[Сила катсцен на максимум]] — в заставочном ролике Кислый Монк стряхивает с хвоста Ат-Трактор Биббанозной Блокадой. Которая стреляет только вперед, а в Монка не то что не устанавливается — в трюм не влезает.
* [[Сила катсцен на максимум]] — в заставочном ролике Кислый Монк стряхивает с хвоста Ат-Трактор Биббанозной Блокадой. Которая стреляет только вперед, а в Монка не то что не устанавливается — в трюм не влезает.
* [[Стартовый ускоритель]] — нужно украсть у Липкого липурингу, дающую 50 удачи, [[Купи долбаный гайд!|РАСКОПАВ КУРСОРОМ СВОБОДНЫЕ ОТ ЕГО ТУШКИ ЯЧЕЙКИ ЭКРАНА ЭКСЕЙВА ВО ВРЕМЯ ЭЛИРЕКЦИИ]]. С удачей 50+ можно открыть особый тип тайников, в одном из них лежит инкарнатор — оружие, обменивающее мехосами стрелка и цель при попадании. Используем его на крутом мехосе киллера, которого за нами послали за воровство, убиваем собственного монка и возвращаем артефакт.
* [[Стартовый ускоритель]] — нужно украсть у Липкого липурингу, дающую 50 удачи, [[Купи долбаный гайд!|раскопав курсором свободные от его тушки ячейки экрана эскейва во время элирекции]]. С удачей 50+ можно открыть особый тип тайников, в одном из них лежит инкарнатор — оружие, обменивающее мехосами стрелка и цель при попадании. Используем его на крутом мехосе киллера, которого за нами послали за воровство, взрываем собственного монка и возвращаем артефакт.
* [[Так грубо, что уже смешно]] — игрища, проводимые Модным Гирей в Лампассах. Это надо читать. А один из бибуратских товаров называется «героин». Не подумайте плохого, это просто упакованный бибиурат, ожидающий транспортировки в Лампассы, чтобы там ''геройски'' убиться.
* [[Так грубо, что уже смешно]] — игрища, проводимые Модным Гирей в Лампассах. Это надо читать. А один из бибуратских товаров называется «героин». Не подумайте плохого, это просто упакованный буйный бибурат, ожидающий транспортировки в Лампассы, чтобы там ''геройски'' убиться во славу Бюро.
* [[Темнота смертельно опасна]] — на Коксе постепенно гаснет свет, и когда становится совсем темно, появляется счётчик воздуха как под водой с закономерным итогом по истечении времени. Чтобы бороться с темнотой, нужно ехать по стрелкам к лампам и последовательно их зажигать. В конце этой гонки и ждёт артефакт.
* [[Темнота смертельно опасна]] — на Коксе постепенно гаснет свет, и когда становится совсем темно, появляется счётчик воздуха как под водой с закономерным итогом по истечении времени. Чтобы бороться с темнотой, нужно ехать по стрелкам к лампам и последовательно их зажигать. В конце этой гонки и ждёт артефакт.
* [[Технотрёп]] — «Принцип действия базируется на мгновенных малопротяженных сдвигах пространственных решеток, диссоциирующих на время любые твёрдые образования.»
* [[Технотрёп]] — вам много такого придётся наслушаться от некоторых персонажей, особенно от {{spoiler|Парафина}}: «Принцип действия базируется на мгновенных малопротяженных сдвигах пространственных решеток, диссоциирующих на время любые твёрдые образования.»
** И, как уже выше было написано, его будет ''ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ'' много в концовке Кармана. Где вам, формально говоря, сообщается то же самое, что и в концовке Парафина, только с оговоркой, что именно Инферналы взяли ситуацию под свой контроль.
* [[Упрощённое снабжение]] — самый первый пулемёт «Махотин» перезаряжается при погружении мехоса в воду. А «гОрб-генератор» можно постоянно подзаряжать на специальной станции.
* [[Упрощённое снабжение]] — самый первый пулемёт «Махотин» перезаряжается при погружении мехоса в воду. А «гОрб-генератор» можно постоянно подзаряжать на специальной станции.
* [[Язык хмыканий]] — «Эмьемуль, эмьемуль!»
* [[Язык хмыканий]] — все советники так говорят. «Эмьемуль, эмьемуль!»
* [[Инсектоиды]] — Гусеницы-элиподы, жуки-бибураты, мухи-циксы. Как и их предки — криспо.
* [[Инсектоиды]] — Гусеницы-элиподы, жуки-бибураты, мухи-циксы. Как и их предки — криспо.
* [[Злой мух]] — Циксы.
* [[NPC не воруют]] — полная аверсия, вплоть до того, что во время нахождения в эскейвах мир снаружи продолжает жить, и, предусмотрительно выложив на землю Механического Мессию (ибо с ним в эскейв не пустят), вы можете, выйдя наружу, его не найти.
* [[NPC не воруют]] — полная аверсия, вплоть до того что во время нахождения в эксейвах мир снаружи продолжает жить, и предусмотрительно выложив на пол механического мессию (ибо с ним в эскейв не пустят), вы можете по выходу его не найти.
** NPC, похоже, воруют даже у советников: у некоторых можно выбить особые предметы, которые представляют для советников личную ценность, но которые мы выкопать в их покоях не можем (допустим, можно найти Палочку, ценную для Пальца). Если вернуть советнику, обязательно заслужите его уважение.
* [[NPC не трусят!]] — трусят ещё как, стоит только набрать достаточно [[Грозная репутация|авторитета]]. И у них самих параметр авторитета тоже имеется, так что реакции NPC друг на друга рассчитываются точно такие же, как на игрока.
* [[NPC не трусят!]] — трусят ещё как, стоит только набрать достаточно [[Грозная репутация|авторитета]]. И у них самих параметр авторитета тоже имеется, так что реакции NPC друг на друга рассчитываются точно такие же, как на игрока.
{{Nav/Games}}
{{Nav/Games}}
{{Nav/Science fiction}}
{{Nav/Science fiction}}
{{Nav/Зарубежное неангло-американское искусство}}
{{Nav/Зарубежное неангло-американское искусство}}

Текущая версия на 15:09, 24 февраля 2025

« Уж сколько недоумков, тебе подобных, я перевидал — а всё вас жалко… Вот так же и они бессмысленно моргали, не понимая, кто они, откуда и куда… (…) Когда-то я пытался долго вас учить, я говорил о банчах, о цепи, о подземных куклах, про глупых бибуратов, что живут на Глорксе, и кто такие раффа, про кузовки опять же… Вот-вот, я вижу лишний труд. Ты выпучил глаза свои пустые в попытке что-либо понять, но понять не в силах… »
— элипод Липкий, советник Подиша, эскейва на Фострале
« А что иль кто есть дальше идет название того/чего, о ком спрашивается, советник? »
— Протагонист спрашивает у советника о ком-то/чем-то

(link)

Заглавная тема

Вангеры — одна из самых необычных компьютерных игр ever. Жанрово представляет собой автомобильную аркаду с видом сверху в открытом (и совершенно безумном) мире. Собрали её в конце девяностых при помощи Си, ассемблера и такой-то матери калининградцы из «KD-Lab». Уникальна сразу несколькими аспектами:

  • это одна из немногих удачных отечественных игр на тот момент.
  • она сочетает в себе аркаду, квест, элементы РПГ и элитообразный геймплей — после открытия по сюжету коридоров, между мирами можно путешествовать совершенно свободно.
  • воксельные деформируемые ландшафты с возможностью сохранения всех изменений.
  • сеттинг. СЕТТИНГ.

Предыстория[править]

В недалёком будущем наука и эзотерика сливаются воедино, порождая эпохальный проект: «Исход». Экстрасенсы-спириты делятся с человечеством невероятной информацией: оказывается, космологические червоточины можно проделывать прямо с Земли при помощи специальных Коридоров, открывающихся в особое спанж-пространство — гиперкосмос, состоящий из миров-пузырьков. То, как человечество полетело на другую планету через спанж, можно лицезреть в вышедшей позже игре от КранКа сотоварищи: «Периметре», а пока вернёмся к «Вангерам». Люди радостно ломанулись осваивать спанж, не подозревая, что буквально через несколько «пузырьков» они вывалятся в родной мир одной коллективноразумного инсектоидного вида — криспо. Разразился конфликт, в ходе которого Коридоры на Землю и родной мир криспо оказались запечатанными, оставив колонистов и криспоидов наедине в небольшой цепочке спанж-миров. Инсектоиды, опытным путём выяснившие пригодность нежных человеческих тушек к разведению внутри оных собственного молодняка, немедленно приступили к сокращению поголовья неприятеля. Люди же, не желавшие становиться инкубаторами, в спешке изготовили некое хитрое биотехнологическое ОМП и жахнули. Жахнуло так, что в течение около тысячи земных лет в Потерянной Цепи бушевал страшный Суп Существ — биомолекулярный хаос, уничтоживший изначальных людей-софти (потому что мяконькие и слабые) и криспо, и оставивший в итоге три относительно жизнеспособных биоса: элиподов, бибуратов и цикс. Самым гадким оказалось то, что при видимой сохранности человеческого разума, новые виды сохраняли зависимость от криспоидной физиологии, а именно — от феромонных следов, оставляемых в толще грунта реликтовыми существами-куклами. И тут на сцену выходят вангеры

Вангерами в Цепи называют отчаянных искателей приключений, готовых перемещаться по Потерянной Цепи на старой технике софти, исполняя мудрёные прихоти биосов. Разумеется, не за просто так, а за горстку славных бибов! В роли одного из таких вангеров мы и начинаем свой нелёгкий путь колёсного катафальщика.

Биосы[править]

  • Элиподы. Жирные и премудрые червеобразные (с виду напоминающие гусеницу Cerura Vinula), способные единовременно видеть события, происходящие в Потерянной Цепи при помощи некоей «линзы». Общаются витиевато и заумно (Липкий, к примеру, вещает пятистопным ямбом). В целом, наиболее лояльны к вангерам. Криспоидный реликтовый паттерн: эЛирекция — ритуальная гонка с личинкой элипода в трюме. Зелёные.
  • Бибураты. Хитиновые, жукообразные и носатые. Бюрократы, зануды и носители квадратности и гнездовости. Вполне могут отобрать у незадачливого вангера его любимую коляску, если не узнать от элиподов некие хитрости. Криспоидный реликтовый паттерн: сбор плодов из летающих над миром Жаблей (Пип-Шоу и Ядерная Война). Красные.
  • Циксы. Двукрылы, мухообразны и феминны. Пишут и собирают всяческие истории из жизни Цепи — попонки. Главная цикса регулярно порывается сделать вангера любимым мужем. Ew. Криспоидный реликтовый паттерн: ритуальная гонка с Маленьким цЫком в трюме. Синие.
  • Спириты. Представлены единственным механическим резидентом, занимающим эскейв в Икспло — Парафином.
  • Инферналы. Странные сущности, проводящие в жизнь какие-то хитрые планы насчёт УниВанга 3/8. Антагонистичны спиритам. Представлены КарМаном — жёлтым кругом на Трилле.
  • Вангеры. Сокращение от «вандалы»+«герои». См. в тропах, ибо спойлеры и вообще.

Потерянная Цепь[править]

  • Фострал. Наша нубская песочница. Зелёный мир, полный взрывающихся грибов-вонючек и ржавеющих конструкций времён освоения софти. Как и все последующие основные миры, имеет топологию тора (бублика). Два эскейва: Подиш (Липкий) и Инкубатор (Палец, функция Липкого).
  • Глоркс. Водный мир с осыпающимися земляными мостами. Много водорослей и водоворотов. Три эскейва: ВигБу (вместилище Бюро, Буравчик), Лампассы (арена, Модный Гиря) и Огород (Обурец).
  • Некросс. Болотистый сине-зелёный мир. Дырчатые мосты, сухие русла и тайники под листьями. Два эскейва: ЦыПа (Цыфра, муженёк!) и БиЗона (Цыкатуха).
  • Икспло. Пустынный мир, полный пирамид. Необходим для продвижения по сюжету. Единственный эскейв: Спобс.
  • Трилл. Раскаленный мир с черными каменными дорожками над лавой. Также необходим по сюжету, вместо эскейва содержит Кармана - резидента инферналов, общающегося с вангером с помощью появляющегося прямо на экране текста.
  • Проклятые миры. Виксов, Кокс, Арк-а-Зной, Бузина и ХМок. Имеют сферическую топологию (а остальные — цилиндрическую). Содержат полезные в народном хозяйстве артефакты.

Тропы[править]

Ключевые образующие:

  • Авторские неологизмы — и никаким Крот-Ригом не добуриться до той геологической страты, куда уходит педаль мехоса в этом случае.
  • Вывих мозга — вся игра для неподготовленного игрока. На практически каждое внутримировое понятие есть своё особое слово, значение которого придётся выяснять играющему. «А что иль кто есть кузовки, советник?»
  • Суп существ.

Дальше по мелочи:

  • Ай, молодца!:
    • Если привезти элипода-пассажира бибуратам. Ещё гаже на душе будет, если привезти им же эЛика. Элиподы потому и боятся бибуратов, что те их едят, а эЛиками приправляют.
      • Чуть с фитильком, если привезти бибурата циксам. Не съедят, но запрут в клетку как живой экспонат.
        • А вот с остальными пассажирами аверсия: и циксы, и элиподы друг с другом любят поговорить о сущем. Бибураты же, если привезти им циксу, погонят вас подальше, ведь поведение цикс — неуставное!
    • При выполнении задания КарМана. Биосы получают в своё распоряжение кукол, закрывают эскейвы и уходят в вечную нирвану, что приведёт, в конечном итоге, к их быстрому вырождению и гибели.
    • Грубо говоря, и Парафин не лучше, хоть и с фитильком. Вы выбрасываете даже не по паре, а по одной штуке биосов с голым пигидием и без биба в кармане на необитаемые миры — какова вообще вероятность, что они там вообще выживут? А могли бы пользу принести.
  • Антизастревательная фича — каждый мехос оборудован встроенной прыгалкой, с помощью которой можно выбираться даже из самого сложного ландшафта. Также мехосы умеют кувыркаться вбок, что тоже бывает полезно.
    • А если задолбался пытаться выигрывать гонки Глоркса и Некросса, можно уйти погриндить и вернуться со 100000 бибов для ключа на Некросс и 500000 для ключа на Икспло.
  • Вот это поворот! и Помидор в зеркале — концовка. Как из концовки спиритов, так и инферналов (во втором случае — сложным околонаучным языком), становится понятно, что вангеров на самом деле не существует. Вернее, они не там, где кажутся… Однажды мехос просто приходит в движение и действует самостоятельно (правда, как это сходится со словами Липкого о бывшем эЛике, или с процедурой переноса холостого вангера между эскейвами цикс, знал только КранК). Также выясняется, что спириты воспользовались временной петлёй, и сама игра «Вангеры» была разработана не без их помощи. Ну, а вы — то есть, игрок, — по сути, всё это время не отыгрывали вангера, а сами и были Вангером. То есть, вы сами погрузились в мир, вы его прочувствовали и пережили, и — что самое важное — вы научили свою машину, как ей ездить и справляться в ситуациях, приняв, таким образом, участие в некоем глобальном эксперименте спиритов, и своими действиями сформировав поведенческую матрицу будущего вангера; по окончании эксперимента Вангер обретает независимость и уезжает в самостоятельное приключение. Вот именно это и значит надпись «Соединяем с вашим Вангером» на экране загрузки. Третья же концовка даёт нам понять, что играющий формирует матрицу вангера таким образом, что хитрый, но сокрытый от нас план инферналов терпит крах из-за спонтанного возникновения в УниВанге некоей непредвиденной флуктуации, в ходе которой Потерянная Цепь начнёт функционировать совершенно непредсказуемым инферналами и спиритам образом – или, проще говоря, мы обманули администрацию и законы Вселенной, и сумели создать независимую третью сторону.
  • Досрочная концовка — если чем-либо расстроить Гирю, сами поучаствуете в его соревнованиях. Либо при использовании способности «Счастливчик» Механического Мессии: она тут же отправляет вас на Землю, заканчивая сюжет. На самом деле, это проверка на вшивость от Спиритов, и после отправки на Землю вам объявляют: вы досрочно попытались закончить простройку монады, так что вы – читер, а ваша недо-монада объявляется браком и списывается.
  • Жертва сверхспециализации — три из пяти уникальных мехосов таким страдают:
    • Винтокрыл способен бесконечно летать, но трюм у него маленький и неудобный — понятно почему: там утяжели хоть что-то, и мехос просто не взлетит.
    • Жаба годится для того, чтобы плавать и нырять. Ни на что другое она не годится.
    • Червонец может бесконечно ползать под землёй. А вот на поверхности он еле-еле прёт.
  • Жуткая кукла — Механический Мессия. Настолько жуткая, что вангера с такой игрушкой в трюме просто выкидывают из любого эскейва.
    • Спумия тоже подходит под троп, но по другой причине: если Мессия — на самом деле опасное древнее оружие, то Спумия безобидна, но пугает всех своим происхождением. Это сушёное тело спирита, но оно ещё не умерло до конца.
  • Злой мух — Циксы, особенно из ЦыПы: очень они любят обворовывать вангеров. Хотя и в БиЗоне они не такие уж и добрые: вангеров не трогают, зато соседок из ЦыПы уже давно пытаются поубивать токсиком — отравой местного пошиба.
  • Знать, где упадёшь — без этого игру пройти очень сложно.
    • Если приехать в любой эскейв Глоркса, не имея в трюме предмета под названием Раббокс, отберут все деньги и посадят на раффа. Об этом могут предупредить где-то на Фострале при входе в экскейв после получения ключа, но не сразу, а непонятно когда. Обходится ловушка приездом в Огород при зелёном цвете воды и жёлтой суше и тыканьем курсором в обрамление интерфейса, пока не откроется ячейка с искомой вещью.
    • На Некроссе та же фигня. Если сразу поехать в ЦыПу, всё отберут и отправят в БиЗону. Если поехать первым делом туда, пошлют в ЦыПу. Чтобы не грабили, надо тыкаться в нижний эскейв несколько раз.
    • Чтобы достать артефакт с Бузины, нужно кодовое слово. Слово говорит первый доставленный пассажир (появляются как товары после выполнения табутаска), и записать его в игре некуда: какого-либо квестового журнала нет. Поэтому помните, что чрезмерная уверенность убивает медленно и коварно, и запишите сами.
    • Аналогично с десантом биосов на проклятые миры: куда и сколько отвёз, нигде не записывается, так что нужно составлять целую таблицу.
  • Кнопка берсерка — советник, который только что с вами говорил по душам, впадёт в истерику и выгонит вас, если вы привезёте ему нюхи от чужого биоса.
    • Только попробуйте украсть у Липкого из эскейва Липурингу. Он сразу же пошлёт по вашу душу наёмного убийцу на грузовике. Впрочем, если честно вернуть ему Липурингу — наругает за наглость, но похвалит, что вы приехали с повинной.
    • Сами биосы друг для друга — кому чудаковатые коллеги, а кому троп. Элиподы, например, придут в ярость, если им привезти бибурата. А бибураты — если привезти им циксу.
    • Кстати, о бибуратах… У них там целая самолётная панель кнопок берсерка, начиная с отсутствия раббокса и заканчивая привозом не того товара. Сделаете что-то не так — отберут деньги, мехос, а то и вообще ответят несоразмерно. Но у них такая психология, они иначе не умеют.
  • Край уровня — тороидальные миры «спаяны» краями с образованием гравитационных гор, не позволяющих быстро переместиться, скажем, из Подиша в Инкубатор. Однако, если найти Механического Мессию…
    • Если раффа подрывается на фостральском грибе, его может катапультировать через половину мира, и на перелёт отталкивающего барьера импульса тоже хватит. Этот манёвр может сильно помочь с квестами на участие в гонке, надо только не убиться.
  • Круто, но непрактично:
    • Железный Призрак. Отличный мехос, если бы не одно «но» — высокий центр тяжести. Проклянёте всё, если заедете на любую неровность.
    • Последний из Могикан. В некоторой степени. Огромная дура на шести колёсах… в трюм которой не помещается куккиш. И которая из-за своего размера не помещается на дорогу и не может заехать с первого раза в эскейв.
    • Крастест-мортира. Совершенно неприличный урон компенсируется мизерной дальностью полёта снаряда, и поди ещё из неё попади по движущейся цели.
    • Бут-сектор. По идее, даёт возможность заиметь несколько мехосов и переключаться между ними. Вот только на момент первого перемещения играющего пересаживают в раффу. Без раббокса. И, понятно, всего прочего содержимого трюма. Единственное ему применение — если вы очень-очень хотите кататься на «Могиканине» и выполнить концовки Кармана или третьей стороны, вам всё-таки понадобится завести себе запасной грузовик.
    • Пилот — автопилот, да. Но водит он как бот, сами понимаете.
  • Круто, но не так, как рассчитывалось — циксы так и живут. В ЦыПе циксы пишут на необожжённых глиняных табличках сакральные истории про Маленького Цыка и нанимают вангеров, чтобы те возили таблички в БиЗону с целью заставить местных уверовать в Цыка. Те только посмеиваются и залепляют глиной дырки. А сами отсылают вангеров обратно в ЦыПу с токсиком, чтобы отравить тамошних обитательниц — только те давно их раскусили, и токсиком травят расплодившихся бибов.
  • К чёрту сценарий! — это позволяет делать КротРиг, с помощью которого можно подкопать тайники, в частности — на Коксе и Бузине. По Коксу придётся изрядно попрыгать для выполнения этого трюка, а легальный доступ к хранилищу Бузины требует пароля, который даёт вам первый доставленный пассажир… см. выше. Или можно приехать туда на Червонце. Способность «страус» Начертателя позволяет сделать так же, только с ним под землёй нельзя передвигаться.
    • А вот на хМоке вас ждет субверсия. Там никак не подкопаться. И ещё раз субверсия: под решётку может влезть биб…
  • Ложный бог — Маленький Цык, которому посвящена ритуальная гонка цикс — Цыклоп, а также все попонки Цыфры. Вот эта синяя глиняная поделка с глазами не абы что, а последний софти!
  • Мёртвые земли — Икспло. Говорят, раньше там жил некий Ушедший Биос, но на момент повествования там только безжизненная пустыня. Скорее всего, местные обитатели вымерли из-за того, что собрали всех кукол, как Карман и предлагает сделать.
  • Мир смерти — Виксов, Арк-а-Зной, Кокс и Трилл. Виксов весь залит водой, но летать над ней опасно — в воздухе большие стаи мух-терминаторов. Почти то же самое — с Арк-а-Зноем: мух там меньше, но весь мир покрыт песком, в котором шурудят большие и опасные выползки. На Коксе быстро гаснет счет, а в темноте вы умрёте, если не проедете вовремя по трассе[1]. Трилл же — педаль в пол: тропки там узенькие, падать с них нельзя (вместо воды на Трилле, похоже, лава: полсекунды в ней, и вангер сразу взрывается), а облететь сверху не выйдет — в небе летают огненные шары.
  • Музыкальный триппер — саундтрек, написанный ведущим геймдизайнером КранКом и звуковиком Рубером въедается в мозг сразу и намертво.
  • Ненужная фича — большинство абилок Начертателя. Способ 83 только разбирает мехос на коридорную пыль и собирает обратно, Страус и Цирк закапывает и подвешивает соответственно, при этом двигаться нельзя. Хотя у Страуса пара применений есть. Фестиваль бибов приносит копейки для того момента, когда появляется. А вот Размеривание позволяет легче протискиваться по Коксу, да и Могиканина с его помощью можно быстро и без проблем загнать в эскейв. Ну, и Оградка: она отражает вообще все пули (и вражеские наружу, и ваши — обратно внутрь), но, например, соваться без неё на Трилл — всё равно, что сесть голой задницей на кактус.
  • Обычные необычные деньги — бибы. Жуки, ползающие по поверхности Цепи. Их можно давить, тем самым увеличивая счётчик денежных средств. Только цены в магазинах такие, что задолбаетесь давить — легче на кого-нибудь поработать.
  • Пейзажное порно и Пейзажное гуро. УниВанг весьма разнообразен!
  • Персональная тюрьма — микромир хМок ничего в себе не содержит, кроме запертого бункера со Спумией, и коридоры туда не ведут. А Спумия ещё более или менее жива… если, конечно, Цыфра всё же не оказалась права про «сдохшего безумца на хМоке».
  • Подземный город — эскейвы, бывшие убежища софти.
  • Save scumming и Святой Рандомий — табутаски, задания Советников. Выдаются вслепую, колеблются от «разогнать 5 роёв», до «перелететь от эскейва к эскейву, ни разу ни приземлившись». А провал взятого табутаска грозит снижением важного параметра «удачи».
    • Педаль в пол — Взятый табутаск можно проиграть (обычно) или выиграть (редко) вообще без усилий, просто потому, что (не) повезло взять его перед сменой «времени года», в которых отсчитывается отпущенный на выполнение задания, срок и смена которых в игре никак не афишируется. Разве что можно глянуть на таймер в левом нижнем углу.
  • Сила катсцен на максимум — в заставочном ролике Кислый Монк стряхивает с хвоста Ат-Трактор Биббанозной Блокадой. Которая стреляет только вперед, а в Монка не то что не устанавливается — в трюм не влезает.
  • Стартовый ускоритель — нужно украсть у Липкого липурингу, дающую 50 удачи, раскопав курсором свободные от его тушки ячейки экрана эскейва во время элирекции. С удачей 50+ можно открыть особый тип тайников, в одном из них лежит инкарнатор — оружие, обменивающее мехосами стрелка и цель при попадании. Используем его на крутом мехосе киллера, которого за нами послали за воровство, взрываем собственного монка и возвращаем артефакт.
  • Так грубо, что уже смешно — игрища, проводимые Модным Гирей в Лампассах. Это надо читать. А один из бибуратских товаров называется «героин». Не подумайте плохого, это просто упакованный буйный бибурат, ожидающий транспортировки в Лампассы, чтобы там геройски убиться во славу Бюро.
  • Темнота смертельно опасна — на Коксе постепенно гаснет свет, и когда становится совсем темно, появляется счётчик воздуха как под водой с закономерным итогом по истечении времени. Чтобы бороться с темнотой, нужно ехать по стрелкам к лампам и последовательно их зажигать. В конце этой гонки и ждёт артефакт.
  • Технотрёп — вам много такого придётся наслушаться от некоторых персонажей, особенно от Парафина: «Принцип действия базируется на мгновенных малопротяженных сдвигах пространственных решеток, диссоциирующих на время любые твёрдые образования.»
    • И, как уже выше было написано, его будет ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ много в концовке Кармана. Где вам, формально говоря, сообщается то же самое, что и в концовке Парафина, только с оговоркой, что именно Инферналы взяли ситуацию под свой контроль.
  • Упрощённое снабжение — самый первый пулемёт «Махотин» перезаряжается при погружении мехоса в воду. А «гОрб-генератор» можно постоянно подзаряжать на специальной станции.
  • Язык хмыканий — все советники так говорят. «Эмьемуль, эмьемуль!»
  • Инсектоиды — Гусеницы-элиподы, жуки-бибураты, мухи-циксы. Как и их предки — криспо.
  • NPC не воруют — полная аверсия, вплоть до того, что во время нахождения в эскейвах мир снаружи продолжает жить, и, предусмотрительно выложив на землю Механического Мессию (ибо с ним в эскейв не пустят), вы можете, выйдя наружу, его не найти.
    • NPC, похоже, воруют даже у советников: у некоторых можно выбить особые предметы, которые представляют для советников личную ценность, но которые мы выкопать в их покоях не можем (допустим, можно найти Палочку, ценную для Пальца). Если вернуть советнику, обязательно заслужите его уважение.
  • NPC не трусят! — трусят ещё как, стоит только набрать достаточно авторитета. И у них самих параметр авторитета тоже имеется, так что реакции NPC друг на друга рассчитываются точно такие же, как на игрока.
  1. Почему — достоверно неизвестно. По механике игры, у вас заканчивается воздух; надо полагать, на Коксе такие законы физики, что дышать темно. А вот циксы говорят, что в темноте набегают софти, каким-то образом выжившие на этом мире, и просто разбирают мехос на запчасти.